Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов как средство повышения мотивации к обучению в рамках изучения обществознания.
статья

Эрнест Юрьевич Енгоян

Активные методы обучения, формирование обстановки творческой активности позволяют достигнуть целей обучения, связанных с развитием интеллекта ребенка. Формирование интеллекта начинается с образных представлений про обществознание на эмоционально - нравственном уровне. Далее формируется аналитическое мышление, т.е. умения выявлять причинно-следственные связи. Развивающее обучение стимулирует такие процессы, как восприятие, внимание, мышление, память, развивает творческие способности. Логические схемы, трёхчастный дневник, синквейн, кластер, проекты, проблемные задачи, дидактические игры, эвристическая беседа, дискуссия, групповая работа, творческо-поисковые задания, используемые на уроках обществознания, позволяют включить учащихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности и оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_21_noyabrya_2024.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Гуковский строительный техникум»

ДОКЛАД

 Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов как средство повышения мотивации к обучению в рамках изучения обществознания.            

Преподаватель:

Енгоян Эрнест Юрьевич

2024 г.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. В основных государственных документах об образовании делается акцент на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Необходимо вовлечь каждого студента в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого обучающегося, применения им на практике этих знаний и чёткого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования. Уроки обществознания дают широкую возможность для развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

Активные методы обучения, формирование обстановки творческой активности позволяют достигнуть целей обучения, связанных с развитием интеллекта ребенка. Формирование интеллекта начинается с образных представлений про обществознание на эмоционально - нравственном уровне. Далее формируется аналитическое мышление, т.е. умения выявлять причинно-следственные связи. Развивающее обучение стимулирует такие процессы, как восприятие, внимание, мышление, память, развивает творческие способности. Логические схемы, трёхчастный дневник, синквейн, кластер, проекты, проблемные задачи, дидактические игры, эвристическая беседа, дискуссия, групповая работа, творческо-поисковые задания, используемые на уроках обществознания, позволяют включить учащихся в целенаправленный творческий процесс мыслительной деятельности и оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Термин «мотивация» относительно новый для отечественной педагогики, хотя работы отечественных психологов по этой теме приобрели мировую известность. В советские времена считалось, что ребёнок должен быть изначально мотивирован к получению знаний, и поэтому специально заниматься развитием мотивации не было необходимости. Однако современные дети слабо заинтересованы в обучении. В настоящее время вопросы мотивации стали актуальны и для педагогики: рассматриваются общие вопросы мотивации, мотивационная готовность, мотивация учения, диагностика мотивации и другие аспекты проблемы.

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Любой преподаватель знает, что заинтересованный студент учится лучше. Решению этой задачи помогут чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Формированию интереса способствуют занимательность изложения учебного материала (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи преподавателя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся). Другими словами, чтобы воспитать у студента здоровое стремление к достижению намеченной цели, преподаватели сами должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам студентов.

Рассмотрим мотивационный цикл, позволяющий педагогу сделать максимально эффективным каждый этап урока обществознания и тем самым способствовать интеллектуальному и творческому развитию студентов.

Первый этап: возникновение мотивации.

На данном этапе нужно зафиксировать у учащихся мотивы предыдущих достижений:

- Мы хорошо поработали над предыдущей темой.

Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности:

- Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы.

Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность:

- А между тем это вам понадобится в таких-то ситуациях...

Второй этап: подкрепление и усиление возникшей мотивации.

На этом этапе используется чередование разных видов деятельности, материала различной степени трудности и оценивание, вызывающее положительные или отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность результатом деятельности. Целесообразно также активизировать познавательный интерес через поисковую деятельность самих учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

Остановимся на конкретных примерах.

1. Ситуативная методика: в ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но должны быть основаны на реальных фактах.

 2. Использование нескольких терминов или понятий: ряд понятий или терминов, представляющих смысловое единство, может быть предложен для самостоятельного определения темы. Кроме того, преподаватель может использовать несколько определений одного понятия, попросив выбрать наиболее удачное и пояснить.

Например, обучающимся даётся ряд терминов: плюрализм, многопартийность, принцип разделения властей, народовластие. Вопрос к обучающимся: определите тему сегодняшнего урока. Правильный ответ: демократия. И тут же звучит несколько определений термина «демократия», выводящих на дискуссию, задача которой — точно установить единственно верное определение.

3. Интерактивные методики «Пропущенная фраза» и «Абракадабра»: эффективным способом мотивации является предложение учащимся вставить пропущенные слова в высказывание или предложение.

«Пропущенная фраза». Например, «Равенство … не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются» (Сенека) — прав.

4. Проведение аналогий с произведениями художественной литературы. В сказке Андерсена «Новое платье короля» король покупает у портных платье, т. е. он является потребителем. Какое уточнение надо внести в текст сказки, чтобы король перестал им быть? В конце урока учащиеся объяснят, что потребитель — это тот, кто покупает вещи для личных нужд. Если предположить, что платье — спецодежда, то король не потребитель.

5. Афоризмы и цитаты известных людей: необходимо прочитать цитату и понять ее смысл, соотнеся с темой урока, термином, понятием и т. д.

Например, тема «Познание и поиск истины». «Малое знание дает людям гордыню, великое — дает смирение: так пустые колосья поднимают к небу надменные головы, полные зерном склоняют их долу к земле, своей матери», — так говорил                              Д.С. Мережковский. Вопрос к обучающимся: о чем говорит эта цитата?                            Ответ: о многообразии путей познания.

6. Творческий портрет идеального политика (госслужащего и т. д.): описать идеального политика, его характер, темперамент, профессиональные качества.

Например, закончите мысль: «Идеальный политик – это…» На основе предложенных вариантов творческих групп составьте общий портрет идеального политика и сравните с образцом, представленным в учебнике и др. Можно дополнить этот список и такими технологиями, как: использование групповой формы работы и общения в динамических (сменных) парах; предварительная подготовка учеников-консультантов; технология «сотрудничества», когда «каждый учит каждого» и «каждый работает на себя и других»; просмотр видеосюжета и т. д.

Третий этап: мотивация позитивного завершения учебной деятельности.

На данном этапе крайне важно, чтобы каждый студент вышел из деятельности с позитивным личным опытом, чтобы в конце занятия возникла позитивная установка на дальнейший процесс обучения, т. е. положительная мотивация перспективы. Оценивая результат, учитель обычно сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив.

Все перечисленные виды приёмов мотивации учащихся на уроке обществознания должны развивать интерес к данному предмету. Но нельзя забывать о внеурочной учебной мотивации: заинтересованность в различных делах, проходящих в учебном заведении, которые тесно перекликаются с обществознанием. Приведем лишь несколько примеров: участие обучающихся в студенческом самоуправлении, социальных акциях и мероприятиях, в тематических конкурсах, экскурсиях, встречах со знаменитыми людьми и др. Хорошие результаты даёт использование кроссворда, в котором часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объёма времени и поэтому даётся в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки.

Огромное значение для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, которая способствует не только развитию способностей студента, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, а самое главное способствует социальной адаптации в среде сверстников, позволяет почувствовать собственную значимость. Исследовательскую деятельность студентов необходимо развивать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Основной урочной исследовательской деятельностью является самостоятельная деятельность обучающихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем.

В заключение подведем итог и перечислим педагогические факторы, влияющие на формирование положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности у обучающихся: содержание учебного материала; организация учебной деятельности (поиск наиболее эффективных вариантов подачи материала); стиль педагогической деятельности педагога (занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия); коллективные, групповые формы учебной деятельности (принцип педагогики сотрудничества); оценка учебной деятельности студента в безличной форме, в сравнительной динамике (учёт различий в готовности к обучению, способностях обучающихся); активная внеурочная деятельность по преподаваемому предмету («подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приводит к формированию её устойчивости).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Интегрированные уоки - средство повышения мотивации к обучению"

Презентация в краткой форме раскрывает содержание методической разаработки о значении интегрированных уроков....

Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики.

Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики....

Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .

Исследовательская деятельность как средство повышения  мотивации обучающихся  к изучению английского языка ....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время применение компьютерных технологий в учебном процессе становится все более и более интенсивным. Все понимают, что в современном обучении компьютер – это не просто дань моде, эт...