"Мотивация на занятиях английского языка в колледже как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста"
статья на тему
Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, так как современный специалист должен обладать профессиональными и общими компетенциями. Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально-экономического, так и общекультурного прогресса общества. Ежегодная организация чемпионатов World Skills в рамках популяризации движения рабочих профессий предполагает обязательное владение студентом ССУЗ английским языком, причём на высоком уровне.
Для стимулирования познавательной потребности учащихся к изучению иностранного языка важно мотивировать учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
panina_a.v._motivatsiya_v_ssuz.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивация на занятиях иностранного языка в ССУЗ
как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста
Панина А.В., преподаватель иностранного языка КГА ПОУ ГАСКК МЦК
Проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной сегодня. В последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом – к английскому. Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, так как современный специалист должен обладать профессиональными и общими компетенциями. Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально-экономического, так и общекультурного прогресса общества. Ежегодная организация чемпионатов World Skills в рамках популяризации движения рабочих профессий предполагает обязательное владение студентом ССУЗ английским языком, причём на высоком уровне.
Для стимулирования познавательной потребности учащихся к изучению иностранного языка важно мотивировать учащихся, особенно студентов училищ, техникумов и колледжей, так как, как правило, это те ребята, которые не прошли «отбор» в 10-11 классы в связи с невысокими показателями успеваемости, что связано зачастую, с низкой учебной мотивацией таких учащихся.
Рассмотрим понятие «мотив» и выясним основные мотивы изучения английского языка студентами ССУЗ.
Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - материальный или нематериальный предмет, ради которого человек совершает те или иные действия. В качестве мотива может выступать желание удовлетворить какую-либо потребность, или какой-либо предмет, который нам хочется получить. Также, мотивом может стать осознаваемая цель, лежащая в основе выбора действий и поступков. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).
Мотивация - основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.
Сегодня термин «мотивация» понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое, есть совокупность мотивов. Мотивация — это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Мотивация бывает двух видов – внешняя и внутренняя.
Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:
- мотив достижения
- мотив самоутверждения
- мотив идентификации
- просоциальный мотив («нужно по учебной программе», «чтобы не отчислили»)
Яркий пример внешней мотивации – это учеба в колледже. Студенту приходится изучать дисциплину «Иностранный язык» с 1 по 4 курс, так как это обусловлено учебным планом. Кроме того, зачёт по иностранному языку является обязательной формой итогового контроля и необходимым условием допуска студента к сдаче экзаменов. Во взрослой жизни внешняя мотивация может быть продиктована работой в международной компании, где знание иностранного языка является необходимостью успешной работы специалиста.
Внутренняя мотивация возникает у человека под влиянием собственных стремлений и потребностей, подкрепляется эмоциональными переживаниями. Другими словами, внутреннее осознание необходимости владения языком. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т.д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.
Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:
- особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития),
- особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности,
- организацией педагогического процесса,
- спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка).
Рассмотрим основные способы повышения мотивации и интереса учащихся к изучению английского языка:
1. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют тексты и примеры, связанные с их специальностью, интересами.
2. Проведение различных конкурсов способствует поднятию интереса учащихся к изучению языка. (в том числе участие в дистанционных конкурсах, интернет-олимпиадах)
3. Наглядность как средство развития интереса к урокам иностранного языка (плакаты, таблицы, схемы, интерактивная доска)
4. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и преподавателя.
5. Использование современных методов и приёмов, современных технологий («Тонкие» и «толстые» вопросы, Кластер, Fishbone, Дерево предсказаний)
6. Использование игр (дидактических, ролевых, по типу ток-шоу)
7. Постановка перед обучающимися конкретных целей, чтобы он мог работать над их достижением.
8. Создание благоприятного психологического климата для развития личности (сравнивать обучающегося только с самим собой прежним)
Следует мотивировать учащихся изучать английский язык для:
-получения стипендии
-отметки на доске почёта (создание ситуации успеха)
В настоящее время перед преподавателями стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике, развивать общие и профессиональные компетенции. Именно повышение мотивации способствует стимулированию познавательного интереса студентов к учебной дисциплине, а значит, является одной из главных задач, стоящих перед современным преподавателем.
Список литературы:
- Бархаев Б.П. Педагогическая психология. - СПб, 2007
- Готлиб Р.А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А.Готлиб / Социологические исследования, № 2, 2009. С. 122–127.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М., 2003. 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.
Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...
Формирование мотивации на уроке английского языка.
Формирование мотивации на уроке английского языка....
Проблемы формирования мотивации при обучении английскому языку
Одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой приходится сталкиваться учителю - отсутствие мотивации у студентов. Решение данной проблемы является одной из самых главных задач, которую стави...
Краткий доклад на педсовете на тему " Формирование конкурентоспособного специалиста в области строительства".
P { margin-bottom: 0.21cm; } Студентами колледжа становится, в основном,15-ти летняя молодежь после окончания 9 классов общеобразовательной школы. Большинство из них поступает на учебу по выбору ...
Формирование конкурентоспособного специалиста на уроках спецдисциплин
для спецдисциплин...
Научно-исследовательская работа как фактор формирования конкурентоспособного выпускника
Статья опубликована в сборнике материалов Республиканской научно-практическй конференции "Самостоятельная работа студентов в контексте реализации ФГС СПО", Нижнекамский сварочно-монтажный ко...
Мотивация на занятиях иностранного языка в ССУЗ как ключевой фактор формирования конкурентоспособного специалиста
Проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной сегодня. В последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, в первую очередь – к ...