Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества
статья на тему
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_podkhod.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Н.В. Новолодская, Минусинский медицинский техникум
Основная задача образовательного учреждения состоит сегодня в подготовке выпускника, не только в совершенстве изучившего специальный предмет, не только хорошо знающего теоретические положения, но и владеющего новыми информационными технологиями, что позволяет говорить о профессиональной компетентности будущего специалиста. В связи с этим совершенно необходимо, во-первых, чтобы научные знания, преподносимые студентам, не воспринимались ими дифференцированно от современного уровня информационной культуры; во-вторых, образование должно давать будущим специалистам не готовые знания, а выступать инструментом формирования различных способов мышления, адекватных разнообразным видам их будущей деятельности.
Учебный процесс на всех уровнях и направлениях системы среднего профессионального образования должен быть сосредоточен на формировании глубоких убеждений, устойчивых навыков и постоянной потребности студентов к самосовершенствованию, в связи с чем так необходимы поиск и разработка новых современных подходов к процессу обучения. Существенная роль при этом отводится информационным технологиям. Создание системы их использования позволит совершить активный прорыв к качественно новой структуре преподавания информатики для будущих специалистов.
Компьютерные технологии как техническое средство обучения развиваются в рамках существующего учебного процесса, поэтому в большей или меньшей степени совместимы с ним. Но в то же время компьютерные технологии, создаваемые или созданные, могут и сами активно влиять на изменения не только методики преподавания, но и всего учебного процесса.
Преподаватель при наличии компьютерных средств обучения остается главным организатором процесса управления познавательной деятельностью студентов. И эффективность использования различных информационных технологий во многом зависит от того, как он их применяет. Отсюда следует, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы сам педагог был заинтересован в использовании компьютерных средств обучения. Сделать всё возможное, чтобы преподаватель, воспринимав эти средства в качестве своих помощников на педагогическом поприще, способствующих совершенствованию его мастерства. Это необходимо хотя бы потому, что введение всякого новшества в преподавании требует преодоления психологического барьера при его применении.
Современные тенденции совершенствования учебного процесса с использованием информационных технологий позволяют отметить как одну из проблем обучения будущих специалистов отсутствие систематизации информационных средств, в первую очередь -компьютерных, используемых или потенциально возможных к использованию для обучения студентов.
Информационные средства включают в себя компьютерные, аудио- и видеопрограммы, печатные материалы.
Информационные средства, применяемые в образовании, порядок и особенности их использования, наличие обратной связи, позволяющей корректировать учебную программу, объединяются общим термином информационные технологии.
В зависимости от содержательной направленности информационные средства в профессиональной подготовке будущих специалистов подразделяются на: обучающие; контролирующие; информационные; игровые; комплексные (рис 1.)
Рис. 1. Виды и типы информационных технологий.
Наиболее наглядно такая классификация прослеживается на примере информационных компьютерных средств (рис. 2).
Рис. 2 Классификация информационных компьютерных средств обучения
Каждое из этих направлений включает следующие принципы применения компьютерных технологий в образовательном процессе:
- принцип инновации, когда специальные учебные курсы содержат материалы по изучению различных аспектов и возможностей применения компьютерной техники как в учебном процессе, так и в работе по предлагаемой специальности;
- принцип моделирования - использование специальных учебных курсов, сочетающих в себе теоретическое ознакомление с практическим использованием результатов на занятиях;
- принцип сопровождения - применение методики преподавания теоретического и практического разделов информатики для обучения будущих специалистов с использованием компьютерных технологий;
- принцип информационного обеспечения - получение необходимой информации по требуемому предмету с помощью специализированных информационных компьютерных программ.
Использование информационных технологий в учебном процессе (рис. 3) позволяет активизировать факторы, способствующие реализации основных задач образования, и осуществлять процесс обучения по более прогрессивной схеме - интенсивной, когда у студентов формируется готовность не только к освоению определенных знаний и умений, но и к постоянному самосовершенствованию и развитию творческих потенций
Рис. 3. Возможности информационных технологий.
Важность использования ресурсов и технологий Интернета в образовании не нуждается сегодня в особых доказательствах. Все развитые страны мира имеют более или менее обширные программы развития Интернета в сфере образования.
Одним из наиболее важных преимуществ, предоставляемых Интернетом для организации образовательного процесса, является увеличение доступности справочных материалов и данных для всех категорий пользователей. Интернет является подлинно открытой технологией, с помощью которой пользователям с любыми аппаратными и программными средствами можно извлекать из Сети необходимую информацию вне зависимости от места нахождения баз данных и знаний. В географических условиях нашей страны телекоммуникационный доступ к таким ресурсам трудно переоценить.
Потенциально наиболее эффективным и насыщенным источником информации в Интернете становятся комплексные виртуальные библиотеки. Цифровая форма предоставления информации в Интернете и постоянно растущая производительность оборудования сделали возможным обработку и распространение в Сети не только текстов, но и аудиозаписей, изображений и видеофильмов.
Под использованием Интернета в образовании понимается применение различных интернет-технологий для решения многообразных образовательных и педагогических задач (работа с базами данных и электронными энциклопедиями, использование онлайн-материалов и интерактивных Web-пособий, возможность проведения видеоконференций, получения консультаций экспертов, коммуникация со сверстниками, создание собственных Web-страниц и журналов, участие в научно-исследовательских и творческих проектах, совместная деятельность в виртуальной среде и т.д.).
Другой инновационной технологией в области информатизации образования, на которой фокусируется в настоящее время пристальное внимание специалистов, является внедрение в образовательный процесс эффективных мультимедийно насыщенных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), приходящих на смену текстографическим электронным продуктам.
Существенные инновационные качества электронных образовательных ресурсов заключаются в следующем:
- ЭОР обеспечивают все компоненты образовательного процесса (лекционные, практические занятия, самостоятельную работу, виды текущего и итогового контроля, научно-исследовательскую и творческую деятельность и т.д.);
- интерактивность ЭОР способствует резкому расширению сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения;
- ЭОР предоставляет возможность удаленного (дистанционного) обучения (вне учебной аудитории - дома, в интернет-кафе, в библиотеке и т.д.).
Электронные средства обучения не заменяют собой преподавателя и предполагают возможность использования в сочетании с любыми традиционными учебниками. В них реализованы альтернативные формы подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Электронные издания позволяют обогатить курс обучения, дополнив его специфическими возможностями информационных технологий, и сделать его более интересным и привлекательным для учащихся. Высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курса, комплексность и интерактивность - вот те черты, которые делают электронные издания незаменимыми помощниками как для студента, так и для преподавателя.
Учитывая все вышесказанное, следует отметить, что требуется перестройка информационной подготовки студентов в зависимости от уровня их знаний и вида будущей профессиональной деятельности. Основное направление, в котором она может идти – использование связей между предметами.
Информатика как дисциплина в межпредметных связях (МПС) с другими науками не только органически включена в целостную систему представлений о мире, но и обогащает обучение и способствует формированию умений студентов работать с информацией, а также соответствует философскому аспекту межпредметных связей. Поэтому не вызывают сомнения целесообразность и необходимость установления межпредметных связей всех учебных дисциплин с курсом информатики, которые помогают раскрыть основы взаимосвязи «человек-общество-техника»
Выявление общих компонентов в содержании информационной подготовки для установления межпредметных связей необходимо осуществлять с учетом основных функций деятельности, а также этапов и звеньев подготовки специалиста. Это позволяет придать таким связям строгую целенаправленность, определить специфику и способы их реализации на каждом этапе подготовки специалиста.
Следующим требованием, которое важно соблюдать при осуществлении МПС в информационной подготовке студентов, является связь теории с практикой.
Еще одним важным требованием является строгая профессиональная направленность курса информатики с учетом профиля образовательного учреждения.
Необходимость профессиональной ориентации знаний, навыков и умений в области информатики и информационных технологий обусловливается тем обстоятельством, что компьютер в учебном процессе образовательного учреждения выступает как средство обучения. Практическое применение информационных технологий требует особых, методически ориентированных знаний, навыков и умений использования ЭВМ в различных ситуациях.
Профессиональная направленность самого процесса обучения информатике предполагает такую его организацию, при которой преподаватель не только сообщает знания, формирует специальные навыки и умения по предмету, но и создает условия для развития у обучающихся профессионально-методических умений, необходимых для осуществления профессиональных функций будущих специалистов путем привлечения их по ходу занятия к решению профессионально направленных заданий. Конечным результатом данного подхода является профессионально направленное владение студентами информатикой и информационными технологиями как предметом и средством обучения.
Таким образом, успешность подготовки к будущей профессиональной деятельности зависит от максимального учета требований будущей профессии при обучении информатике и профессионально-педагогической направленности курса информатики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление качеством подготовки специалистов к профессиональной деятельности.
В статья изложена информация о качестве подготовки специалистов к будущей профессии....
Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов по профессиональным модулям "Константы здорового человека в разные периоды его жизни. Методы обследования"
Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов по профессиональным модулям . Константы здорового человека в разные периоды его жизни. Методы обследования...
Доклад на тему: "Роль дисциплины Иностранный язык в профессиональной деятельности в формировании общих компетенций студентов колледжа в условиях компетентностного подхода"
Текст доклада и презентация...
Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»
Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...
Статья "Системный подход в профилактике нарушений осанки у обучающихся в условиях профессиональной образовательной организации"
В статье освещен вопрос системного подхода при профилактике нарушений осанки. Раскрыты основные причины возникновения нарушений осанки, способы профилактики в условиях образовательного учреждения....
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
В статье представлены направления практико-ориентированного подхода в обучении. Дано определение технологического проектирования в строительстве и методы обучения студентов среднего профессионального ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия,...