Повышение мотивации у учащихся к изучению английского языка
учебно-методический материал по теме
Повышение внутренней мотивации к изучению английского языка и формированию личностных ориентиров подростков посредством сопоставления ценностей различных культур. Доклад на заседании методической комиссии ГБОУ НПО ПЛ 100 МО 21 марта 2011года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_med.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение внутренней мотивации к изучению английского языка и формированию личностных ориентиров подростков посредством сопоставления ценностей различных культур
ВинникЛ.И.
учитель английского языка
ГБОУ НПО ПЛ 100 МО
1.Анализ ситуации для создания условий реального общения подростков в ходе изучения английского языка.
В преподавании любой дисциплины понимание реального применения знаний всегда радикально меняло отношение детей к предмету. Пресловутый вопрос «Зачем?» хоть и не озвучивается в большинстве случаев, но незримо присутствует на всех учебных занятиях. В отношении языка общеизвестная фраза «Язык не роскошь, а средство общения» могла бы с успехом ответить на этот вопрос. Могла бы, если бы в результате изучения всех этих незнакомых конструкций и слов маячила возможность реального общения с людьми другой культуры. Причем, не разовый контакт, при котором момент преодоления вполне естественного смущения совпадает с окончанием встречи, а длительное развитие отношений при условии неослабевающего интереса с обеих сторон.
В программных документах, как на федеральном, так и на местном уровне, много говорят о компетентностно-ориентированном подходе к образованию. Среди ключевых компетенций, которые должны формироваться в учебном учреждении, помимо информационной, в процессе изучения иностранного языка очень важной представляется кросс-культурная компетенция и, конечно, языковая, которая в идеале должна иметь разрешением коммуникативную компетенцию в контексте кросс-культурных реалий.
Попытки применить этот, а во многих случаях и деятельностный подход, находят свое отражение в существующих и вновь создаваемых учебно-методических комплексах. Во многих случаях проектная работа предполагает сбор материала с использованием Интернет ресурсов. Предполагается, что учащиеся могут вести поиск информации с пользованием англоязычных сайтов. При этом отдельные студенты, обладающие высоким уровнем владения языком, могут участвовать в англоязычных форумах и таким образом реализовывать потребность в использовании языка в коммуникативных целях. Однако практика показывает, что такие случаи далеко не часты, да и учитель не в состоянии был бы курировать все индивидуальные контакты такого рода, не говоря уже о том, что еще слишком у многих ребят просто нет регулярного доступа к Интернету.
Среди подростков 15-16 лет есть потребность чувствовать принадлежность к какой-то группе, субкультуре. Им проще выступать именно от имени такой группы, а не от себя лично. В этот период у подростков идет активный процесс формирования самооценки, собственной позиции и схемы отношений с окружающими людьми. Реальное соприкосновение с другой культурой в лице ее носителей того же возраста в значительной степени помогло бы формированию мировоззренческой основы толерантности, способствовало бы выходу за рамки расхожих стереотипов и лучшему пониманию собственной культуры.
Когда при изучении языка учителя говорят о возможных будущих контактах с представителями англосаксонской культуры, думаю, что большинство подмосковных подростков очень скептически оценивают такую возможность применительно к себе. А между тем, именно длительные личные контакты могли бы стать решающим фактором в повышении мотивации к изучению языка.
Создание группы подростков, заинтересованных в таком общении, могло бы явиться первым шагом в реализации предлагаемого проекта. Соответственно, поиск такой же заинтересованной группы подростков под руководством учителя в Великобритании является столь же необходимой его составляющей.
В случае совпадения интересующей тематики и изучаемых материалов, особым образом структурированное послание британским учащимся могло бы стать коллективным проектом учащихся, который предполагается в рамках УМК после изучения отдельного блока языкового материала.
Альтернативой такой организации общения мог бы стать элективный курс, полностью разработанный на основе предпочтений в тематике общения с обеих сторон.
По содержанию каждое такое послание могло бы следовать логике письма: сначала предлагается какая-то информация о себе, а затем задаются интересующие подростков вопросы. Возможен и такой вариант: мы рассказываем о том, что мы узнали о них из наших учебных источников и спрашиваем, насколько это соответствует современным реалиям их культуры. По форме каждое такое послание может содержать текстовые файлы, фотографии, презентации, видео сюжеты с английским закадровым текстом или субтитрами в случае фрагментов интервью с людьми, мнение которых имеет значение для обсуждаемой проблемы. Периодически можно планировать общение в скайпе. Такое разнообразие форм предполагает и различные виды языковой деятельности: чтение, письмо, говорение, слушание, и развитие ключевых интеллектуальных компетентностей, и использование коммуникативных технологий.
2.Проект межкультурного общения подростков
с использованием английского языка как средства осуществления международных контактов.
Цель проекта: повышение внутренней мотивации к изучению английского языка и формированию личностных ориентиров (жизненной позиции) учащихся посредством сопоставления ценностей различных культур
Обоснование: К 13-14 годам мотивация к изучению иностранного языка резко снижается. Перспектива реальной коммуникации в течение длительного времени в ситуации, когда английский язык является единственным средством общения, могла бы существенно повысить мотивацию изучения языковых средств, необходимых для общения.
В возрасте 14-15 лет подростки начинают задаваться вопросами, ответы на которые помогают формировать их жизненную позицию. К большому сожалению, средства массовой коммуникации в сегодняшнем мире часто лишь манипулируют общественным сознанием, всячески поощряя потребительское отношение к миру. Поиск информации и формирование самостоятельных суждений в контексте различных культур, будет способствовать становлению самостоятельной личности, открытой для принятия альтернативных воззрений.
Этапы: В начальной стадии проект предполагает наличие группы подростков 14-15 лет под руководством учителя английского языка с одной стороны и группы заинтересованных в общении подростков того же возраста под руководством учителя в одной из англоязычных стран (Великобритании) – с другой.
После пилотирования проекта с участием 2х групп - российских и британских школьников - количество групп, вовлеченных в двустороннее общение, может возрастать. В список контактов предполагается включить США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, а также Индию, Таиланд, Южную Корею и т.д. Выявление сходства и различий ценностей разных сопоставляемых культур в ходе самостоятельного расследования учащихся может иметь продолжением более широкие сопоставления в рамках конференций, проводимых с участием всех вовлеченных в проект групп учащихся НПО Подмосковья
Обмен посланиями диктует необходимость создания интернет- ресурса, доступ к которому будут иметь лишь общающиеся группы, предположительно с использованием платформы MOODLE
Структура послания в каждом случае будет диктоваться его содержанием: текстовые файлы, фотографии, видео и аудио сюжеты и др.
В ходе предварительного опроса был обозначен круг предполагаемых вопросов, представляющих интерес для сопоставления в различных культурах:
- Отношение к материальным ценностям. Понятие успеха.
- Общение между людьми: формальное, неформальное, между представителями различных поколений и т.д
- Профессиональное образование.
3. Этапы работы над отдельным посланием и полученным ответом,
схема коммуникативного цикла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка
Повышение мотивации...
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка ....
Работа в школьном музее как способ повышения мотивации изучения английского языка.
Данная работа посвящена роли школьного музея в изучении иностранного языка и его использования для повышения интереса школьника к изучаемым предметам. Так же рассматриваются межпредметные связи в рабо...
Средства повышения мотивации пассивных учащихся на уроках иностранного языка
Мотивация, конечно, важнейшая "пружина" процесса овладения иностранным языком, но нужно и знать, что она является стороной субъективного отношения к данному процессу ученика и определяется е...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В настоящее время применение компьютерных технологий в учебном процессе становится все более и более интенсивным. Все понимают, что в современном обучении компьютер – это не просто дань моде, эт...
Статья «О провокации интереса обучающихся 1-2 курсов СПО к изучению английского языка. Применение коммуникативных методов для мотивации»
Статья «О провокации интереса обучающихся колледжа к изучению английского языка в рамках ФГОС СОО нового (второго) поколения. Применение коммуникативных методов для мотивации» посвящ...
Учебно-методическое пособие по оптимизации методов обучения, повышения мотивации к изучению английского языка в ходе работы с медицинскими текстами у студентов 2го курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Учебно - методическое пособие по оптимизации методов обучения, повышения мотивации к изучению английского языка в ходе работы с медицинскими текстами у студентов 2го курса специально...