СОЗДАНИЕ, КОРРЕКТИРОВКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРОФЕССИИ ПАРИКМАХЕР (ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ)
проект

Тема проекта «Создание, корректировка и систематизация структурных элементов учебно – методического комплекса (лабораторные и практические работы) профессии Парикмахер». В данном проекте рассмотрены теоретические основы и применение в практической деятельности преподавателя одной из форм организации учебного процесса - лабораторных и  практических работ, в соответствии с переходом на новый ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx52.65 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение

закрытого типа»

Педагогический проект

СОЗДАНИЕ, КОРРЕКТИРОВКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРОФЕССИИ ПАРИКМАХЕР

(ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ)

                Выполнили мастера п/обучения, преподаватели:

  Озёрная Светлана Владимировна

Усынина Ольга Александровна

Куртамыш, 2022-2023

Содержание

Аннотация проекта…………………………………………………………………….3

Обоснование проекта………………………………………………………………….4

Цель и задачи проекта…………………………………………………………………5

Сроки и этапы реализации проекта……………………………………………………5

Основное содержание проекта………………………………………………………..6

Ресурсы проекта…………………………………………………………………….. ..11

Целевая аудитория проекта…………………………………………………………. 12

План реализации проекта……………………………………………………………..13

Ожидаемые результаты проекта………………………………………………………14

Перспективы дальнейшего развития проекта……………………………………….. 15

Литература……………………………………………………………………………..15

Аннотация проекта

Человек достигает результата,

Только делая что- то сам…

Александр Пятигорский

 

          Тема проекта «Создание, корректировка и систематизация структурных элементов учебно – методического комплекса (лабораторные и практические работы) профессии Парикмахер». В данном проекте рассмотрены теоретические основы и применение в практической деятельности преподавателя одной из форм организации учебного процесса - лабораторных и  практических работ, в соответствии с переходом на новый ФГОС.

         Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть преподаватель  должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой студенты сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.  Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей студентов и  специфики учебного заведения.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования.

        Достижение нового образовательного результата возможно при реализации
системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (преподаватель – студент; студент – студент; студент  – группа).

        В проекте выделяются и описываются характерные особенности организации и проведения лабораторно-практических работ, рассматриваются виды практических занятий, варианты структуры занятий, методы проведения. Разработаны методические указания по проведению данных занятий  (приложение 1, приложение 2).

Тип проекта: практико-ориентированный.

По продолжительности выполнения: проект долгосрочный.

Продуктом проекта является: разработка комплекта заданий для лабораторно-практических работ по учебной дисциплине ОП 03 «Санитария и гигиена»; МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос».

Обоснование проекта

Процесс  обучения  СПО профессии «Парикмахер» 43.01.02.  предусматривает  проведение практических  и лабораторных занятий. Практические  занятия  играют  важную  роль  в  выработке  у  студентов навыков  применения  полученных  знаний  для  решения  практических  задач. Для качественной подготовки и проведения практических занятий необходимо методическое оснащение, в том числе учебники.

В 2020 году Куртамышское СУВУ прошло аккредитацию по профессии СПО «Парикмахер».  К началу учебного года были приобретены учебники по предметам профессионального образования,  но для качественной подготовки и проведения практических занятий одних учебников недостаточно, необходимо разнообразное методическое оснащение. В результате возникла необходимость в разработке практических занятий для студентов, а также листов-заданий и справочного материала для практических  занятий.  Данные методические разработки способствуют проведению занятий в соответствии с современными требованиями, позволяют оперативно контролировать уровень знаний студентов. А также данные разработки требуют апробации и коррекции в течение выполнения данного проекта.

Практические  и лабораторные занятия  проводятся после изучения разделов междисциплинарного курса и логически продолжают  и завершают работу, начатую на теоретических занятиях. Цель  практических  занятий заключается в следующем:  призваны  углублять, расширять,  детализировать  знания,  полученные  на  теоретических занятиях,   содействовать выработке  практических навыков профессиональной деятельности.  Также позволяют проверить уровни  самостоятельности и знаний, выступают как средство оперативной обратной связи. Преподаватель  выполняет  консультирующую,  координирующую  и направляющую  функцию.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создать комплект практических и лабораторных работ (заданий) для успешного освоения дисциплин ОП 03 «Санитария и гигиена» и  МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос»

Задачи:

  1. изучить теоретический материал по теме проекта;
  2. провести корректировку рабочих программ по  учебным дисциплинам профессии «Парикмахер»;
  3. подобрать и проанализировать теоретический и справочный материал;
  4. разработать комплект заданий для лабораторных и практических работ;
  5. апробировать и проанализировать результаты применения разработанных материалов.

Сроки и этапы реализации проекта

Этапы проекта

Сроки реализации

Задачи этапа

Ожидаемый результат

1.Подготовительный

Ноябрь 2022 г.-январь 2023г.

1.Изучить теоретический материал по теме проекта.

2.Провести корректировку рабочих программ.

1.Повышение уровня методической грамотности педагога.

2.Практический

Февраль-апрель 2023г.

1.Подобрать и проанализировать теоретический и справочный материал. 

2.Разработать комплект заданий для лабораторных и практических работ.

3.Использовать на уроках разработанные материалы.

1.Повышение уровня компетентности педагога. 2.Отработка педагогом практических навыков разработки и применения в практической деятельности учебно-дидактических материалов.

3.Заключительный (контрольно-оценочный)

Апрель 2023г.

1.Проанализировать результаты применения разработанных материалов.

1.Овладение навыками анализа.

Основное содержание проекта

         В системе работы по восприятию и усвоению нового материала студентами широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые, такие как   М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и др.

        Лабораторно-практическая работа — это такой метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал. Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы: постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы; определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;  непосредственное выполнение лабораторно-практической работы и контроль преподавателя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности; подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.

          Под лабораторной работой чаще всего понимается учебное занятие, в рамках которого осуществляется тот или иной научный эксперимент, направленный на получение результатов, имеющих значение с точки зрения успешного освоения студентами учебной программы. В процессе лабораторной работы студент:

– изучает практический ход тех или иных процессов, исследует явления в рамках заданной темы — применяя методы, освоенные на уроках теоретического обучения;

– сопоставляет результаты полученной работы с теоретическими концепциями;

– осуществляет интерпретацию итогов лабораторной работы, оценивает применимость полученных данных на практике, в качестве источника научного знания.

          Практическая работа — это задание для студента, которое должно быть выполнено по теме, определенной преподавателем. Предполагается также использование рекомендованной им литературы при подготовке к практической работе и плана изучения материала. Главная цель проведения практической работы заключается в выработке у студента практических умений, связанных с обобщением и интерпретацией тех или иных полученных знаний. Кроме того, ожидается, что результаты практических занятий будут впоследствии использоваться обучающимися для освоения новых тем. Преподаватель выполняет консультирующую,   координирующую  и направляющую  функцию. В данном случае возможен индивидуальный подход, когда проверка умений студента осуществляется тем способом, который наиболее комфортен для обучающегося с точки зрения изложения информации для преподавателя. Для одних студентов более удобна письменная форма проверки знаний, другим — устная. Преподаватель может учитывать предпочтения тех и других. В ходе проведения практического занятия задача преподавателя — понять текущий уровень знаний обучающихся, выявить ошибки, характеризующие понимание темы с их стороны, и способствовать исправлению недочетов в освоении знаний.

         Главное отличие практической работы от лабораторной заключается в целях их проведения. Так, типичная практическая работа инициируется преподавателем в основном для проверки объема знаний, лабораторная — для оценки способностей обучащихся применять полученные знания на практике. Различия между работами, о которых идет речь, прослеживается также на уровне методов проверки знаний обучащихся. В случае с практическими работами это устный или письменный опрос, тестирование. При лабораторных мероприятиях инструментом проверки знаний студента может быть процедура защиты результатов исследования. Следует отметить, что лабораторная и практическая работы имеют ряд общих признаков. Таких как, например, выполнение в соответствии с планом, рекомендованным преподавателем, а также с использованием заданного перечня литературных источников; направленность на выявление текущего уровня знаний обучающегося.

           Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения. Одной из целей образования является развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя так же метод проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.

Вид  проводимого  практического  занятия  определяется  содержанием  темы,  характером подобранных по ней   информационных источников,  уровнем  подготовки обучающихся  данной  группы. Используемая структура  практического  занятия способствует более полному раскрытию содержания  темы,  обеспечивает   наибольшую активность  обучающихся,  способствует решению  познавательных  и  воспитательных  задач. Это позволяет   осуществлять обратную связь с обучаемыми, выясняя для себя ряд вопросов, имеющих важное значение для планирования и осуществления  учебного процесса по профессии.

Структура практического занятия, применяемая в практической деятельности  

1 Вариант

1. Организационная часть.

2. Инструктаж к выполнению практического задания.

3. Выполнение практической работы индивидуально/ в парах.

4. Подведение итогов самостоятельной работы (обсуждение отдельных

работ или анализ и оценка работ).  

2 Вариант

1. Организационная часть.

2. Контроль исходного уровня знаний по теме практической работы.

3. Сообщение темы, цели и плана занятия.

4.Изложение преподавателем нового материала.

5. Самостоятельная/парная работа обучающихся.

6. Закрепление полученных знаний (письменные ответы на контрольные вопросы).

7. Подведение итогов (анализ и оценка работ).

Используемые методы

Самым  распространённым  среди  практических  методов  является упражнение.  Упражнения  бывают:

-воспроизводящими  (обучающиеся  лишь  воспроизводят  объяснённый преподавателем теоретический материал и практические действия);

- тренировочными -   закрепление и углубление знаний путем применения их в новых условиях и формирование новых видов умений;

-творческими - требующими самостоятельных формулировок и выводов решения и рассмотрения вопросов. В качестве такого упражнения на каждой практической работе предлагают обучающимся сделать вывод, ответив на контрольные вопросы по материалу практической работы.

Проблемно - поисковый  метод  -  активизирует  мыслительную деятельность  обучающихся,  развивает  их  умственные  способности, способствует творческому началу, приучает к самостоятельности. На  проводимых  практических  занятиях высока  степень самостоятельности  обучающихся.  На  неё  отводится примерно   70%  учебного  времени занятия.

Частично-поисковый метод - самостоятельная работа обучающихся с использованием листа-задания и справочного материала, обобщение.

Организация и проведение практических работ

Лабораторная работа должна проводиться в специально оборудованных учебных лабораториях.

Практические  занятия проводятся в учебном кабинете здания производственных мастерских училища. Продолжительность каждого практического занятия – от 1  до  2 академических часов.

Структурными компонентами практического занятия являются: инструктаж, проводимый преподавателем; самостоятельная работа обучающихся; анализ и оценка выполнения обучающимися практических работ. Для проведения практических занятий разработаны методические рекомендации.

Эффективность каждого практического занятия зависит в значительной степени от того, как проинструктированы обучающиеся о выполнении практической работы перед её началом и ознакомлены с алгоритмом выполнения работы:

  • тема и цель работы;
  • описание последовательности выполнения практической  работы;
  • необходимые таблицы;
  • справочный и информационный материал.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений – профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующей профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по математике, физике, химии), необходимых в следующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.  

Состав задания для практического занятия  должно быть спланировано достаточное количество академических часов с расчётом того, чтобы за отведенное время  они могли быть выполнены качественно большинством студентов.

Количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируются в тематических планах рабочих программ.

Ресурсы проекта

Временные ресурсы

Этапы проекта

Сроки реализации

1.Подготовительный

Ноябрь 2022 г.-январь 2023г.

2.Практический

Февраль-апрель 2023г.

3.Заключительный (контрольно-оценочный)

Апрель 2023г.

Информационные

Литература

Сеть Интернет

1.Санитария и гигиена парикмахерских услуг: учебник  для студентов учреждений сред. проф. образования / Л.Д.Чалова,  С.А.Галиева,  А.В.Кузнецова. – 3-е изд., -  М.:Издательский центр «Академия», 2020.

2.Санитария и гигиена для парикмахеров: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / Л.П.Щербакова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.

3.Т.Ю. Шаменкова  Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования: в 2 ч. Ч. 1 / Т.Ю. Шаменкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

4.Т.Ю. Шаменкова  Организация и выполнение технологических процессов парикмахерских услуг: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования: в 2 ч. Ч. 2 / Т.Ю. Шаменкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

5. Т.Ю. Шаменкова  Современные виды стрижек и причесок: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования  / Т.Ю. Шаменкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.

https://infourok.ru/doklad-po-teme-osobennosti-provedeniya-laboratornyh-i-prakticheskih-rabot-v-usloviyah-realizacii-fgos-5597375.html 

https://multiurok.ru/files/mietodichieskoie-posobiie-po-vypolnieniiu-prakti-1.html

https://infourok.ru/prakticheskie-zanyatiya-mdk-01-01-strizhki-i-ukladki-volos-5409950.html

https://znanio.ru/media/prakticheskie-raboty-professionalnogo-modulya-vypolnenie-strizhek-i-ukladok-2823344

Целевая аудитория проекта

Целевой аудиторией проекта являются:

1. Группа студентов Куртамышского СУВУ по профессии «Парикмахер» (в том числе студенты с ОВЗ).

2. Педагоги образовательных учреждений.

План реализации проекта

1.Подготовительный

Ноябрь 2022 г. - январь 2023г.

1.Изучить теоретический материал по теме проекта.

2.Провести корректировку рабочих программ.

1.Работа с методической литературой.

2. Поиск и обработка информации из сети Интернет.

1.Пеработка рабочей программы.

2. Разработка тем практических работ в соответствии с требованиями стандарта к профессии «Парикмахер».

1.Повышение уровня методической грамотности педагога.

План-график  реализации проекта

Этапы проекта

Сроки реализации

Задачи этапа

Мероприятия

Ожидаемый результат

2.Практический

Февраль-апрель 2023г.

1.Подобрать и проанализировать теоретический и справочный материал. 

2.Разработать комплект заданий для лабораторных и практических работ.

3.Использовать на уроках разработанные материалы.

1.Анализ и обработка подобранного материала.

1. Изготовление печатного материала: лабораторных и практических работ.

2.Формирование подборки: напечатанного дидактического материала по теме проекта.

3. Проведение занятий с использованием подготовленных материалов.

1.Повышение уровня компетентности педагога по преподаваемому курсу.

2.Отработка педагогом практических навыков разработки и применения в практической деятельности учебно-дидактических материалов.

Ожидаемые результаты проекта

Результаты-продукты проекта

      Разработка и использование в практической деятельности комплекта заданий для лабораторных и практических работ по учебной дисциплине ОП 03 «Санитария и гигиена»; МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос».

Перспективы дальнейшего развития проекта

Одним из главных критериев успешности любого проекта является возможность  его продолжения  после окончания работ по проекту. Создание и реализация  проекта  была целью разработки лабораторных и практических работ, которые послужат качественной подготовке студентов СПО.  

Повторное проведение мероприятий данного проекта  возможно в следующем учебном году. Подготовленные  в ходе проекта дидактические материалы будут полезны в работе педагогов, мастеров производственного обучения.

Одной из перспективных сторон проекта можно выделить его пополняемость и корректировку, то есть разработку новых тем практических работ в соответствии с учебным планом в новом учебном году.

Литература

Печатные издания

1. Братчикова Л.И., Гиш Р.А., Методические  указания  по  проведению  практических  занятий/ Краснодар: Куб ГАУ, 2015. – 60 с.

Интернет-источники

1. https://infourok.ru/doklad-po-teme-osobennosti-provedeniya-laboratornyh-i-prakticheskih-rabot-v-usloviyah-realizacii-fgos-5597375.html 

2. https://multiurok.ru/files/mietodichieskoie-posobiie-po-vypolnieniiu-prakti-1.html

3. https://infourok.ru/prakticheskie-zanyatiya-mdk-01-01-strizhki-i-ukladki-volos-5409950.html

4. https://znanio.ru/media/prakticheskie-raboty-professionalnogo-modulya-vypolnenie-strizhek-i-ukladok-2823344

5. https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13819/ 

6. http://dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-EMC/biolog-fgos.pdf 

7. https://millioncitat.ru/citaty/korotkie-pro-uchebu.html 

     

   

     

 

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению лабораторных и практических работ по теме «Методы настройки и регулировки источников питания»

Методические указания предназначены для студентов 3 курса специальности 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям). Пособие рассчитано на  38 часов лаб...

методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по профессии "Повар, кондитер"

Учебно-методическое пособие по выполнению лабораторных и практических работ профессия "Повар, кондитер"...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по "Материаловедению"

В данной работе представлены указания к  выполнению лабораторных и практических работ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ По дисциплине «Материаловедение»

Методические рекомендации по выполнению лабораторных ( практических) работ по "материаловедению"...

Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по ОПд 04 по профессии "Пекарь"

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ составлены по учебной программе ОПД 04 Техническое оснащение и организация рабочего места Выполнение лабораторных работ по ...

Учебно-методический комплекс профессии 43.01.09. Повар,кондитер

1. Рабочая программа ПМ 02.  Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассортимента. Профессия 43.01.09.      ...

Учебно-методический комплекс профессии 43.01.09. Повар,кондитер

1. Рабочая программа ПМ 05.  Приготовление, оформление и подготовка к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента.Профессия 43.01.09. Повар, кондитер2. Контр...