Методическая разработка. Проведение практических занятий по биологии у обучающихся по профессиям, связанных с швейной и текстильной промышленностью
методическая разработка

Антонов Сергей Николаевич
Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине ООД 08. Биология для обучающихся профессий связанных со швейной и текстильной промышленностью. Важная роль в изучении биологии придается практическим работам, а для обучающихся важно, чтобы все предметы вовлекали их в область их профессиональной деятельности. Все большее значение в мире придается экоматериалам, натуральным материалам, сейчас наблюдается их ренессанс. В данной разработке представлен ряд практических работ по изучению биологии, которые ориентируют обучающихся на профессиональную деятельность, связанную с швейной и текстильной промышленностью, а также со смежными ремёслами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО БИОЛОГИИ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИЙ, СВЯЗАННЫХ С ШВЕЙНОЙ

И ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИЮ

Разработал преподаватель Антонов Сергей Николаевич

Санкт-Петербург

2024


ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине ООД 08. Биология для обучающихся профессий связанных со швейной и текстильной промышленностью.

Важная роль в изучении биологии придается практическим работам, а для обучающихся важно, чтобы все предметы вовлекали их в область их профессиональной деятельности.

Все большее значение в мире придается экоматериалам, натуральным материалам, сейчас наблюдается их ренессанс.

В данной разработке представлен ряд практических работ по изучению биологии, которые ориентируют обучающихся на профессиональную деятельность, связанную с швейной и текстильной промышленностью, а также со смежными ремёслами.

Планирование практических занятий

№ п/п

Наименование раздела, темы

Наименование практического занятия

1.

Тема. Клетка её строение

Практическое занятие.

Особенности строения клеток эукариот. Строение клетки и растительные волокна.

2

Тема. Эволюционная биология.

Практическое занятие  

. Приспособленность организмов к среде обитания, в т.ч. на примере организмов источников растительных волокон и шерсти.

3

Тема. Организмы и окружающая среда (введение в экологию)

Практическое занятие. 

Сравнение искусственных и естественных экосистем»,

в т.ч. пастбища овец, плантации хлопка, поля льна.

4

Тема. Бионика

Практическая работа № .

Одежда,  вдохновленная природой. 


 Тема. Клетка её строение

Практическое занятие.

Особенности строения клеток эукариот.

Строение клетки и растительные волокна.

Цель: Закрепить знания по строению клетки, Развивать у учащихся компетенции анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы.

Задачи:

-сформирование умение распознавать растительные и животные клетки

- сформирование умение распознавать волокна в растительных тканях и клетках

Оборудование: учебный микроскоп, препараты,  рисунки и схемы

1. Пользуясь рисунками и схемами, материалом учебника  заполнить таблицу:

 

Растительная клетка

Животная клетка

Форма

Клеточная стенка

Клеточный центр

Центриоли

Положение ядра

 

Пластиды

Вакуоли

Включения

Способ деления

Главный резервный питательный углевод

Способ питания

Способность к фотосинтезу

Синтез АТФ

 

Кожица лука - окрашенный препарат

Амеба под микроскопом


Толстые клеточные стенки растительной клетки, лубяные волокна

Ответы

Итак, сравнение животной и растительной клеток:

Общие признаки:
1. Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра.
2. Сходство процессов обмена веществ и энергии.
3. Единство принципа наследственного кода.
4. Универсальное мембранное строение.
5. Единство химического состава.
6. Сходство процесса деления клеток.

 

Растительная клетка

Животная клетка

Размер (ширина)

10 – 100 мкм

10 – 30 мкм

Форма

Однообразная – кубическая или плазматическая.

Форма разнообразная

Клеточная стенка

Характерно наличие толстой целлюлозной клеточной стенки,  углеводный компонент клеточной оболочки сильно выражен и представлен целлюлозной клеточной оболочной, клеточные стенки могут образовывать волокна, например, лубяные волокна

Имеют, как правило тонкую клеточную стенку, углеводный компонент относительно тонок (толщина 10 – 20 нм), представлен олигосахаридными группами гликопротеинов и гликолипидов и называется гликокаликсом.

Клеточный центр

У низших растений.

Во всех клетках

Центриоли

нет

есть

Положение ядра

Ядра у высокодифференцированных растительных клеток, как правило, оттеснены клеточным соком к периферии и лежат пристеночно.

У животных клеток они чаще всего занимают центральное положение.

 

Пластиды

Характерны для клеток фотосинтезирующих организмов (растения фотосинтезирующие – организмы). В зависимости от окраски различают три основных типа: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.

нет

Вакуоли

Крупные полости, заполненные клеточным соком — водным раствором
различных веществ, являющихся запасными
или конечными продуктами. Осмотические резервуары клетки

Сократительные, пищеварительные, выделительные вакуоли. Обычно мелкие

Включения

Запасные питательные
вещества в виде зерен крахмала, белка, капель масла; вакуоли с клеточным соком; кристаллы солей

Запасные питательные
вещества в виде зерен и капель (белки, жиры, углевод гликоген); конечные продукты обмена, кристаллы солей; пигменты

Способ деления

Цитокинез путем образования посередине клетки фрагмопласта.

Деление путем образования перетяжки.

Главный резервный питательный углевод

Крахмал

Гликоген

Способ питания

Автотрофный (фототрофный, хемотрофный)

Гетеротрофный

Способность к фотосинтезу

есть

нет

Синтез АТФ

В хлоропластах, митохондриях

В митохондриях


 Тема. Эволюционная биология.

Практическое занятие .

Приспособленность организмов к среде обитания,

 в т.ч. на примере организмов источников растительных волокон и шерсти.

Цель работы:

- научиться определять приспособленности организмов к среде обитания 

Задачи

- рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.

Оборудование: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображение животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.  

Ход работы

  1. Рассмотрите различные типы шерсти животных на примере антилопы из Африки и кашемировой козы из горных регионов

Типы шерсти. А – коротка, B-  длинная

Тип шерсти

Приспособление к среде обитания

Пример животного

Тонкая и короткая

Длинная и теплая шерсть

Ключ

Тип шерсти

Приспособление к среде обитания

Пример животного

Тонкая и короткая

Теплый жаркий климат

Африканская антилопа

Длинная и теплая шерсть

Холодный горный климат

Кашемировая коза


  1. Рассмотрите цветки и соцветия растений, установите их приспособленность к разным способам опыления: (самоопыление, Опыление с помощью ветра и насекомых).

Растение

Способ опыления

Приспособление

Лен

Самоопыление, хотя до 5% возможно другие типы опыления

Крапива

Опыление ветром

Хлопчатник

Опыление насекомыми, хотя есть самоопыляемые сорта

Ключ

Растение

Способ опыления

Приспособление

Лен

Самоопыление, хотя до 5% возможно другие типы опыления

Пестик и тычинка находятся в одном цветке

Крапива

Опыление ветром

Нет лепестков, цветок легкодоступен для ветра.

Хлопчатник

Опыление насекомыми, хотя есть самоопыляемые сорта

Красивый цветок с большим содержанием нектара и запахом, привлекающим насекомых.

Существует хлопковый мед.

  1. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.  

Все растения и животные на земле приспособлены к своей среде обитания. Приспособленность бывает самая разнообразная, начиная от окраски, и заканчивая строением тела. Приспособленность помогает выжить различным растениям и животным в самых неблагоприятных условиях

Критерии оценки лабораторной работы

1. Правильность и самостоятельность определение цели данной работы.

2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности.

3. Грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ.

4. Правильность формулировки выводов.

5. Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений.

 «5» ставится в том случае, если учащийся:

- выполнил работу в полном объеме

- в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,

рисунки и сделал выводы;

 «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

- было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного

недочета.

 «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части

таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были

допущены следующие ошибки.

«2» ставится в том случае, если:

- работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет

сделать правильные выводы.


Тема. Бионика 

Практическая работа.

Одежда,  вдохновленная природой.

Цель: сформировать знания о бионике,

способствовать развитию творчества обучающихся

Задачи: раскрыть характерные особенности бионики, как науки.

        выявить примеры швейных изделий, вдохновленных природой.

Оборудование: рисунки, сеть Интернет.

Теоретическая часть.

Бионика. Бионика – соединение биологии и технических изобретений. Природа как эталон. Основа бионики – моделирование биологических организмов. Мимезис – учение, рассматривающее человеческую деятельность, познание и искусство как подражание живой природе.

Методы и задачи бионики. Направления бионики.

Бионика – наука прошлого, настоящего, будущего. История зарождения и становления бионики. Подражание живой природе в древности: орудия труда, постройки. Древние конструкторы и изобретатели: Леонардо да Винчи, Иаков IV Шотландский, Джоан Домиан и др. Ученые – бионики, внесшие вклад в развитие бионики.

Бионика – междисциплинарная наука. Синтез наук: биология и кибернетика, физика и радиотехника, химия и теория связи, математика и электроника, ботаника и архитектура, биохимия и механика, психология и биофизика, этология и судостроение, зоопсихология и геология, нейрофизиология и аэронавтика, физиология и метеорология, нейрология и приборостроение и др.

Профессии, связанные с применением бионических моделей.

Экскурсия в природу «Природа – эталон для бионики».

В последнее десятилетие бионика получила сильный импульс к новому развитию, поскольку современные технологии позволяют копировать природные конструкции с небывалой ранее точностью.  В то же время, современная бионика во многом связана не с ажурными конструкциями прошлого, а с разработкой новых материалов, копирующих природные аналоги, робототехникой и искусственными органами.

Круг вопросов, которые использует бионика, довольно обширен и продолжает расширяться. Бионику называют универсальной междисциплинарной наукой, синтезирующей биологию и кибернетику, математику и биохимию, физику и радиотехнику, химию и электронику, архитектуру и ботанику, механику и геологию, нейрофизиологию и аэронавтику, и многие другие науки. Недаром ученые-бионики избрали своей эмблемой скальпель и паяльник, соединенные знаком интеграла, а девизом – «Живые прототипы – ключ к новой технике и моде».

Бионика – наука бесконечных возможностей направлено на интеграцию материала базовых курсов (биология, химия, экология, физика). Изучение курса не ограничивается пределами школьных предметов и позволяет продемонстрировать связь фундаментальной биологии, физики, химии и другими науками.

Паутина паука Latrodectus mactans (или просто "Черная вдова") вдохновила конструкторов на эксперимент с волокнами полипарафенилен-терефталамида. В итоге опытов полимер полностью реорганизовался, цепочки молекул вытянулись вдоль направления волокон и намертво сцепились между собой. Так родилось волокно под названием кевлар,  который  теперь во всем мире используется для изготовления  пуленепробиваемых жилетов и шин.

А главное природа на протяжении веков вдохновляла создателей одежды от древних мастеров до современных дизайнеров и кутюрье.

 

Задание:

- посмотреть фотографии и фрагменты показов

- нарисовать эскиз одежды, вдохновленный природой

 

 

«5» ставится в том случае, если учащийся:

- выполнил работу в полном объеме

- в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы,

рисунки и сделал выводы;

 «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

- было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного

недочета.

 «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части

таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были

допущены следующие ошибки.

«2» ставится в том случае, если:

- работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет

сделать правильные выводы.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

Печатные издания:

1. Константинов В.М. Биология. Учебник. - М.: Академия, 2014.

Электронные издания:

1. Уроки биологии. Общая биология 10 класс, CD-ROM КиМ

2. Медиатека по биологии DVD-BOX КиМ

3. Репетитор по биологии CD-ROM КиМ

4. Энциклопедия животных DVD-ROM КиМ 

Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:

  1. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В. В. Маркиной. — М., 2010.
  2. Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.
  3. Дарвин Ч. Сочинения. — Т. 3. — М., 1939.
  1. Каменский А.А Биология. Общая биология. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2007
  1. Кобылянский В. А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М.,2010.
  2. Орлова Э. А. История антропологических учений: учебник для вузов. — М., 2010.
  3. Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.
  4. Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. — М., 2010.

Электронные ресурсы:

www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета).

www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого практического занятия в учебно-производственном магазине ТД «Закарпатье» на тему: «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ» для специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Методическая разработка открытого урока по теме: "Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей" для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

Методическая разработка проведения практического занятия по электротехнике на основе технологии развивающего обучения

Методические рекомендации по проведению практических работ по электротехнике в помощь преподавателю и обучающемуся...

Методическая разработка: План практического занятия по профессии "Слесарь-сборщик авиационной техники".

Методическая разработка: План практического занятия по профессии "Слесарь-сборщик авиационной техники"....

Методическая разработка проведения практического Занятия №1 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема № 6 «Гражданское право»

Тема «Гражданское право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач – изучение имущественных отношений и св...

Методическая разработка проведения практического занятия №2 по учебной дисциплине «Основы права» Тема №7«Трудовое право»

Тема «Гражданское право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач – изучение имущественных отношений и св...

Методическая разработка проведения практического занятия №3 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема № 8 «Уголовное право»

Тема «Уголовное право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач –  проведение принципа приоритета об...

Методическая разработка проведения практического занятия №4 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема №9 «Противодействие коррупции и антикоррупционная политика»

Тема №9 «Противодействие коррупции и антикоррупционная политика» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач ...