Общение, как важный профессиональный инструмент педагогической деятельности.
консультация

Зарецкая Людмила Михайловна

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания между педагогом и учащимися, определяемый целями и содержанием обучения, их совместной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общение, как важный профессиональный инструмент педагогической деятельности.

Профессиональное общение преподавателя с учеником в целостном педагогическом процессе охватывает два направления.

1.Организация отношений с учащимися.

2.Управление  общением в детском коллективе.

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания между педагогом и учащимися, определяемый целями и содержанием обучения, их совместной деятельности.  

Многими исследователями (А.А. Леонтьев Ю.Н. Емельянов; Г.А. Ковалёв;.) были выработаны и получили развитие методы активного социального обучения (АСО), такие как: ролевые игры; социально- психологические тренинги; дискуссии и другие методы, способствующие развитию общительности, коммуникации и устранению барьеров в восприятии.

К таким барьерам относятся:

- Эффект первого впечатления (которое может оказаться ошибочным)

- Эффект первичности, т.е придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы, той информации о нём, которая поступила раньше.

- Эффект новизны – придание большого значения, более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.

- Эффект проекции – приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков – неприятным.

- Эффект стереотипизации – использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека, приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

Подобные барьеры в восприятии негативно влияют на выстраивание отношений,  особенно в работе с детьми и подростками.

В непосредственной работе с учеником  (а также с коллективом учащихся)  важен стиль педагогического общения.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на:

- авторитарный

-демократический

- попустительский

(А.В.Петровский; Я.Л. Коломинский; А.П. Ершова; М.Ю.Кондратьев)

В рамках этой классификации отмечаются перспективные  и не перспективные.

Перспективные – это общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.

Не перспективные – это общение-устрашение; общение -заигрывание.

В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанником, учителем и учеником.

Дистанция – форма выражения отношений.

Умение выбора дистанции и использования, так называемого, «языка действий», содержащего подтексты поведения,  способствует  более глубокому погружению ученика в творческий процесс. Константин Сергеевич Станиславский утверждал, что -   Один из важнейших творческих принципов заключается в том, что задачи актера всегда должны быть способны пробудить его чувства, волю и интеллект, чтобы они стали частью его самого, поскольку только они обладают творческой силой. 

И поскольку  наша с вами деятельность также направлена на раскрытие творческого потенциала ученика -  это выражение  справедливо и для нас независимо от вида искусства, в каком, конкретно, каждый из нас работает с детьми.

И пусть это очевидно не для всех, но мы- то с вами знаем, что в работе учителя, также используются подтексты и параметры поведения.

На основе классификации словесных воздействий по направленности.

Психологи выделяют   простые словесные воздействия различного качества, имеющие оттенки со знаком (+) или (-), а также нейтральные. Всего 11.

- на внимание - (звать)

- на чувства (эмоции) – ободрять(+),   укорять (-)

- на воображение – предупреждать,   удивлять                        

- на память – узнавать, утверждать

- на мышление – объяснять, отделываться (-)

- на волю – приказывать, просить.

А также параметры поведения - такие, как:

Наступательность – оборонительность

Деловитость – позиционность

Дружественность – враждебность

Сила (уверенность) – слабость (безвольность)

Уверенное владение учителем своими поведенческими «подтекстами» и «параметрами» позволяет учителю своевременно, позитивно и гуманистически решать не только возможные разнообразные дисциплинарные проблемы, но и мастерски управлять мотивацией ученика, направлять развитие его творческого потенциала.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

СТАТЬЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Карпова Елена Вячеславовна ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА Федеральное государственное бюджетное образователь...

РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБУЧАЮЩИХ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 Ст     Статья посвящена проблеме формирования и развития реабилитационной направленности педагогической деятельности специалистов, обучающих инвалидов и лиц с ограниченными возм...

Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина //

опубликована научная статья объемом 0,4 п.л.Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина // Теоретич...

Статья "Проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя"

В статье рассматривается проблема  развития мотивации  профессиональной педагогической деятельности  будущего учителя....

Презентация Российская социальная сеть работников образования( Nsportal.ru) как инструмент для трансляции опыта педагогической деятельности.

Презентация была представлена на итоговой методической конференции преподавателей ГБПОУ ДЗМ "МК №6"...

Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства

Профессионально-педагогическая деятельность - основа педагогического мастерства...