Мастер-класс "Диафрагмальное дыхание"
методическая разработка
Мастер-класс для участников образовательных отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Мастер-класс «Диафрагмальное дыхание»
Слайд 2. Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом.
Сколько можно пробыть без кислорода? Не так уж и много. А нервные клетки, особенно нейроны коры головного мозга, наиболее чувствительны к его отсутствию и могут прожить без кислорода всего 4-5 минут. Недостаток кислорода приводит к кислородному голоданию и нарушению функционирования, например, познавательных процессов, а его хроническое недостаточное поступление приводит к различным заболеваниям (серьезным нарушениям внимания, памяти, мышления и т.д.)
Существуют три основных типа дыхания. Они получили название и различаются между собой в соответствии с типом вдоха:
- верхнее дыхание (ключичное)
- среднее дыхание (грудное)
- нижнее дыхание (диафрагмальное).
Выделяют и четвертый тип – полное дыхание, но скорее его можно назвать специальным, а не основным, на нем, главным образом, основана наука йогов о дыхании.
Слайд 3. Ключичное дыхание – самое поверхностное из всех трех. При нем происходит легкое поднятие ключиц кверху и небольшое расширение грудной клетки на вдохе, таким образом, воздухом наполняются только верхние отделы легких. Такое дыхание преобладает при стрессе, возникает в ситуациях сильного испуга, повышенной тревоги.
В правильности сказанного нетрудно убедиться на собственном опыте – выдохнув из груди весь воздух, встаньте прямо, опустив руки спокойно по сторонам, в затем вздохните, приподнимая плечи и ключицы. Вы убедитесь, что количество воздуха, которое вы вдохнете, будет гораздо меньше нормального. Почувствуйте, что происходит с диафрагмой? Она зажимает легкие, функционирует неправильно, воздухом наполняются только верхние отделы легких.
Затем сделайте вздох полной грудью, опустив плечи и ключицы, и вы получите наглядный урок в различии типов дыхания.
Слайд 4. Грудное дыхание более глубокое, при нем заполняются воздухом верхние и средние отделы легких. Зрительно при таком типе дыхания мы можем наблюдать движения грудной клетки. Грудной тип дыхания является самым распространенным, но, в то же время, дает значительную нагрузку на дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы.
Сейчас мы с вами сделаем вдох «полной грудью», при этом грудная клетка будет выдвигаться вперед, а живот немного втягиваться или не двигаться. Сделаем два вдоха – выдоха и почувствуем, где при этом типе дыхания находится воздух, и что происходит с нашими мышцами. Диафрагма напрягается, но вниз не опускается, воздухом наполняются только 2/3 легких.
Слайд 5. Диафрагмальное дыхание, еще известное всем как «брюшное» или «глубокое» дыхание, является самым глубоким, при этом заполняются воздухом также и нижние отделы легких. Такой тип дыхания является наиболее оптимальным и наиболее эффективным типом дыхания человека. Именно диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным способом регуляции своего состояния. За счет наиболее полного насыщения легких кислородом при диафрагмальном дыхании частоты дыхательных движений сокращается, снижается физическое и эмоциональное напряжение.
Регуляция дыхания является самым древним из известных методов борьбы со стрессом. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению состояния общей релаксации.
Слайд 6. Давайте посмотрим, как влияет дыхание на состояние нашего организма. Положите пальцы правой руки на запястье левой руки и нащупайте свой пульс. По нему мы можем судить о том, насколько быстро бьется наше сердце.
Попробуйте подышать чаще, чем обычно.
Как отреагировало ваше сердце? Как вы думаете, легко ли ему, когда оно бьется в таком темпе?
Слайд 7. Теперь попробуйте дышать медленно и спокойно. Что произошло с пульсом? Как вы себя почувствовали, когда стали дышать спокойно?
Спокойное, медленное дыхание помогает нашему сердцу успокоиться и отдохнуть, а значит и всему организму.
Упражнение на диафрагмальное дыхание.
Самое важное правило при обучении диафрагмальному дыханию: на вдохе живот надувается, а на выдохе втягивается (возвращается в исходное положение).
Одну руку можно положить на грудь, вторую на живот. При вдохе необходимо контролировать, чтобы рука, находящаяся на животе, двигалась, а та, которая лежит на груди, оставалась в покое. Вдыхайте воздух через нос. Представьте, что он, проходя через легкие, попадает в живот и наполняет его – живот надувается. На выдохе воздух выходит, и живот опадает и слегка втягивается.
Попробуйте подышать таким образом в удобном для вас темпе. Грудная клетка не должна двигаться.
А теперь попробуйте сделать выдох как можно длиннее, выдувая воздух через слегка сомкнутые в трубочку губы. Дышите медленно, плавно, спокойно. Постарайтесь с каждым выдохом почувствовать расслабление.
Именно так выглядит принцип обучения диафрагмальному дыханию. Для более интересного проведения занятия для детей чаще всего используются различные подручные средства, привлекающие их внимание. Я вам это продемонстрирую чуть позже.
Слайд 8. Для регуляции дыхания используется метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи.
Простой пример использования человеком биологической обратной связи, бег с препятствиями. Спортсмен бежит, зрительно оценивает расстояние до препятствия и свои силы, подбегает, отталкивается, прыгает и оценивает успешность. Если ему удается эффективно преодолеть препятствие, он запоминает, как он это сделал, свои ощущения во время толчка (силу толчка, опорную ногу, расстояние до препятствия), если он прыгает недостаточно успешно, во время следующего прыжка он корректирует свои действия.
Слайд 9. При реализации метода ФБУ, происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Таким образом, он получает возможность увидеть, услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма. Многократное повторение ведет к тому, что человек учится распознавать свои ощущения и быстро находить их.
Давайте от теории перейдем к практике.
Слайд 10. Для начала я хочу показать вам как это всё реализуется в реальной работе на примере работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 2 класса (в виде групповой предварительной работы и индивидуальной работе с программой) и примере работы с выпускником 9 класса с повышенной тревожностью (индивидуальное занятие).
Для того, чтобы начать работу на компьютерном оборудовании, мы с детьми изучаем основы теории, которая включает в себя рассмотрение таких вопросов: что такое дыхание, какое оно бывает, как влияет на наше состояние; что такое стресс и что такое метод ФБУ; дополнительно тренируем дыхание при помощи подручных средств.
Хочу продемонстрировать несколько упражнений, необходимых для подготовки ребенка.
Слайд 11. Внимание на экран (Упражнение «Снежинка»). Данное упражнение позволяет ребенку наглядно увидеть длительность своего дыхания и его тренировать.
Можно использовать еще более доступные подручные средства, такие как вырезанные самими детьми из бумаги снежинки, обычные салфетки, фантики на веревочках, воздушные шарики, мыльные пузыри и прочее.
Также детям нравится упражнение «Трубочки», при котором берутся небольшие пластиковые трубочки и одноразовые стаканы, наполненные водой. Таким образом происходит тренировка длительного выдоха, когда в стакане появляются пузырьки.
Слайд 12. Далее задания усложняются. Перед вами Упражнение «Вертушки». Принцип сохраняется, как и в «Снежинках», только на более ярком образе и более интересном для детей.
Слайд 13. Далее становится ещё сложнее, так как ребенку нужно удерживать свой выдох длительное время. Для этого я использую Упражнение «Баскетбольное кольцо». У детей все необходимые предметы – индивидуальные и подвергаются обработке перед каждым и после каждого использования.
Я предлагаю вам попробовать это упражнение на себе. Для вас я подготовила такие же модели баскетбольного кольца, но пластиковые (для успешной обработки и вашего спокойствия).
Упражнение «Баскетбольное кольцо»
Я вас попрошу всех расслабиться, сделать глубокий вдох и медленно выдыхать прямо в эту трубочку с баскетбольным кольцом и удерживать мяч в воздухе как можно дольше. Давайте попробуем.
Слайд 14. Ну и когда дети способны удерживать дыхание в более стабильном положении, мы играем с ними в игру «Загони мяч в будку» в виде небольшого соревнования. Внимание на экран.
Для вас я тоже подготовила небольшое соревнование. Перед вами игрушки-свистки. Задача каждого просвистеть дольше своего оппонента.
Для детей более старшего возраста можно к дыханию добавлять визуализацию. Можем попробовать выполнить подобное упражнение.
Упражнение «Лифт»
Давайте попробуем сделать упражнение, которое называется «Лифт». Делая вдох носом, мы начинаем поездку в лифте. Вдыхая, давайте почувствуем, как воздух наполняет легкие, начиная с нижних отделов (живота) и, поднимаясь всё выше, полностью наполняет легкие. Можно сосчитать, на сколько «этажей» поднялся лифт, изображая руками его движение. Выдыхая, попробуем опустить лифт на большее количество этажей. Когда выдохнем, чувствуем, что всё напряжение и волнение вышли из тела, словно из двери лифта.
Эти упражнения делаются для того, чтобы ребенок научился контролировать свое дыхание, так как сев за компьютерную программу у многих возникает разочарование от того, что что-то не получается сделать.
После того, как мы отработали навыки дыхания на подручных средствах мы переходим к работе с компьютерной программой «Волна».
Слайд 15. Для начала проводится установка датчиков для отслеживания пульса и сердечного ритма.
Слайд 16. Затем производится диагностика, которая показывает результаты, которые мы имеем на данный момент (видео).
Слайд 17. После этого мы переходим непосредственно к тренировке дыхания. Для этого используется так называемый «Столбик» и «Всплывающие картинки» (видео). Задача ребенка в обоих случаях при помощи своего дыхания удержать картинку как можно дольше. Когда работает «Столбик», ребенок должен его плавно опускать вниз и длительно удерживать его в верхних точках. Когда работает «Всплывающая картинка», задача ребенка – удержать картинку на экране как можно дольше.
Слайд 18. Конечно, это не одно занятие, а серия. Чаще всего требуется около 10 занятий на компьютере для получения стойкого результата, но иногда, это число увеличивается.
Слайд 19. Таким образом, в результате применения обучения диафрагмальному дыханию происходят изменения на всех уровнях:
- физиологическом (уравновешиваются процессы возбуждения и торможения; снижается мышечная нагрузка и тонус периферических сосудов; снижается нагрузка на сердечно-сосудистую систему; улучшается обмен веществ и обеспечение организма кислородом; улучшается кровоснабжение головного мозга)
Слайд 20. - психическом (улучшается концентрация внимания и работоспособность; нормализуется психоэмоциональное состояние; повышается самооценка, произвольный контроль поведения).
Слайд 21. Если говорить о педагогической практике, то происходит:
- повышение уровня академической успеваемости;
- снижается заболеваемость;
- улучшается общий фон настроения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статические и динамические дыхательные упражнения для тренировки физиологического и фонационного дыхания
В данной статье даны характеристика и виды дыхания, а также упражнения для развития фонационного и физиологического дыхания...
Вечная тема любви в творчестве И. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).
Урок построен в рамках кейс-метода с использованием авторской технологии Т. А. Прищепа "Перспектива". Такой подход к изучению произведения И. Бунина позволяет показать обучающимся, как раскрывае...
Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания. Плеврит.
План-конспект практического занятия....
Методическая разработка практического занятия для студентов по теме: «Сестринский процесс при нарушении потребности в нормальном дыхании»
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия в рамках междисциплинарного курса «Теория и практика сестринского дела» и содержит необходимый методически...
Активная иммунизация детей. Значение вакции для профилактики инфекционных заболеваний. Поствакцинальные осложнения и их профилактика. Профилактика наиболее распространенных заболеваний органов дыхания и туберкулеза.Туберкулинодиагностика.
АКТИВНАЯ ИММУНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ. ЗНАЧЕНИЕ ВАКЦИНАЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ПРОФИЛАКТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХ...
"Формирующие и контролирующие элементы профессиональных компетенций .Дидактический материал практического занятия." ПМ 01. МДК 01.01 Тема:"Субъективные и объективные методы обследования пациента с патологией органов дыхания."
Материал для урока в помощь преподавателю терапии..Дисциплина "Пропедевтика клинических дисциплин"...
Эмоциональная разгрузка современного ребенка через дыхание
Дыхание - помощь ребенку в восстановлении психического здоровья, которое связано с телом....