Статья "Школьная неуспешность или опять двойка"
консультация

Гассиева Светлана Анатольевна

Какие есть этапы школьной неуспешкость и как их преодолеть

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная неуспешность.Как преодолеть трудности в обучении детей.

Каждый ребенок приходит в школу полным энтузиазма, желания учиться!Ведь он теперь совсем взрослый, школьник. Как обидно бывает наблюдать, как гаснет радость и приходит растерянность, неуверенность, разочарование.

«Неуспевающий»,«отстающий»,«неуспешный»...Эти ярлыки не померно тяжелая ноша для ребенка.

«Школьная неуспеваемость»понятие намного уже,чем школьная неуспешность, касается в первую очередь эффективности усвоения знаний и невключает в себя многие факторы,приводящие к формированию состояния

«неуспешности». Более того, зачастую хорошая успеваемость не является главной причиной успеха ребенка в школе. Если мы говорим о«школьных трудностях»,то имеем в виду временное и преодолимое явление. Например, трудно дается о своение какой-то темы или возникли сложности во тношениях с классом. Если же школьные трудности не были во время замечены и преодолены, при обрели затяжной характер,то это может привести к ухудшению здоровья ребенка, нарушению его социально-психологической адаптации, а затем и к снижению школьной успешности.

Говоря о причинах школьной неуспешности, давайте вспомним, как выглядит простая детская игрушка -  матрешка. Матрешка состоит из форм разного размера, вложенных друг в друга. Причины школьной неуспешности по своей структуре напоминают матрешку, где верхняя видимая оболочка - это красочно выписанные нарушения внимания и мышления, трудности понимания инструкции, а также неусидчивость,  плохая память, трудности при письме и счете, и многие другие «симптомы».

Однако, верхняя оболочка – это лишь очевидные глазу нарушения, а под ней прячутся еще три-четыре слоя. Каждый слой – специфическая группа причин школьной неуспешности. Все причины взаимосвязаны, одни нарушения порождают другие, которые наслаиваются и усиливают друг друга. Пока мы, педагоги, видим только внешнюю оболочку матрешки, работа будет неэффективной.

У каждого ребенка, имеющего школьную неуспешность - своя уникальная история развития, свой дизайн «матрешки». У кого-то «матрешка» сделана в прошлом году и состоит всего лишь из трех кукол, у кого-то «матрешка» сложилась еще в младенчестве и с каждым годом она усложняется и растет. Основная задача учителя – разобрать «матрешку» до конца и подобрать коррекционную программу по индивидуальной мерке.

В чем конкретно проявляется синдром школьной неуспешности,кроме неуспеваемости:

  • Постоянно высокий уровень тревоги;
  • низкая мотивация учиться;
  • нарушения внимания,памяти;
  • неусидчивость или уход в себя;
  • заниженная        (или        неадекватная)        самооценка,        представление        о        себе        како

«безнадежном»,«плохом ученике»;

  • неуверенность в себе;
  • неверие возможность удачи;
  • ожидание помощи от других.

Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются:первый класс,переход в среднюю школу и подростковый возраст.

Если ребенок не готов к школе,у негонедостаточно развита мелкая моторика,несформировано поведение ученика, естьтрудности взаимодействия с

«другими взрослыми» (не родителями), даже при высоком уровне природного интеллекта, есть высокая вероятность попасть в разряд «неуспешных». В средней школе ребенок проходит новый вид адаптации,ему надо приспособиться к разным учителям,их стилю и требованиям.Нередко это приводит к осложнениям,к снижению успеваемости,и вообще желания учиться. В эти периоды ребенок может«коллекционировать»опыт неудач, и постепенно формировать представление о себе как о неудачнике. Потом от этого ярлыка уйти будет очень трудно.

Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?

«Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема потому,что она и социальная, и психологическая,и медицинская, и педагогическая...»

Игнорирование психофизиологических причин возникновения школьных проблем (школьных трудностей) обязательно приводит к формированию такого психолого-педагогического явления как школьная неуспешность.

Во-первых,к неуспешности всегда приводит нарушение социально-психологической адаптации.

Некоторые школьники уже с первого класса попадают в разряд неуспешныхи остаются такими долгие учебные годы. Успешность младшего школьника определяется наличием высокого адаптивного ресурса. Чем слабее функционально развит организм, тем меньше его адаптивный ресурс. Как же помочь ребенку с низким ресурсом, обусловливающим школьную неуспешность? Каковы истинные причины, факторы и критерии школьной неуспешности?

Возможными причинами школьной неуспешности могут быть не только слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких познавательных способностей, как восприятие, мышление, память, речь; несформированность рефлексивных способностей; но и отсутствие учебной мотивации; неадекватность самооценки; определенные черты характера, например, чрезмерная импульсивность; отрицательные психические состояния; негативные факторы окружающей среды и многое-многое другое. Естественно, что многие эти явления тоже имеют свои причины. И эти причины кроются и в семье, и в школе.

Вовторых,механизм школьной неуспешности часто запускают завышенные ожидания родителей по поводу школьной успеваемости ребенка. Понимая, что не оправдывает надежд мамы и папы, ребенок чувствует вину,ему кажется, что он недостоин любви.

Важно для формирования представлений ребенка о себе как ученике и то,каким образом родители реагируют на успехи и неудачи ребенка. Перенос оценок с учебного результата на личность ребенка чреват серьезными последствиями(вместо«тебе не удалось»–«ты неумеха»).Как показывает опыт работы с семьями, родители лучше умеют подмечать недостатки в поведении своих детей, и порицание преобладает над похвалой. Хотя мотивирует именно положительная оценка.

В-третьих, другой самой распространенной причиной школьной неуспешности являются отношения в школе: с педагогом, классом и атмосфера в школе. Отношения с учителем очень важны, во многом они определят отношениек предмету, к учебе. Особенно важно, как сложатся отношения в самом начале, впервом классе. Именно тогда у ребенка складываются представления о том, что такое школа, и какой он ученик.

В-четвертых, личностные качества ребенка. Низкая самооценка,неуверенность приводят к боязни нового,проявлению себя,блокируют активность и снижают желание учиться.

Еще один важный момент: готов ли ребенок отвечать за свои действия и их последствия? В психологии это называется «локус контроля». Он может быть внутренним («я готов отвечать за себя») и внешним («в том, что со мной происходит, виноваты окружающие»).Внешний локус контроля–существенный фактор формирования школьной неуспешности. Разумеется, умение отвечать за свои поступки зависит от возраста.

Жесткая установка напослушание,слепое подчинение требованиям препятствуют полноценному развитию ребенка.

В-пятых, эмоциональные особенности ребенка. Мы уже говорили о том, что повышенная эмоциональность, тревога   могут разрушить учебную деятельность даже очень способного ученика .Если ребенок не умеет регулировать свое эмоциональное состояние, плохо справляется с волнением, обидой, раздражением, это служит серьезным препятствием на пути к успеху.

В-шестых, интеллект  и особенности познавательных процессов.

Возможными причинами школьной неуспешности могут быть плохая память, слабая концентрация внимания,недостаточное развитие мышления и речи,а так же неумение анализировать и понимать причины своих успехов и неудач.

Все выше перечисленные причины формирования школьной неуспешности

–психологического характера, и в случае их возникновения необходимо обратиться за помощью к детскому психологу.

В-седьмых,нарушения функционирования  нервной  системы ребенка. Эта группа требует консультации у невропатолога,так как часто данные нарушения либо вообще не заметны родителям, либо относятся ими к особенностям характера ребенка. Ребенок слишком подвижен, не может долго сидеть на одном месте, постоянно отвлекается, или, наоборот, малоактивен, вял.Эти нарушения зачастую не носят тяжелого характера, однако, могут помешать ребенку успешно учиться в школе.

Итак,школьная неуспешностьможет являться как следствием,так и причиной нарушения психофизиологического развития,социальной адаптации школьника, и фундамент «школьного благополучия» должен закладываться еще в дошкольном возрасте.Родителям следует задолго до определения ребенка в школу позаботиться о том, чтобы период адаптации в первом классе не стал для их чада болезненным. А по мере возникновения у ребенка школьных трудностей во время обучения родителям следует тщательно разбираться в их причинах и делать все возможное ,чтобы помочь ему эти трудности преодолеть.

С «проблемным» ребенком, безусловно, необходимо заниматься. Ни в коемслучае нельзя сравнивать своего ребенка с его сверстниками!

Известно,что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке, без нажима и в системе. Очень важно ребенку постоянно чувствовать психологическую поддержку родителей,слышать слова одобрения, видеть их доброжелательные лица и осознавать, что он будет принят ими с любыми своими особенностями и недостатками.

Часто неуспешность учащихся связана с боязнью высказывать свои мысли,отвечать на вопросы,проявлять свои способности и возможности. Многие школьники испытывают страх перед опросом учителя .В доброжелательной обстановке,в атмосфере творчества и сотрудничества эти страхи быстро улетучиваются. Растет самооценка, формируется чувство уверенности в своих силах и желание проявить себя. Дома необходимо моделировать школьные ситуации, проигрывать их, тем самым«закаляя» ребенка. Тренинги школьной спешности«расковывают»детей, вырабатывают механизмы предупреждения неврозов.

Школьная успешность имеет свои критерии характеризуется умением учащегося с наименьшим и энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей ,например, таких: все делать во время, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.

Важнейшим и составляющими школьной успешности являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс(возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы ит.д.

Как было сказано ранее, неуспешным школьник становится только тогда, когда во время не были преодолены«школьные трудности»,под которыми понимается весь комплекс проблем, возникших у ребенка при систематическом обучении постепенно приводящих к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации только в последнюю очередь– к снижению успешности обучения.

Какие могут быть пути преодоления  школьной неуспешности?

В урочное время:

-Планирование и проведение разнообразных по форме и виду деятельности уроков, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.

-Дифференциация учебного материала и заданий.

-Индивидуальный подход (индивидуальные траектории развития, индивидуальные домашние и творческие задания).

-Контроль объёма домашнего задания с целью предупреждения утомляемости учащихся.

Во внеурочное время.

-Воспитательная работа, направленная на развитие интереса у учащегося интереса к обучению.

-Работа с родителями.

-Тесная связь основного обучения с дополнительным образованием. Успешность в дополнительном образовании приводит к усилению мотивации в основном образовании.

-Помощь психологов, социальных педагогов (диагностика, тренинги). Комплексное тестирование учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую, профессиональное определение.

-Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебной программы.

-Работа логопедов в контакте с учителями начальной школы. Логопедические занятия для детей с проблемами в устной и письменной речи.

                  Трудностей не избежать, поражения будут. Важно, как мы научим наших детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком как «рабочие моменты», с которыми по силам справиться, мы сделали большой шаг в подготовке к самостоятельной жизни.

Рекомендации при хронической неуспешности уребенка:

Главное, что должны сделать взрослые при таком«диагнозе»,–это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке его работы надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них – ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном(требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если вовчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а всегодняшней – два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности  или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.

Очень важно найти хоть какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании, – это должно стать предметом живого и пристального интереса. Ни в коем случае нельзя ставить вину ребенку не успех и в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени ,потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок моделирования. Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать(что очевидно),но хвалить именно тогда, когда он что-то делает

Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности не может произойти за одну неделю. Да и тогда еще «хвост» накопившихся пробелов взнаниях долго будет давать о себе знать. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела могут таки остаться в не сферы детского самоутверждения, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. Впервую очередь необходимо снизить ценность школьных отметок (но не знаний!).В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей(например, закрывать глаза на то,что не полностью выполняются домашние задания).Благодаря этим мерам у ребенка

Постепенно снижается школьная тревога, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.

Важно, чтобы родители не показывали ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь его школьной жизнью, они при этом смещали акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии походы, но нефиксировались на области неуспеха–школьных отметках. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро их интересующей должна подчеркнуто выделяться та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться ,обрести утраченную веру в себя. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности – резко отрицательное отношение ребенка к учебе,которое к подростковому возрасту может превратить хронически неуспевающего ребенка в законченного хулигана. При этом не возникает и другое частое следствие хронической неуспешности – тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию. В общем, чем больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его школьных успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт введения профильного обучения в образовательных

Опыт введения профильного обучения в образовательных ...

Зарубежный опыт профильного обучения

Решить проблему реализации развивающей функции математики при  профильном обучении невозможно без учёта исторического  опыта профильного обучения в школах России и з...

Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы

Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....

ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе, не всегда позволяет достичь целей обучения. Учебный процесс при этом стоит рассматривать как сложную динамическую систему, в кот...

"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"

Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....

Инновационный опыт

Обобщение опытапедагога дополнительного образованияНемойкиной Татьяны Михайловныруководителя творческого объединения «Умелые руки»....

Откуда приходят двойки

Откуда приходят двойки...