Региональная культура как средство гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал
Патриотическое воспитание детей- актуальная проблема современной педагогики ,одна из современной педагогики, одна из приоритетных задач современного ФГОС дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. Формирование этого чувства у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно -в процессе воспитания его любви к своей семье. к своему детскому саду и конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
В детском саду в рамках воспитательной работы детям прививают любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, городу или селу. Важной задачей является воспитать в детях чувство уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов и национальностей, ведь наша страна огромна и многонациональна
Скачать:
Предварительный просмотр:
Региональная культура как средство гражданско- патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Подготовила: Манджиева Н.П.
Патриотическое воспитание детей- актуальная проблема современной педагогики ,одна из современной педагогики, одна из приоритетных задач современного ФГОС дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. Формирование этого чувства у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно -в процессе воспитания его любви к своей семье. к своему детскому саду и конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
В детском саду в рамках воспитательной работы детям прививают любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, городу или селу. Важной задачей является воспитать в детях чувство уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов и национальностей, ведь наша страна огромна и многонациональна.
Патриотическое воспитание осуществляется во взаимосвязи с семьей. По мнению Л. В Кокуевой важно сформировать родительскую воспитательную позицию так, чтобы родители почувствовали и осознали всю ценность воспитания у детей тех качеств, которые способствуют гармоничным и уважительным отношениям со старшими поколением семьи, помочь родителям пробудить интерес у дошкольников к знаниям и жизненному опыту старших. Необходимо вовлечь родителей в воспитательный процесс не только в их семьи, но и во всем детском саду. Это реализуемо путем участия в различных мероприятиях направленных на патриотическое воспитание дошкольников. В ФГОС ДО задачи патриотического воспитания сформированы как воспитание любви к Отечеству, гордости за его культурные достижения, формирование чувства сопричастности к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций ,духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувства, мышления, механизмов, социальной адаптации в обществе, осознания себя в окружающем мире.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным для
эмоционально- психологического воздействия на ребенка ,т.к образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго. а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Формирование личности ребенка. его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций. через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей в которой он так нуждается.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает в себя:
1.Формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду. Ведь чувство любви начинаются у ребенка любви к самым близким людям- отцу, матери, ээҗе, ааве- с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания, защиты. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
2.Формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной культуре и традициям. Родной дом, двор- где не раз гулял, детский сад- где он получает радость общения со сверстниками, родная природа-все это Родина. Воспитание патриотизма включает в себя воспитание любви привязанности к малой Родине, к тому месту. Где ребенок родился и вырос.
3.Формирование в ребенке национального духовного характера, уважение к культурному прошлому России, знание и соблюдение национальных традиций и обычаев калмыцкого народа. Благодатный педагогический материал накапливался веками в устном народном творчестве, которые передаются от поколения к поколению воспитывая основные нравственные ценности ,добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
4.Формирование представлений о России, Калмыкии, Москве, об Элисте как столице Республики Калмыкии.
5.Воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России и Калмыкии.(Флаг, герб, гимн ).
6. Воспитание любви и бережному отношению к природе, которая постоянно окружает его, доступна и понятна ему.
Для достижения этих целей в группах оформлены уголки патриотического воспитания с региональным компонентом: альбомы с подборкой открыток «Мой любимый город-Элиста»,книги «Я живу в Элисте.», «Москва-столица нашей Родины»,имеется подборка художественной литературы ,калмыцкие народные сказки, пословицы и поговорки ,а так же символика России и Калмыкии. Предлагаемый материал меняется и дополняется в зависимости от изучения тематических блоков .Помещаются фотостенды : «Наши папы и дедушки – защитники Отечества.», « Наша дружная семья.», « Моя лучшая семья.».
Первой ступенькой в формировании нравственно- патриотического воспитания дошкольника является приобщении к истории и культуре родного края. Ведь еще академик Д.И.Лихачев писал: «Любовь к родному краю, любви к своей родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье к своему дому ,к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь эта любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству . Надо показать ребенку что его родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями,
памятниками, лучшими людьми. Для этого мы проводим в нашем саду занятия, организуем экскурсии, работаем в тесном контакте с работниками библиотеки, которые знакомят наших детей с прошлым нашего города, знаменитыми людьми которые родились и выросли в нашем городе (поэты, писатели).знакомим с их произведениями. С детьми младшей группы мы знакомим с улицей, на которой находится детский сад, знакомим с названием нашего города, рассматриваем фотографии. Для этого организуем экскурсию по близлежащей улице. С детьми постарше проводятся так же экскурсии с осмотром близлежащих достопримечательностей. В нравственно-патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи –бабушек, дедушек участников Великой Отечественной Войны, их фронтовых и трудовых подвигов прививаем детям такие понятия как «долг перед Родиной», «Любовь к отечеству».(фото дедушки Носачева М, рассказ о моем дедушке). Приоритетным условием дошкольного возраста оказывается близкая связь с родителями. В наше время эта работа является важной и особенно трудной. Необходима большая аккуратность, такт и терпение так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не всегда считаются важными. Родителям необходимо стать участниками работы по патриотическому воспитанию детей. В настоящее время возрос интерес людей к своей родословной. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
-корни каждого в истории и традициях семьи ,своего народа и в прошлом области, страны.
-семья ячейка общества, она является хранительницей национальных традиций.
-счастье семьи является счастьем и благополучием народа, общества и всего государства.
Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям ,сохранению семейных связей и ценностей. Наши родители оказывают нам огромную помощь в оформлении выставок, поделок посвященных 75-летию ВОВ, « Дню семьи, любви и верности», « Дню России». Оказывают помощь в проведении народных праздников проводимых в ДОУ: «Зул», «Цаһан Сар», «Масленница», «День тюльпана», «Праздник калмыцкого чая».
Ведь как сказал А. С .Макаренко- « В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все это совершается в стране через вашу душу и ваша мысль должна приходить к детям». Эту заповедь великого педагога мы стараемся использовать при работе с детьми и их родителями.
Надеемся что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет надежным фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими и преумножающими культурное историческое прошлое и настоящее России Калмыкии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты нравственного воспитания детей через организацию народных праздников....
Методическая разработка практического занятия по гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста "Волшебница вода"
Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх...
«ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю...
Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста
выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте...
Презентация: "Методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с особенностями развития"
Презентация разработана в соответствии с программой обучения по дисцеплине "Педагогика", специальность 4.02.01 "Дошкольное образование"...
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
План:1. Значение трудового воспитания дошкольников.2. Своеобразие труда дошкольников.3. Задачи трудового воспитания дошкольников.4. Содержание (виды) труда дошкольников.5. Средства трудового воспитани...
Конспект по МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников II курс специальность 44.02.01 Дошкольное образование конкурс по теме: «Разработки различных видов игр по патриотическому воспитанию детей дошкольного
Конспектпо МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольниковII курсспециальность 44.02.01 Дошкольное образованиеконкурс по теме:«Разработки различных в...