«Сравнительный анализ традиционных и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе»
материал

Кравченко Бэлла Исрафиловна

Известно, что во второй половине XX и в начале XXI века, огромное значение приобретает создание обучающей системы, которая была бы ориентирована на актуализацию богатого личностного потенциала учащихся. В связи с этим, предполагается не просто «научение» учащихся определенным видам деятельности, а формирование у них потребности в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями, навыками и их использовании в различных ситуациях жизнедеятельности. А это, в свою очередь, явилось причиной того, что одним из наиболее значимых направлений модернизации современного процесса обучения становится внедрение технологического подхода.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz_traditsionnyh_i_innovatsionnyh.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ

Доклад:

Тема – «Сравнительный анализ традиционных и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе»

Выполнила: мастер производственного обучения

Кравченко Бэлла Исрафиловна

с. Амурзет

2020 г.

Сравнительный анализ традиционных и инновационных

педагогических технологий в образовательном процессе.

Известно, что во второй половине XX и в начале XXI века, огромное значение приобретает создание обучающей системы, которая была бы ориентирована на актуализацию богатого личностного потенциала учащихся. В связи с этим, предполагается не просто «научение» учащихся определенным видам деятельности, а формирование у них потребности в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями, навыками и их использовании в различных ситуациях жизнедеятельности. А это, в свою очередь, явилось причиной того, что одним из наиболее значимых направлений модернизации современного процесса обучения становится внедрение технологического подхода.

Следует отметить, что в высшей школе на протяжении веков традиционно доминировала сначала лекционная, а затем лекционно-практическая методика обучения, характерными элементами которой являются:

- лекция как основная форма передачи большого объема систематизированной информации, которая должна быть ориентировочной основой для самостоятельной работы студентов;

- семинарско - практические занятия - форма организации, углубление, расширение, закрепления учебного материала, использование его на практике и для контроля знаний, полученных на лекции и в процессе с самостоятельной работы

- основой обучения является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента;

- учебная группа - форма организации студентов, постоянный состав которой сохраняется на протяжении всего периода обучения в вузе;

- учебный год, обычно делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы;

- завершается обучение в высшем учебном заведении государственными экзаменами, и (или) защитой дипломной (выпускной) работы. Традиционная система обучения более или менее удовлетворяла общественные потребности, однако конец ХХ - начало XXI века ознаменовались революционными социально-экономическими, информационными изменениями, которые требовали кардинальных изменений в образовательном среде.

Проблема применения разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной педагогической технологии. В соответствии с этим, на наш взгляд, стоит рассмотреть два типа технологий, активно применяемых в педагогической практике: традиционные и инновационные педагогические технологии. Мы полагаем, что сравнительный анализ позволит выделить как положительные, так и отрицательные стороны технологий, используемых в разные исторические периоды, а, значит, поможет педагогам более осознанно подходить к проблеме их выбора.

Для проведения анализа традиционных и инновационных педагогических технологий определим само понятие «педагогическая технология».

Как показывает анализ педагогической литературы, в отечественной науке этот термин употребляется очень широко. Он может обозначать направление дидактики, технологически разработанную систему обучения, систему методов и приемов обучения, наконец, методику и отдельные методы обучения. Мы, в свою очередь, придерживаемся точки зрения, согласно которой, педагогическая технология – это системное, концептуальное, нормативное объективированное инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели .

Теперь обратимся к пониманию дефиниций «традиционная педагогическая технология» и «инновационная педагогическая технология».

К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70–90-ые гг.).

Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях.

Другими словами, инновационная педагогическая технология – это системный процесс диагностические направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления, специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.

Теперь перейдем к описательному анализу традиционных и инновационных педагогических технологий, который будет базироваться на следующих критериях:

1. краткая характеристика технологии;

2. составные элементы технологии;

3. эффективность использования технологии.

Заключительная составляющая анализа будет представлена в виде выводов по рассматриваемой проблеме.

Итак, обратимся к краткому рассмотрению традиционных педагогических технологий, к которым относятся: формирующая технология (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение), обобщенная технология развивающего обучения, метод проектов, игровые технологии и др. .

Формирующая технология

(традиционное объяснительно-иллюстративное обучение)

1. Как следует из названия, данные технологии представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе лежит информирование, фактологическое просвещение учащихся, построенное на организации репродуктивных действий учащихся с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

2. Составными элементами являются: сообщение темы и целей обучения, актуализация ранее изученных знаний, организация восприятия нового материала, создание ориентиров для учебных действий, закрепление и обобщение изученного, применение знаний к решению задач, контроль и оценка усвоенного материала.

3. Что касается эффективности технологий такого типа, то можно отметить, что она экономична, ее применение не требует большого количества времени, чтобы сформировать у учащихся большой объем знаний и умений. Именно это и привлекает педагога.

Обобщенная технология развивающего обучения

1. В основе технологии – способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов интеллектуальных способностей учащихся, которые учатся самостоятельно получать знания. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее развитие ребенка, развитие его творческих способностей.

2. Составные элементы этой технологии –

1) процессуальная целевая направленность (обучение способам теоретического мышления, процедурам поисковой деятельности);

2) приближенность научной деятельности к научному познанию, что достигается посредством столкновения учащихся с противоречиями, постановки школьников в позицию исследователя, присутствия элементов проблемного обучения;

 3) рефлексивная деятельность учащихся;

 4) активно-деятельностная  позиция школьника;

 5) учитель – руководитель и партнер по учебному исследованию.

3. Процесс развития ребенка длителен и требует больших затрат педагогических сил и времени. Эта проблема решается с помощью технологии развивающего обучения.

Проектная технология (метод проектов)

1. Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

2. Элементы технологии представлены достаточно широко. Выделим основные фазы:

 1) представление темы проекта: выявление знаний детей, формирование понятий, поиск идей («мозговой штурм»);

 2) избрание проблемы: самостоятельное формулирование проблемы и определение целей исследования;

 3) формулирование подтем (проблем): определение круга вопросов, консультирование;

4) планирование работы: обсуждение, принятие проблем;

 5) Осуществление проекта;

 6) Представление проекта: демонстрация результата, появление новых вопросов, прогнозирование новых проблем;

 7) Оценка проекта: оценка со стороны, самооценка, выявление успехов и неудач.

3. Особенно эффективной данная технология является в системе профессионального образования.

Игровые технологии

1. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации и способа осуществления деятельности, которая основывается на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Концептуальными основами игровых технологий являются: психологические механизмы игровой деятельности; игра как форма психогенного поведения; игра как пространство «внутренней социализации» ребенка; игра как свобода личности.

2. Можно назвать следующие компоненты игровой деятельности: рефлексивный, поисковый, мыслительный, организационный. В педагогике часто применяются деловые, организационно -деятельностные, инновационные игры .

3. Игровые технологии способствуют раскрепощению творческих способностей личности, ее собственного «я», побуждают взглянуть на знакомое по-новому.

Обратимся к краткому анализу современных педагогических технологий, к которым относятся: технология «Дебаты», «Кейс-стади», технология проблемного обучения (существует давно), технология «Портфолио» и др. с целью последующего сопоставительного анализа традиционных и современных технологий, существующих в педагогике.

Технология «Дебаты»

1. Дебаты – это позиционная технология, использующая позиционные игры для достижения результатов: умение пользоваться информацией, задавать вопросы, формулировать гипотезу, умение аргументировать свое мнение, толерантно относиться к чужой позиции и пр.

2. Основным технологическим приемом здесь является проработка определенного тематического направления, организация формализованной дискуссии по определенным правилам.

3. Технология развивает у участников «дебатов» способность мыслить и грамотно выражать свою точку зрения.

Технология «Кейс-стади»

1. Технология «Кейс-стади» использует описание реальных ситуаций. Учащиеся анализируют практическую ситуацию, чтобы разобраться в сути проблем.

2. Этапы создания технологии: определение цели, критериальный подбор ситуаций, подбор необходимых источников информации, подготовка материалов к использованию. Технология включает: индивидуальную работу с материалом, работа в малых группах, презентация и экспертиза малых групп на общей дискуссии.

3. Технология эффективна в профессиональном образовании, т.к. развивает практическое мышление.

Технология проблемного обучения

1. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного занятия, которая предполагает работу с проблемными ситуациями, активную самостоятельную деятельность учащихся по творческому разрешению проблем. Проблемные ситуации разнообразны и могут создаваться на любом этапе процесса обучения.

2. Существует ряд методических приемов создания проблемных ситуаций:

  • учитель сам подводит школьников к противоречию, предлагая им решить проблему;
  • педагог сталкивает противоречия в практической деятельности; предлагает классу рассмотреть явление с разных сторон;
  • ставит конкретнее вопросы и др.

К методам проблемного обучения относятся: проблемное изложение и исследовательские методы.

3. В ходе решения проблемных ситуаций ребенок становится в позицию субъекта своего обучения, и как следствие, у него появляются новые знания, новые способы действия.

Технология «Портфолио»

1. «Портфолио» – это технология аутентичного оценивания образовательной и профессиональной деятельности; это персонально подобранный пакет материалов, которые представляют результаты деятельности в продуктивной форме. В целом, это организация оценивания самим учащимся успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления.

2. Технология реализуется через демонстрацию ее результатов и продуктов, их анализ и оценку. В технологии используются разнообразные приемы организации рефлексии, аналитических семинаров, конференций.

3. Технология способствует развитию самостоятельности, навыков интенсивной аналитической деятельности, а также формированию ответственности за собственное дело.

Итак, мы привели краткое описание традиционных и современных педагогических технологий. Теперь представим результаты сопоставительного анализа, которые можно получить на основе внимательного изучения вышеописанных технологий.

Технология коммуникативного обучения

Этот подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором обучающийся активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения, выслушивает и понимает альтернативные точки зрения; уважительно отстаивает свою позицию в диалоге, ведёт поиск оснований для общей позиции, формулирует истинную точку зрения. Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.

Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как дискуссионный.

Технология проблемно-поискового обучения

Особенностью данного подхода является реализация идеи “ обучение через открытие”. В рамках этого подхода обучающийся должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом обучающийся может опираться в своей деятельности на цикл познания, строить гипотезы, их проверять, находить верное решение из разнообразных способов.

Методы обучения при проблемно-поисковом подходе: проблемное изложение, исследовательский метод, частично-поисковый.

Данный подход к организации учебного процесса в истории педагогики известен как проблемное обучение.

Традиционные педагогические технологии характеризуются:

- ориентацией на научность в изложении материала;

- организационной четкостью педагогического процесса;

- упорядоченной, логически грамотной подачей материала (последовательность и систематичность в подаче материала);

- учетом принципа природосообразности (обучение не форсируется, определяется уровнем развития учащихся);

- ориентация на стандарт, образец, использование ресурсов памяти;

- постоянное идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся и др.

При этом:

- шаблонное построение уроков;

- отсутствие ориентации на самостоятельную деятельность учащихся;

- трансляция готового учебного содержания, в результате чего у учащихся наблюдается отсутствие навыков общения;

- уравнительный подход ко всем школьникам;

- организация действий репродуктивного характера, отсутствие условий для организации творческой деятельности учащихся;

- субъект – объектный характер отношений между учителем и учениками;

- ориентация на формирование личности с заданными свойствами.

В свою очередь, современные педагогические технологии, в отличие от традиционных, характеризуются тем, что:

- обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

- обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями;

- меняют представление преподавателей и учащихся об образовательной деятельности;

- формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда;

- обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;

- являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

- ориентированы на стимулирование творческого потенциала учащихся и др.

Следовательно, современные педагогические технологии, на наш взгляд, должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.

Сравнительные особенности традиционного и инновационного обучения.

Две педагогики, две модели учебно-воспитательного процесса.

Параметры сравнения

"Знаниевая" педагогика

"Способностнная" педагогика

Цель

Формирование знаний, умений, навыков

Развитие личности: способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем; создавать в ходе проектной деятельности новые продукты - проекты.

Интегральная характеристика

"Школа памяти"

"Школа развития"

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект - объектный

Субъект - субъектный

Девиз педагога

"Делай как я"

"Я вместе с тобой", "Не навреди"

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные, информационные

Проблемные: Проблемного изложения;частично-поисковый, эвристический; исследовательский,рефлексивный

Ведущий принцип

"Продавливание"

"Выращивание"

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий, проблемный

"Формула обучения"

Знания - репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность - рефлексия - знания

Способы усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

Функции учителя

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся, тьютор

Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация на тему: "Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

В данной публикации отражены общие понятия традиционных и инновационных педагогических технологий.Отражены характеристики  традиционных  и  инновационных педагогических технол...

Методическая разработка на тему: "Использование традиционных и инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

Понятие педагогических технологий, использование литературы. Анализ традиционных и педагогических технологий. Перечень используемых технологий с примерами....

ДОКЛАД "Инновационные технологии в образовательном процессе - образовательный сайт по дисциплинам ОПД: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.07.ФАРМАКОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФАРМАКОЛОГИИ И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

Инновационные технологии в образовании позволяют совершенствовать обучение. Обновление видов и способов обучения сейчас широко развивается. Преподаватели вводят инновации в современный образовательный...

Современные педагогические технологии в образовательном процессе

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшен...

Статья " Прогрессивные педагогические технологии в образовательном процессе"

Интерес к изучению проблемы психологической готовности вызван тем, что это одна из ключевых проблем психологии - становления личности, в которой "психологическая готовность" рассматривается:...

Статья :Освоение Русских культурных традиций на уроках материаловедения посредством анализа традиционных и инновационных средств и технологий по уходу за волосами

Статья :Освоение Русских культурных традиций на уроках материаловедения посредством анализа традиционных и инновационных средств и технологий по уходу за волосами...