«Роль подвижных игр в речевом развитии детей младшего возраста»
материал

Карпова Татьяна Александровна

«Роль подвижных игр в речевом развитии детей младшего возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль подвижных игр в речевом развитии детей младшего возраста»

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

воспитания звуковой культуры речи;

обогащения, закрепления и активации словаря;

совершенствование грамматической правильности речи;

формирования разговорной (диалогической) речи;

развития связной речи;

воспитания интереса к художественному слову;

подготовки к обучению грамоте.

Хорошо известно, что развитие речи, реализуемое только в форме фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу по речевому развитию необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:

Первая группа – это подвижные игры.

Вторая группа – это дидактические игры.

Третья группа – это творческие ролевые игры, игры драматизации.

У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.

Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста.

Подвижные игры нормализируют моторную функции ребенка помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют просодические компоненты речи (интонация, тембр, дикция, пауза, ударение темп, ритм дыхание), поощряют творческую активность детей.

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации.  Это следующие типы игр:

1. В игре есть сюжет, правила и роли

2. Нет сюжета и ролей, но есть двигательные задания, регулируемые правилами.

3.Сюжет и действия обусловлены текстом, определяющим характер и последовательность движений.

Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться в пространстве, а так же синхронизировать речь и движения. Игра помогает ребенку преодолеть робость и застенчивость, т.к. подражая в игре действиям товарищей, он естественно выполняет разные движения, которые не хотел бы делать по простому указанию.

Подчинение правилам игры воспитывает организованность, внимание, умение управлять своими действиями, способствует проявлению волевых усилий. Игры вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы, сообразительность, смелость, быстроту реакции.
Сюжетные подвижные игры способствуют закреплению знаний и представлений об окружающем мире: о повадках животных и птиц, о звуках окружающей природы, о средствах передвижения и т.д. В игре развивается интеллект, фантазия, формируются социальные качества.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Ценность детского фольклора в эмоциональности общения, ярких художественных образах, где простые по форме малые жанры таят в себе немалые возможности – звуковые, речевые, смысловые.

Освоение подвижных игр дошкольниками имеет закономерности:

-для детей младшей группы характерны игры типа «ловишки».

-для средней группы характерны сюжетные игры с богатым речевым материалом, со зримыми атрибутами.

-для старшей группы подходят бессюжетные игры с элементами соревнований, игры с различными предметами (мячи, кегли, скакалки и т.п.)

-к подготовительной группе дети готовы для участия в упрощенных спортивных играх (баскетбол, футбол, бадминтон).

Речевое сопровождение игр в разном возрасте разное. В младших группах стихотворный текст в игре говорит взрослый, дети подчиняются его голосу как условной команде. Для детей старших групп в сюжетных играх обязательным условием является наличие развернутого текста. В этих играх есть водящий, который должен запомнить и проговорить весь текст роли и выполнить свою игровую задачу.

Эти игры являются прекрасным психокоррекционным средством воздействия. Именно в такого рода играх удается разговорить и активизировать застенчивых детей, научить выжидать и подчиняться правилам агрессивных и расторможенных.

Неоценима роль подвижных упражнений и для развития мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Вследствие всех вышеназванных факторов подвижные игры и упражнения способствуют ускорению развития речи.

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух.
Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяют говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью она проводится, как отвечает на полученную нагрузку детский организм.

Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых комических ситуаций, юмора, шуток, возможности самовыражения. Азарт задают детям считалки, зачины, жеребьевки, заклички.

В младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Например : «Курочка – хохлатка», «Лохматый пес», «Зайка».

В старших группах дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее.
Например: «Гуси – гуси… », «Теремок», «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Совушка-сова». Применение считалок в распределение ролей, в подвижных играх, тоже является элементом развития связной речи.

Что должен знать воспитатель о методике проведения подвижных игр с целью воспитания развития речи детей:

1. Нужно хорошо знать текст и соответствующие движения

2. Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.

3. Потешки и прибаутки родственны песне, но это не значит, что их надо произносить на распев. Важно добиться некоторой певучести, напевности.

4. Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры. Вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Не надо только, чтобы дети сразу говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произнесение ими текста, не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем.

5. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким, писклявым голосом или крикливо.

Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.

Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он не готов.

Задача воспитателя заинтересовать ребенка, увлечь его полезными играми. Заканчивая любую из игр, воспитатель, должен поддержать интерес к игре в дальнейшем.

В подвижных играх, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно. Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.  

Подвижные игры имеют большое значение в укреплении здоровья дошкольников. Они включают в себя основные движения: ходьба, бег, лазанье, прыжки. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. Большинство подвижных игр и упражнений разнообразны по содержанию и, по существу, охватывают все виды естественных движений, свойственных ребенку. В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. Малыши учатся ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями сверстников. Они приобретают опыт общения со взрослыми и детьми.

Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом. Главное назначение подвижной игры – вовлечение детей в совместную активную деятельность, доставляющую им «мышечную радость» и вызывающую эмоциональный подъем. Подвижные игры, как правило, коллективные, поэтому дети учатся согласовывать свои действия с действиями других играющих.

Детей 2-3 летнего возраста в подвижных играх привлекает, главным образом, сам процесс действия: им интересно бегать, догонять, бросать, искать. Результат этих действий значения не имеет, поэтому для малышей рекомендуются совсем простые игры, построенные, в большинстве случаев, на одном действии, которое воспитатель тут же подсказывает детям: «Мячики убежали, давайте догоним их и соберем в корзинку!» – говорит взрослый, рассыпая мячи из корзинки.

В играх взрослый не только произносит какой-либо текст, но и тут же сам показывает соответствующие движения. Малыши охотно выполняют движения, подражая взрослому. Как только дети научатся действовать по словесному сигналу, можно вводить правила игры.

Вначале они совсем простые, например: «Когда кошка замяукает, все мышки побегут прятаться в норки». Основные требования при выполнении правил игры к детям раннего возраста: - умение действовать по сигналу (разрешению, указанию, хлопку), - передвигаться друг за другом, - выполнив задание, возвращаться на свои места.

В игре ребенок должен действовать чаще всего определенным способом – это требования введенных правил: ползти на четвереньках, бросать мяч двумя руками и др. Вместе с тем, поначалу не следует добиваться, чтобы ребенок выполнял правила точно, достаточно, чтобы он соблюдал их в целом, в общих чертах.

Важно, чтобы взрослый, участвуя в игре, давал образцы движений, подсказывал ход игры. Объяснение правил игры – ответственный момент, влияющий на весь ее ход. Делать это надо эмоционально, выразительно, интонационно подчеркивая характерные черты каждого персонажа. Так, о зайчиках педагог говорит ласково, а про медведя, который хочет их поймать, – низким голосом, подчеркивая опасность.

Дети раннего возраста подражают в игре всему, что видят. В подвижных играх малышей прежде всего происходит отображение жизни взрослых или животных: они с удовольствием летают, как воробушки, взмахивают руками, как бабочка крылышками, и т. д. Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией.

В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются дисциплинированность. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Играм с мячом отводится особенно важная роль в работе с детьми. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. Такая игра, как отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.

Таким образом, подвижные игры и двигательная активность являются необходимым условием полноценного, гармоничного развития ребенка. Играя и двигаясь, дети становятся физически более крепкими, сообразительными, уверенными и самостоятельными. Многократное повторение игровых действий требует внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Подвижная игра – важный источник детского творчества. Игры способствуют развитию фантазии, будят инициативу.

Подвижные игры для развития речи в 2—3 года

«Птички» Задачи. Обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения со взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.

Материал. Шапочки или эмблемы с изображением птичек.

Содержание игры. Дети изображают птичек. Взрослый обозначает гнезда для них. По сигналу взрослого «Птички захотели полетать!» птички вылетают из гнездышек, машут крыльями, приседают, клюют зерна, летают по всему обозначенному участку. По сигналу «Птички, в свои гнездышки!» птички занимают свои гнезда.

Примечание. Вначале взрослый проделывает все действия вместе с детьми. Когда дети запомнят игру, взрослый может с помощью слов руководить действиями детей.

«Пчелки» Задачи. Совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве, подражать пчелкам.

Содержание игры. Дети изображают пчел, они бегают по комнате, размахивая крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (помощник воспитателя). Воспитатель-пчела говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки, домой!

Пчелки летят в определенный угол комнаты — улей.

Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же.

Пчелки и взрослый говорят:

Этот улей — домик наш,

Уходи, медведь, от нас,

Ж-ж-ж-ж!

Машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя. Медведь уходит, а пчелки опять вылетают на поляну. Они могут угостить в конце игры медведя медом.

«Лиса в курятнике» Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры».

На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные – «куры». Воспитатель: ”Вышли курочки гулять, зёрнышки себе искать.” По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

Подобные игры на звукоподражание “Комарики”, “Цапля и лягушки”, “Волк и овцы”.
Эти игры проводятся с использованием звукоподражаний - каркают вороны, чирикают воробьи, звенят комарики, жужжат пчёлы, квакают лягушки, пищат цыплята, бекают овечки, кудахчат куры.

«Зайка» Цель: Учить детей понимать и правильно употреблять слова-действия

Описание игры: дети стоят в кругу, один из них зайка- в центре. Педагог произносит четверостишие, ребёнок повторяет

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается.

Вымыл хвости, вымыл ухо,

Вытер лапки сухо, сухо!

“Зайка” повторяет движения, затем скачет по направлению кому-нибудь, стоящих в кругу (идёт к нему в гости), этот ребёнок становиться “зайкой”, игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"

Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...

Речевое развитие в младшем дошкольном возрасте.

                          Язык является занимает важное место в развитии ребенка.Хорошее знание языка ребенку необходимо для общ...

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе

Психофизические особенности развития детей младшего школьного возраста в хореографической работе. Методические рекомендации по проведению уроков...

Методика обучения и развития детей младшего школьного возраста при помощи музыки и ритмических движений

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности,  в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...

Собственная Методическая разработка «Роль детской книги в речевом развитии детей»

Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, л...

Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" будет полезна воспитателям, логопедам и студентам....