О чем беседуют родители и учителя.
статья

Бочоришвили Хатуна Андреевна

Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что учитель и родители должны быть, как минимум, союзниками (а лучше, партнерами), и цель у них общая: обучить и воспитать ребенка.

Непреходящей ценностью для человека всегда была, есть и будет семья. Ее не сможет заменить ни один социальный институт. Именно в семье ребенок получает первые представления о мире, социуме, нравственных ценностях. В семье начинается воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chem_beseduyut_roditeli_i_uchitelya._1.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

О чем беседуют родители и учителя.

Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что учитель и родители должны быть, как минимум, союзниками (а лучше, партнерами), и цель у них общая: обучить и воспитать ребенка.

Непреходящей ценностью для человека всегда была, есть и будет семья. Ее не сможет заменить ни один социальный институт. Именно в семье ребенок получает первые представления о мире, социуме, нравственных ценностях. В семье начинается воспитание.

Всем нам знакомы слова В. А. Сухомлинского: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Но в последнее время все чаще и чаще педагоги и родители оказываются в положении противостояния, нежели сотрудничества и партнерства. Пришло время педагогам и родителям вместе выступать против проблем, с которыми сталкиваются наши дети.

Сотрудничество семьи и школы, на мой взгляд, должно основываться на взаимном принятии, понимании, уважении, поддержке. При такой совместной деятельности, которая объединена общей целью, важно доверие и доброжелательность. Установление контакта часто зависит от педагога, вернее от его поведения, манеры общаться с людьми, умения слушать и вести диалог.

Основным методом взаимодействия с родителями, используемым нами ежедневно, была и остается беседа. Часто мы спешим передать информацию родителям, не учитывая многие нюансы: характер собеседника, его настроение, спешим донести свои претензии, высказать «наболевшее», нужные сведения, решить проблемы. В лучшем случае получая недопонимание, в худшем - негатив…

Каждому учителю необходимо овладеть искусством ведения диалога. В этом могут помочь советы, памятки и рекомендации по правилам ведения беседы, которых много в свободном доступе. Важно при проведении диалога не только помнить о тонкостях диалога, но и активно применять их на практике, также помнить о цели беседы и ясно представлять ее результат. В противном случае диалог превратится в бессмысленный разговор. Вроде бы простая беседа, а сколько тонкостей.

В своей практике использую беседу как основной метод взаимодействия с родителями. Индивидуальные беседы, групповые, беседы с приглашением психолога, членов администрации, учителей-предметников... Вид зависит от причины встречи, ситуации. Считаю этот метод и самым результативным, так как, общаясь с человеком, вижу, как он (она) реагирует на мою информацию, как ее воспринимает. Часто беседа с взрослым человеком помогает понять поведение и поступки самих учеников, ведь дети воспитываются на личном примере своих родителей. Так что беседа – любимый, действенный, результативный, информативный метод взаимодействия с родителями.

В последнее время учитель активно использует в своей практике форму переписки через различные мессенджеры. В группе класса размещаю информацию о мероприятиях, проводимых в классе, с согласия родителей размещаю фотографии, публикую различные памятки, поздравления (информация, которую видят и дети, и родители). В беседе в WhatsAp - информация только для родителей, общая, которая касается всех участников.

Современные технологии помогают своевременно донести необходимую информацию до родителей. На практике мне такая форма помогает в работе с неуспешными детьми. Постоянно вызывать родителей в школу для бесед не будешь. А такие дети требуют усиленного контроля. Общение с родителями по телефону, посредством переписки помогает в корректировке успеваемости, поведения ребенка.

Еще одной традиционной формой работы с родителями остается родительское собрание.

Одной из проблем такого взаимодействия часто является низкая посещаемость родителей. Большое значение придаю явки родителей на собрания, об этом говорю своим мамочкам и папочкам и настаиваю на присутствии всех. Но на практике, сами понимаете, всегда находятся «уважительные» причины для отсутствия, в таком случае (по нашему общему решению с родителями) обязательна личная встреча после собрания. Такая система дисциплинирует родителей.

Считаю, что на родительских собраниях должны обсуждаться вопросы, которые касаются всех родителей. Это могут быть вопросы по воспитанию, психологии, особенностях общения взрослых и детей (освещение теоретических вопросов воспитания и обучения, своего рода семинары); практические занятия (тренинги, решение ситуативных задач). Обязательно на родительские собрания приглашаю учителей – предметников (заранее обговариваю план выступления, чтобы не переходить на обсуждение личностей, все индивидуальные рекомендации только при личных беседах). Вызывает интерес у родительской общественности различные тесты, анкеты, диагностики (подбираю в зависимости от тематики собраний и проблем). Конечно, обязательно стараюсь поддерживать обратную связь – интересуюсь, что волнует родителей, какие вопросы следует обсудить на следующих собраниях. Безусловно, на собраниях говорим и об организации и проведении различных классных и школьных мероприятий (в том числе и совместных с родителями), хозяйственные вопросы, обсуждаем возникающие ситуации. Не могу похвастаться, что на практике все получается гладко и идеально. Возникают различные ситуации, иногда приходится напоминать присутствующим об уважении, возвращать к теме собрания. Бывают жаркие споры, претензии, недопонимание. Но самое главное, помнить, что нас объединяют одна цель и интересы детей, что мы союзники, а не враги. Сама демонстрирую уважение и доверие к родителям. Отказываться от такого метода взаимодействия нельзя. Убеждена, что перед современной школой важной задачей является просвещение (а в некоторых вопросах и обучение) родителей. Поэтому раз в четверть провожу собрание, о тематике сообщаю заранее, чтобы родители имели представление о том, что их ожидает.

Необходимо поощрять детей и отмечать даже незначительные их успехи. Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю учеником.

Необходимо ещё раз акцентировать внимание на том, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному направлению в воспитании, которое позволит взрастить гармонично развитую личность, востребованную сегодняшним современным обществом.

В заключение хочу сказать о том, что, несмотря на все сложности, взаимоотношения с родителями были, есть и будут и хочу вам пожелать, коллеги, терпения, такта, настойчивости и мудрости в этом процессе. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями "Как уберечь ребенка от насилия"

Как уберечь ребенка от насилияВЕЧЕРИНКА...

Беседа с родителями .

"Причины ранней алкоголизации подростков"...

Информация родителям и учителям

Для тех, кто  хочет  понять другого человека и помочь ему стать лучше....

Беседа с родителями на тему "Дети и тактика семейного воспитания"

Материал специально подготовлен для разговора с родителями учеников. Описывает важность эмоциональных проявлений в семейных отношениях. Включает в себя  советы известных педагогов, пожелания псих...

Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями

Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор, преследует определенную цель. Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной поз...

Беседы по правовому воспитанию с родителями детей группы риска

Данный материал поможет социальным педагогам и классным руководителям,в чьих группах есть обучающиеся склонные к правонарушениям....

Отношения родителей и учителя. Конфликты.

Данная презентация поможет разобраться в причинах конфликтов учителей и родителей учеников....