Учебный материал "АНОМАЛИИ ПРИКУСА КАК СЛЕДСТВИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ И НАРУШЕНИЙ РАБОТЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА"
статья

Гетманцева Мария Сергеевна

АНОМАЛИИ ПРИКУСА КАК СЛЕДСТВИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ И

НАРУШЕНИЙ РАБОТЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_prikusa_red.docx446.61 КБ

Предварительный просмотр:

 

АНОМАЛИИ ПРИКУСА КАК СЛЕДСТВИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ И

НАРУШЕНИЙ РАБОТЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Гетманцева М.С., СПб ГБПОУ «Колледж Петербургской моды»  

 

Аннотация:

По данным ряда отечественных авторов, исследовавших вопросы распространенности заболеваний зубочелюстных аномалий среди детского и подросткового населения, таковые встречаются в значительном количестве случаев и без необходимого лечения остаются с пациентами на всю оставшуюся жизнь. Более того, статистические данные говорят об отсутствии тенденции к снижению доли заболеваемости за последние несколько десятилетий. Почему аномалии прикуса становятся все более распространенными и как современному человеку минимизировать риск развития патологии?  

 

Ключевые слова:

Неправильный прикус, зубочелюстные аномалии, осанка, опорно-двигательный аппарат, дети, подростки

 

Распространенность стоматологических заболеваний в настоящее время является одной из актуальных проблем современной медицины как в России, так и во всем мире. При этом в структуре стоматологической заболеваемости зубочелюстные аномалии (ЗЧА) занимают третье место после кариеса зубов и заболеваний пародонта. Так, по данным ряда отечественных авторов, в различных регионах России среди детского население ЗЧА встречаются от 41,8 до 62,68%, среди подростков 15 лет – в среднем 54%. Кроме того, исследования, проводившиеся среди детского населения малых городов и сельских районов Центральной полосы России с 1984 по 2000 г., выявили рост распространенности ЗЧА [1]. Иными словами, несмотря на значительное развитие ортодонтии в последние десятилетия и совершенствования методов диагностики и лечения ЗЧА, их распространенность среди детей и подростков остается стабильно высокой при отсутствии тенденции к снижению [2]. Предполагается, что к таким результатам привел рост заболеваний опорно-двигательного аппарата, ставший следствием резко изменившихся условий труда и системы питания, хотя соответствующих исследований не проводилось.  

Среди всех ЗЧА выделяют аномалии (классификация МГМСУ им А. И. Евдокимова):

формы зуба, структуры твёрдых тканей зуба, цвета зуба, размера зуба, количества зубов, прорезывания зубов, а также аномалии положения зубов, которые в конечном счете могут привести к формированию неправильного прикуса, т.е. аномального смыкания зубных рядов.

Физиологический (правильный) прикус у человека характеризуется (рис.1):

 адекватной формой зубного ряда (верхний выглядит, как полуэллипс, нижний напоминает параболу);

 верхние резцы перекрывают нижние на ⅓ высоты; контакт есть между всеми зубами;

 нижние зубы располагаются отвесно, верхние наклонены;

 каждый зуб, кроме 4-х, имеет по 2 антагониста (единица напротив); правильный прикус на схеме отмечен симметрией резцов; − жевательные зубы контактируют друг с другом. [4]

 

 

Рисунок 1. Физиологический прикус. Источник: https://dentalroott.ru

Правильный прикус у взрослых может иметь свои  разновидности, которые считаются вариантом нормы: ортогнатический (верхние зубы слегка перекрывают нижние, все моляры и премоляры смыкаются); прямой (верхние зубы не перекрывают нижние, а стыкуются с ними, боковые зубы смыкаются хорошо); физиологическая прогения (нижние зубы выступают за верхние, но контакт сохраняется, боковые зубы смыкаются без щелей), бипрогнатический (резцы обеих челюстей наклонены вперед, при сохранном контакте).  Виды неправильного прикуса (рис.2):

  • дистальный: верхняя челюсть чрезмерно развита или наоборот отмечается недоразвитие нижней челюсти;
  • мезиальный: вперед выдвинута нижняя челюсть;
  • глубокий: верхние зубы закрывают нижнее более чем на половину;
  • открытый: большая часть зубов при соприкосновении челюстей не смыкается;  перекрестным: одностороннее недоразвитие одного из зубных рядов.

 

Рисунок 2: Виды неправильного прикуса. Источник: https://blotos.ru 

К неправильному прикусу относят также и дистопию. В том случае зубы занимают не свое место в ряду.

Как известно, к развитию ЗЧА могут приводить как внутренние, так и внешние факторы:

  • наследственность;
  • прием женщиной во время беременности некоторых лекарственных препаратов, а также хронические эндокринные и инфекционные заболевания будущей матери (ОРВИ, токсоплазмоз, краснуха); повышенная температура, недостаточное питание и дефицит витаминов и минералов; экологические факторы; падения и удары в области живота, стрессы в период беременности и проч.;
  • заболевания и травмы детского возраста: рахит, гиповитаминоз, искривление носовой перегородки, гипертрофия нёбных миндалин;
  • заболевания и нарушения работы опорно-двигательного аппарата.

Как показывает ряд исследований, последние зачастую приводят к аномальному положению зубов. Так, по результатам комплексного обследования детей в СанктПетербурге в возрасте от 5 до 12 лет с дистальным прикусом выявлено следующее:

 25% детей с дистальным нарушением прикуса отмечено изменение осанки, характеризующееся выраженным грудным кифозом и поясничным лордозом;

 у 20% детей выявлены сколиозы I, II степени;

 у 40% имеются нарушения осанки и деформации позвоночника в саггитальной плоскостях (рис.3);

 80% обследованных нуждаются в коррекции осанки. [5]

 

 

Рисунок 3. Плоскости тела человека. Источник: https://seminar-beauty.ru

 

По результатам наблюдений детей младшего школьного возраста в г. Москва установлено, что:  

  1. В результате функциональной перегрузки мышц шеи у большинства пациентов с дистальным и мезиальным прикусом наблюдается наклоненное вперед положение головы, западение грудной клетки уменьшение ее переднезаднего размера, изменение угла наклона рёбер, выступание лопаток, т.е. имеет место нарушенная осанка
  2. Сочетание ортодонтического лечения с лечебной гимнастикой, направленной на нормализацию осанки, ускоряет лечение и обеспечивает устойчивость его результатов. [6]

К аналогичным выводам привело исследование, проведенное в ФГУП «Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены Роспотребнадзора»: в результате исследования установлено, что показатели, характеризующие состояние осанки у детей, влияют только на трансверсальные и сагиттальные параметры верхней челюсти. Также автором статьи была представлена организационно-функциональная модель реабилитации и коррекции осанки у детей с целью профилактики возникновения ЗЧА, которая имеет положительный эффект (схема 1). [7]

 

 

Схеме 1. Организационно-функциональная модель профилактики ЗЧА у детей.

 В результате обследования школьников г. Рязань в возрасте 7–11 лет включительно оказалось, что в сменном прикусе была выявлена высокая распространенность ЗЧА, достигающая в возрасте 9 лет 97,0±2,09 %.  

Распространенность дистального прикуса преобладает в большинстве возрастных групп:  8 лет – 50,90±4,76 %, 9 лет – 39,40±6,01 %, 10 лет – 22,60±4,06 % и 11 лет – 10,30±3,25 %, и только в 7-летнем возрасте глубокий прикус занимает первое место (31,90±6,79 %). Однако такая ситуация не всегда является показанием для ортодонтического лечения, так как возможно наступление саморегуляции в связи с допрорезыванием постоянных моляров обеих челюстей; при этом дистальный прикус в большинстве случаев связан с патологией опорно-двигательной и дыхательной систем, поэтому требует комплексного подхода с привлечением профильных специалистов при оказании помощи таким больным. [8]

Помимо нарушений осанки к развитию ЗЧА может также приводить и длительное воздействие сил или дополнительного давления непосредственно на элементы зубочелюстной системы. Например, игра на скрипке оказывает существенное влияние на формирование деформаций и ЗЧА в трансверзальной, сагиттальной и вертикальной плоскостях. Это связано с тем, что музыкант использует нижнюю челюсть для фиксации инструмента. В результате анализа данных [9], полученных в ходе клинического обследования, были обнаружены типичные изменения у музыкантов, играющих на скрипке: у 70% нарушения осанки и у 48% нарушение симметричности лица. Кроме того, было выявлено, что степень выраженности изменений имеет прямую зависимость от продолжительности игры на инструменте и возраста начала обучения. Так, у обследованных скрипачей, стаж игры которых составлял менее 3 лет, степень деформаций была минимальна, разница между углами нижней челюсти справа и слева имеет наименьшее значение, степень выраженности нарушений осанки незначительна. В то же время лица, играющие на скрипке более 10 лет, имеют более выраженные отклонения от нормальных параметров и, как правило, имеют сравнительно более существенную асимметрию костей лицевого скелета и значительные нарушения осанки. 

 

Выводы

  1. В значительном количестве случаев развитие ЗЧА, а именно формирование дистального и мезиального прикусов, связано с различными заболеваниями опорнодвигательного аппарата, в частности, с нарушениями осанки, которые, в свою очередь, являются следствием современного образа жизни: длительного пребывания в статичном положении, гиподинамии и др.  
  2. В целях профилактики формирования ЗЧА рекомендуются следующие меры:

оценка степени риска (наследственность, наличие травм, образ жизни и др.), здравый подход к своему здоровью, включающий адекватные физические нагрузки, а также своевременное обращение к специалистам.  

  1. Лечение уже сформировавшейся ЗЧА должно быть комплексным, направленным не только на устранение самой аномалии, но и на причины ее возникновения. Для этих целей необходимо участие врачей-хирургов и ортопедов.

 

Список литературы. 1. Епифанов А.И. Ситуационный анализ потребности в ортодонтической помощи детского населения малых городов и сельских районов Центральной полосы России: Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2002. 25 с.

  1. Арзуманян А.Г., Фомина А.В. Изучение распространенности и структуры зубочелюстных аномалий среди детей и подростков (обзор литературы) // ВНМТ. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-rasprostranennosti-istruktury-zubochelyustnyh-anomaliy-sredi-detey-i-podrostkov-obzor-literatury (дата обращения: 17.02.2024).
  2. Персин Л. С. Виды зубочелюстных аномалий и их классифицирование. — М.: МГМСУ, 2006. — 32 с.
  3. Интернет-ресурс https://dentalroott.ru/articles/ispravlenie-prikusa/vidy-prikusa/ (дата обращения: 17.02.2024).
  4. Петросян Н.М. Влияние осанки на формирование дистального прикуса и челюстно- лицевой области у детей 5-12 лет // FORCIPE. 2019. №Приложение. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-osanki-na-formirovanie-distalnogo-prikusa-ichelyustno-litsevoy-oblasti-u-detey-5-12-let (дата обращения: 17.02.2024).

  1. Картон Елена Ароновна, Стасевич Наталья Юрьевна, Ганьшин Игорь Борисович, Овечкина Жанна Васильевна Образ жизни, состояние здоровья детей младшего школьного возраста с нарушением прикуса и разработка мероприятий профилактики аномалий окклюзии // Социальные аспекты здоровья населения. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-zhizni-sostoyanie-zdorovya-detey-mladshegoshkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-prikusa-i-razrabotka-meropriyatiy-profilaktiki-1 (дата обращения: 19.02.2024).
  2. Картон Елена Ароновна Организация и планирование комплексной реабилитации пациентов с сагиттальными аномалиями окклюзии // Социальные аспекты здоровья населения. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-iplanirovanie-kompleksnoy-reabilitatsii-patsientov-s-sagittalnymi-anomaliyami-okklyuzii

(дата обращения: 19.02.2024).

  1. Тихонов Владимир Эммануилович, Митин Николай Евгеньевич, Гришин Максим Игоревич Распространенность и структура зубочелюстных аномалий у школьников начальных классов г. Рязани // Проблемы стоматологии. 2017. №2. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranennost-i-struktura-zubochelyustnyh-anomaliyu-shkolnikov-nachalnyh-klassov-g-ryazani (дата обращения: 19.02.2024).

  1. Шатайло М.К., Дорошина Н.В., Елевтерова Е.Е., Архарова О.Н. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ

НА СКРИПКЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ //

Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.; URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=28178 (дата обращения: 19.02.2024).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ И ТРАВМАМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА.»

Мотивацией выбранной темы является тот факт, что выздоровление больных, не проходивших курс реабилитации после перенесенных заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата, протекает медленнее....

"Заболевание опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

"Заболевание опорно-двигательного аппарата и их профилактика"...

Методические рекомендации Комплексы лечебных упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития зрения, профессионально-прикладных физических качеств на уроках физической культуры для студентов 1-4 курсов специ

Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ...

Презентация по теме "Заболевания опорно-двигательного аппарата в гериатрической практике"

Заболевания опорно-двигательного аппарата принадлежат к числу наиболее распространенных у лиц пожилого и старческого возраста....

Дипломная работа Современные методы реабилитации пациентов пожилого возраста с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Современные методы реабилитации пациентов пожилого возраста с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.Особенности коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у лиц пожилого возрас...