МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ
статья

Бочкова Ирина Валерьевна

Материалы по профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_budushchaya_professiya.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

МОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ

Бочкова И.В.,

ГБПОУ «Григорополисский  сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И.ПлатоваСХТ имени атамана М.И.Платова»

Ст.Григорополисская, Ставропольский край

 «Жить - значит работать. Труд - есть жизнь человека.» (Вольтер)

Человек, закончивший какое- либо учебное заведение,  в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.

  Будущее приближается очень быстро. Каким оно будет для вас, кем вы станете – во многом зависит от того, какой выбор вы сделаете сейчас, пока учитесь в школе. Каждый человек может достичь многого в жизни, нужно только иметь цель и стремиться к ней, выбрав свой собственный путь. А главная цель для вас – это правильно выбрать профессию. В мире существует много профессий и главное выбрать то, что тебе по душе.

    От того, какую профессию вы выберете, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и даже счастья, и, конечно, материальное благополучие. В современном мире существует множество профессий, появляются новые, исчезают старые, некоторые профессии существуют постоянно.

Выбирая профессию, мы выбираем свое будущее!

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и виды профессий, представить классификацию профессий;

- проанализировать факторы, определяющие выбор профессии;

- изучить востребованность профессий и определить профессии будущего;

- провести анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в обществе.

Вы, наверное, уже знаете, как сложен и многообразен мир профессий. Он постоянно изменяется: уходят в прошлое старые профессии, появляются новые.

  Чтобы не потеряться в этом сложном мире профессий, необходимо иметь знания о них. Они помогут вам сделать более осознанный выбор профессии.

  Существует поговорка: «Человек счастлив, когда утром он с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой».

  Профессия - от латинского слова profession– «объявляю своим делом», это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками

  Профессия - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств существования

  Таким образом, из приведенных определений видно, что профессией является форма или род трудовой деятельности. Трудовая деятельность должна быть результатом определенной подготовки, в результате которой появляются знания и навыки. В современном мире множество самых разнообразных профессий. Чтобы разобраться в многообразии мира профессий рассмотрим основные их группы

  При выборе профессии у каждого человека возникает серьезный вопрос, все доводы за и против. Призвание быть артистом, художником, учителем, поваром или бухгалтером. Призвание может раскрыться с первыми шагами в детский сад, а может искаться всю жизнь. Обычно, данный вопрос остро встает перед окончанием школы. Как отметил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин: «Каждый может стать лидером, если вовремя грамотно будут сориентированы преподавателями на то, чем необходимо заниматься»

 Физический или умственный труд. Примером профессий физического труда служат строитель, токарь, фасовщик, умственного труда – учитель, научный сотрудник, врач.

   Исполнительский или творческий характер. Пример профессий, где присутствует исполнительский характер, - бухгалтер, юрист; профессии творческого характера – художник, модельер.

Профессии, требующие высшего образования; профессии, требующие среднего профессионального образования; профессии, не требующие квалификации;

По предмету и характеру труда выделяют несколько видов профессий, которые можно обозначить следующим образом :

Человек-Человек. В таких профессиях важны общительность, контактность, умение налаживать взаимодействие между людьми, устойчивое хорошее настроение, способность мысленно поставить себя на место другого, терпение. Примером таких профессий являются: врач, экскурсовод, психолог, секретарь, бармен, учитель, продавец, менеджер по персоналу, корреспондент.

Человек-Техника. Для людей этой группы профессий важно практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Пример: автомеханик, инженер-конструктор, слесарь, сантехник, плотник.

Человек-Информация. Для людей таких профессий важно умение мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), представлять и воспринимать явления стоящие за знаками, цифрами, данными. Пример профессий этой группы: бухгалтер, аудитор, историк, системный администратор, переводчик, следователь, менеджер, архивариус.

- Человек-Искусство. Для таких людей необходимо творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант и трудолюбие. Пример: актер, музыкант, архитектор, имиджмейкер, визажист, дизайнер, портной, фотограф.

Человек-Природа. Люди, выбравшие профессии этой группы любят природу, знают законы природы и умеют применять их, обладают инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением. Пример: ветеринар, агроном, метеоролог, фермер, садовник, геолог.

Выбор профессии - осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо проанализировать свои способности, интересы и имеющиеся умения и подобрать к ним профессию, попробовать свои силы в различных делах и понять для себя «чем мне нравиться заниматься?

Человек будет успешен в профессиональной деятельности, если:

- выбранная профессия будет для него интересна;

- выбранная профессия будет соответствовать его возможностям;

- можно будет найти работу по выбранной профессии.

К факторам, которые необходимо учитывать при выборе профессии, относятся:

1 группа факторов, которые можно объединить названием «ХОЧУ»: желания, интересы, склонности личности;

2 группа факторов, которые можно объединить названием «МОГУ»: это возможности личности: способности человека, уровень знаний, психологические особенности личности, т.е. особенности темперамента, качества характера, состояние здоровья;

3 группа факторов, которые можно объединить названием «НАДО»: это потребность экономики и общества в различных профессиях, профессии, которые будут востребованы в будущем.

Профориентацию в школах необходимо проводить с учетом кадровых потребностей общества. С помощью профориентации социальные педагоги, психологи и классные руководители должны научить обучающихся сопоставлять собственные возможности с профессиональными требованиями, а также помочь осуществить выбор с учетом индивидуальных особенностей. Именно специалисты социально-психологической службы образовательного учреждения, совместно с классными руководителями, активизируют у старшеклассников процессы профессионального самоопределения, развивают способности профессиональной адаптации. Основная особенность профориентационной работы заключается в оказании помощи старшеклассникам осознанно выбрать будущую профессию, сформировать у них собственный взгляд на трудовую деятельность, научить оценивать свои возможности.

     Целью профессионального просвещения является ознакомление обучающихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе. Целью профессиональной информации является ознакомление старшеклассников с основными профессиями и их специализациями. Учащемуся предлагаются сведения об условиях труда, формах оплаты, режиме труда и отдыха, возможностях карьерного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки. Профессиональная пропаганда ставит своей целью формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению современных востребованных профессий. В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии на предприятия города, района, края, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах. Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации. Для повышения эффективности профессионального просвещения социальному педагогу требуется соблюдать следующие принципы описания той или иной профессии: ‒ Точная характеристика положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки выбора профессионального учебного заведения. ‒ Общественная значимость профессии с точки зрения истории, экономики, общественных отношений. ‒ Показ возможностей, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки. ‒ Раскрытие психологических и физиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам личности. ‒ Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии. Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация. Ее целью является сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения особенностей личности, склонностей, способностей, темперамента и т. д. Профессиональный подбор и профессиональный отбор имеют своей целью дать рекомендации школьнику в отношении конкретной профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями к деятельности — с другой стороны. Профориентационная работа также должна быть нацелена на организацию связей между школой и профессиональными учебными заведениями и семьями обучающихся. Во многих ВУЗах работают специальные профориентационные отделы. Их представители проводят лекции, беседы, дают индивидуальные и групповые консультации, осуществляют профессиональную диагностику, социально-психологические тренинги. Работники вузов и ссузов выезжают на профориентационные мероприятия в школы, информируют о факультетах и специальностях, знакомят старшеклассников с многоуровневой системой образования. Но не стоит забывать, что в выборе будущей профессии ребенка оказывают большое влияние и родители. Для профессионального самоопределения очень важно семейное воспитание. Родители оказывают большое влияние на профессиональный выбор подростков. Но это влияние не всегда имеет положительный характер. Родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях, а не навязывать сугубо субъективное собственное мнение. Для достижения максимально положительного эффекта, с родителями также нужно проводить профориентационную работу, в ходе которой они будут повышать свой уровень знаний по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения молодежи, и учиться видеть наклонности и способности своих детей. К сожалению, довольно часто родительский авторитет стоит не на первом месте, а со стороны социального педагога, в виду загруженности, отсутствует плодотворная работа с отдельными обучающимися в вопросе выбора профессии. Как показывает психолого-педагогическая практика, не столь важно заложить в ребенке любовь к той или иной профессии, сколь необходимо развивать в нем выявленные, присущие именно ему, способности, задатки и таланты. Необходимо сориентировать выпускника школы на завтрашний день, научить его трудиться и получать удовлетворение от своей трудовой деятельность. Ведь всем известно, что человек, выбравший подходящую профессию, никогда не будет «просто работать», он будет жить полноценной жизнью, наполненной радостью и удовлетворением от выбранной профессии. Профессиональная ориентация — это сложная система, которая включает в себя несколько аспектов: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
  Сегодня весьма часто люди меняют профессии. Это связано с меняющейся ситуацией в экономике, развитием новых видов деятельности, что сказывается на потребностях в той или иной профессии.

   В заключении  хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации детей и  подростков, как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Профессиональное ориентирование необходимо осуществлять комплексно с классным руководителем, учителями, школьным психологом, социальным педагогом и родителями. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, даст положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕСТ для родителей «Профессиональное будущее ребенка»

ТЕСТ для родителей «Профессиональное будущее ребенка»...

Программа профессиональной пробы в рамках федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...

Презентация Профессиональные пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» по направлению "Поварское дело".

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Материалы программы профессиональной пробы по специальности "Ветеринария" для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» могут быть ис...

Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»

Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...