Эффективность системного подхода при изучении обществознания
статья
Объектом обществознания является само общество. Предметом обществознания должно быть общество как система.
Именно системный подход изучения общества позволяет рассмотреть общество через призму удовлетворения всей совокупности человеческих потребностей, выступающих параметрами этой системы. На начальном этапе конструирования изучения обществознания, на этапе построения его содержания, можно заложить информационную, понятийную мотивацию обучения, актуализировать системность человеческого мировоззрения, дать системную ориентировку в социальном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_effektivnost_sistemnogo_podhoda_pri_izuchenii_obshchestvoznaniya.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Гуковский строительный техникум»
ДОКЛАД
Эффективность системного подхода
при изучении обществознания
Преподаватель:
Енгоян Эрнест Юрьевич
2024 г.
В условиях современного информационного потока потребность в интеграции наук отразилась в общественном сознании и на уровне среднего профессионального образования, что проявилось в общеобразовательной дисциплине обществознания.
Обществознание должно представлять собой метапредмет, включающий в себя и интегрирующий частные науки и отдельные их области на метанаучном уровне. На этом фоне перед педагогикой, стоит непосредственная задача передачи интегрированных знаний, формирования основ научного мышления, которое в первую очередь характеризуется целостностью и системностью.
Изучение дисциплины «Обществознание» — крайне важный теоретический этап социализации личности, поэтому педагогике необходимо обеспечить его эффективность. Преподавание обществознания, приведенное в систему, получает шанс быть присвоенным обучающимися, стать инструментом для ориентации в социальном мире в процессе социализации (это и профориентация, и самореализация, и активное участие в жизни общества, в том числе политическая активность, и ценности, и семья — в конечном счёте это выбор судьбы, сознательный и ответственный).
Объектом обществознания является само общество. Предметом обществознания должно быть общество как система.
Именно системный подход изучения общества позволяет рассмотреть общество через призму удовлетворения всей совокупности человеческих потребностей, выступающих параметрами этой системы. На начальном этапе конструирования изучения обществознания, на этапе построения его содержания, можно заложить информационную, понятийную мотивацию обучения, актуализировать системность человеческого мировоззрения, дать системную ориентировку в социальном мире.
Для описания системы общества крайне целесообразно применять системный подход, который предполагает анализ социальных структур, включающий изучение элементов общества и взаимосвязей между ними, а также анализ процессов и изменений, происходящих в обществе и отражающих тенденции его развития.
. Системный подход – это всегда комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого с позиций системного анализа. Учитываются все взаимосвязи отдельных структурных частей, выявления роли каждой из них в общем процессе функционирования системы, и, наоборот выявления воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.
Систему общества нужно рассматривать в двух планах — как теоретическую модель системы и как бытие системы в конкретно-исторических условиях. Таким образом, общенаучная методологическая база предстает системным методом опирается на всеобщие, универсальные философские и формально-логические методы. Метод системного анализа включает в себя поуровневый и межуровневый анализ системы. При переносе модели системы на объект, проявляющий явные признаки системности, системный анализ выступает в единстве с системным синтезом и моделированием на теоретическом и эмпирическом уровнях.
Поднимаясь над частнонаучными, специальными методами экономики, политологии, социологии, права, культурологии (в узком смысле) и т.д., которые не позволяют осуществить их интеграцию на метапредметном уровне, до общенаучных и всеобщих методов, мы формируем научное мышление и научное мировоззрение.
В качестве примера, проследим, как два основных понятия обязательного минимума содержания учебной программы в области обществознания, требующие междисциплинарной интеграции на метапредметном уровне, раскрываются существующими учебниками и как они могут быть описаны системным подходом.
Общество как сложная динамичная система
При всем различии в подходах интерпретации общество рассматривается как целостная система элементов тесно взаимосвязанных между собой. Основная задача системного подхода объяснить, как устроено общество, как оно функционирует и развивается, от чего разрушается.
А.Ю. Лазебникова, как и Л.Н. Боголюбов, даёт определение общества как системы и выделяет сферы общества как подсистемы, указывая на их связь между собой и ставя вопрос, какая является ведущей, определяющей общественное развитие. Вопрос динамики системы сводится к эволюционному и революционному путям. На модели системы общества видно, что характеристики параметров системы на макроуровне — это сферы общества, они не могут быть подсистемами, так как не находятся на мезоуровне по отношению к системе, хотя действительно связаны между собой через объект — общество. Их взаимовлияние и раскрывает динамику системы, для равновесия которой сама система вырабатывает специальные механизмы.
Описывая модель системы, можно выделять ее уровни, элементы-подсистемы, параметры и характеристики, вертикальные и горизонтальные связи, отношения и взаимодействия. Проделывая все то же самое с системой общества, нужно отдавать себе отчет, что есть уровни, что есть элементы и т.д.
Общество и природа
А.Ю. Лазебникова отмечает, что на определенном этапе эволюции дальнейшая биологическая эволюция человека стала возможной благодаря началу социальной эволюции. При системном подходе на модели генезиса системы при ее возникновении из среды выделяются внешние и внутренние факторы, рассматривается процесс приобретения элементами вторичных, не врожденных свойств для интеграции в систему. Это применимо к биологической и социальной эволюции. Отличие человеческого общества от животного сообщества при системном подходе исследуется через этапы генезиса системы общества, позволяя отойти от простого указания на внебиологический характер связи людей. Общество и природа действительно две самостоятельные системы, однако системный подход рассматривает общество как систему макроуровня, возникшую из среды — системы метауровня — и продолжающую функционировать в ней, сохраняя качество открытой системы. Если изучать человека как систему макроуровня, то общество становится метауровнем, социальной средой.
Географический фактор классификации цивилизаций демонстрирует открытость системы общества и ее взаимодействие со средой.
Л.Н. Боголюбов говорит об обособлении общества от природы и их взаимовлиянии, что соответствует модели генезиса системы общества. Перспективы выхода из экологического кризиса связаны с изменением культуры производства и технологий, т.е. со следующим этапом развития общества, а не просто с изменениями в правовой сфере, что, по сути, отражает системный подход.
Системный подход позволяет без выделения отдельных аспектов, частных точек зрения рассматривать объект во всех связях и зависимостях, осуществлять синтез теорий и категориальных аппаратов. Изучение общества как системы подразумевает, в том числе и создание системы знаний об обществе, которая в историческом аспекте будет историей общественной мысли, в научном — системой наук об обществе, человеке и природе. Различные части системы, элементы, параметры, связи, отношения будут описаны методами и категориями отдельных областей частных наук. Предмет обществознания не предполагает изучения экономики или, например, политологии как науки, однако он дает возможность увидеть предмет их изучения в системе общества, познакомиться со специальными методами, открыть законы частных наук как форму проявления всеобщих законов.
Поэтому наиболее правильным и эффективным подходом к изучению обществознания является системный подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
Современные подходы к анализу урока русского языка....
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества...
ЧЕРЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ.
ЧЕРЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ В ХОДЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ В ОБУЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ. Статья....
Статья "Системный подход в профилактике нарушений осанки у обучающихся в условиях профессиональной образовательной организации"
В статье освещен вопрос системного подхода при профилактике нарушений осанки. Раскрыты основные причины возникновения нарушений осанки, способы профилактики в условиях образовательного учреждения....
Системный подход как средство повышения результативности обучения (на примере дисциплин ОП цикла)
Доклад «Системный подход как средство повышения результативности обучения (на примере дисциплин ОП цикла)» представлен на Педагогических чтениях в ГБПОУДЗМ "МК2"...
Современные подходы к предмету "Обществознание»
В современное время обществознание является одним из основных предметов в системе образования, так как должно обеспечить формирование миро-воззренческой сферы обучающихся, личностных основ российской ...
Научные статья на тему "Реализация системного подхода в проектной деятельности при обучении физике в медицинских образовательных учреждениях" в журнале СПО №8, 2019 года, который входит в перечень ВАК
В статье рассматривается применение системного подхода в проектной деятельности при обучении физике. Системный подход позволяет связывать теорию с личной практикой учащихся. Применение компьютерных те...