Открытый урок: «Деятели искусства и литературы в ВОв»
методическая разработка
Цели урока: формировать читательскую компетенцию обучающихся, осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
Задачи:
познавательные: познакомиться со сведениями о жизни и творчестве поэтов-фронтовиков, историями создания текстов песен, содержанием стихов поэтов-фронтовиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок:
«Деятели искусства и литературы в ВОв»
Цели урока: формировать читательскую компетенцию обучающихся, осмыслить подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
Задачи:
познавательные: познакомиться со сведениями о жизни и творчестве поэтов-фронтовиков, историями создания текстов песен, содержанием стихов поэтов-фронтовиков.
образовательная: совершенствовать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения стихотворений, работы над проектом; использовать умения применять ИКТ при решении учебных задач.
развивающая: развивать умение выражать и аргументировать свое мнение; объективно оценивать свою работу и одноклассников на уроке.
воспитательная: воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны, путем анализа произведений воспитывать нравственные понятия: героизм, подвиг, сострадание, мужество и доблесть, помочь почувствовать пафос поэзии военных лет.
Методические приёмы: рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение стихов, анализ стихотворений, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей, использование ИКТ, проекты.
Тип урока: литературно-музыкальная композиция
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентации, аудиозаписи песен
Ход урока
Чтобы ненависть была сильнее,
давайте говорить о любви.
Слово учителя: Эпиграфом урока я взяла строки поэта – фронтовика Александра Прокофьева. Мне хочется ,чтобы сегодня услышали голос поэтов, погрузились в атмосферу фронтовой лирики, узнали истории стихотворений , ставших песнями.
У меня часто спрашивают: « Зачем электрикам, технологам, экономистам литература?»
Ребят, а давайте вместе попробуем ответит на этот вопрос.
Вся наша жизнь делится на материальные и духовные блага.
Конечно, никто не поспорит, что деньги, дома, машины- это важно и нужно. Но….ест одно большое но……Все эти богатства не заменят духовного , не заменят спокойствия на душе. А что же такое душа? Мы не знаем, где она, но чувствуем, когда она болит. А душа – это наши эмоции, впечатления, переживания. Что же нас всегда успокаивает, умиротворяет, когда нам плохо, что возвращает нас в прошлое, конечно, это мелодии, навевающие на нас воспоминания, жизненные фильмы, заставляющие задумываться.
Говорят, что когда грохочут пушки- молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушит его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели.
И, когда в нашей стране случилось горе: нападение фашистов, писатели, поэты, журналисты- никто не остался в стороне. Именно эти люди поддерживали страну морально, когда казалось, что конец.
По горячим следам войны создавали они, надевшие форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гузденко, Ольга Бернгольц, Муса Джалиль, Михаил Дудин и многие, многие другие. Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это уже было после Победы…Перелистаем же с вами героические страницы…
Читает ученик:
Ты прости, что письмо
торопясь, отрываясь, небрежно
Я пишу, как мальчишка - дневник
и как штурман — журнал...
Вот опять начинается...
Слышишь, во мраке кромешном
С третьей скоростью мчится
огнем начиненный металл?
Учитель: До песен ли в такое время? В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. А.Фадеев, автор «Молодой гвардии», заявил: «Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, а многие будут сражаться герои».
Поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Самое удивительное, что большинство песен военных лет – это песни о любви. В первые дни войны нужны были призывы , лозунги, марши. На фронт в качестве бойцов , командиров , корреспондентов ушло около тысячи писателей.
Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране , как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева- Кумача «Священная война».
Одним из ярких поэтов той поры был Константин Симонов.
Его стихотворение «Жди меня» - гимн любви, верности, Такая любимая, которая умеет ждать, нужна была каждому.
На фоне музыки звучит грамзапись стихотворения
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1941 г.
Учитель:
Каким чувством пронизано стихотворение? (любовью, надеждой ,верой)
Кому посвящено стихотворение?
Как помогало это стихотворение людям?
К чему приравнивает автор умение ждать?
Значит, умение ждать – это тоже подвиг. Стихотворение стало народным.
Поэты не просто писали стихи, они вместе со всеми шли в атаку. И вот об одном таком событии пишет другой военный корреспондент Семен Гудзенко в стихотворении «Перед атакой».
Чтение учеником.
Когда на смерть идут — поют,
а перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв —
и умирает друг.
И значит — смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним
идёт охота.
Будь проклят
сорок первый год
и вмёрзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв —
и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже
не в силах ждать.
И нас ведёт через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был короткий.
А потом
глушили самогонку злую,
и выковыривал ножом
из-под ногтей
я кровь чужую.
Учитель:
-Вы заметили, какие разные эти стихотворения? Чем отличаются? (одно стихотворение о верности и о любви, а другое о бое, о смерти, о ненависти к врагу)
-Что придает уверенности лирическому герою? ( ненависть к врагу , вера в победу, поэтому надо жить во что бы то ни стало.
- Думал ли он о смерти? Конечно, думал, ведь рядом гибли его друзья. Но человеку свойственно надеяться и верить, что смерть его не коснется.
Очень многие из поэтов погибли, их строка оборвалась пулей . Среди погибших: Борис котов, Иосиф Уткин, Борис Богатков, Павел Коган. Не сложил своего поэтического оружия и татарский поэт Мусса Джалиль, попав в концлагерь в Моабите.
Сообщение учащегося.
Даже в это время он писал стихотворения, которые позже были опубликованы как цикл под названием «Моабитская тетрадь» Поэт уже не видел своих стихотворений.
Забыть тот случай —
Не могу!
Стоит малыш в подъезде,
Стоит и тянется к звонку,
И топчется на месте.
Тут взялся я помочь ему.
И говорю:
— Давай нажму,
Но сколько раз?
И он сказал:
— Нажмите пять! —
И я — нажал.
Я позвонил
Пять раз подряд,
А он
Попятился назад:
— Ну, хватит, дяденька!
Бежим!!!
Он — из подъезда.
Я — за ним.
Это стихотворение было написано в застенках Моабита в 1943г.
-Какими качествами обладал этот человек ?( мужество, сила духа, любовь к Отечеству)
-О чем это стихотворение?
-Чем наполняется душа при чтении этого стихотворения? ( радостью, миром в душе)
Какую силу духа, какое мужество надо иметь, чтобы, находясь в концлагере, написать стихотворение такое светлое, стихотворение- воспоминание о мирной жизни. Это стихотворение говорит о том, что поэт верил в победу, несмотря на то, что ему уже был вынесен смертный приговор.
Учитель:
Говорят, у войны не женское лицо, но на фронт уходили женщины. Они были медсестрами, летчицами, снайперами. Их слово было оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Бернгольц,Вероника Тушнова.
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
-Что по- вашему, вкладывает в слова «русская речь, великое русское слово» Анна Ахматова?
- В чем клянется поэт?
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Исаковскому . Самой популярной песней Исаковского была «Катюша»
Ученик рассказывает историю песни.
Просмотр фильма «В бой идут одни старики»
Учитель:
Сегодня ,ребята, мы лишь прикоснулись к теме «Поэзия войны», так как поэтов, выразивших бол происходящего в 41-45 годах более тысячи.
Война,как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это колоссальное испытание сил духа, нравственности и совести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истории и литературе. Они победили. Они обрели бессмертие.
Открытый урок по истории и литературе. Они победили. Они обрели бессмертие.Цели:1. Содействовать развитию интереса учащихся к изучению истории и литературы, через р...
Методическая разработка открытого урока "Вареники в русской литературе"
Урок конкурс состоит из: приветствия, разминки, практической работы, конкурса капитанов, кросворда и дегустации блюда....
Открытый урок музыкального искусства в 5 классе «Музыка в поэтических произведениях»
Художественное название урока: «То ремесло что ты постиг, ценней богатства всех владык»Эпиграф: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» И. КрыловТип урока: углубление и закрепление знанийЖанр: уро...
Открытый урок "Роль искусства в жизни общества"
Данный урок является частью раздела учебной дисциплины "Обществознание" "Духовное развитие личности и общества". В отлчие от типичных уроков, основанных на теоретических положениях, он основан на прак...
Методическая разработка открытого урока по родной (осетинской) литературе на тему: «Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ «Хæрзбон»-ы»
Конспект открытого урока по теме "Лирикон геройы уды рæсугъддзинад Хетæгкаты Къостайы æмдзæвгæ "Хæрзбон"-ы"...
Методическая разработка открытого урока по родной (осетинской) литературе на тему: "«Цӕй зынаргъ дӕ, фыдӕлты уӕзӕг!» (Мамсыраты Темырболаты ӕмдзӕвгӕ «Сагъӕстӕ»)
quot;Цæй зынаргъ дæ, фыдæлты уæзæг!" (Мамсыраты Темырболаты æмдзæвгæ "Сагъæстæ")...
РП. ОУД.02 Стилистика и искусство визажа. ЛИТЕРАТУРА.
РП. ОУД.02 Стилистика и искусство визажа. ЛИТЕРАТУРА....