«Психология социальной успешности обучающихся»
материал

Два кейса по проблеие социальной успешности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keysy.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Психология социальной успешности обучающихся»

                                 

             

Задание

Разработать два кейса по проблеме социальной успешности учащихся.

Один кейс, где проблема успешно решена.

Второй кейс, где проблема остается и нужно предложить возможные варианты ее решения.

1 кейс

Во втором классе начальной школы обучается слабый ребенок. Его одноклассники при каждом удобном случае физически и психологически издеваются над ним. В случае вызова учителем к доске, ребенок мнется, запинается, боясь насмешек при неправильном ответе.

Актуальность проблемы:

Неуспевающие ученики – одна из наиболее актуальных проблем общеобразовательной школы. Практически в каждом классе обучаются дети, не успевающие по одному или нескольким учебным предметам. В тоже время в системе образования на первое место в развитии детей выдвигается интеллектуальный компонент. Проблема неуспеваемости отрицательно сказывается на социализации. Так, если успешный ученик пользуется все большей популярностью в классе, то отчаянный двоечник приобретает низкий социальный статус. В большинстве случаев, он имеет слабые коммуникативные навыки, не умеет строить взаимоотношения с окружающими, одноклассники его сторонятся. В связи с этим, проблема преодоления школьной успеваемости во все времена является предметом исследований педагогов, психологов.

- Какова причина неуспеваемости данного ученика?

- Что было сделано классным руководителем для исправления неуспеваемости учащегося, его социализации в коллективе сверстников?

По нашему мнению, причина неуспеваемости учащегося скрывалась в нежелание учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Второклассник не умел и не мог заставить себя заниматься, в связи с этим все учебные предметы казались ему непреодолимо сложными.

Заметив это, классный руководитель старалась всеми доступными средствами (поощрение, стимулирование, похвала и др.) показать неуспевающему учащемуся радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту учебных предметов, развить интерес к ним. Успех борьбы с неуспеваемостью определил авторитет учителя, заинтересованность предметом, работа во внеурочное и учебное время.

Педагог создавал проблемные ситуации, активизируя самостоятельное мышление у неуспевающего учащегося; организовывал на уроке сотрудничество всех школьников, выстаивая позитивные отношения между ними; проявлял искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Индивидуально неуспевающему ребенку предлагал упражнения на развитие мышления, памяти, внимания «Самое главное», «Лучший вопрос», «Моментальное фото» и др.

С помощью правильной тактики опросов и поощрений (не только оценочной, но и замечаниями «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) педагог формировал у неуспевающего школьника уверенность в собственных силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность впоследствии помогала ученику в экстремальных стрессовых ситуациях, написания контрольных работ и т.д.

Слабый учащийся нуждался в понимании и поддержке со стороны сверстников. В противном случае у него мог развиться комплекс неполноценности, неуверенность в собственных силах и озлобленность на весь мир. Для этого классный руководитель закрепила за неуспевающим школьником сильного, способного контролировать работу сверстника, помогать, поддерживать его.

С целью создания гармонии во взаимоотношениях между учащимся, педагог поддержала неуспевающего ребенка. Она предложил детям совместно подготовить и выпустить газету о жизни класса. Полипроцессный характер газеты предполагал реализацию специфических видов деятельности учащихся, связанных с издательским циклом: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора. При этом педагог назначила в роли главного редактора слабого учащегося, а роли сотрудников редакции дети распределили между собой самостоятельно. Учащиеся составили план будущей газеты, продумали, какие моменты жизни класса в ней хотят отразить:

- звезда номера (учащиеся, достигшие каких-либо успехов).

- яркие моменты (наиболее интересные моменты, произошедшие в классе в течение месяца).

- поздравляем (фото и стихотворение для именинника).

- наше творчество (фото наиболее удачных детских работ)

- для папы, для мамы (рассказы учащихся о своих родителях, пожелания, поздравления).

Учащиеся в течение недели собирали необходимый материал для выпуска газеты. Далее главный редактор (с помощью педагога) редактировал информацию. Готовый номер газеты презентовался родителям, педагогам, другим учащимся начальной школы.

Поскольку, современные дети мало знают о периодической печати, сотрудниках редакции. Данный проект способствовал знакомству учащихся с работой СМИ, выявлению интересов, развитию мышления и творческих способностей детей.

Роль главного редактора помогла слабому второкласснику раскрыться, показала его внутренние способности. Работа, проведенная педагогом, также показала положительные результаты. Оценки неуспевающего учащегося значительно улучшились. Одноклассники перестали насмехаться над неудачами сверстника, стали относиться к нему с пониманием.

2 кейс

Девочка – подросток имеет сильную близорукость, и ей приходится постоянно носить очки с крупными линзами. В связи с этим она испытывает чувство дискомфорта, находясь в коллективе одноклассников, которые ее дразнят.

Актуальность проблемы:

В настоящее время близорукость является самой распространенной патологией у подростков. В большинстве случаев этого связано с компьютеризацией современной жизни. Существенную роль в развитии утомления глаз играет характер и содержание компьютерных занятий. Дети, особенно подросткового возраста, часто стесняются носить очки вследствие излишнего внимания и некорректного поведения сверстников, становясь раздражительными, стеснительными, агрессивными. У подростков появляется ряд комплексов, их деятельность ограничивается. В связи с этим, наиболее актуальной в свете педагогики, психологии, становится проблема разрешения личностных конфликтов школьника, возникающих при появлении миопии (близорукости).

Согласно статистическим данным, каждый шестой подросток страдает близорукостью.

- Как помочь такому подростку?

- Что следует сделать родителям, классному руководителю для его лучшей социализации в коллективе сверстников?

Для подростка 12-13 лет очень важно занять определенное место в кругу сверстников. В ходе общения он приобретает опыт построения товарищеских взаимоотношений.

Во-первых, общение – важный канал информации, по которому подростки многое узнают. Во-вторых, в ходе совместной деятельности со сверстниками у них вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать собственные права, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, общение – специфический вид эмоционального контакта, способствующий формированию у подростка чувства благополучия и устойчивости.

Но об этом не может быть и речи, если ребенок – подросток является «изгоем» в коллективе сверстников. Девочка постоянно находится в подавленном настроении, с неохотой идет в школу, предчувствуя нескончаемые насмешки, из школы возвращается со слезами. Данное обстоятельство очень огорчает родителей подростка.

Конечно, возможность перевести девочку на семейное образование есть лишь не у многих родителей. Но, в тоже время, это только усугубит ее недостаточную социализацию. Прежде всего, родителям следует убедить девочку – подростка в том, что, кто бы, что ни говорил, они всегда будут любить и принимать ее такой, какая она есть. Очевидно, что у девочки заниженная самооценка, поэтому стоит поработать над тем, чтобы у она стала адекватной, чтобы подросток четко знала все свои плюсы и минусы, все свои сильные и слабые стороны.

Взрослым следует рассказать девочке о том, что многие известные люди (артисты, поэты, писатели, художники) в школе носили очки, и, также как и она, подвергались насмешкам со стороны окружающих. Это вполне нормально, к этому нужно быть готовым. Если подросток подвергается нападкам со стороны сверстников за то, что отличается от них, это значит, что он двигается в правильном направлении. Это прекрасная возможность потренировать в себе способность идти против мнения большинства людей и не подчиняться стадному инстинкту.

Девочку – подростку необходимо попытаться превратить свой «недостаток» в преимущество, научится ходить с гордо поднятой головой, радоваться тому, что можно плыть против течения и отстаивать свое мнение, даже оставаясь в полном одиночестве, и не имея сторонников. Подростку не следует обращать внимание на любые негативные отзывы и комментарии в свой адрес.

Классному руководителю целесообразно провести беседу с теми учениками, которые издеваются и смеются над подростком, призвать их к ответственности за поступок. Также в данной ситуации помогает предварительная беседа в классе о пользе очков, проведенная учителем или специально приглашенным доктором. В большинстве случаев, после этого школьники начинают по-другому относиться к ношению очков и «очкарикам».

Одним из самых эффективных средств в борьбе с проблемой «изгойности» являются усиленные занятия спортом, позволяющие подростку стать не только физически, но и морально сильному, а также добавят девочке уверенности и повысят самооценку.

Также можно посоветовать девочке – подростку проявить себя в чем-то, что может вызвать серьезное уважение со стороны сверстников. Естественно, это должны быть не школьные уроки, а области, которые ценятся в подростковой среде: музыка, бизнес, компьютерные технологии, Интернет.

Если у подростка есть талант в перечисленных сферах, но его ни в коем случае не следует скрывать. Если девочка неожиданно для окружающих сверстников проявить себя в данных сферах, показав, что лучше всех разбирается в них, то, скорее всего, отношение к ней сразу изменится. Вместо обидных кличек она будет слушать в свой адрес только уважительные слова.

Современными исследователями отмечено, что истинные таланты как раз и прячутся в тихих, закомплексованных, одиноких детях, которые чаще всего страдают от проблем «изгойности». В связи с этим, главная задача взрослых (родителей, педагогов) состоит в том, чтобы помочь девочке – подростку раскрыть свои неординарные способности. Это поможет ей наладить контакт и взаимопонимание со сверстниками.

Главное, чтобы девочка сохранила свою индивидуальность, и не стремилась завоевать уважение одноклассников с помощью каких-либо антисоциальных и преступных действий.

Таким образом, огромное желание, уверенность в себе, способны помочь ребенку подросткового возраста наладить положительные взаимоотношения со сверстниками. И взрослые должны помочь подростку в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства по МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности

Контрольно-оценочные средства, созданные мною к курсу Психология социально-правовой деятельности ...

Практические занятия по МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности

Практические задания разработанные мною к курсу Психология социально-правовой деятельности...

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...

Учебно - методический комплекс по изучению междисциплинарного курса МДК 01.02 Психология социально - правовой деятельности

УМК для самостоятельного изучения Междисциплинарного курса 01.02 Психология социально-правовой деятельности составлен с применением дистанционных технологий для студентов заочной формы обучения для с...

Модель практического семинара по проблеме коррекции и оптимизации социальной тревожности обучающихся, с целью повышения социальной активности и самоэффективности.

Как можно помочь интегрироваться в социальное общество современному подростку, с выраженными социально-психологическими трудностями, с низкой мотивацией приобщения к социально-культурному опыту....

КТП Психология социально-правовой деятельности

Специальность 40.02.01 право и организация социального обеспечения МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности...

Программа промежуточной аттестации по МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности

Программа промежуточной аттестации по МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности...