Рабочая программа для студентов СПО по дисциплине "Основы Обучения лиц с особыми образовательными потребностями"
рабочая программа

Боева Мария Николаевна

Учебная дисциплина «ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 09, 10.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_ool_s_oop_kro.docx78.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»

«Утверждаю»

Заместитель директора

____________Е.Е. Потапова

«___»___________2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями»

Трудоемкость 47 часов

Из них аудиторной нагрузки 30 часов

В том числе:

Лекций

30

Практических занятий

15

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация

5

2024 г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями»

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 09, 10.

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Цель освоения дисциплины – формирование у студентов компетенций, необходимых для организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями в рамках профессиональной деятельности.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06, 09, 10

-распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте;

-анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части;

-определять этапы решения задачи;

-выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

-составлять план действия; определять необходимые ресурсы;

-применять актуальные методы работы в профессиональной и смежных сферах;

-реализовывать составленный план;

-оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника);

-определять задачи для поиска информации, необходимые источники информации;

-планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию;

-выделять наиболее значимое в перечне информации;

-оценивать практическую значимость результатов поиска;

-оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач;

-использовать современное программное обеспечение;

-использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач;

-понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы;

- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

-строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;

-кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые);

-писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы.

-основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

-алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

-методы работы в профессиональной и смежных сферах;

-структуру плана для решения задач;

-порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности;

-перечень информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности;

-приемы структурирования информации;

-формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации;

-порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств;

-правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы;

-основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);

-лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;

-особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Трудоемкость/объем дисциплины (всего часов)

47

в том числе:

  • лекции

30

  • практические занятия

15

  • промежуточная аттестация

5

  • самостоятельная работа

2

Распределение трудоемкости/объема дисциплины по видам учебной работы, по семестрам

Семестр

Всего

Лекции, уроки

Практические занятия

Промежуточная аттестация

Самостоятельная работа

1

47

30

15

5

2

2

-

-

-

-

-

Всего

47

30

15

5

2

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. Специальная педагогика и специальная психология как отдельные отрасли знания

Тема Общие вопросы теории специальной педагогики и специальной психологии.

Содержание учебного материала

2/2

ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5,ОК6,ОК9, ОК10

#1055;редмет специальной педагогики и специальной психологии

Основные понятия, термины специальной педагогики и психологии. Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики и специальной психологии. Предметные области современной специальной педагогики и психологии.

1

2. Научные основания специальной педагогики

Психологические основы специальной педагогики. Правовые основы специального образования.

Социокультурные основы специального образования.

1

В том числе, практических занятий

2

#1057;равнительный анализ целей и задач специальной педагогики и специальной психологии

1

#1057;ловарь основных терминов

1

Тема История становления специальной педагогики, специальной психологии и специального образования.

Содержание учебного материала

2/-

ОК2,ОК3,ОК4, ОК5, ОК9,ОК10

1. Возникновение специальных учебных заведений. Путь от нетерпимости инвалидов к их призрению. Осознание возможности обучения глухих и слепых детей. Первые специальные учебные заведения. Признание права аномальных детей на образование.

1

#1056;азвитие системы специального образования. Изменение статуса инвалидов. Право инвалидов на гарантированную социальную помощь и образование. Введение закона о всеобщем начальном образовании. Оформление отечественной системы специального

образования.

1

Раздел II Аномалии развития: психолого- педагогический аспект

Тема

Основные категории нарушений в развитии.

Содержание учебного материала

6/1

ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5,ОК6,ОК9, ОК10

1. Понятие нормы и отклонения.

Понятие нормы для обозначения здоровья. Понятие «норма», «девиация», «патология». Виды норм. Показатели отклонения от нормы. Дефект как недостаток, вызывающий нарушение

2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы

1

2

3

4

нормального развития. Общие и специфические особенности детей с отклонениями в развитии.

#1055;ричины аномалий. Биологические врожденные (наследственные) и приобретенные

аномалии развития. Вредные воздействия на плод в период беременности. Приобретенные аномалии и их возникновение как следствие неблагоприятных социальных факторов воздействия на организм ребенка при его рождении и в последующие периоды развития. Депривация, виды деприваций. Единство биологических и социальных факторов, компенсаторное развитие.

2

#1058;ипы нарушений. Недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие,

дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие. Основание классификации нарушений развития: причина нарушений, виды нарушений, последствия нарушений. Аномальные дети. Категории аномальных детей. Взаимосвязь первичных нарушений и вторичных отклонений в развитии.

2

В том числе, практических занятий

1

1. Факторы риска.

1

Тема

Аномалии развития: психолого-педагогичес кий аспект

Содержание учебного материала

7/5

ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5,ОК6,ОК9, ОК10

#1055;сихолого-педагогические особенности специального (коррекционного) образования детей с умственной отсталостью. Понятие «умственная отсталость». Основные формы умственной отсталости. Олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте. Классификация умственной отсталости. Причины умственной отсталости.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. Система обучения, воспитания и реабилитации детей с умственной отсталостью. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в ДОУ для детей с с умственной отсталостью.

1

#1055;сихолого-педагогические особенности специального образования детей с ЗПР. Понятие

задержка психического развития. Причины возникновения ЗПР. Классификация детей с ЗПР по этиологическому признаку, предложенная К.С. Лебединской. Характеристика детей с ЗПР. Отличие детей с ЗПР от детей с умственной отсталостью. Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР. Оказание помощи детям с

1

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы

1

2

3

4

задержкой психического развития. Организационные формы помощи детям. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с ЗПР.

#1055;сихолого-педагогические особенности специального образования детей с тяжелыми

нарушениями речи. Понятие речевого нарушения. Причины тяжелых речевых нарушений. Классификация речевых нарушений: лингвистические нарушения, клинические нарушения, психолого-педагогическая классификация речевых расстройств. Психологические особенности детей с нарушениями речи. Характеристика детей с общим недоразвитием речи, с

фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Заикание как нарушение коммуникативной функции речи. Нарушения письма и чтения. Система логопедической помощи. Профилактика отклонений в речевом развитии.

1

#1055;сихолого-педагогические особенности специального образования детей с нарушениями

слуха. Психологические особенности детей с недостатками слуха. Факторы, вызывающие нарушение слуха. Врожденная и приобретенная глухота и тугоухость.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушенным слухом.

1

#1055;сихолого-педагогические особенности специального образования детей с нарушениями

зрения. Характеристика нарушений зрения у детей. Причины нарушений зрения. Категории детей с нарушениями зрительной функции: невидящие (слепые), слабовидящие, ослепшие. Система дошкольного воспитания детей с недостатками зрения. Основные принципы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. Содержание обучения и воспитания детей Содержание специальных коррекционных занятий. Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения.

1

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы

1

2

3

4

#1055;сихолого-педагогические особенности специального образования детей с нарушением опорно-двигательной системы. Понятие нарушение опорно-двигательного развития. Детский церебральный паралич как основная причина двигательных расстройств в детском возрасте.

Двигательные нарушения при ДЦП. Психическое развитие при ДЦП. Классификация детского церебрального паралича. Коррекционная работа при ДЦП. Принципы

коррекционно-педагогической работы с детьми страдающими ДЦП. Основные направления коррекционной работы с детьми раннего возраста. Основные направления

коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социально-бытовая ориентация при ДЦП.

1

7. Психолого-педагогические особенности специального образования детей при аутизме и аутистических чертах личности. Синдром раннего детского аутизма. Характерные черты личности при РДА. Особенности психического развития при РДА: специфические нарушения восприятия, речи, мышления по типу искажения, страхи как следствие гиперсензитивности детей с РДА. Возможности развития, образования и социализации детей с РДА. Система коррекционно-педагогической помощи детям с РДА. Методы и приемы организации коррекционной помощи при РДА.

1

В том числе, практических занятий

5

1. Система помощи детям с умственной отсталостью

1

#1048;гры, направленных на развитие познавательных психических процессов у детей с ЗПР.

11

3. Игра, как метод компенсации сенсорных нарушений у детей.

1

4. Профилактика детского заикания

1

5. Социально-бытовая ориентация при ДЦП

1

Самостоятельная работа студента:

Анализ программ для детей с ОНР и ФФНР

2

Раздел III Основы дидактики специальной педагогики.

Тема

Общие требования к организации

Содержание учебного материала

3/3

ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5, ОК9,ОК10

1. Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Специальное образование как условие присвоения ребенком

общественно-исторического опыта. Возможные уровни образования лиц с особыми

2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы

1

2

3

4

коррекционно-педагог ического процесса

образовательными потребностями. Профессиональная деятельность и личность педагога, работающего с аномальными детьми.

#1060;ормы организации специального образования, средства обеспечения

коррекционно-образовательного процесса. Интегрированное обучение. Модели интеграции.

1

В том числе, практических занятий

3

#1057;оциальная реабилитация человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности средствами образования.

1

#1057;одержание образования применительно к разным категориям детей с особыми

образовательными потребностями

2

Тема Методические основы специального образования

Содержание учебного материала

6/3

ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5, ОК9,ОК10

#1054;собые образовательные потребности и содержание специального образования. Задачи и содержание специального образования. Возможности компенсации нарушений развития и ограничения возможностей детей средствами специального образования. Принципы специального образования. Программы специального образования, стандарты специального образования. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

2

#1058;ехнология и методы специального образования. Характеристика методов обучения, применяемых в специальном образовании. Своеобразие в отборе, композиции и применении данных методов. Характеристика методов воспитания. Использование разнообразных технологий: дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии,

логоритмика, информационные технологии, коррекционные технологии.

2

#1054;сновы диагностики детей, имеющих нарушения в развитии. Специфика

психолого-педагогического обследования детского развития. Принципы диагностики детей с аномалиями. Методы изучения проблемных детей. Цели и задачи работы

психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК)

2

В том числе, практических занятий

3

#1056;еализация общепедагогических дидактических принципов в системе специального образования

1

#1057;казкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми.

Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников. Арт-терапия в коррекции детских страхов. Использование песочной терапии в работе с детьми с нарушениями развития (по выбору).

1

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы

1

2

3

4

3. Особенности использования игровых технологий с детьми с нарушениями в развитии.Технических средств обучения и компенсации нарушений в специальном образовании. Язык как средство обучения детей с особыми образовательными потребностями

1

Раздел IV Педагогические системы специального образования

Тема Система коррекционной помощи детям с отклонением в развитии

Содержание учебного материала

2/-

ОК1, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5, ОК9,ОК10

ПК

1.Система профилактики и раннего выявления отклонений в развитии. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии.

Медико-социально-педагогический патронаж в раннем и дошкольном возрасте. Медикосоциальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

1

2. Современная система образования лиц с ограниченными возможностями. Дошкольное

образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Возможности семьи и дошкольных образовательных учреждений в оказании ребенку с отклонениями в развитии коррекционной, психолого-педагогической помощи.

1

Тема Перспективы

развития специальной педагогики и специального образования

Содержание учебного материала

2/1

ОК1,

ОК2,ОК3,ОК4, ОК5,ОК6,ОК9, ОК10

#1055;оявление новых приоритетов в системе специального образования. Причины появления новых приоритетов в системе специального образования. Создание государственной системы ранней помощи — перспектива в развитии специального образования.

1

2. Инклюзивное образование.

Понятие «интеграция в специальном образовании» «инклюзивное образование». Мировая практика инклюзивного образования. Российское законодательство в области инклюзивного образования. Цель и задачи инклюзивного образования. Деятельность ОУ в аспекте инклюзивного образования.

1

В том числе, практических занятий

1

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы

1

2

3

4

1. Инклюзивное образование как современная модель образования

1

Промежуточная аттестация

5

Всего:

47

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Педагогики и психологии» оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения раздаточного дидактического материала и др., раздвижной демонстрационной системой; техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором); специализированным программным обеспечением, мультимедийными пособиями.

Информационное обеспечение реализации программы. Перечень учебных изданий, электронных изданий, электронных и Интернет-ресурсов, образовательных платформ, электронно-библиотечных систем, веб-систем для организации дистанционного обучения и управления им, используемые в образовательном процессе как основные и дополнительные источники.

Основные печатные и электронные издания

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Медведева [и др.] ; под редакцией Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 274 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07554-0. — Текст : электронный Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: (дата обращения: ).
  2. Баринова, Е. Б. Теория и практика инклюзивного обучения образовательных организациях : учебное пособие для Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 97 с. — (Высшее

образование). — ISBN 978-5-534-13878-8. — Текст : электронный Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: (дата обращения: ).

  1. Баринова, Е. Б. Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023

— 116 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13887-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).

  1. Богданова, Т. Г. Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями : учебник для вузов / Т. Г. Богданова, Н. М. Назарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 224 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14619-6. — Текст : электронный //Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
  2. Вишнякова, Ю. А. Социальный маркетинг. Инклюзивные формы :учебное пособие для вузов / Ю. А. Вишнякова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 140 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12509-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
  3. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: дошкольная группа : учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 308 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15151-0. — Текст : электронный Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: (дата обращения: )
  4. Психология на русском языке [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  5. Портал психологических изданий- [Электронный ресурс].
  6. Московский городской психолого-педагогический университет. – Режим доступа:
  7. Экзистенциальная и гуманистическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  8. cialnoy-pedagogiki-i-specialnoy-psihologii#page/5

Дополнительные источники

  1. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Аксенова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 377 с.
  2. Волковская, Т. Н. Логопсихология : учебник для вузов / Т. Н. Волковская, И. Ю. Левченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 190 с.
  3. Годовникова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов / Л. В. Годовникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 218 с.
  4. Колосова, Т. А. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Дети с нарушением интеллекта : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 151 с.
  5. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 147 с.
  6. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 521 с.
  7. Микляева, Н. В. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 236 с.
  8. Медико-биологические основы дефектологии : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман ; ответственный редактор Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 224 с.
  9. Прищепова, И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи : монография / И. В. Прищепова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 201 с
  10. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 191 с.
  11. Специальная психология в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / В. И. Лубовский [и др.] ; ответственный редактор В. И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 428 с.
  12. Фесенко, Ю. А. Коррекция речевых расстройств детского возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 203 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень умений, осваиваемых
в рамках дисциплины:

-ориентироваться в современных проблемах образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

-использовать терминологию специальной педагогики и специальной психологии;

анализировать факторы и условия развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

-определять педагогические возможности различных методов, приемов, средств и форм организации деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особых образовательных потребностей;

-анализировать опыт работы педагогов с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении;

-находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

-анализирует научные статьи и составляет тезисы по проблеме современных подходов к построению системы коррекционной помощи детям с ОВЗ;

-работает с дефектологическим словарем, ориентируется в терминологии при анализе научных статей, использует терминологию при анализе коррекционно-развивающих занятий;

-определяет причинно-следственные связи в психическом развитии детей с ОВЗ при решении проблемно-ситуационных задач;

-производит отбор дидактических средств в соответствии с целью коррекционно-развивающего обучения и с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

-анализируют конспекты коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ разных нозологических групп;

-проводит отбор статей журналов по использованию педагогами методов, средств, технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Текущий контроль:

  • экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям;
  • оценка заданий для самостоятельной работы,

-экспертная оценка аналитических умений на педагогической практике.

  • экспертная оценка оптимальности выбора методов обучения.
  • экспертная оценка практической деятельности по выбору и анализу методических материалов.
  • самооценка, педагогическая рефлексия сформированности ПК.
  • экспертная оценка на

практическом занятии Промежуточная аттестация: оценка выполнения практических заданий (работ).

Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины:

Знания:

- основные этапы истории

специальной педагогики,

специальной психологии и

специального (коррекционного)

образования;

- понятийный аппарат специально й

педагогики и специальной

психологии;

- этиологию нарушений

психофизического развития;

- классификации нарушений в

развитии;

- Общие и специфические

особенности детей с отклонениями

в развитии;

- цели, задачи и структуру

современной системы образования

лиц с ограниченными

возможностями здоровья в

Российской Федерации,

перспективы ее развития;

- психолого-педагогические

характеристику лиц с умственной

отсталостью, нарушениями, зрения,

слуха, опорно-двигательной

системы, тяжелыми нарушениями

речи, задержкой психического

развития, недостатками

эмоционально-личностных

отношений;

- цели, задачи, содержание,

принципы, методы, средства и

формы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;

- психолого -педагогические особенности специального (коррекционного) образования детей раннего и дошкольного возраста с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, недостатками эмоционально-личностных отношений;

-анализирует научные статьи и составляет тезисы по проблеме современных подходов к построению системы коррекционной помощи детям с ОВЗ;

-составляет словарь терминов;

-использует их при анализе научных статей и коррекционно-развивающих занятий;

анализирует нормативно-правовые документы, адаптированные образовательные программы;

-определяет причинно-следственные связи в психическом развитии детей с ОВЗ при решении проблемно-ситуационных задач;

-адаптирует содержание конспектов занятий под особые образовательные потребности детей с ОВЗ;

-определяет возможности специального оборудования и дидактических средств обучения детей с ОВЗ;

-адаптирует содержание конспектов занятий под особые образовательные потребности детей с ОВЗ

-анализ и оценка решения тестовых заданий;

-анализ и оценка решения устного опроса;

-анализ и оценка решения письменного опроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее

     В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ  математики становится всё более существенным элементом обще...

Рабочая тетрадь как форма организации учебных занятий по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения с обучающимися имеющими особые образовательные потребности

Презентация опыта использования рабочей тетради по дисциплине ОП 04 Основы материаловедения для обучения студентов с имеющих особые образовательные потребности...

Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "

Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include-  заключаю ,включаю). -  процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....

Подготовка студентов с особыми образовательными потребностями в соответствии с международными стандартами и движением "Абилимпикс" по специальности "Парикмахерское искусство".

Национальный чемпионат профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» проводится с учетом передового международного опыта Международной Федерации Абилимпикс (Internati...

Адаптация курса «Ведение индивидуальной трудовой деятельности» для студентов с особыми образовательными потребностями

Интеграция обучающихся с особыми образовательными потребностяями позволяет им не только реализовать себя в получении образования, но и ощутить радость общения с другими людьми, реализовать желания в о...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТУДЕНТАМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ЯКСИТ ИМ. П.И. ДУДКИНА

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТУДЕНТАМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ЯКСИТ ИМ. П.И. ДУДКИНА КИСЕЛЁВА Е.В.1, УСЫНИН А.Р.11 ГАПОУ «Якутский колледж связи и информационны...