Использование инновационных форм и методов обучения
материал
Доклад выступления на международной научно-практической конференции "Эффективные методыи приемы образовательной деятельности" г.Луганск 2022 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispolzovanie_innovatsionnyh_._.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Сухова О.К.
ГБОУ СПО ЛНР
«Лутугинский колледж»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Новое надобно создавать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки. (Александр Герцен)
По своему содержанию, формам и методам образование не является неизменным, закостенелым феноменом, оно все время реагирует на новые цивилизационные вызовы, общественные реалии, учитывает тенденции, перспективы развития человечества.
Наиболее значимой особенностью современной системы образования является сосуществование двух стратегий организации обучения - традиционной и инновационной.
Педагогическую инновацию рассматривают как особую форму педагогической деятельности и мышления, которые направлены на организацию нововведений в образовательном пространстве, или как процесс создания, внедрения и распространения нового в образовании.
Инновационные формы и методы обучения — это не только использование самых передовых технологий, но и постоянное отслеживание последних тенденций в области образования.
Нововведения (инновации) не возникают спонтанно, а предстают результатом системных научных поисков, анализа, обобщения педагогического опыта.
Инновационные методы обучения направлены на то, чтобы побудить обучающихся активно взаимодействовать со своими однокурсниками и с преподавателем во время учебных занятий. Они формируют у обучающихся устойчивый интерес к обучению, снимают напряжение, помогают формировать навыки профессиональной и учебной деятельности, эмоционально влияют на обучающихся, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.
Современные методики и инновации в преподавании дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов заключаются в стремлении преподавателя разнообразить жизнь обучающихся, вызвать интерес к познавательному общению, к избранной профессии. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках преподавателя выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона.
Главная цель инновационной ориентации обучения - это добиться максимального изучения и усвоения нового материала, получения прочных знаний, подготовка высококвалифицированных кадров, которые не только в совершенстве владеют профессиональными естественно-научными и техническими знаниями, но также проявляют высокую инновационную активность.
Использование в дидактическом процессе инновационных методов и форм активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся особенно актуально на современном этапе становления системы образования и обогащения ее новым содержанием. Это существенно меняет результаты образовательного процесса, создавая при этом усовершенствованные или новые: образовательные, дидактические, воспитательные системы; педагогические технологии; методы, формы, средства развития личности и организации ее обучения и воспитания.
Анализ инновационной деятельности показывает, что в их практике в основном внедряются технологии, среди которых можно выделить: личностно ориентированное обучение и воспитание,
технология групповой учебной деятельности, информационные технологии, проектное обучение, интерактивные технологии, игровые технологии.
Игровые технологии в образовательном процессе
Игра многогранна, она развивает, воспитывает, развлекает, социализирует. Но исторически одна из главных задач игры — обучение. С момента своего возникновения игра представляет собой основную форму воспроизведения реальных жизненных ситуаций, способствуя выработке необходимых человеческих качеств, навыков, развитию способностей.
Игра – это хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. В игре легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры. Она требует инициативности, творческого подхода, воображения, целеустремленности. Позволяет решать вопросы передачи знаний, умений и навыков, ее влияние невозможно ограничить одним аспектом. Игра имеет четко поставленную цель и соответствующий педагогический результат.
На практике в системе активного обучения используются такие модели обучающей игры: имитационные, операционные, ролевые, сюжетные, игры-соревнования.
В имитационных играх во время занятия имитируется деятельность организаций, событий, конкретная работа людей, обстановка, условия, в которых происходит событие. Сценарий имитационной игры содержит сюжет события, описание структуры имитируемых объектов. Примером может быть урок-путешествие, урок-экскурсия и тому подобное.
Операционные игры помогают отработать конкретные специфические операции (методика проведения дискуссии, конференции, беседы, диспута). В операционных играх моделируется процесс деятельности. Они проходят в условиях, имитирующих реальную обстановку (урок-расследование, урок-суд).
В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций. Между участниками распределяются роли с обязательным содержанием в соответствии с проблемной ситуации, вынесенной на обсуждение. Для проведения таких игр целесообразно использовать следующие типы нестандартных уроков: урок-КВН, урок-путешествие, урок-композиция.
Все обучающие игры, активизируя внимание, повышая интерес к изучению определенной учебной дисциплины, имеют общие требования к проведению: когда игра уже началась, никто не имеет права вмешиваться и менять ее ход (только корректирует действия участников, если они меняют цель игры), в конце каждой игры цель анализируется и обсуждается, констатируются результаты.
Геймификация в образовании: обзор методов
Геймификация (игрофикация) – это явление, ставшее широко популярным во всем мире. Суть геймификации состоит в использовании игровых элементов в неигровом контексте. Это позволяет достигать поставленных целей, придает традиционному процессу обучения большую легкость, гибкость и привлекательность. Важно понимать, что геймификация не ставит задачу создать полноценную игру, а только использует определенные игровые фрагменты.
О ней говорил в прошлом столетии выдающийся русский педагог и писатель К. Д. Ушинский, который рекомендовал делать учебный процесс менее монотонным за счет добавления игр и интересных упражнений.
Основные принципы
Можно выделить четыре основных принципа игрофикации: мотивацию, открытие, статус,
вознаграждение.
Мотивация является основой для всех видов игровой деятельности. Во время урока педагог может применять такие ее варианты, как соревновательный момент, поощрение, принятие обучающимися решений, определяющих исход игры.
Открытие. Геймификация помогает создавать интересное, неожиданное, позволяет открывать новые уровни. Это способствует большей вовлеченности участников в происходящее.
Статус. Участие в игре позволяет испытывать чувство собственной значимости.
Вознаграждение. Принцип награды – один из лучших инструментов рассматриваемой технологии.
Преимущества геймификации
Геймификация обладает достаточным количеством плюсов, по причине чего применяется многими современными педагогами.
- Присутствие игровых элементов делает обучение более комфортным и радостным. Это связано с активизацией определенного отдела мозга, реагирующего на игру.
- Снимает напряжение, убирает боязнь ошибиться. Во время стандартного урока ученики нередко испытывают страх перед тем, что могут совершить ошибку и подвергнуться критике.
- Способствует эмоциональному включению. Все участники игры включаются в него эмоционально. Это, в свою очередь, обеспечивает более высокую заинтересованность, лучшую концентрацию внимания, хорошее запоминание.
- Позволяет работать с группой. Многие игровые задания подразумевают групповое участие. Действуя сообща, ребята лучше узнают друг друга и быстрее сближаются.
- Обеспечивает беспроблемное усвоение и закрепление учебного материала. Подобный эффект достигается благодаря большей заинтересованности в происходящем на уроке.
Геймификация в образовании преимущественно основывается на выполнении нестандартных заданий, что благоприятствует раскрытию творческих способностей и обучающихся и педагога. Во время занятий, включающих в себя игровые элементы, обучающиеся учатся выступать в различных ролях, приобретают навыки ведения переговоров, защиты своей точки зрения, обоснованной аргументации, контроля над действиями остальных участников процесса.
Игрофикация требует от педагога серьезной подготовки. Для разработки урока, содержащего игровые моменты, преподавателю приходится тратить гораздо больше времени и прикладывать значительные усилия. Кроме этого, не всегда удается уложиться в отведенные на занятие 45 минут, поскольку необходимо разъяснить суть игры, успеть организовать работу и подвести ее итоги.
Элементами геймификации в образовательном процессе могут стать:
Квест, предусматривающий поэтапное выполнение поставленной задачи. При этом каждое задание выводит участников на очередной уровень и приближает к обозначенной цели. Такой вариант, как квест, подходит для учащихся разных возрастных категорий.
Деловая игра, предусматривающий форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно.
Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний. К базовым принципам учебной игры относятся: моделирование – наложение реальных ситуаций на игру; наличие проблемы –не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений; совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию. Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний обучающихся, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.
Дебаты. Преимущественно используются для гуманитарных дисциплин. Ребята учатся уверенно отстаивать собственную позицию по определенным вопросам, подбирать соответствующие аргументы.
Турнир. Игра подразумевает участие нескольких команд, дающих ответы на поставленные вопросы. Такой урок способен включать в себя смешанные тематики, поэтому его подготовкой могут заниматься одновременно несколько преподавателей. Варианты проведения турнира – «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?».
В своей работе я сочетаю различные инновационные формы и методы обучения. Обучающиеся не только читают, пишут и слушают, а анализируют и синтезируют полученную информацию, критически мыслят, обмениваются мнениями, узнают радость обретения новых знаний.
Литература:
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Гребенкиной Л. К., Байковой Л. А.— 3-е изд., испр. и доп.— М.: Педагогическое общество России, 2000.— 256 с.
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.— СПб.: КАРО, 2004.— 368 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР» В ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Разные виды деятельности педагога-психолога в школе, внеурочная работа с ребятами над театральными постановками привели к решению организовать «Психологический театр», который помогал бы взгляну...
Использование активных форм и методов обучения при формировании ключевых компетенций у студентов
В данной статье процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия студентов и преподавателя с целью формирования у студентов ключевых компетенций, необходимых конкурентноспособному специалис...
Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
Уважаемые коллеги! В данной методической разработке раскрывается суть использования активных и интерактивных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО, рассматриваются различные варианты испол...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В докладе «Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе» раскрываются общие методы и форма обучения, и в частности в производственном обучении цель и методы....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Данный материал содержит информацию о практической деятельности преподавателя по применению инновационных форм и методов обучения; чему они способствуют, чему помогают научить. Рассказывается о ...
Проведение занятий учебной практики с использованием разнообразных форм и методов обучения.
Проведение занятий учебной практики с использованием разнообразных форм и методов обучения....