Методическая разработка. Проведение практических занятий по биологии у обучающихся по профессиям, связанных с швейной и текстильной промышленностью
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО БИОЛОГИИ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИЙ, СВЯЗАННЫХ С ШВЕЙНОЙ
И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИЮ
Разработал преподаватель Антонов Сергей Николаевич
Санкт-Петербург
2024
ВВЕДЕНИЕ
Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине ООД 08. Биология для обучающихся профессий связанных со швейной и текстильной промышленностью.
Важная роль в изучении биологии придается практическим работам, а для обучающихся важно, чтобы все предметы вовлекали их в область их профессиональной деятельности.
Все большее значение в мире придается экоматериалам, натуральным материалам, сейчас наблюдается их ренессанс.
В данной разработке представлен ряд практических работ по изучению биологии, которые ориентируют обучающихся на профессиональную деятельность, связанную с швейной и текстильной промышленностью, а также со смежными ремёслами.
Планирование практических занятий
№ п/п | Наименование раздела, темы | Наименование практического занятия |
1. | Тема. Клетка её строение | Практическое занятие. Особенности строения клеток эукариот. Строение клетки и растительные волокна. |
2 | Тема. Эволюционная биология. | Практическое занятие . Приспособленность организмов к среде обитания, в т.ч. на примере организмов источников растительных волокон и шерсти. |
3 | Тема. Организмы и окружающая среда (введение в экологию) | Практическое занятие. Сравнение искусственных и естественных экосистем», в т.ч. пастбища овец, плантации хлопка, поля льна. |
4 | Тема. Бионика | Практическая работа № . Одежда, вдохновленная природой. |
Тема. Клетка её строение
Практическое занятие.
Особенности строения клеток эукариот.
Строение клетки и растительные волокна.
Цель: Закрепить знания по строению клетки, Развивать у учащихся компетенции анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы.
Задачи:
-сформирование умение распознавать растительные и животные клетки
- сформирование умение распознавать волокна в растительных тканях и клетках
Оборудование: учебный микроскоп, препараты, рисунки и схемы
1. Пользуясь рисунками и схемами, материалом учебника заполнить таблицу:
| Растительная клетка | Животная клетка |
Форма | ||
Клеточная стенка | ||
Клеточный центр | ||
Центриоли | ||
Положение ядра |
| |
Пластиды | ||
Вакуоли | ||
Включения | ||
Способ деления | ||
Главный резервный питательный углевод | ||
Способ питания | ||
Способность к фотосинтезу | ||
Синтез АТФ |
Кожица лука - окрашенный препарат | Амеба под микроскопом |
Толстые клеточные стенки растительной клетки, лубяные волокна
Ответы
Итак, сравнение животной и растительной клеток:
Общие признаки:
1. Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра.
2. Сходство процессов обмена веществ и энергии.
3. Единство принципа наследственного кода.
4. Универсальное мембранное строение.
5. Единство химического состава.
6. Сходство процесса деления клеток.
| Растительная клетка | Животная клетка |
Размер (ширина) | 10 – 100 мкм | 10 – 30 мкм |
Форма | Однообразная – кубическая или плазматическая. | Форма разнообразная |
Клеточная стенка | Характерно наличие толстой целлюлозной клеточной стенки, углеводный компонент клеточной оболочки сильно выражен и представлен целлюлозной клеточной оболочной, клеточные стенки могут образовывать волокна, например, лубяные волокна | Имеют, как правило тонкую клеточную стенку, углеводный компонент относительно тонок (толщина 10 – 20 нм), представлен олигосахаридными группами гликопротеинов и гликолипидов и называется гликокаликсом. |
Клеточный центр | У низших растений. | Во всех клетках |
Центриоли | нет | есть |
Положение ядра | Ядра у высокодифференцированных растительных клеток, как правило, оттеснены клеточным соком к периферии и лежат пристеночно. | У животных клеток они чаще всего занимают центральное положение.
|
Пластиды | Характерны для клеток фотосинтезирующих организмов (растения фотосинтезирующие – организмы). В зависимости от окраски различают три основных типа: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. | нет |
Вакуоли | Крупные полости, заполненные клеточным соком — водным раствором | Сократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли. Обычно мелкие |
Включения | Запасные питательные | Запасные питательные |
Способ деления | Цитокинез путем образования посередине клетки фрагмопласта. | Деление путем образования перетяжки. |
Главный резервный питательный углевод | Крахмал | Гликоген |
Способ питания | Автотрофный (фототрофный, хемотрофный) | Гетеротрофный |
Способность к фотосинтезу | есть | нет |
Синтез АТФ | В хлоропластах, митохондриях | В митохондриях |
Тема. Эволюционная биология.
Практическое занятие .
Приспособленность организмов к среде обитания,
в т.ч. на примере организмов источников растительных волокон и шерсти.
Цель работы:
- научиться определять приспособленности организмов к среде обитания
Задачи
- рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.
Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.
Ход работы
- Рассмотрите различные типы шерсти животных на примере антилопы из Африки и кашемировой козы из горных регионов
Типы шерсти. А – коротка, B- длинная
Тип шерсти | Приспособление к среде обитания | Пример животного |
Тонкая и короткая | ||
Длинная и теплая шерсть |
Ключ
Тип шерсти | Приспособление к среде обитания | Пример животного |
Тонкая и короткая | Теплый жаркий климат | Африканская антилопа |
Длинная и теплая шерсть | Холодный горный климат | Кашемировая коза |
- Рассмотрите цветки и соцветия растений, установите их приспособленность к разным способам опыления: (самоопыление, Опыление с помощью ветра и насекомых).
Растение | Способ опыления | Приспособление |
Лен | Самоопыление, хотя до 5% возможно другие типы опыления | |
Крапива | Опыление ветром | |
Хлопчатник | Опыление насекомыми, хотя есть самоопыляемые сорта |
Ключ
Растение | Способ опыления | Приспособление |
Лен | Самоопыление, хотя до 5% возможно другие типы опыления | Пестик и тычинка находятся в одном цветке |
Крапива | Опыление ветром | Нет лепестков, цветок легкодоступен для ветра. |
Хлопчатник | Опыление насекомыми, хотя есть самоопыляемые сорта | Красивый цветок с большим содержанием нектара и запахом, привлекающим насекомых. Существует хлопковый мед. |
- Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.
Все растения и животные на земле приспособлены к своей среде обитания. Приспособленность бывает самая разнообразная, начиная от окраски, и заканчивая строением тела. Приспособленность помогает выжить различным растениям и животным в самых неблагоприятных условиях
Критерии оценки лабораторной работы
1. Правильность и самостоятельность определение цели данной работы.
2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности.
3. Грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ.
4. Правильность формулировки выводов.
5. Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений.
«5» ставится в том случае, если учащийся:
- выполнил работу в полном объеме
- в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки и сделал выводы;
«4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
- было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного
недочета.
«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части
таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были
допущены следующие ошибки.
«2» ставится в том случае, если:
- работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильные выводы.
Тема. Бионика
Практическая работа.
Одежда, вдохновленная природой.
Цель: сформировать знания о бионике,
способствовать развитию творчества обучающихся
Задачи: раскрыть характерные особенности бионики, как науки.
выявить примеры швейных изделий, вдохновленных природой.
Оборудование: рисунки, сеть Интернет.
Теоретическая часть.
Бионика. Бионика – соединение биологии и технических изобретений. Природа как эталон. Основа бионики – моделирование биологических организмов. Мимезис – учение, рассматривающее человеческую деятельность, познание и искусство как подражание живой природе.
Методы и задачи бионики. Направления бионики.
Бионика – наука прошлого, настоящего, будущего. История зарождения и становления бионики. Подражание живой природе в древности: орудия труда, постройки. Древние конструкторы и изобретатели: Леонардо да Винчи, Иаков IV Шотландский, Джоан Домиан и др. Ученые – бионики, внесшие вклад в развитие бионики.
Бионика – междисциплинарная наука. Синтез наук: биология и кибернетика, физика и радиотехника, химия и теория связи, математика и электроника, ботаника и архитектура, биохимия и механика, психология и биофизика, этология и судостроение, зоопсихология и геология, нейрофизиология и аэронавтика, физиология и метеорология, нейрология и приборостроение и др.
Профессии, связанные с применением бионических моделей.
Экскурсия в природу «Природа – эталон для бионики».
В последнее десятилетие бионика получила сильный импульс к новому развитию, поскольку современные технологии позволяют копировать природные конструкции с небывалой ранее точностью. В то же время, современная бионика во многом связана не с ажурными конструкциями прошлого, а с разработкой новых материалов, копирующих природные аналоги, робототехникой и искусственными органами.
Круг вопросов, которые использует бионика, довольно обширен и продолжает расширяться. Бионику называют универсальной междисциплинарной наукой, синтезирующей биологию и кибернетику, математику и биохимию, физику и радиотехнику, химию и электронику, архитектуру и ботанику, механику и геологию, нейрофизиологию и аэронавтику, и многие другие науки. Недаром ученые-бионики избрали своей эмблемой скальпель и паяльник, соединенные знаком интеграла, а девизом – «Живые прототипы – ключ к новой технике и моде».
Бионика – наука бесконечных возможностей направлено на интеграцию материала базовых курсов (биология, химия, экология, физика). Изучение курса не ограничивается пределами школьных предметов и позволяет продемонстрировать связь фундаментальной биологии, физики, химии и другими науками.
Паутина паука Latrodectus mactans (или просто "Черная вдова") вдохновила конструкторов на эксперимент с волокнами полипарафенилен-терефталамида. В итоге опытов полимер полностью реорганизовался, цепочки молекул вытянулись вдоль направления волокон и намертво сцепились между собой. Так родилось волокно под названием кевлар, который теперь во всем мире используется для изготовления пуленепробиваемых жилетов и шин.
А главное природа на протяжении веков вдохновляла создателей одежды от древних мастеров до современных дизайнеров и кутюрье.
Задание:
- посмотреть фотографии и фрагменты показов
- нарисовать эскиз одежды, вдохновленный природой
«5» ставится в том случае, если учащийся:
- выполнил работу в полном объеме
- в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,
рисунки и сделал выводы;
«4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
- было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного
недочета.
«3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части
таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были
допущены следующие ошибки.
«2» ставится в том случае, если:
- работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет
сделать правильные выводы.
Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
Печатные издания:
1. Константинов В.М. Биология. Учебник. - М.: Академия, 2014.
Электронные издания:
1. Уроки биологии. Общая биология 10 класс, CD-ROM КиМ
2. Медиатека по биологии DVD-BOX КиМ
3. Репетитор по биологии CD-ROM КиМ
4. Энциклопедия животных DVD-ROM КиМ
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.
- Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.
- Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.
- Каменский А.А Биология. Общая биология. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2007
- Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М.,2010.
- Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.
- Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.
- Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. — М., 2010.
Электронные ресурсы:
www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого практического занятия в учебно-производственном магазине ТД «Закарпатье» на тему: «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ» для специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Методическая разработка открытого урока по теме: "Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей" для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...
Методическая разработка проведения практического занятия по электротехнике на основе технологии развивающего обучения
Методические рекомендации по проведению практических работ по электротехнике в помощь преподавателю и обучающемуся...
Методическая разработка: План практического занятия по профессии "Слесарь-сборщик авиационной техники".
Методическая разработка: План практического занятия по профессии "Слесарь-сборщик авиационной техники"....
Методическая разработка проведения практического Занятия №1 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема № 6 «Гражданское право»
Тема «Гражданское право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач – изучение имущественных отношений и св...
Методическая разработка проведения практического занятия №2 по учебной дисциплине «Основы права» Тема №7«Трудовое право»
Тема «Гражданское право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач – изучение имущественных отношений и св...
Методическая разработка проведения практического занятия №3 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема № 8 «Уголовное право»
Тема «Уголовное право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач – проведение принципа приоритета об...
Методическая разработка проведения практического занятия №4 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема №9 «Противодействие коррупции и антикоррупционная политика»
Тема №9 «Противодействие коррупции и антикоррупционная политика» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач ...