Использование артпедагогики на уроках музыки в начальном образовании
материал
Арт-педагогика и арт терапия в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._art-pedagogika_art-terapiya.docx | 18.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование артпедагогики на уроках музыки в начальном образовании».
Название технологии | Определение | Цель | Использование в образовательном процессе (где?) | Отличие от традиционных технологий |
Арт – педагогика | Это самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. | Помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации. | Артпедагогические методики можно включать в процесс обучения на уроках изобразительного искусства или на уроках музыки. | Оперирует средствами искусства и художественно – творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. Она не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания новую специфическую направленность. |
Арт – терапия | Это терапия творчеством | Гармонизация психоэмоционального состояния человека. | Помогает школьнику невербально выразить свои тревоги, а педагогу – понять потребности и проблемы своих юных подопечных. | Арттерапия дает человеку возможность самовыражаться с помощью творчества и тем самым познавать и утверждать своё «Я». |
Виды арт – терапии:
- Изотерапия (в основе лежат виды изобразительного искусства);
- Музыкотерапия (включает в себя прослушивание музыки и записей звуков природы, пение, музицирование);
- Библиотерапия (заключается в использовании произведений литературы для анализа и решения личностных проблем);
- Имаготерапия (состоит в просмотре и постановке драматических произведений);
- Кинезитерапия (в основе лежит движение, танец).
Формы арт – терапии:
- Пассивная (человек только воспринимает и анализирует продукт чужой творческой деятельности);
- Активная (человек сам является творцом, активным участником процесса создания).
Музыкотерапия – это вид арт – терапии, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Клиническая музыкотерапия направлена на лечение неврозов, депрессии, заикания, аутизма, нарушений психического развития или двигательной моторики детей, а также используется в составе комплексного лечения.
Оздоровительная музыкотерапия направлена на личностный рост и саморазвитие, творческую самореализацию.
Становление и развитие музыкотерапии
№ п/п | Название эпохи | Достижение |
1. | Древний мир | Инстинкт самосохранения древнего человека, его попытки избавиться от болезней приводит к применению музыки в качестве лечебного средства (музыка в обрядах и заклинаниях). |
2. | Античная Греция | В Древней Греции признавали терапевтическое значение музыки и широко ее использовали. Пифагором было введено понятие «эвритмии», означающее способность человека находить нужные ритмы в жизнедеятельности: «не только в пении, танце, игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах». Аристотель разрабатывает концепцию катарсиса, согласно которой, искусство может освободить человека от болезненных переживаний, негативных эмоций, аффектов. В античной музыкальной эстетике была разработана классификация музыкальных ладов и музыкальных инструментов; выявлены три типа музыкальных ладов: этические, практические, энтузиастические лады, оказывающих различное воздействие на внутреннее состояние человека. |
3. | Античный Рим | Использовали музыку в «лечебных» целя, как и греки. |
4. | Средневековье | Музыка начинает использоваться в культовых обрядах как средство усмирения чувств. Музыкотерапия как метод лечения предается забвению. Но в XIV веке в Германии распространяется явление «эпидемии хореомании» или пляски святого Витта, который смогли сдерживать только музыканты, которые подстраивались под ритм движений людей и постепенно замедляли темп до полной остановки. |
5. | Возрождение | Врачи начинают использовать музыку при лечении нервных расстройств, истерии, а также перед хирургическими операциями. |
6. | XVII – XVIII века | Учение о лечебном воздействии музыки получило новое название «Iatromusica». Начинают изучаться биохимические процессы человека, физиологические реакции при восприятии музыкальных произведений. Практика музыкотерапии этого времени была взаимосвязана с теорий «аффектов», согласно которой музыка может вызвать печаль, отвагу, любовь, восторг, умеренность, гнев, величие, святость. |
7. | XIX век | Музыкотерапия широко распространяется в медицинской практике, ее применяют в психотерапии как сильнейшее средство эмоционального воздействия для преодоления тревожных состояний. |
8. | XX век | Музыкотерапия используется как средство психофизиологического воздействия на сферу бессознательного. |
9. | Развитие музыкотерапии в России | К музыкотерапии как способу лечения нервных болезней обращаются в первой трети ХIХ века. В 1913 году в России под руководством В.М. Бехтерева организуется Комитет по изучению лечебно-воспитательного воздействия музыки. В 1927 году В.А. Гиляровский создает методику лечебной ритмики для детей и взрослых. В 60-70-х годах ХХ века А.Г. Коган начинает использовать методы музыкотерапии в детской психотерапии, санаторном лечении, в специальной педагогике. Современные отечественные исследования проводятся в различных направлениях: изучается рецептивная и креативная музыкотерапия, вокалотерапия. В 2006 году в Российской академии музыки им. Гнесиных состоялся Международный конгресс, посвященный проблемам восстановительной медицины средствами искусств, который выявил необходимость открытия Национальной академии музыкотерапии в России с целью решения теоретических и практических задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна.
Открытый урок музыки в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Русская народная музыка». Белозерова Галина Михайловна, учитель музыки и пения ГБОУ школа №439, г. ПетродворцаВ данной статье ...
Проблема адаптации младших школьников к процессу обучения игре на фортепиано и возможность использования артпедагогики, как средства на пути к решению данной задачи.
Процесс адаптации ребенка к процессу обучения - сложный и подчас длительный процесс, требующий больших психических физических и умственных затрат юного ученика. То же касается и начального периода обу...
Конспекты уроков музыки в начальной школе
Конспекты уроков музыки для 1,2,3,4 классов...
Конспект урока музыки для студентов 2 курса специальности Коррекционная педагогика в начальном образовании
Методическая разработка урока...
Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе
Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе...
Использование ИКТ на уроках математики в начальных классах
В настоящее время общество особенно тем, что его характеристика состоит в исключительно быстром развитии информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для ...