Научная статья " ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ"
статья на тему

Ризванова Надежда Аксеновна

В данной статье рассматриваются следующие аспекты:

-классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»;

-целевые ориентации;

-особенности содержания и методики;

-гуманно-личностный подход;

-дидактический активизирующий и развивающий комплекс;

-концепция воспитания;

-педагогизация окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lichn-orient.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ

Содержание.

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»..............3

Целевые ориентации.................................................................................................................4

Особенности содержания и методики......................................................................................4

Гуманно-личностный подход...................................................................................................5

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс..................................................7

Концепция воспитания.............................................................................................................8

Педагогизация окружающей среды..........................................................................................8

Литература.................................................................................................................................9

Введение.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальны» особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности обучающихся, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к обучающимся  в традиционной технологии — атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуаллизации личности.

Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»

По уровню применения: общепедагогическая.

 По философской основе:гуманистическая.

По основному фактору развития: комплексная: био-, социо- и психогенная.

 По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация.

По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая.

 По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: академическая +клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная.

По подходу к обучающемуся: гуманно-личностная, субъект-субъектная

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации

Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

  • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  • Единство обучения и воспитания.
  • Концепция сотрудничества.

В «Концепции среднего и среднего профессионального образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной разминающей деятельности взрослых и обучающихся, скрепленной взаимопониманием, проникновением и духовный мир друг друга, совместным анализом хода к результатам этой деятельности.

Как система от ношений сотрудничество многоаспектное; но важнейшее место в нем занимают отношения «педагог — обучающийся»   Традиционное обучение основано на положении преподавателя  и качестве субъекта, а обучающегося - объекта педагогического процесса В концепции сотрудничества это по положение   заменяется представлением об обучающемся как субъекте своей деятельности.

Сотрудничество в отношениях «обучающийся-обучающийся» реализуется в общей жизнедеятельности школьных(ССУЗ-х) коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

В рамках техникумовского  коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между преподавателями, администрацией и обучающимися; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений обучающихся, преподавателей  и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми органами).

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: ;

  • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  • Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.     
  • Концепция воспитания.
  • Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом СПО, критерием качества работы преподавателя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает СПО к личности обучающегося, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель СПО - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

  • личность проявляется,   выступает в раннем детстве, ребенок в школе -полноценная   человеческая    личность;
  • личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
  • личность — цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
  • каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
  • приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще, воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

■          требовательность без принуждения, основанная на доверии;

■           увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

■           замена принуждения желанием, которое порождает успех;

■           ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

■           применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода. Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти и системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

■          отказ от ориентировки на среднего обучающнгося;

■           поиск лучших качеств личности;

■          применение психолого-педагогической диагностики личности   (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

■          учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

■          прогнозирование развития личности;

■           конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция. Формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция - это систеллэ

осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

   Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепцкя (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, Я не способен, Я не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

  • видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя);
  • создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжела-
  • тельности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»;
  • исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»),
  • предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!».

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

■           содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

■          обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

■           идет объединение, интеграция  дисциплин,

■          вариантность и дифференциация обучения;

■           используется положительная стимуляция ученья.

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной ОУ:

■          превращение ОУ Знания в ОУ Воспитания;

■          постановка личности обучающегося в центр всей воспитательной системы;

■          гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

■          развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

■           возрождение русских национальных и культурных традиций;

■          сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

■          постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основа целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются ОУ, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.

Литература.

1. Амонашвилли Ш.А. Здравствуйте дети! - М.: Просвещение 1990.

2.    Бурулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика - 1994г. - №5

3.   Ильин Е.Н. Путь к ученику - М.:Просвещение, 1998

4.    Концепция общего среднего образования - М. :ВНИ «Школа» 1988

5.    Мусин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского - М., 1994

6.    Селевко Г.К.       Активизация психологических факторов развития и личностный подход к учащимся // Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности» -М.: МГУ 1989

7.    Селевко Г.К.       Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации 4.1, II -Ярославль 1988, 1989

8.    Сариков В.В. Лнчностно-ориентированное образование //Педагогика. - 1994.

9.    Пукерман Г.Л. Виды общения в обучении. - М: Пеленг, 1993.

\0. Шагалов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."

В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы...

Личностно- ориентированная технология: гуманно- личностная.

laquo;...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для мног...

Статья - использование технологий и методик личностно-ориентированного обучения.

В настоящее время актуальна проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за пределы предписанных, стандартными требовани...

Личностно-ориентированные технологии: планирование урока и технология проведения

Личностно-ориентированные технологии:планирование урока и технология проведения...

Статья:Личностно-ориентированное обучение как средство формирования познавательной активности обучающихся

Личностно-ориентированное обучение как средство формирования познавательной активности обучающихся...

Технология развития критического мышления; личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская.

Технология развития критического мышления;  личностно-ориентированная технология И.С. Якиманская....

Статья "Личностно-ориентированное обучение в СПО", г. Благовещенск, 2020

В настоящее время всё больше внимания уделяют таким технологиям, где педагог выступает не источником учебной информации, а является организатором и координатором творческого учебного процесса, направл...