Конспект урока по теме "Фразеология"
план-конспект урока
Цель: расширить представление учащихся о фразеологических оборотах.
Задачи:
- совершенствовать умений (повторение и закрепление основных понятий) по теме урока;
- Развивать коммуникативные способности учащихся, образное и логическое мышление;
- Воспитывать любовь к родному языку, его богатству, чувство ответственности по отношению к слову; приобщать к нормам и ценностям общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_frazeologiya.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Фразеология.
Цель: расширить представление учащихся о фразеологических оборотах.
Задачи:
- совершенствовать умений (повторение и закрепление основных понятий) по теме урока;
- Развивать коммуникативные способности учащихся, образное и логическое мышление;
- Воспитывать любовь к родному языку, его богатству, чувство ответственности по отношению к слову; приобщать к нормам и ценностям общества.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний (лексическая разминка)
2.1. Редактирование предложений (устно)
Задание 1: Исправьте предложение. Дайте название и толкование данной лексической ошибки.
1. Подойдя к линии английских кораблей, русский передовой авангард завязал оживленную перестрелку.
2. Прекрасный скалистый ландшафт местности, мягкий климат и теплые воды привлекают на этот остров множество туристов.
3. В конце семестра преподаватели подвели финальные итоги.
4. На уроке мы впервые познакомились с творчеством А.Н. Добролюбова.
5. Отрицательными недостатками Раскольникова были его гордыня и высокомерие.
6. На прощание коренной абориген подарил нам памятные сувениры.
Плеоназм (от греч. «излишество») – разновидность речевой избыточности: повторение в тексте близких по смыслу и потому ненужных слов и оборотов речи (свободная вакансия, май месяц, светловолосая блондинка, горячий кипяток).
2.3. Определение лексической единицы (устно)
Задание 2: Определите разновидность следующих устаревших слов (архаизмы или историзмы): перст, боярин, вежды, опричник, кулак, пуд, лобзание, кафтан, шуйца (левая рука), десница (правая рука).
III. Объяснение нового материала (теория)
3.1. Работа с диалогами. Постановка цели, запись темы.
Сегодня мы продолжаем работать над расширением лексического запаса.
Задание: Послушайте диалоги студентов, сравните варианты
Вариант 1
- Что вы делали вчера?
- Ничего, разговаривали, сплетничали.
- И мы целый день бездельничали.
- Василий с вами был?
- Был. Рассказал как его отец отчитывал. Он же на уроках зевает и дома не работает.
Вариант 2
- Что вы делали вчера?
- Ничего. Языками чесали, косточки всем перемывали.
- И мы целый день баклуши били, из пустого в порожнее переливали.
- Василий с вами был?
- Был. Рассказал как ему отец шею намылил. Он же на уроках ворон считает, а дома лодыря гоняет.
- Какой разговор звучит ярче, эмоциональнее? Почему? (2-ой, т.к. в нём используются фразеологизмы)
- Какова цель нашего урока? (обобщить и углубить знания о фразеологических оборотах).
3.2. Фронтальный опрос
- Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы?
- Фразеологизмы (фразеологические обороты, идиомы) – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему лексическому значению. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом/синонимом (водой не разольешь – очень дружны, как сквозь землю провалиться – неожиданно пропасть). Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка, выполняющие роль одного члена предложения и не обособляющиеся в предложении (не являются причастным или деепричастным оборотом).
Ещё М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. С именем советского лингвиста языковеда Виктора Владимировича Виноградова связано возникновение фразеологии
- Что же такое фразеология? (это раздел лексикологии, который изучает фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер)
3.3. Запись теоретического материала
1.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову;
2. Фразеологизмы можно заменить одним словом/ синонимом;
3. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка.
4. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения;
5. Не обособляются на письме.
3.4. Групповая работа (группа заранее делится на 2 команды, выбирается капитан, ответственный за выполнение работы, объяснение заданий, их выполнение в группе)
1 команда:
2 команда:
Задание 3: Соотнесите фразеологизмы-синонимы (устно)
1 | засучив рукава | 1 | до седьмого пота |
2 | сломя голову | 2 | во все лопатки |
3 | от мала до велика | 3 | и стар и млад |
4 | яблоку негде упасть | 4 | как сельдей в бочке |
5 | нести ахинею | 5 | молоть ерунду |
6 | замести следы | 6 | спрятать концы в воду |
7 | ни кровинки в лице | 7 | на нём лица нет |
8 | в одно мгновение | 8 | не успел глазом моргнуть |
9 | в двух шагах | 9 | рукой подать |
10 | все как на подбор | 10 | один к одному |
Ответы: 1-4, 2-3, 3-8, 4-9, 5-10, 6-7, 7-2, 8-1, 9-5, 10-6
Задание 4: Соотнесите фразеологизмы-антонимы (устно)
1 | Возносить до небес | 1 | Втаптывать в грязь |
2 | Кот наплакал | 2 | Куры не клюют |
3 | Потерять голову | 3 | Иметь голову на плечах |
4 | Кровь с молоком | 4 | Ни кровинки на лице нет |
5 | За тридевять земель | 5 | Рукой подать |
6 | Как кошка с собакой | 6 | Водой не разольёшь |
7 | За словом в карман не полезет | 7 | Язык проглотил |
8 | Ни зги не видно | 8 | Хоть иголки собирай |
9 | От горшка два вершка | 9 | Верста коломенская |
10 | Спустя рукава | 10 | Засучив рукава |
Ответы: 1-3, 2-4, 3-8, 4-10, 5-1, 6-5, 7-6, 8-9, 9-7, 10-2
Задание 5: Сгруппировать фразеологизмы по значению. Дать общее лексическое значение данной группе фразеологизмов. Пример: закидывать удочку, пускать пробный шар, прощупывать почву – проверять, выяснять, интересоваться.
а) Заурядный человек: ни богу свечка ни чёрту кочерга, ни то ни сё.
б) Быть главным в чём-нибудь: играть главную роль, играть первую скрипку.
в) Далеко: у чёрта на куличках, куда Макар телят не гонял.
г) Быстро: сломя голову, со всех ног, во весь дух.
д) Лгать: втирать очки, отвести глаза.
е) Ругать: задать головомойку, дать нагоняй.
ж) Делать вид, что не замечаешь: отвести глаза смотреть сквозь пальцы.
Задание 6: Перепишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Определите их лексическое значение (уст.).
1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н. Гоголь) 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который всё более и более приходил в себя. (И. Тургенев) 3) Я посмотрел на неё, и у меня отлегло от сердца. (И. Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И. Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В. Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счёта. (Н. Носов) 7) И бедный Евсей вздохнув и прикусив язык замолчал. (В. Даль)
Задание 7: Составьте предложения, в которых каждое из приведенных ниже выражений являлось бы сначала свободным сочетанием, затем – фразеологическим оборотом.
Пример: Он на прощание махнул рукой. – На него давно махнули рукой.
1 команда: Не вытянешь клещами, висеть на хвосте, умывать руки, закрывать глаза, зеленая улица, опустить руки.
2 команда: Каши не сваришь, держаться в тени, не находить себе места, лёд тронулся, мышиная возня, блуждать в потёмках.
СПРАВКА:
Не вытянешь клещами – Не добьёшься слова, ответа от кого-либо. (У него слова не вытянешь клещами)
Висеть на хвосте – Настигая, догоняя кого-либо, непосредственно следовать за кем-либо, приближаться вплотную к кому-либо. (Полиция висела у преступника на хвосте)
Умывать руки – устраняться от ответственности за что-либо. Я не смог убедить вас в своей правоте, поэтому я умываю руки)
Закрывать глаза – Намеренно не обращать внимания на что-либо, (Он ценный работник, поэтому на его мелкие недостатки я закрываю глаза)
Зеленая улица – это прямая, свободная дорога, беспрепятственная возможность реализации своих задумок. Лет сто назад это выражение вызывало у всех ужас: зеленой улицей называли тогда две шеренги солдат, каждый из которых был вооружен палкой, точнее, гибким прутом, шпицрутеном. По такой улице прогоняли или протаскивали несчастных осужденных. С обеих сторон сыпались жестокие удары, и нередко в конце этой страшной улицы человек умирал. (Молодым ученым дали зеленую улицу в разработке нового проекта.
Опустить руки – Терять способность или желание действовать, делать что-либо. (Ему не дали проявит свои таланты, и он опустил руки)
Каши не сваришь – Не договоришься, не сговоришься, не сделаешь какого-либо дела. С кем? (Он не понимает элементарного, с ним каши не сваришь.)
Держаться в тени – быть незаметным, не выделяется из числа других. (Я мало знала по этому вопросу, поэтому старалась держаться в тени)
Не находить себе места – Быть в состоянии сильного беспокойства, волнения, тревоги. (Дети сбежали из садика и воспитатели не находили себе места.)
Лед тронулся – Положено начало чему-либо ожидаемому. (В последней контрольной вы получили хорошую отметку. Лед тронулся. Я вами доволен.)
Мышиная возня –Мелочные, пустые хлопоты, заботы. (В коллективе началась какая-то мышиная возня, что очень мешало нашей работе.)
Блуждать в потемках – Плохо разбираться в чём-нибудь, плохо понимать что-либо; действовать вслепую, наугад. (Я мало знал. Приходилось до всего доходить своим умом и подолгу блуждать в потёмках.)
- Чем отличаются свободные сочетания от фразеологизмов?
Слова в свободных словосочетаниях: | Слова в составе фразеологизма: |
1) называют явления окружающего мира, их признаки, действия, состояния; 2) сохраняют формы изменения, достаточно свободно сочетаются с другими словами; 3) самостоятельно выступают в роли членов предложения. | употребляются не в прямом, а в переносном значении; утратили формы изменения, сочетаемость с другими словами; не могут самостоятельно выступать в роли членов предложения; весь фразеологизм - один член предложения. |
Вспомним признаки фразеологизмов и заодно проверим вашу разговорную речь.
Задание 8 (выходят по 2 человека от группы):
1. Замените словосочетание фразеологизмом. Как говорят…
А. Об очень большой тесноте (яблоку негде упасть, как килька в бочке).
Б. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении (сел в калошу).
В. Об очень счастливом человеке (в рубашке родился).
Г. О полной тишине (муха пролетит, не услышишь).
Д. Прочитать от начала до конца. (от корки до корки).
2. Установите, какой художественный приём лежит в образной основе фразеологизма.
А. Косая сажень в плечах – «широкоплечий» (сажень = 2 м 134 см) − гипербола;
Б. Как сыр в масле кататься – «жить в достатке, довольстве» − сравнение;
В. Промокнуть до нитки – «совсем, насквозь» − гипербола;
Г. Хоть пруд пруди – «много» − гипербола;
Д. От горшка два вершка – «о маленьком ребёнке» − литота;
Е. Кот наплакал – «мало» − литота;
Ж. Как небо и земля – «полная противоположность» − антитеза.
3. Закончите фразеологизмы:
Хитер как... ( )
Нем как...( )
Упрям как...( )
Голоден как...( )
Купить ... в мешке ( )
Два сапога...( )
Море по...( )
Ни рыба...( )
С горем...( )
Делать из мухи...( )
Смотрит как...на новые ворота ( )
Дуется как...на крупу ( )
Пускать ...в огород ( )
Как ...языком слизала ( )
Моя хата... ( )
Играть первую... ( )
Лезть на... ( )
Вставлять палки в ... ( )
Выводить на чистую... ( )
Остаться с...( )
4. Дайте толкование фразеологизмам:
Мухи не обидит ( )
Как две капли воды ( )
Витать в облаках ( )
Не разлей вода ( )
Плясать под чужую дудку ( )
Водить за нос ( )
Сесть на шею ( )
Точить лясы ( )
Ломать голову ( )
Держать язык за зубами ( )
Метать гром и молнии ( )
С горем пополам ( )
Расхлебывать кашу ( )
В час по чайной ложке ( )
От горшка два вершка ( )
Как кошка с собакой ( )
Шевелить мозгами ( )
Попасть в переплет ( )
- Какими признаками обладают фразеологизмы?
Признаки: 1) устойчивость (в их составе нельзя заменять слова по своему желанию), 2) воспроизводимость (не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания), 3) целостность значения, неделимость (лексическое значение имеет фразеологизм в целом).
IV. Обобщение. Выводы
- Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах? (Фразеологизмы − устойчивые словосочетания, которые употребляются в переносном значении)
- Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов? (этимологию)
- Какова их роль в речи? (Фразеологизмы делают речь более яркой. Это плод народной мудрости. Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли)
V. Выставление отметок
VI. Д/З: Составить связный текст (не менее 1 стр.) на свободную тему, употребив в каждом предложении по 1 фразеологизму. Текст озаглавить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Конспект урока . Тема урока: Место и роль человека в системе органического мира.Эволюция человека. 9 класс ,биология.К учебнику Сонина.
Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....
Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"
Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...
Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."
Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....