Статья. проблема мотивации студентов СПО на занятиях английского языка
статья

Русанова Олеся Александровна

Что такое мотивация. Опросник. Предложенные методы и пути решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

        Роль английского языка в современном мире неоспорима. Он является важнейшим средством коммуникации на международном уровне. Современный человек без определенных лингвистических познаний не может использовать все блага цивилизации в полном объёме. Все сферы нашей жизни в той или иной мере требуют знаний английского языка. Изучение английского языка становится более востребованным с каждым годом.  Однако, как предмет он обладает рядом специфических черт.

       Целью обучения иностранному языку в СПО является развитие и формирование общей коммуникативной и профессионально-коммуникативной компетенций.

       Иностранный язык изучается в разделе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, основными задачами которого являются:

- систематизация, активизация, развитие языковых, речевых, социокультурных знаний, умений, формирование опыта их применения в различных речевых ситуациях, в том числе ситуациях профессионального общения;

- развитие навыков самостоятельной работы, творческих и интеллектуальных

способностей студентов.

      При обучении иностранному языку обучающиеся должны овладеть не только определенными знаниями в области фонетики, лексики и грамматики, но также навыками и умениями в устной речи, чтении и письме, без которых невозможно использование иностранного языка как средства общения. Преподавание иностранного языка в  профессиональном образовательном учреждении имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. К специфическим условиям учебно-воспитательной работы по иностранным языкам можно отнести следующие:

  1. Разный   уровень владения   иностранным языком в группе.
  2. Количество учебных часов, отведенных на изучение дисциплины варьируется от 1 до 2 в неделю.
  3. Экзамен проводится только в конце периода всего обучения иностранному языку, зачастую раньше срока окончания СПО.

Главной целью обучения иностранным языкам является развитие коммуникативной компетенции, но качество достижения поставленной цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Изучение мотивации учебной деятельности представляет собой, по существу, ключевую психолого-педагогическую проблему. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, ресурсов сети Интернет дают преподавателю возможность реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей студентов, их уровня обученности и творческого потенциала и мотивации.

Мотивацию определяют как «побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость» [ ?]. В структуре урока, построенного с учетом системно-деятельностного подхода, важнейшим компонентом учебной деятельности являются мотивы, то есть побуждения к осуществлению необходимых действий. При этом «деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, – обращает внимание академик А.Г. Асмолов, – это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат» [А. Асмолов, 2011].  Наряду с мотивами, учебная деятельность как особая целостность включает связанные между собой компоненты: цели, действия, контроль, результаты. В соответствии с указанными компонентами, как правило, и выстраивается современный урок, выделяются его общие структурные элементы: мотивационно-целевой, содержательно-операциональный (или процессуальный) и рефлексивно-оценочный.  Согласно требованиям ФГОС, учащиеся должны проявлять самостоятельность на всех этапах урочной деятельности: не только в процессе творческого поиска, но и в ходе целеполагания, программирования, реализации плана, контроля и оценивания. Если у учащихся есть мотивация, то они сами определяют цели и планируют пути их достижения, оценивают результаты – они реализуют свой образовательный потенциал, становятся субъектами своего образования.  А.В. Хуторской подчеркивает: «Чтобы самореализация состоялась, необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной предмет, как и почему он с ним связан. Цели не могут быть ученику просто переданы, или, как говорят психологи, интериоризированы в него» [А. Хуторской, 2012]. Взаимосвязь целеполагания, выполняемых операций и результатов деятельности учащихся с мотивацией очевидна.

2.1 Проблемы мотивации

     Проблема мотивации часто возникает при изучении английского языка. Чаще всего мотивация студентов снижается к концу периода обучения. В самом начале студентам хочется научиться говорить на английском языке со сверстниками, но, когда начинается обучение английскому языку, отношение резко меняется, очень многие из них разочаровываются. Ведь процесс изучения английского языка оказывается довольно трудоёмким процессом, а это, в свою очередь, отодвигает достижения поставленных целей. В результате этого происходит уменьшение мотивации, пропадает активность, снижается успеваемость, которая в свою очередь негативно влияет на мотивацию. В процессе наблюдения и диагностики были выявлены следующие причины спада учебной мотивации:

  • Отношение преподавателя к студенту.
  • Отношение студента к преподавателю.
  • Личная значимость предмета.
  • Страх перед ОУ.
  • Непонимание цели обучения.

На основании письменного опроса, проведенного среди студентов ………………(приняло участие в опросе 50 студентов), были проанализированы мотивы, которыми руководствуются студенты при изучении английского языка:

  • 64% опрошенных изучают английский язык с целью сдачи экзамена;
  • 10% считают, что необходимо изучать язык, т.к. это напрямую влияет на результативность получения престижной и высокооплачиваемой работы и карьерного роста.
  • 9% опрошенных имеют мотивацию в понимании научно-технических текстов, статей, научных работ так как на английском языке написаны труды многих великих ученых.
  • 7% студентов хотят прочитать и понять инструкции к различным приборам и механизмам, написанные на английском языке.
  •   5 % студентов изучают английский язык для выполнения учебных заданий
  •  3 % потому что имеют особый интерес к изучению иностранных языков, им  нравится сам процесс обучения.
  • 2 % студентов  полагают, что учить иностранный язык необходимо с целью обмена информацией между сверстниками, друзьями, знакомыми, в том числе живущими в других странах, говорящими на разных языках, т.к. английский в этом случае является связующим звеном в процессе общения.

Таким образом, для большинства  студентов основным мотивом является сдача зачета или экзамена и получение положительной оценки по английскому языку. Коммуникативная составляющая - находится на последнем месте.  А у преподавателя есть программа, в соответствие с которой он должен строить процесс обучения. Образование в СПО не ставит своей целью – научить «с нуля», а лишь продолжить обучение, т.к. студент уже получил к моменту поступления в СПО базовые знания в школе..

Поэтому перед преподавателем непростая стоит задача: развить позитивные, познавательные мотивы у тех студентов, у которых отсутствует интерес к данному предмету, повысить уровень внутренней мотивации. Это зависит от многих факторов: успеха студента, его умений и навыков, квалификации преподавателя, методов, приемов и стратегий обучения и многих других факторов.

         Решать эти проблемы помогает личностно-ориентированный подход, учитывающий персональные интересы студентов, их индивидуальные особенности и создает предпосылки для большей результативности обучения. При этом подходе создаются особые отношения между студентами и преподавателями, между самими студентами, формируются многообразные обучающие и воспитывающие среды. Преподаватель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера студента, он стимулирует ее развитие системой методически и психологически продуманных приемов.

               Педагогическое общение является одной из современных мотивационных стратегий. Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания на уроках или вне учебной ситуации, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата. Такое общение создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности студента, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, в частности, препятствует возникновению "психологических барьеров". 

Второй и не менее эффективной мотивационной стратегией является создание ситуации успеха. На уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности обучающихся. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём.

         Разные формы деятельности так же являются мотивационной стратегией. В процессе урока преподаватель может мотивировать работу учеников, меняя виды работ, тогда учащиеся не только смогут развивать сразу несколько умений и навыков на одном уроке, но и не терять интерес к процессу. Смена видов деятельности помогает преподавателю сохранять внимание учеников даже к концу урока, что является не маловажным фактором.

2.3 Способы повышения мотивации

     Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка.

1.Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

2. Переписка студентов с их англоговорящими  сверстниками.

3. Встречи и дискуссии с носителями языка

6 Работа с газетными материалами

7 Применение новых информационных технологий

8 Внеурочная деятельность

9 Дистанционные олимпиады

10 Музыка

11 Игра

        Множество трудностей имеет обучение говорению, одной из которых также является низкая мотивация студентов. Поэтому в обучении говорению одному из видов речевой деятельности я использую кейс-технологию. Студенты не получают готовых знаний, а учатся добывать их самостоятельно. Принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заученные правила.

         Кейс-технология - это метод активного проблемно-ситуационного анализа конкретных задач – ситуаций. Кейс-метод является комплексным и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование и письмо. Суть метода case-study, что в переводе на русский язык означает обучающий случай, заключается в использовании при организации процесса обучения конкретных учебных ситуаций, описаний определённых условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующих студентов на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения с последующим разбором на учебных занятиях.

3.1 Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.

Выполнение проектных заданий позволяет студентам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Обучение посредством активного включения студента в процесс обучения, ведет к овладению искусством коммуникации. Даже недостаточно мотивированные студенты проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1.Основное внимание при обучении иностранному языку должно уделяться формированию коммуникативной компетенции.

2.Мотивация является главным условием успешного овладения иностранным языком, ее необходимо повышать от урока к уроку, сделать положительной и устойчиво постоянной.

3.При обучении английскому языку необходимо использование видеоматериалов, так как информация, получаемая при просмотре фильма, идет одновременно по нескольким каналам, что способствует лучшему повторению старого и усвоению нового материала. Опыт преподавателей подтверждает эффективность использования на уроках видеофрагментов и выполнения предложенных заданий. Очень важно грамотно подобрать методику работы с видеоматериалом или исходя из особенностей обучающихся, разработать свою систему упражнений и заданий, позволяющую применить ранее приобретенные знания на практике, выработать навыки работы в продуктивных и репродуктивных видах деятельности.

4.Главное при обучении студентов английскому языку -педагогическое мастерство преподавателя, знание своих студентов, их психологических, возрастных, личностных, индивидуальных особенностей и умение подобрать соответствующие средства обучения, а также правильно, методически грамотно организовать работу с ними.

     Главным же выводом служит то, что студентами в основном движут внешние мотивы, при этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не поставили двойку»). Это представляет некое противоречие, поскольку престиж владения иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли и, казалось бы, должно быть больше положительной мотивации. Кроме того, абсолютно ясно, что требуется предпринятие действий, направленных на вызов в студентах внутренней мотивации. То есть необходимо создавать такие условия, при которых у обучающихся возникает личная заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка. Потребность в изучении должна соответствовать таким разновидностям внутренней мотивации, как коммуникативная (непосредственное общение на языке), лингвопознавательная (положительное отношение к языку) и инструментальная (положительное отношение к различным видам работы).

Таким образом, видно, что творческие задания являются важной составляющей в обучении иностранного языка. Они помогают сохранить интерес ученика к изучаемому материалу и снять языковые трудности. Так же видно, как усложняя задания из курса в курс, можно сохранить заинтересованность предметом, и самое главное развивать у ученика желание самому искать информацию и грамотно использовать ее в своей работе.

«Задача преподавателя не в том, чтобы дать студентам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими». (Константин Кушнер


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления для студентов I курсов ССУЗов «Английский язык в моей профессии»

Данный сценарий может использоваться в рамках проведения внеклассных мероприятий как в стенах ССУЗа, так и в общеобразовательной школе....

Повышение мотивации у учащихся к изучению английского языка

Повышение внутренней мотивации к изучению английского языка и формированию личностных ориентиров подростков посредством сопоставления ценностей различных культур. Доклад на заседании методической коми...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" в СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами, грамма...

"Мотивация на занятиях английского языка в колледже как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста"

Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, так как современный специалист должен обладать профессиональными и общими компетенциями. Иностранные языки становятся одним из главных факторо...

Статья "Проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя"

В статье рассматривается проблема  развития мотивации  профессиональной педагогической деятельности  будущего учителя....

Пособие для студентов и преподавателей по английскому языку Английская лексика медицинской сестры терапевтического отделения

Пособие для студентов и преподавателей по английскому языку Английская лексика медицинской сестры терапевтического отделения...