"Заболевание опорно-двигательного аппарата и их профилактика"
методическая разработка на тему

Смагин Николай Иванович

"Заболевание опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Технологический колледж № 28

Смагин  Н.И.

Методическая разработка для студентов

Москва

2012

ПЛАН

  1.  Введение
  2. Заболевания опорно- двигательного аппарата.
  3. Лечебно-физическая культура при заболевании опорно- двигательного аппарата.
  4. Общеразвивающие  упражнения.
  5. Заключение.
  6. Список используемой литературы.

I  Введение.

Нужно, чтобы к физическим упражнениям

                                       приобщался каждый человек.

                                                             Без этого немыслимы никакие

                                                   разговоры о здоровом образе жизни.  

Н.М. Амосов                      

 Забота о здоровье ребенка - главная  задача родителей и педагогов.  Рождение  здорового ребенка - счастье. Но это только фундамент, на котором базируется вся последующая постройка. И от умения зодчего во многом зависит  ее прочность и красота. Каждый кирпичик – питание, сон, закаливание, гигиенический уход – должен быть положен на свое место и в свое время, сцементирован с другими правильными навыками, привычками.

Школьные уроки физической культуры не могут полностью  компенсировать дефицит движений. В результате у детей снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление, что, в свою очередь, приводит к малоподвижности.

Еще сложнее обстоит дело с ослабленными детьми. Многие из них оказываются в числе освобожденных от уроков физической культуры. Занятия в спецгруппах либо не проводятся вообще, либо недостаточно хорошо организованы, и дети стараются избежать их. И напрасно. Ведь правильно подобранные физические упражнения помогут устранить дефекты осанки, плоскостопия, бороться с избыточным весом. Физические упражнения способствуют также развитию дыхательного аппарата.

Комплексы упражнений могут быть составлены учителем физической культуры или педагогом дополнительного образования  и разучиваются учениками на дополнительных занятиях.

На дополнительных занятиях  можно осуществлять обучение без нежелательных их перегрузок.

Научные исследования свидетельствую о том, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют гармоническому развитию детей, повышают их физическую и умственную работоспособность, защитные свойства организма. Под влиянием рациональных физических нагрузок происходит перестройка функций отдельных органов и систем, а также взаимоотношений между ними. Заболеваемость детей, регулярно занимающихся физической культурой, значительно ниже.

Установлено, что физические нагрузки, соответствующие уровню подготовленности ребенка, способствуют развитию костной системы, удлиняют период ее роста; они улучшают морфологическую структуру организма, что связано в первую очередь с меньшим накоплением жировой ткани и преимущественным развитием активной массы тела.

Самочувствие – это живой барометр состояния организма. Регулярные занятия физической культурой способствую хорошему настроению, жизнерадостности, бодрости.

II.   Распространенные  заболевания опорно-двигательного аппарата.

На первом месте по распространенности стоят межпозвонковый остеохондроз и деформирующий спондилез, который является наиболее частой причиной болей в позвоночнике.  При этом заболевания развиваются  дегенеративно -  дистрофические  изменения в межпозвоночных хрящевых дисках, что ведет к их деформации и сближению тел позвонков. На краях позвонков при длительно текущем заболевании появляются наибольшие разрастания костной ткани – остеофиты. Чаще всего поражаются отделы  позвоночника, испытывающие наибольшую функциональную нагрузку: шейный и поясничный. Боль может быть односторонней или двухсторонней, или центральной. Она  усиливается  при движении, поднятии тяжестей или при длительном стоянии. В покое боль не беспокоит. При пальпации позвоночника можно обнаружить участки пальпаторной болезненности,  чаще всего в области остистых отростков. Может наблюдаться ограничение подвижности позвоночника преимущественно в одном направлении. Межпозвонковый остеохондроз может сопровождаться корешковым синдромом (резкая боль по ходу спинно -мозгового нерва),  развивающимся при защемлении корешка спинно – мозгового нерва либо из-за сильного сближения тел позвонков, либо при сдавливании остеофитами. Поражение позвоночного столба происходит также  при болезни Бехтерева (анкилозирующий  спондилоартрит). При болезни Бехтерева  развивается воспалительное поражение межпозвонковых суставов и спинальных связок, что сопровождается развитием болевого синдрома. Боль, распространенная по всей длине позвоночника  или  в проекции пораженного отдела, характеризуется постоянством, усиливается после продолжительного покоя, зависит от погодных условий.  Боль часто сочетается со скованностью в области пораженного отдела и более  выражена утром. Может развиваться корешковый синдром при защемлении корешков спинно- мозговых нервов в результате сближения тел позвонков. При прогрессировании заболевания происходит деформация позвоночника и изменение осанки больного: формируется либо «поза просителя», либо «доскообразная спина». Следующим за межпозвонковым остеохондрозом по распространенности можно назвать деформирующий остеоартроз.  Хроническое, медленно прогрессирующее заболевание, при котором  дегенеративно – дистрофические изменения развиваются  в гиалиновом хряще из-за несоответствия  нагрузки, испытываемой хрящом и его возможностью ей сопротивляться. Это несоответствие  вызывается либо чрезмерной нагрузкой на хрящ (при избыточной массе тела, особенностях профессиональной деятельности- грузчики, профессиональные спортсмены), либо функциональной неполноценностью  самого хряща, в связи с поражениями синовиальной оболочки сустава (отвечает за питание гиалинового хряща), нарушением трофики хряща (при некоторых заболевания обмена веществ эндокринных, неврологических и профессиональных болезнях, при которых в патологический процесс вовлекаются суставы).  В начале заболевания поражаются обычно крупные опорные суставы: коленные и тазобедренные. Боли в суставе возникают при чрезмерных на него нагрузках и усиливаются к концу дня. В покое  боли нет. В первой стадии болезни сустав внешне неизменен. При прогрессировании заболевания и развитии синовита (воспаление синовиальной оболочки сустава) боль становится постоянной,  сустав может быть припухлым, горячим и болезненным при пальпации. В течение заболевания развивается деформация сустава. В отличии от ревматоидного  артрита (см. ниже) отсутствует утренняя скованность, хотя после продолжительного пребывания в покое  возможна некоторая туго подвижность сустава. Симптоматика  при остеоартрозе нарастает к вечеру, а при ревматоидном артрите максимальная выраженность симптомов – утром. При длительно текущем заболевании  развивается некоторое ограничение в подвижности сустава, возможно появление хруста при пассивных движениях. Другим заболеванием, при котором происходит поражение суставов, является ревматоидный артрит- это хроническое системное иммуно – воспалительное  заболевание соединительной ткани, при котором развивается эрозивно- деструктивный полиартрит с поражением  преимущественно мелких суставов  кисти и стопы. Этиология заболевания неизвестна. На ранней стадии заболевания развивается симметричный полиартрит мелких суставов указанной локализации. Значительно позже  и не во всех случаях в процесс вовлекаются крупные суставы. Реже всего затрагиваются тазобедренные и плечевые суставы, иногда – височно- нижнечелюстные и атланто- аксиальное сочлинение. Боли в суставах  выраженные, ноющие, постоянные, сильнее выражены ночью и утром, усиливаются при активных и пассивных движениях, в течение дня могут ослабевать.  Внешне отмечается припухлость суставов, возможно ограничение подвижности в суставе, обусловленное болевым синдромом. Характерным признаком ревматоидного артрита является утренняя скованность во всем теле или только в пораженных суставах. Это состояние длится не менее получаса и проходит после активных движений. При дальнейшем прогрессировании заболевания присоединяется атрофия мышц, прилежащих к пораженным суставам. Заболевание характеризуется неуклонным прогрессированием   и развитием сезонных обострений, при которых возможны подъемы температуры, нарастание воспалительных изменений и болевого синдрома в пораженных суставах, вовлечение в процесс новых суставов. С течением заболевания суставы деформируются, развиваются стойкие контрактуры, значительное ограничение подвижности. Наиболее характерной является деформация кисти по образу «ласт моржа». Возможно формирование нестабильности в суставах и подвывихов.

 Среди болезней  обмена веществ,  ведущих к поражению суставов, наиболее значимой является подагра. Заболеванием значительно чаще болеют мужчины после 40 лет, чем другие возростно- половые группы. Это заболевание характеризуется нарушением обмена мочевой кислоты, которая в виде микрокристаллов моноурата натрия скапливается  в полости суставов. Течение заболевания кризовое,  обострение заболевания носит название « подагрическая атака» и обусловлено образованием в полости сустава новых кристаллов моноурата. Подагрический приступ чаще начинается ночью, накануне, возможно переедание мяса, стресс, травма, злоупотребление алкоголем. В типичных случаях заболевание начинается с острого артрита первого плюснефалангового сустава. В течение нескольких часов развивается выраженное припухлость сустава, покраснение сустава, кожа становится глянцевой, горячей на ощупь, напряженной. Появляется жгучая мучительная боль. Развивается лихорадка и ухудшение самочувствия. Продолжительность приступа от нескольких часов до нескольких дней. Стихание приступа происходит быстрее при приеме нестероидных противовоспалительных средств. С годами частота атак может увеличиваться, в патологический процесс вовлекаются новые суставы. Длительное и тяжелое течение заболевания характеризуется генерализацией подагрических изменений с распространением на позвоночник, грудино- ключичные сочленения, сухожилия. Постепенно боли приобретают постоянный характер, возникают контрактуры, суставы деформируются. Изменение суставов кисти могут напоминать изменения при ревматоидном артрите. Различия этих заболеваний проводят по особенностям клинической картины.

      Далее необходимо рассмотреть физические упражнения, способствующие снятию болевых синдромов и приостановке дальнейшего прогресса вышеописанных заболеваний.

III. Лечебная физическая культура при заболевании  опорно- двигательного  аппарата.

       При подборе физических упражнений для занятий лечебной гимнастикой, следует учитывать некоторые анатомо – биомеханические особенности пояснично - крестцового отдела позвоночника.

     1.Внутри дисковое давление  в пораженном диске снижается в горизонтальном положении и повышается почти вдвое в вертикальном. В связи с этим в острой и подострой стадии заболевания физические упражнения выполняют в исходном положении лежа на спине, на животе, на боку и стоя на четвереньках.

     2. Грыжа межпозвоночного диска  чаще всего вступает в «конфликт» с нервными корешками. Раздражение с последних передается на паравертебральные мышцы, что вызывает ответную реакцию в виде напряжения мышц. В тоже время напряжение мышц усиливая сдавливание нервного корешка, ухудшает кровоснабжение. Кроме того контрактура длинных мышц спины фиксирует диск в состоянии протрузии, а грыжа, продолжая раздражать нервные окончания, поддерживает и усиливает мышечное напряжение. Исходя из этого необходимо включать в занятия, уже на ранних стадиях заболевания,  упражнения на расслабление мышц туловища и конечностей.

     3. Сгибание туловища сопровождается расширением заднего межпозвоночного промежутка, натяжением  задней продольной связки, увеличением диаметра  межпозвоночного отверстия, что способствует фиксации фрагмента диска, уменьшению сдавливания нервного корешка. С этой целью  в занятия уже в подострой стадии заболевания используют:

а) физические упражнения, направленные на сгибание позвоночника (кифозирующие упражнения);

б) исходное положение – лежа на животе с подведением под живот небольших размеров ватно – марлевого валика ( подушечки). Благодаря этому при выполнении упражнений, связанных с некоторым разгибанием туловища, не будет происходить переразгибания в поясничном отделе позвоночника.

     4. При увеличении разгибания в поясничном отделе усиливается давление на задние отделы фиброзного кольца и заднюю продольную связку, богато иннервированную, а иногда и на нервный корешок, что проявляется болевым синдромом, напряжением длинных мышц спины. В связи с этим не следует включать в лечебную гимнастику физические упражнения, направленные на   разгибание поясничного отдела позвоночника ( особенно в острую и подострую стадии заболевания).

     5. «Вытяжении» позвоночника по его оси сопровождается увеличением межпозвоночного промежутка и диаметра межпозвоночного отверстия,  что способствует декомпрессии нервного корешка. Отсюда вытекает необходимость включения физических упражнений, направленных на  «вытяжение» поясничного отдела позвоночника, уже в острой и подострой стадиях заболевания.

     6. Патологическая подвижность тел смежных позвонков с явлениями нестабильности и смещения  их в следствие уплощения дегенерированного диска, спондилоартроза  с подвывихом  суставов и ослабления натяжения связочного аппарата позвоночника может привести к резкой деформации и сужению межпозвоночных отверстий и способствовать  появлению симптомов компрессии нервных корешков. В связи с этим необходимо учитывать следующее:

а) активные движения, способствующие увеличению подвижности в поясничном отделе позвоночника, еще больше травмируют дегенерированный  межпозвоночный  диск и  усиливают раздражение нервного корешка (эти движения можно рекомендовать лишь в не стадии обострения).

б) для стабилизации пораженного отдела позвоночника, укрепление мышц туловища, тазового пояса и конечностей, в занятиях используют статические упражнения (в начале по 2-3 секунды).

 В период обострения заболевания больным рекомендуется лежать на полужесткой постели. Чтобы расслабить мышцы следует подвести под колени ватно-марлевый валик.  Для декомпрессии  нервного корешка, улучшения его кровоснабжения  назначают тракционное лечение. Покой и разгрузка пораженного отдела позвоночника в этом периоде заболевания создают условия для рубцевания трещин и разрывов фиброзного кольца, что может явиться  залогом длительной ремиссии. Лечебная гимнастика направлена на снижение болевого синдрома, расслабление мышц  туловища и конечностей, улучшение кровоснабжения нервного корешка. В занятия включают упражнения для дистальных отделов нижних конечностей в сочетании со статическими  и  динамическими  дыхательными упражнениями, релаксацией мышц туловища и конечностей, которые выполняют в исходном положении лежа на спине, на животе и на боку. При возможности выполнения   активных движений  нижними конечностями их выполняют в облегченных условиях (подведение под конечность скользящей плоскости, использование роликовых тележек и т.д.).

      По мере уменьшения болевого синдрома необходимо переходить к упражнениям, направленным на «вытяжение» позвоночника, его «кифозирование», улучшение кровоснабжения околопозвоночных тканей. Упражнения выполняют в исходном положении лежа на спине,  на боку и стоя на четвереньках. Добавляют движения в средних и крупных суставах нижних конечностей, упражнения, направленные на сгибание позвоночника и его «вытяжение» по оси. Рекомендуются упражнения  в изометрическом напряжении мышц (например, давление поясничной областью на кушетку при согнутых в коленях ногах; это упражнение можно усложнить за счет одновременного напряжения ягодичных мышц и мышц промежности).эти упражнения увеличивают внутрибрюшное   давление и тем самым уменьшают внутридисковое  давление.

      Все упражнения выполняют свободно. Без усилий и резких движений. Начинают движения всегда со здоровой конечности, для уменьшения болевого синдрома упражнения выполняют с укороченным рычагом в медленном темпе, с малым числом повторений. Необходимы паузы для отдыха, не следует допускать утомления мышц больной конечности поясничной области. При хроническом  заболевании может наступить гипотрофия мышц спины и брюшного пресса. Необходимо укрепить мышцы туловища, сформировать «мышечный корсет» , который подобно ортопедическому, способствовал бы разгрузке позвоночника и помогал ему в  выполнении основных статических и биомеханических функций. С этой целью в занятия вводят динамические упражнения ( с легким отягощением и сопротивлением), которые больной выполняет без разгрузки пораженной конечности; статические упражнения ( для мышц туловища и нижних конечностей) с экспозицией 5-7с. Эти упражнения чередуют с дыхательными. Широко используют упражнения с гимнастическими предметами, у гимнастической стенки и в лечебном бассейне. С уменьшением болевого синдрома и нормализацией тонуса мышц восстанавливается  мобильность позвоночника, поэтому не следует включать специальные движения, направленные на восстановление подвижности  в пояснично- крестцовом отделе позвоночника. Так же спонтанно восстанавливается статика.               В связи с этим нецелесообразно использовать в занятиях упражнения, направленных на коррекцию осанки.

Нормализации тонуса мышц спины и улучшению кровоснабжения паравертебральных тканей способствует массаж мышц спины и поясничной области. При корешковом синдроме массируется и пораженная конечность.

Одним из ведущих средств консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий  эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза.

Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает:

- лечебную гимнастику;

- упражнения в воде;

- массаж;

- коррекцию положением;

- элементы спорта.

ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а так же индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно.

Методика ЛФК определяется так же степенью  сколиоза: при сколиозе  I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника, а в то время как при сколиозе II степени – также на коррекцию деформации. Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник -  мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно- поясничных мышц и др. из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.

 Одним из средств ЛФК является применение  элементов спорта:

- плавание стилем «брасс» после предварительного курса обучения. Элементы волейбола показаны детям  с компенсированным течением сколиоза.

Профилактика сколиоза предусматривает соблюдение правильной осанки. При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:

- сиди неподвижно не более 20 минут;

- старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого «перерыва» - 10 секунд

- сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом наоборот, разведи и т.д.

- старайся сидеть «правильно»: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;

- периодически делай специальные компенсаторные упражнения:

1) повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз.

2) прими на полу стойку  на коленях и вытянутых руках. Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно  сильнее прогнуть ее вниз.

 Утренняя гимнастика, оздоровительная  тренировка, активный отдых – необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается  он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

 Помимо упражнения общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения осанки… эти упражнения позволяют в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть своим телом.

 Следующие упражнения значительно укрепят мышцы спины  и удержат тело в правильном положении:

  1. И.п. – стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороны, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите  6-10 раз. Дыхание произвольное.
  2. И.п. – стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний – к тазу). Присядьте, вернитесь в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь в и.п. Наклонитесь  вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз
  3. И.п. – лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернуться  в и.п.
  4. И.п. – стоя на шаг от стены. Коснувшись  руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в и.п. повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите  от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела.
  5. И.п. – лежа на животе. Руки вытянуты вперед. Вытягиваем тело в «струнку» (тянуть носки и кисти в разные стороны) -1минута.

 Руки в упор, опираемся на ладони и по очереди поднимаем прямую ногу вверх – по 10 раз.

Руки над головой  в замок, поднимаем плечевой пояс и держим от 2-10 секунд – 6 раз. Поднять голову и руки вверх, прямыми руками делаем «ножницы», на касаясь пола – 1 минута.

«Лодочка» - руки в замок вытянуты вперед, ноги вместе прямые. Поднять руки, ноги, голову и держать 1 минуту – повторить  5-10 раз.

«Корзиночка» - берем руками ноги за лодыжки и поднимаемся вверх на животе, держать  от 2-10 секунд – повторить 10 раз.

  1. Брюшное дыхание. И.п. – на коленях. Стоя на коленях, руки вдоль туловища. Отклоняемся назад « как дощечка» -10-12 раз..
  2. И.п. то же, руки на поясе. Выпрямляем  по очереди ногу назад 10-12 раз.
  3. И.п. то же. Садимся на пол слева и справа от ступней, спина прямая-10-12 раз.
  4. И.п. то же, колени вместе, ступни широко разведены в стороны. Садимся между ступней и встаем. Спина  прямая -10-12 раз.
  5. И.п. - на четвереньках. Поднять правую (левую) прямую ногу и левую (правую) прямую руку, держать 2-6 секунд -10 раз
  6. И.п. то же, достать коленом до лба, откинуть голову  и ногу назад вверх -10 раз.
  7. И.п. то же, «кошечка» спину вверх и вниз -1минута
  8. И.п. то же, « по-турецки» - вытянуться руками вперед на пол, голова между руками, спину прогибать к полу -12 раз

Восстановить дыхание. Отдых в течение 3-5 минут: лежа на спине, глаза закрыты, руки вдоль туловища, ладони к верху, ноги на ширине плеч. Дыхание спокойное. После ЛФК принять теплый душ. Все упражнения нужно делать в среднем темпе и больше на разворот плеч назад.

Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к перерастяжению. Кроме этого хорошо принимать ванны с морской или океанической солью по 20 минут.

Необходимо самовытяжение пассивное: для этого головной конец кровати нужно приподнять на 10-15 сантиметров и лежать на спине и на животе по 40-50 минут расслабившись. Можно добавить висы на гимнастической стенке спиной к стене в течение 1-5 минут.

В домашних условиях больным  рекомендуется спать на жесткой кровати,  продолжать занятия лечебной гимнастикой для поддержания силы и выносливости мышц туловища и конечностей. Не рекомендуется поднимать тяжести, длительно находится в однообразной позе, переохлаждаться. Необходимо избегать резких, рывковых движений, вибрации, поэтому при длительных переездах ( к месту работы, командировки и др.), больному следует надевать ортопедический корсет. Однако постоянное ношение ортопедического корсета может привести к ослаблению мышц туловища и возникновению статических нарушений позвоночника, к болевому синдрому. Рекомендуются систематические занятия лечебной гимнастикой, плаванием, ходьбой на лыжах, пешие прогулки и др. В рабочих условиях больным необходимо соблюдать рекомендации, аналогичные для больных с локализацией процесса в грудном отделе позвоночника.

Приведенные  упражнения и системы упражнений, хотя и способны облегчить ощущения страдающего нарушениями осанки, но имеют временный характер. Не стоит забывать, что при систематическом нарушении правил работы за столом, рабочем местом, за компьютером, нарушение осанки могут вернуться в еще более выраженной форме. Поэтому задачей чрезвычайной важности является систематическое повторение лечебно- оздоровительных  комплексов и неукоснительное следование рекомендациям при работе, а так же систематическое выполнение общеразвивающих упражнений, способствующих поддержанию работоспособности организма.

IV. Общеразвивающие  упражнения.

  1. Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.
  2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке теннисный мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5-6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук – вдох, при опускании – выдох.
  3. Лежа на спине, руки вперед - в стороны. Выполнять окрестные движения прямыми руками в течение 15-20 сек. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.
  4. Лежа на спине, руки вперед - в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха – выдох.
  5. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха- выдох.
  6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 сек.
  7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед  и назад в течение 20 сек. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 сек.
  8. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять окрестные движения 15-20 сек. Смотреть на мысок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
  9. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15-20 сек. Смотреть на мысок одной ноги.
  10. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево, вернуть в исходное положение. Тоже левой ногой вверх- вправо. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.
  11. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести вправо, вернуть в исходное положение. Тоже повторить другой ногой влево 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.
  12. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10-15 раз с каждой ногой. Смотреть на мысок.
  13. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе  ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10-15 сек. Смотреть на мыски.
  14. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться     - вдох, опустить палку- выдох. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.
  15. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное положение. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.
  16. Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении- 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем 5 сек. в другом.
  17. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем – наоборот- 15-20 сек. смотреть то на одну, то на другую гантель.
  18. Стоя, гантели в опущенных  руках. Поднять гантели вверх, затем опустить.  Смотреть сначала  на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15-20 сек. менять направление движения глаз через 5 сек.
  19. Стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20-30 сек. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.
  20. Стоя, смотреть только вперед  на какой- либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить  8-10 раз в каждую сторону.
  21. Стоя, смотреть только вперед  на какой- либо предмет. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз.  Смотреть на какой- либо предмет.

V.  Заключение.

Оздоровительное значение физического воспитания для  детей с нарушениями состояния здоровья, занимающихся в специальных медицинских группах будет эффективным при правильно подобранных технологиях здоровьесбережения:

- изучение особенностей организма, перенесшего заболевания

- оценка состояния здоровья

- методы исследования физического развития и функциональных особенностей детей с ослабленным здоровьем.

- современные подходы к формам организации занятий в специальных медицинских группах.

- систематические занятия физическими упражнениями

- рациональный гигиенически  обоснованный режим

- разнообразные методы реабилитации  адаптации больных детей после разных заболеваний.

Технологии здоровьесбережения предполагают строгий контроль и оценку каждого тактического шага, соответствие его с выбранной стратегией и индивидуальными возможностями детского организма. Важное значение приобретает индивидуализация дозировок с учетом специфики заболевания, а так же динамика резервных возможностей организма. Специальные физические упражнения, определенные приемы и методы воздействий при многих заболеваниях представляют различные способы: в одних случаях необходимо снизить величину нагрузки, а в других – оказать преимущественное воздействие на нуждающуюся в стимуляции систему. Анализ состояния здоровья проводится по основным показателям: физическому развитию, общему соматическому и психоневрологическому статусу, состоянию функциональных систем организма, степени устойчивости к заболеваниям. Для этого применяются  методы  индивидуальных бесед с детьми, родителями, воспитателями: анкетирования родителей, воспитателей, учителей; анализ медицинских карт. На основании этого делается вывод, что при каждом заболевании, как бы оно глубоко не повредило важнейшие функциональные системы организма, могут быть найдены специфические средства и методы адаптивной физической культуры, способные улучшить состояние поврежденного организма. Ребенок в своем развитии проходит ряд этапов, к каждому из которых соответствует определенный уровень зрелости физиологических функций организма, что необходимо учитывать при выборе педагогических методик. Поэтому уровень психофизиологической, функциональной зрелости организма и   адаптации к внешнем факторам среды может быть главным критерием, определяющим способность ребенка приспосабливаться к условиям жизни. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в специальных медицинских группах, представляют собой комплекс различных средств, методов, форм. Чем разнообразнее формы занятий в специальных медицинских группах, тем больше выбор возможностей проведения этих занятий. При этом надо учитывать главное условие – подготовку кадров для работы с часто и длительно болеющими детьми. В институтах и университетах физической культуры готовят учителей физкультуры, специалистов, владеющих медицинскими, педагогическими знаниями и умениями применять средства адаптивной физической культуры для восстановления здоровья детей, но до сих пор нет четко отлаженной системы оздоровления нации. Решающее значение в реализации задач оздоровления нации является разработка государственных программ оздоровления подрастающего поколения, создание материально- технической базы, обеспечение школ медицинскими и педагогическими кадрами, укрепление института семьи.

VI.   Список  использованной литературы.

  1. Л.И. Латохина. Творим здоровье души и тела. ИК «Комплект». Санкт- Петербург. 1997 год.
  2. М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова.  Занятия физической культуры со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. Москва. «Просвящение» 1998 год.
  3. В.В. Икова. Лечебная физическая культура при дефектах осанки и сколиозах у школьников. Государственное издание медицинской литературы. Ленинград.1963 год.
  4. Л.И. Ефремова. Лечебная физическая культура при дефектах осанки школьника. Методическая разработка. Москва . 1977 год.
  5. Е. Талага. Энциклопедия физических упражнений. Москва «Физкультура и спорт» 1988 год.
  6. Н.Н. Чесноков. Адаптивная физическая культура. Москва 2001 год.
  7. М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева. Режим дня школьника. Москва изд. Центр «Вентана – граф» 2002 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Комплексы лечебных упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития зрения, профессионально-прикладных физических качеств на уроках физической культуры для студентов 1-4 курсов специ

Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ...

Презентация по теме "Заболевания опорно-двигательного аппарата в гериатрической практике"

Заболевания опорно-двигательного аппарата принадлежат к числу наиболее распространенных у лиц пожилого и старческого возраста....

Дипломная работа Современные методы реабилитации пациентов пожилого возраста с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Современные методы реабилитации пациентов пожилого возраста с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.Особенности коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у лиц пожилого возрас...

Заболевания опорно-двигательного аппарата.

Профилактика нарушений опорно-двигательной системы. Рекомендации...