Научная статья на тему: "Здоровьесберегающие технологии"
статья

Макеева Людмила Анатольевна

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач школьного образования. Традиции системы школьного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей школьного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях.

Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, получили название «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионное и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как 15

прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - детей и их родителей, педагогов.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Трактовок педагогической технологии примеры:

1. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

2. Педагогическая технология – система способов, приемов, шагов, последовательность которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат (Г.М.Коджаспирова).

3. Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

4. Технология обучения – это точное знание того, как надо обучать, и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение (Е.В.Бондаревская).

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Анализ различных определений и описаний сущности педагогической технологии позволяет за основное принять следующее определение: 16

Из определения следует, что компонентами педагогической технологии выступают:

1. Концептуальная основа (то есть научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент).

2. Содержательная часть (то есть цели и содержание обучения и воспитания)

3. процессуальная часть (то есть формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результат).

Здоровье сберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого -мотивация на ведение здорового образа жизни.

Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков - приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребенок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от 17

них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое — дорогу к здоровью.

Близкими к здоровьесберегающие образовательные технологии являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т. п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Здоровьесбережение же не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели [1].

Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности [7].

в школе отвечает ее директор.

Библиографический список:

1. Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации: (материалы к разраб. нац. проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 5. - C. 2-6. 18

2. Глазков, Ю. И. Всероссийское общественное движение «Здоровая молодежь - сильная Россия!" / Ю. И. Глазков // Вестник образования России. - 2006. - № 22. - С. 39-43.

3.Здоровое поколение — международные ориентиры XXI века: сб. тр. IV-ой междунар. науч.-практ. конф., 8–9 июня 2006 г. в г. Самара / М-во образования и науки Самар. обл., Научно-исследовательский ин-т содержания и методов обучения РАО (Москва), Рос. акад. образования, Гос. образоват. учреждение доп. проф. образования (повышения квалификации) специалистов «Мар. ин-т образования», Самар. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. — М.: НИИ СиМО РАО; Самара: ГОУ СИПКРО, 2007. — 314 с.: ил.

4. Науменко, Ю. В. Современная практика здоровьесберегающего образования: [о реализации рос.образоват. программы «Шк. здоровья» в рамках междунар. проекта «Шк., содействующая здоровью»] / Ю. В. Науменко // Валеология. — 2006. — № 3. — C. 44–52.

5. Решетникова, О. О психологическом нездоровье: [о Всероссийском форуме «Здоровье нации — основа процветания России», проходившем с 9 по 13 апреля 2007 года в Москве] / О. Решетникова // Школьный психолог: газ.издат. дома «Первое сентября». — 2007. — № 10. — С. 33–35. 6. Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. — 121с.

7. Стандарт профилактической и оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях // Здоровье детей: газ.издат. дома «Первое сентября». — 2008. — № 19. — С. 7–10./ 8. Яловенко, М. М. Организационно-педагогические условия управления процессом валеологизации образования на муниципальном уровне: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / М. М. Яловенко; Балт. гос. акад. рыбопромысл. флота. — Калининград, 2002. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в колледже и семье»

Цель разработки:показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни студентов в процессе учебной деятельности....

Научная статья " ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ"

В данной статье рассматриваются следующие аспекты:-классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»;-целевые ориентации;-особенности содержания и методики;-гуманно-личностный по...

Доклад на тему:Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными...

научная статья "«Здоровьесберегающие технологии на уроках микробиологии»

Традиционно считается, что основная задача образовательной организации дать необходимое образование. Но может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относить...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Статья на тему "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"

Статья на тему  "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ"...

Научная статья: «Новейшие технологии в оказании медицинских услуг» Песков А.С., Смыслова О.А.

Участие в студенческой научно-практической конференции «Наука и медицина XXI века: традиции, инновации и приоритеты» Песков А.С., Смыслова О.А. «Новейшие технологии в оказании медици...