Информация родителям и учителям
статья по теме

Елена Евгеньевна Вильде

Для тех, кто  хочет  понять другого человека и помочь ему стать лучше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правмир

Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня

Дворником будешь!

Вырастешь и будешь дворником, охотно объясняют мамы своим детям. В вуз не поступишь, на работу нормальную тебя не возьмут, если будешь так учиться. Что вообще из тебя такого вырастет?

ИРИНА ЛУКЬЯНОВА | 14 ИЮЛЯ 2014 Г.

Родителям кажется, что если нарисовать ребенку перспективу поужаснее – он встрепенется, ужаснется и начнет делать все, чтобы эта страшная реальность никогда не наступила. Он будет как следует заправлять кровать, убирать в своей комнате, учиться на одни пятерки – только чтобы нарисованные родителями ужасы не сбылись.

Никогда не научусь

На самом деле получается как-то иначе.

Я помню, как мама учила меня вязать лицевой гладью. У меня ничего не получалось, петли путались, кофта для куклы не получалась, я капризничала и вопила, что у меня ничего никогда не получится.

- Смотри, как хорошо получается, — говорила мама. – Вот, только спицу надо держать так, а петлю провязывать так.

- Я никогда в жизни этому не научусь, — бурчала я, провязывая петли все лучше и лучше. – Кто вообще придумал это дурацкое вязание!

- Да у тебя уже получается нормальная кофта, — смеялась мама.

- Да, но я все равно никогда не научусь вязать этой дурацкой гладью! – сопротивлялась я, хотя видела, что уже все получилось. Но я же не могла признать, что мама права, а я нет.

В общем, вязать я теперь умею. А вот со швейной машинкой не сложилось. У меня была прекрасная учительница домоводства, которая охотно сообщала мне всякий раз, откуда у меня растут руки. Она меня совершенно убедила, я от всей души поверила ей, что руки у меня растут именно оттуда, и теперь мне гораздо легче подшить целую штору растущими оттуда руками, чем прострочить один шов на машинке, хотя меня  учили на ней шить с 5 по 8 класс, целых четыре года. Просто это обучение сопровождалось комментариями «кто так шьет» и  «что ты тут напортачила».

Собственно, ни для кого не секрет, что научить так никого ничему нельзя. Я надумала в сорок лет научиться водить машину, и инструктор в автошколе мне с неподражаемой честностью сказал: учиться водить надо в восемнадцать лет, а в сорок ты уже ничему не научишься. «Что ты делаешь?» — «Куда прешь?» — «Жми на газ, я сказал!» — «ну кто так водит!» — «откуда ты такая взялась на мою голову?»  Он ревел, как раненый бизон, я пугалась, плакала, теряла последние остатки самообладания и понимала, что я тупая, а вождение не для меня. Вместо того, к сожалению, чтобы с первого «ты» отказаться от его услуг.  Естественно, я ничему у него не научилась. Научилась у другого – надо ли говорить, что он ни разу не повысил голоса. Профессионалу это не нужно.

Никому не нужна

Иногда результаты бывают еще печальнее. Одна немолодая дама рассказывала мне однажды, что так поверила маминому многолетнему «кто ж тебя такую замуж возьмет» (в самом деле – пол мести не умеет, кровать заправляет криво, посуду мыть не любит, кому такая нужна) – что поняла: принца ждать бессмысленно, надо хватать первого попавшегося. В 18 лет она  второпях выскочила замуж за первого встречного – первого, кто вообще обратил на нее внимание, больше-то, может, уже и шанса не будет.  Стоит ли говорить, что брак оказался отчаянно несчастливым.

Помню, как одна из наших учительниц в школе говорила: «Четырнадцать умножить на три – сколько будет? Умножайте столбиком, вы идиоты, вы в уме не сможете». Нет, я сейчас в состоянии умножить четырнадцать на три в уме, но всякий раз, слыша «вы идиоты», я не считала столбиком, а злилась. Мой сын, приходя из школы в седьмом классе, уныло говорил: «Мам, почему нам все время объясняют, что мы дураки, мы ничего не умеем, мы не сдадим ЕГЭ, не получим аттестата и пойдем в дворники? Я больше не могу это слышать». Я тоже больше не могла этого слышать. Восьмой класс был уже в другой школе.

Вы идиоты, вы дураки, вы ничего не можете, кому вы такие нужны. Что ты тут стоишь, что ты тут сидишь, кто так веник держит, кто так ручку держит, кто так шьет, кто так пишет, чем ты думал, куда ты смотрел, что мне, скажи, с тобой таким делать?

Все это сыплется на головы наших детей ежедневно, год за годом. И даже если родители  обладают ангельским характером, соломоновой мудростью и бескрайним терпением, дети все равно наслушаются от мира, что они в нем не нужны, не там стоят, не так сидят, не то делают – и вообще лучше бы их не было. В транспорте и во дворе, в школе и в музее, в магазине и на улице –детям не рады. Убери руки, не смей трогать, как ты себя ведешь, что ты тут встал, что ты тут делаешь, ну-ка идите отсюда, так, рты закрыли.

В некоторых странах мира детей, о странность, любят и очень им радуются – в кафе ли, на улице ли; помню, как странно было в Италии, где моему трехлетнему сыну радовались так, будто в кафе или магазин солнышко вкатилось; помню, как хозяйка магазина свадебных платьев в Хельсинки, услышав  и поняв без перевода мой свирепый шепот «руками не трогай» — засмеялась и разрешила моей одиннадцатилетней дочери трогать руками все, что захочется.

В нашей стране дети получают от мира другую обратную связь – лучше бы тебя не было. Все равно ничего хорошего из тебя не получится. А обычно мы и сами в дурную минуту добавляем: что ты меня мучаешь, долго мне за тебя краснеть, хватит надо мной издеваться!

- Зачем вы меня вообще родили, — бурчат дети, хлопая за собой дверью, и это вопрос не праздный.

Как хорошо быть взрослым! Никто не скажет тебе «где твои глаза были», когда ты обдерешь бампер, не спросит «голову ты дома не забыла», когда забудешь дома рабочий документ, не поднимет с кровати в первом часу ночи, чтобы заставить повесить в шкаф небрежно брошенное на стул платье. Повзрослев, мы не перестали делать глупости и оплошности – но нас теперь не дрючат за каждую из них.

 Неуважаемый

Сын сказал однажды со вздохом: тринадцать лет – паршивый возраст: уже никто тебе не умиляется и никто еще не уважает.

Когда я была маленькой, детей вообще не принято было уважать. Право на уважение не давалось от рождения, его надо было заслужить, заработать, доказать, что ты достоин уважения. Детей полагалось исправлять. Подчеркивать красным, указывать на ошибки, одергивать, корректировать, исправлять. Лучшие педагоги уже тогда писали – покажите ребенку не где у него плохо, а где хорошо, где у него получается; этот передовой опыт так и остался невостребованным в массовой школе.

Когда я была молодой учительницей, всего на семь лет старше учеников, на меня однажды набросилась дежурная в школьном компьютерном классе: «Ну-ка быстро пошла разулась! Я кому сказала!» Она не хотела слушать, что туфли – это сменка, она  перестала кричать только услышав «это же наша учительница». Она извинилась: «Ой, а я думала – девочка»… На девочку – можно.

В этой системе ценностей как-то фатально отсутствует базовое уважение человека к человеку – когда уважения достоин не только старейший, мудрейший, всего добившийся, а всякий – потому что он человек, он твой брат, он тоже Божье создание, в нем тоже образ Божий. Не только учительница, но и девочка. Не только депутат Госдумы, но и арестант.

Идея уважать детей вообще плохо приживается на отечественной почве. Родители как-то не видят разницы между уважением и вседозволенностью, уважением и отсутствием границ. Одни негодуют – «что ж мне, в попу ему теперь дуть?», другие объясняют, что относятся с уважением к выбору своих детей, а потому пусть все подвинутся и дадут ребенку терроризировать окружающих в свое удовольствие.

И с самоуважением тоже плохо. Знаю немало взрослых, умных, прекрасных, иногда очень  успешных, — живущих с бесконечной уверенностью в том, что они ничтожества, моральные уроды, что им нельзя жить, что окружающие терпят их только через силу или из милости. Одни всю жизнь доказывают, что они имеют право на уважение, другие и так знают, что ничего не получится.

И, страшное скажу, — и с Богом отношения не складываются, потому что и в Нем видится все тот же вечно недовольный воспитатель: ну что, не молился, не постился? Весь год дурака валял, а сейчас пришел? Весь пост что делал – а сейчас опомнился? Ну и что ты ко мне пришел? Чего ты хочешь? Двойка, иди и подумай о своем поведении. Раньше надо было думать, а теперь все, поздно уже. Двойка в году, двойка в аттестат, на том свете дворником будешь.

Но нет

Как-то не хочется заканчивать на этом.

Лучше так.

Мы не очень хорошие воспитатели обычно. У нас не хватает сил, мудрости и терпения. Мы не умеем справляться со своими эмоциями. Мы часто ведем себя как маленькие, а не как взрослые, — ожидая при этом от детей, что они поведут себя как взрослые, поймут нашу боль, смогут ее принять и вынести, посочувствовать нам – и вести себя мудро и правильно. Некоторые дети справляются, но ноша эта тяжела – даже и для нас самих иногда.

Но мы любим своих детей и многое делаем правильно, потому что у любви есть поразительное свойство: она сама подсказывает правильные решения. Не знаешь, как делать, — делай по любви, не ошибешься.

И мы, несомненно, справимся. И получаться будет все лучше и лучше – и все получится, потому что надежда не обманывает, а любовь не подводит.

В отличие от.

Помочь порталу



Предварительный просмотр:

Правмир

Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня

Цветик-семицветик и чудесные дары

А если бы девочка Женя смогла разумно использовать все лепестки?

КИРА САЛИМОВА | 28 ЯНВАРЯ 2014 Г.

28 января 1897 года родился писатель Валентин Катаев. Есть ли в его сказке о цветике-семицветике и незадачливой девочке Жене скрытый смысл? Размышляет Кира Салимова.

Многие знают, что раз в две недели я пишу колонку о рисовании, а в качестве основы использую различные сказки, из которых вычленяю какой-либо педагогический принцип, жизненную закономерность в помощь родителям. Так, развивая в детях художественные навыки, родители попутно осваивают и премудрости воспитания. Как-то раз на глаза мне попалась сказка Катаева Цветик-Семицветик. Оказалось, в этой истории очень ярко высвечиваются христианские символы, и оставить это без внимания просто невозможно. Но урок рисования и так насыщен информацией. Поэтому я решила написать отдельный текст, тем более что у самого Валентина Петровича намечалась годовщина со дня рождения, пусть и некруглая. И вот к этому дню я представляю вашему вниманию плод своих размышлений.

Итак, в 1897 году, 28 января в Одессе в семье преподавателя епархиального училища Петра Васильевича Катаева родился сын Валентин. Сто семнадцать лет назад появился на свет будущий русский советский писатель, драматург, поэт Валентин Петрович Катаев. Времена, в которые довелось работать Валентину Петровичу, довольно объёмно раскрываются перед нами в свидетельствах о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Времена непростые, когда любое упоминание о Христе могло трагически закончиться для того, кто хотел свидетельствовать о спасении души и тем более научить основам христианской веры детей. И не было иного способа, как выбрать изобразительным средством эзопов язык. И тем интереснее теперь расшифровывать, как о разумном, добром, вечном говорили в то трудное время писатели, работающие с детской аудиторией.

Сказка «Цветик-семицветик» только на первый взгляд кажется рассказом о детской психологии, забавной выдумкой, ярким образом несуществующего мира доброй волшебницы. Правда, в мультфильме «Последний лепесток», снятом по мотивам сказки, тема развивается: последнее желание девочки Жени, потраченное на дело милосердия — выздоровление мальчика Вити — возвращается детям ещё одним цветиком. Так сказка приобретает определённое развитие, появляется подсказка для желающего понять: может, что-то подразумевается под этим волшебным растением?

Так что же означает радужная окраска лепестков цветика-семицветика? Для христианина, знакомого с текстом Священного Писания, ответ очевиден. Ведь по окончании всемирного потопа именно семицветная радуга стала символом помилования и избавления тварного мира от гнева Божьего:

«И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Бытие 9:12–15).

Всякий школьник знает, как запомнить последовательность расположения семи цветных дуг радуги: каждый охотник желает знать, где сидит фазан… Приведённый выше отрывок из Писания принадлежит Завету Ветхому, но и сейчас, во времена Нового Завета, число семь не потеряло своего мистического значения, и в Православной Церкви установлено семь таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Посему очевидно, что цветик-семицветик с семью лепестками символизирует дары Святого Духа. Думается мне, что я не фантазирую, ведь сын преподавателя духовного училища наверняка хорошо знал катехизис.

А чудесная женщина, неожиданно подарившая девочке подарок с изумительными свойствами — ни что иное, как образ нашей церковной традиции. Святая Церковь заботилась и заботится о каждом своём члене, ведёт и пестует каждое своё чадо, предлагая средства для стяжания Божьей благодати и стяжания с избытком. Бери, добрый человек, сколько унесёшь! Бери полной, утрясённой мерой.

А что же человек? А человек, имея своим родственником самого Создателя (ведь каждый пьющий от Чаши есть сродник Божий), вечно пытается подобрать какие-то крохи, упавшие от стола безграничных возможностей. Кто-то на молитве плачет о потерянных деньгах, кто-то стоит в очереди к святыне, чтобы попросить себе новое пальто, кто-то соблюдает пост, чтобы похудеть. Самое занятное в этой ситуации то, что очень часто желания сбываются! Совсем как у маленькой девочки Жени, которая, получив чудесный цветик, первым делом загадала новую связку баранок, а потом обращение разбитой вазочки в целую.

Как часто мы используем данные нам Божьи дары крайне неразумно! Мы боязливы и оглядываемся друг на друга. Мы боимся позволить себе счастье устроиться на интересную работу, возглавить рискованный проект или родить детей. Мы сами отказываем себе в роскоши делиться с нуждающимися, которые, как известно, суть ангелы, потому что дают нам возможность приобщиться к жизни будущего века с помощью доброго дела.

Мы страшимся приблизиться к одру тяжело больного и увидеть отблеск вечности в глазах умирающего, не интересуемся своими отпрысками, по целым дням не вглядываемся в родные лица дорогих нам людей. При этом почти каждый грезит о земном благополучии и втайне завидует олигархам. Совсем как девочка Женя, которая мечтала попасть на Северный полюс, а спустя некоторое время захотела все игрушки мира.

А вот и педагогическая аналогия. Под цветными лепестками можно подразумевать и обычные человеческие таланты. Любой родитель знает, что у каждого ребёнка есть масса хороших задатков и способностей. Сейчас вошло в моду детей всячески развивать: драмкружок, кружок по фото… Иногда становится интересно, что же вырастет из современных детей. Наверное, поколение творцов и изобретателей; по крайней мере, хочется в это верить.

Но вернёмся к основной нашей теме. Нынешняя православная общественность последовательно болеет многими детскими болезнями. Переболеем ли? Вырастем? Всё никак не могу отделаться от мысли: а что, если бы девочка Женя смогла разумно использовать все лепестки? Ведь даже один принятый не напрасно дар принёс столько счастья!

Впрочем, мы знаем, что даже последний лепесток возвращается, если его правильно использовать. И из него опять вырастает целая палитра чудесных даров.

Помочь порталу



Предварительный просмотр:

Шокирующий эксперимент семейного психолога

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет).
При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.
Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента:
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать;
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…
А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.

В своей статье, я как воспитатель учебного курс, нашего училища расказываю, как я провожу воспитательную работу по сплочению коллектива, вновь набранных суворовцев....

ИНФОРМАЦИЯ для родителей о празднике "Всемирный день семьи"

Информация для родителей о празднике "Всемирный день семьи"...

Информация для студентов и родителей

ИНФОРМАЦИЯ СОДЕРЖИТ АЛГОРИТМ ЭКЗАМЕНА...

Информация для родителей

ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ:КАБ. 414, ВРЕМЯ РАБОТЫ: ПОНЕДЕЛЬНИК-ПЯТНИЦА, 8:30-16:42 (ПЕРЕРЫВ: 13:00-14:00)ТЕЛ.: 67-23-28...

Отношения родителей и учителя. Конфликты.

Данная презентация поможет разобраться в причинах конфликтов учителей и родителей учеников....

Информация для родителей

Папка передвижка[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25733124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1600","width":"1162"}}]]...

О чем беседуют родители и учителя.

Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно ...