ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
учебно-методический материал

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация

«Педагогический колледж»

Реферат

по теме «Становление системы дополнительного образования в Калининградской области»

Выполнила студентка группы 31 пдо:

Шелунц Лида Карменовна

Преподаватель:

Мавренкова Елена Валерьевна

Оценка_______________

«___»__________2023

Черняховск,2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. История возникновения дополнительного образования в России……………………………………………………………………5-7
  1. История возникновения дополнительного образования в Калининградской области……………………………………………………………………7-8
  1. Развитие системы дополнительного образования в Калининградской области…………………………………………………………………8-25

Заключение…………………………………………………………………..26

Список литературы……………………………………………………….27-29

Введение

Сложившаяся в Калининградской области система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей учащихся.

Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую среду развития, формировать у детей и подростков осознанную гражданскую позицию.
В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального и творческого развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.
Актуальность изучения дополнительного образования детей вызвана тем, что в условиях ускорения темпов общественных изменений появляются принципиально новые требования к обучению и воспитанию нового поколения. Еще сравнительно недавно главной задачей социализации детей и подростков было обеспечение успешного овладения ими культурой, которая была создана за многие тысячелетия существования человечества. Требовалось воспроизвести актуальную для данного времени культуру материальной и духовной деятельности человека. Так как темпы социальных преобразований были незначительны, то из поколения в поколение воспроизводись устойчивые знания о природе, общественных отношениях, методах использования орудий труда. Родители, учителя требовали от детей полного усвоения тех ценностей, которыми руководствовались деды и прадеды. Воспитание строилось на воспроизводстве давно выработанных человечеством, конкретным этносом норм и правил взаимодействия с природным и искусственно созданным людьми миром. Такая система воспитания не требовала учета индивидуальных особенностей детей, не ориентировала их на приобретение навыков самостоятельного развития на основе имеющихся базовых знаний и навыков. Господствовало представление о необходимости, как отмечал поэт, «жить законами, данными Адамом и Евой». Всякие нововведения вызывали опасение, страх перед неизвестным и внедрялись медленно.

Цель: рассказать про развитие дополнительного образования в Калининградской области.

Задачи:

-выявить истоки возникновения и развития дополнительного образования детей в России;

-познакомить с системой дополнительного образования в Калининградской области;

-раскрыть содержание системы дополнительного образования в Калининградской области, рассказать о достижениях.

Объект исследования: учреждения дополнительного образования в Калининградской области.

Предмет исследования: теоретические и практические аспекты деятельности учреждений дополнительного образования в Калининградской области.

  1. История возникновения дополнительного образования в России.

В России накоплен уникальный опыт функционирования государственной системы внешкольной работы (дополнительного образования). Данный вопрос рассматривается в трудах В. А. Березиной, В. П. Голованова, А. В. Золотаревой, Л. Ю. Кругловой, Е. В. Смольникова, М. О. Чекова и др. Ученые выделяют некоторые этапы в развитии дополнительного (внешкольного) образования детей.

Первый этап – возникновение (1905-1917 гг.). Различные формы внешкольного образования детей начали возникать в России еще в XVIII веке (одним из первых был литературный кружок П. Сумарокова, 1756 г.). Однако организационное развитие внешкольных форм работы можно отнести к началу ХХ века: у их истоков стояли С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатов, П. Ф. Лесгафт, К. Н. Вентцель. Основная задача внешкольных учреждений того времени – развитие личности ребенка, формирование у него ответственности, солидарности, товарищества. К функциям внешкольного образования до 1917 г. можно отнести образовательную и культурно-досуговую. Клубы, колонии и другие формы были, как правило, замкнутыми детскими учреждениями. Организационная структура внешкольных учреждений была простой; деятельность в основном строилась на принципах детского самоуправления1.

Второй этап – становление (1918-1939 гг.). В послереволюционный период С. Т. Шацкий открыл первую опытную станцию по народному образованию. В основу концепции Шацкого легла идея «открытой» школы. Внешкольное образование было включено в общую систему народного просвещения.2 В 20-30-е годы началось формирование государственной системы внешкольных учреждений. С 30-х годов внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания. Возникли новые внешкольные государственные детские учреждения и первые научно-методические центры.3 В 1923 г. Е. Н. Медынский издал «Энциклопедию внешкольного образования».4

В этот период развития внешкольной работы можно отметить следующие направления изменений:

  1. Расширение спектра задач, к которым относятся: воспитание и развитие социальной активности детей и подростков, их образование, повышение общего культурного уровня. В 20-30-е годы к задачам добавляются: борьба за получение детьми знаний, ликвидация неграмотности; организация досуга через проведение массовой культурно-просветительной работы; оздоровление детей; включение детей в социалистическое строительство.
  2. Определение основных функций: социально-педагогическая (преодоления и профилактики безнадзорности); компенсирующая (занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования); инструктивно-методическая, организационно-массовая.
  3. Обновление содержания и форм воспитательной работы. К формам организации деятельности относились: клубы («Детский рабочий клуб имени Мировой революции»), отряды («Детский пролеткульт» в г. Туле), дома (дом художественного воспитания для пролетарских детей в Петрограде), станции (первая детская станция юных любителей природы в Москве), базы (Центральная ба-за школьных экскурсий), театры («Детский пролетарский клуб-театр»), Дома пионеров. Широкое распространение получили экскурсионно-туристская работа, художественное воспитание, театральное искусство.5

Появление в структуре внешкольных учреждений общественных советов: педагогических советов; советов по идейно-политическому воспитанию; по художественному оформлению учреждения; репертуарных советов; методических советов; советов кружковцев внешкольного учреждения; шефских советов; советов ветеранов пионерского движения и т. д.6

  1. Укрепление материальной базы учреждений (например, клуб «Детский уголок» в Москве имел весьма солидную материальную базу – 11 комнат для занятий и столовую, обслуживающих 300 детей).
  1. Совершенствование управления: расширение аппарата управления, методов и принципов управления.

Третий этап – развитие (1940-1960 гг.). Внешкольные учреждения принимались на бюджет органов народного образования, для них строились помещения, готовились профессиональные кадры. Таким образом, на рубеже 40-х годов в нашей стране сложилась определенная и достаточно широкая сеть внешкольных детских учреждений.

Основными функциями детских внешкольных учреждений этого периода были: воспитательная функция, функция профессионального и гражданского самоопределения детей; коммуникативная функция; функция формирования духовного образа жизни; методическая и социальная функции.

  1. История возникновения дополнительного образования в Калининградской области.

Система дополнительного образования, являющаяся неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса региона, ведёт свой отсчёт с 1946 года, когда в первый послевоенный год на новой советской земле - в г. Калининграде приказом управления по гражданским делам № 96 от года был открыт городской Дворец пионеров, ныне Дворец творчества детей и молодёжи, по праву являющийся и по сей день ведущим учреждением региона.

Сложившаяся в Калининградской области система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей учащихся.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

  1. Развитие системы дополнительного образования в Калининградской области

В Калининградской области на #1075;. действует 78 учреждений дополнительного образования, в том числе:

  • Центры - 15 учреждений – 992 объединения, 15636 учащихся
  • Дворцы - 3 учреждений – 468 объединений, 6146 учащихся
  • Дома - 12 учреждений - 401 объединения, 6016 учащихся
  • Станции - 1 учреждений - 74 объединений, 1200 учащихся
  • Музыкальные школы, школы искусств - 14 учреждений, 114 объединений, 3206учащихся
  • Спортивные школы22 учреждение, 430 объединений, 7440 учащихся
  • Спортивные школы олимпийского резерва - 12 учреждений, 463 объединений, 5941 учащихся

Всего на года в учреждениях функционирует 2938 объединений (кружки, студии, секции), в которых занимается 45060 учащихся, в т.ч. 23194 учащихся в г.Калининграде. Данные по охвату обучающихся в разрезе муниципалитетов представлены в таблице №1.

По сравнению с прошлым годом наблюдается сокращение числа учреждений дополнительного образования, что явилось следствием перехода из статуса учреждений дополнительного образования летних оздоровительных лагерей, находящихся в ведомственном подчинении мэрии г.Калининграда, а также реорганизация некоторых учреждений дополнительного образования путём слияния, как например, в Светлогорском городском округе, преобразования в учреждение культуры (Культурно-досуговый центр «Светоч» г.Пионерский) и некоторые другие преобразования. Как следствие, сократилось и количество обучающихся. Сравнительные данные по количеству учреждений и обучающихся в них за последние 5 лет представлены в таблице №1.

Таблица №1

Число учреждений

Число объединений

В них

Занимающихся

2007

2008

2009

2010

2011

2007

2008

2009

2010

2011

2007

2008

2009

2010

2011

73

74

84

85

78

3108

3277

3245

3177

2942

47451

47454

51289

48080

45585

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированная деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь, заниматься художественным, техническим творчеством, музыкой, хореографией, спортом, эколого-биологической, туристско-краеведческой деятельностью.

И все эти виды деятельности присутствуют в наших учреждениях дополнительного образования. На сегодняшний день в регионе приоритеты по занятости тем или иным видом деятельности распределяются следующим образом. На первом месте по охвату детей – спортивные клубы, секции – 1198 объединения с числом обучающихся 18569 чел. – 40,7% (2010г. - 1211/ 18634 (38,7%). Далее – кружки и студии культурологической и эстетической направленности: вокал и хореография, театр, изобразительное и декоративно-прикладное творчество, литература и журналистика, моделирование и конструирование одежды, дизайн, фольклор и народное творчество. Таких объединений в учреждениях дополнительного образования на сегодняшний день 1124 с общим числом занимающихся 16920 чел., что составляет 37,5% от общего числа занимающихся в системе дополнительного образования (1170/18007 - 41% в 2010 г.). К сожалению, продолжается сокращение численности детей в объединениях технической и спортивно-технической направленности – 143/1684 чел. (221/2464 - 2010 г.). Объединения экологической, туристско-краеведческой направленности также недостаточно развиты и уступают по количественным характеристикам кружкам и студиям спортивной и художественной направленностей, хотя, несомненно, они очень важны для региона. Сравнительные данные по годам представлены в таблице №2.

Таблица №2.

Важнейшим принципом дополнительного образования детей является добровольный выбор ребенком вида деятельности, педагога и объединения по интересам. Но не всегда у ребёнка есть возможность этот выбор сделать. В настоящее время сложилось противоречие между существующим подходом в предоставлении образовательных услуг, исходя из собственных возможностей учреждения (наличия апробированных образовательных программ, сложившегося методического опыта, квалифицированных кадров) и реальных потребностей и интересов детей и их родителей, государства и общества.

И всё же, в большинстве своём образовательные учреждения предлагают широкий выбор направленностей дополнительного образования: художественное, техническое творчество, туристско-краеведческая, социально-педагогическая деятельность, экологическое образование. Вид и число направленностей зависит от наличия педагогов и соответствующей МТБ. Широкий спектр дополнительных образовательных услуг (программы более 5 направленностей) предлагает 32,4% образовательных учреждений. В их числе ДТДиМ «Янтарь», ГДТДиМ г.Калининграда, ДЮСТЦ г.Гусева, ДЮЦ г.Гвардейска, ДЮЦ «На Комсомольской», гимн. №32 г.Калининграда и др. От 3-х до 5 направленностей реализует 40,3% учреждений. В их числе: МОУ ДДТ г.Светлого, СОШ №5 г.Балтийска, СОШ №47 г.Калининграда, ДЮЦ «На Комсомольской».

В 26,6% учреждений реализуется от 1 до 3-х направленностей дополнительного образования: ДДТ г. Багратионовска, ЦДТ г. Зеленоградска, ДДиЮ г. Краснознаменска. Общеобразовательные учреждения, в основном, также предлагают от 1 до 3 направленностей дополнительного образования, в основном, художественно-эстетическая деятельность, спорт, широко в общеобразовательных учреждениях развивается эколого-биологическая и туристско-краеведческая деятельность. В числе таких учреждений НОШ №2 г.Зеленоградска, СОШ п. Рыбачий, Высоковская ООШ №8, Добринская ООШ.

Программы технической и спортивно-технической направленности представлены в таких учреждениях как: ДТДиМ «Янтарь», ГДТДиМ г.Калининграда, «ДЮЦ «На Комсомольской», ДЮЦ г.Гурьевска, ДЮЦ «Бригантина» г.Зеленоградска, СОШ г.Зеленоградска и др.

28,8% учреждений реализуют образовательные программы сроком от 3-х до 5 лет обучения. Такие программы реализуют ДТДиМ «Янтарь», ГДТДиМ ДЮЦ «На Комсомольской»г.Калининграда, ДЮЦ г.Гвардейска, ДДТ г.Балтийска, гимн. №1, СОШ №10 г.Калининграда.

В 52,5% – реализуются программы со сроками до 3-х лет: ДДТ «Родник», ДЮЦ Черняховска, ДДТ Багратионовска, ДЮЦ г.Светлогорска, Гвардейска, ДЮЦ «Московский» в Калининграде, ЦРТДиЮ г. Советска, ДДиЮ Краснознаменска, ГорСЮТ Калининграда, гимн. №32 г.Калининграда, СОШ №5 г.Балтийска и др. учреждения.

В 15 % учреждений, в т ч. в ДДТ г. Славска, МОУ СОШ №28 и некоторых других учреждениях программы рассчитаны на срок до 1 года обучения, что на наш взгляд, не совсем актуально, так как обучение по этим программам не даёт ребёнку возможность совершенствования в избранном виде деятельности, а носит, по сути, только ознакомительный характер.

В 74,8 % учреждений педагоги работают, преимущественно, по типовым, модифицированным и адаптированным программам. Тем не менее, в педагогической среде наблюдается стремление к разработке авторских программ, отвечающих современным требованиям. 25 % учреждений реализует до 50 % программ, являющихся авторскими разработками педагогов. В числе таких учреждений: МОУ СОШ №31, 39, лицей №35, гимназии №1, 32 г.Калининграда, Неманская ООШ №5, гимназия №2 г. Гурьевска, СОШ г. Багратионовска, НОШ № 2 г. Зеленоградска, ООШ п.Мельниково, ДТДиМ г. Калининграда, ДЮЦ г.Черняховска, ДЮЦ Светлогорска, ЦРТДиЮ г. Советска, ГорСЮТ Калининграда, ДЮЦ «На Молодежной» Калининграда и некоторые другие учреждения.

При создании программ многими педагогами и образовательными учреждениями используются результаты изучения потребностей детей и родителей. Начиная с 2008 г. все учреждения дополнительного образования регулярно ведут мониторинг потребностей. Результаты мониторинговых исследований обобщаются и используются в перспективном планировании и текущей работе. Но, к сожалению, не все учреждения понимают важность подобной работы, лишь 29,5% учреждений придают мониторингу большое значение, используя его в текущем и перспективном планировании, корректируют диапазон предоставляемых дополнительных образовательных услуг в соответствии с запросами детей, родителей. В числе таких учреждений такие, как: ДТДиМ «Янтарь», ГДТДиМ г.Калининграда, ДЮЦ г.Гвардейска, ДДТ г.Балтийска, Светлого, ЦДТ «Бригантина» г.Зеленоградска, Краснознаменский ДДиЮ, ДДТ Багратионовска, Гор СЮТ Калининграда, а также такие общеобразовательные учреждения, как: гимназия № 1, 32, г.Калининграда, СОШ №5 г.Балтийска, СОШ г.Зеленоградска, НОШ №2 г.Зеленоградска.

Результатом этой работы является создание новых направленностей дополнительного образования, в том числе и на платной основе. В настоящее время на платной основе реализуется до 5 и более образовательных программ, пользующихся высоким спросом населения, в 28% учреждений, в т.ч. в ДТДиМ, ДТДиМ «Янтарь», ДЮЦ «На Комсомольской», ДЮЦ «Московский» г. Калининграда, Гусевский, Гурьевский и Гвардейский УДО, гимназия №1, 32, СОШ № 4, 6, 33, 47, НОШ № 53, 55 г.Калининграда, НОШ № 1 г.Зеленоградска, СОШ г. Зеленоградска и др. Однако, значительная часть учреждений (60,4%) пока недостаточно оценила этот ресурс, и не предоставляет платные образовательные услуги, хотя финансовое благополучие учреждений, во многом зависит и от этого. Главное составляющая финансового благополучия учреждения, это, конечно, бюджетное финансирование. Отрадно отметить, что, несмотря на сложную финансовую обстановку 2010 года, в целом бюджетное финансирование УДО увеличилось по сравнению с 2009 годом: 584581,0 руб. – 2010г., 565797,6 руб. – 2009г.

Есть положительные изменения и в обеспечении комфортных условий для занятий в учреждениях дополнительного образования. Это касается улучшения материальных ресурсов, а также состояния зданий и учебных кабинетов, в которых ведётся образовательный процесс, в основном это определяется инициативностью руководителей и педагогических коллективов, а также уровнем поддержки со стороны муниципальных органов власти. В 48,2 % учреждений созданы надлежащие условия для реализации образовательно-воспитательных программ: специально оборудованы помещения, имеется необходимая мебель и оснащение. Это касается учреждений дополнительного образования, а также общеобразовательных учреждений, в числе которых: НОШ № 1, 2 г.Зеленоградска, МАОУ ООШ п. Грачевка, ООШ п.Мельниково, СОШ п.Донское, СОШ № 1 г.Светлого, СОШ п. Рыбачий, гимназия №2 г. Гурьевска, гимназия № 1, 22, 32, СОШ № 7, 31, 45, ООШ №27 г. Калининграда, СОШ №1 п.Б. Исаково и др.

В 40,3% учреждений необходимые условия имеются лишь для реализации отдельных направленностей дополнительного образования - ДЮЦ Черняховска и Светлогорска, ДДиЮ г. Краснознаменска, ДЮЦ «На Комсомольской» и ГорСЮТ г. Калининграда, ООШ №2 п.Алексеевка, Покрышкинская ООШ, ООШ пос. Зорино, пос. Ушаково, СОШ п.Корнево (структурное подразделение п. Медовое), СОШ п.Пятидорожное, Низовская СОШ, гимназия №40, СОШ №6, 11, 33, НОШ № 53, 55 г.Калининграда и др.

В отдельных учреждениях занятия проводятся в помещениях, требующих дальнейшего обустройства - ЦДТ «Бригантина» г. Зеленоградска, СОШ №4 г.Краснознаменска, СОШ г. Багратионовска, Яблоневская ООШ, Неманская ООШ №5, ООШ п.Приморье, Маршальская СОШ, СОШ № 28 г.Калининграда. Такие учреждения составляют 7,9 % от общего числа.

Общая характеристика состояния материально-технической базы за два последних года дана в таблице №3.

Таблица №3

Число учреждений, имеющих кабинеты основ информатики и вычислительной техники (ед)

11

10

Количество кабинетов основ информатики и вычислительной техники

15

16

в них рабочих мест с ЭВМ (мест)

107

115

Количество персональных ЭВМ (ед)

439

505

из них приобретенных за последний год

39

44

используются в учебных целях

165

216

Количество персональных ЭВМ в составе локальных вычислительных сетей

164

186

Число учреждений, подключенных к сети Интернет (ед)

55

56

в том числе имеют скорость подключения 128 кбит/сек и более

36

50

Количество персональных ЭВМ, подключенных к сети Интернет

209

272

Количество учреждений, имеющих адреса электронной почты (ед)

45

52

Число учреждений, имеющих собственный сайт в сети интернет

10

17

Число учреждений, имеющих электронную библиотеку (ед)

3

5

Несмотря на некоторые улучшения в сфере информатизации дополнительного образования, и здесь есть определённые проблемы, существенная из которых – слабый уровень знаний педагогических работников в сфере информационных технологий. Менее 30% педагогов владеют ИКТ в учреждениях дополнительного образования, что говорит о недостаточном внимании руководства к использованию в образовательном процессе многогранных возможностей современных информационно-коммуникационных технологий.

Отсюда и задачи, которые необходимо решать:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, а также руководителей учреждений дополнительного образования в сфере информационных технологий;
  • создание творческих объединений, в основе которых лежит использование современных информационных технологий (компьютерный дизайн, робототехника, компьютерное моделирование и др.);
  • создание сайтов учреждений дополнительного образования детей.

Говоря о выполнении последней задачи, можно отметить, что возможность информационного освещения деятельности учреждений дополнительного образования через сеть интернет предоставляется учреждениям министерством образования, благодаря созданному в рамках ресурсного центра «Дополнительное образование детей Калининградской области» интернет порталу «Дополнительное образование и воспитание». Это стало возможно благодаря финансовым средствам целевой программы Калининградской области «Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики асоциального поведения в детско-молодежной среде на 2007 – 2022 годы». На данном портале каждому из учреждений отводится интернет-страница, на которой возможно максимально полное отражение деятельности УДО.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования;
  • индивидуализация образования;
  • реализация воспитательной функции через активную деятельность учащихся;
  • реализация профориентационной функции через содержание образовательной деятельности.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает детям в профессиональном самоопределении, а также способствует реализации знаний, полученных детьми в школе.

В связи с этим, одним из важных условий развития системы дополнительного образования является интеграция основного и дополнительного образования в образовательном пространстве региона. В настоящее время всё активнее идёт процесс интеграции общего и дополнительного образования. Необходимость интеграции понимают общеобразовательные учреждения, перешедшие на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который даёт возможность при организации внеурочной деятельности использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (Пункт ).

Положительная тенденция к интеграции общего и дополнительного образования наметилась в таких муниципальных образованиях, как г.Калининград, Гвардейск, Славск, Светлый, Гурьевск, где подобных учреждений насчитывается 33,8%. В их числе НОШ №53, гимназия № 1, 22, СОШ №4, 28, г.Калининграда, Добринская ООШ, ООШ пос. Ушаково, Петровская СОШ, СОШ № 1г.Светлого, гимназия №2 г. Гурьевска.

К сожалению, не совсем понимают значимость этого процесса учреждения дополнительного образования. 36% учреждений дополнительного образования считают, что процесс интеграции на данном этапе не вполне возможен. Это такие учреждения, как ДДТ «Родник» Калининграда, ЦРТДиЮ г. Озёрска, ДЮЦ Черняховска, ЦДТ «Бригантина» г. Зеленоградска, ДДТ Багратионовска, ДЮЦ Светлогорска, ДЮЦ «На Комсомольской», ДЮЦ «Московский», ГорСЮТ г.Калининграда, ЦРТДиЮ г. Советска, ДДиЮ Краснознаменска. Но всё же, есть и позитивные тенденции и со стороны учреждений дополнительного образования. Процессы интеграции успешно идут в таких учреждениях дополнительного образования как: ГДТДиМ г.Калининграда, ДДТ г.Славска, Светлого, ДШИ г.Светлого, ДЮЦ г.Гвардейска, Гурьевска, ДТДиМ «Янтарь» Балтийского района г.Калининграда.

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без ее качественного ресурсного обеспечения, включающего все основные компоненты: кадры, нормативную, информационную базу, финансы, материальные ресурсы.

Особое значение имеют кадровые ресурсы, поскольку от них в первую очередь зависит развитие системы дополнительного образования детей. Полностью укомплектованы кадрами 77% учреждений.

В 19,4% учреждений имеются вакансии, что негативно сказывается на удовлетворении социального запроса местного сообщества на услуги дополнительного образования. В основном, это общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности, такие как: СОШ п. Корнево, п. Гаврилово, п. Долгоруково, ООШ п.Мельниково, п. Озерки, Покрышкинская ООШ и др., а также некоторые учреждения дополнительного образования, такие как: ДЮЦ г.Гвардейска, ДДТ г.Славска, ДЮЦ г.Светлогорска, Центр развития творчества детей и юношества г.Советска, ДДТ г.Багратионовска, ДЮСТЦ г.Гусева, ДЮСШ г. Озерска, ДЮСШ №12 по боксу, ДЮСШ г.Багратионовска, СДЮСШОР № 10 по волейболу г.Калининграда.

В текущем году наблюдается сокращение числа педагогических работников в системе дополнительного образования (Таблица №5), что связано с сокращением количества учреждений, а также общей тенденцией сокращения работающих специалистов. В большей степени эта тенденция повлияла на количество обслуживающего и вспомогательного персонала, но в некоторой степени это коснулось и педагогических работников. В более чем в трети учреждений (37,41%) сократилось количество ставок педагогов дополнительного образования по сравнению с прошлым годом: ДЮЦ «На Комсомольской», Гор СЮТ, ДТДиМ г.Калининграда, ДДТ г.Краснознаменска, Светлого, Светлогорска, Славска, Черняховска, гимназия №2 г.Гурьевска, гимназия № 1 г.Калининграда, гимназия №7 г.Балтийска, СОШ №3, 6 г.Калининграда и др., что не может не вызывать опасение в том, что дети лишаются возможности занятий любимым видом деятельности, возможности развития и, наконец, возможности организации позитивной занятости, что в конечном итоге может сказаться на росте негативных явлений в детской и молодёжной среде.

Таблица №4

Всего педагогических работников

Руководители учреждений

Педагоги дополнительного обазования

Тренеры-преподаватели

Педагоги-организаторы

Методисты

Иные педагогические

работники

2007

1584

108

982

302

48

72

72

2008

1613

114

993

357

25

69

55

2009

1884

128

1030

481

49

101

95

2010

1550

282

751

350

34

72

61

2011

1452

252

686

334

28

53

98

Анализируя возрастную характеристику кадрового состава, можно отметить следующее.

55% педагогов находятся в возрастной группе 35-55 лет, 22% педагогов пенсионного возраста. Тем не менее, в последнее время наблюдается приход в учреждения молодых педагогов, так на года 15% педагогов имели стаж работы менее 5-ти лет, это на 3% больше, чем в 2010 году. Это является следствием внимания к педагогическим кадрам со стороны министерства образования Калининградской области, через поддержку молодых педагогов, заключающуюся в ежегодном поощрении педагогов, впервые пришедших в на работу в образовательные учреждения, в проведении конкурсов профессионального мастерства молодых педагогов, конкурса на получение денежного поощрения лучшими педагогами дополнительного образования, речь о которых пойдёт ниже.

Почти 70% работающих в системе дополнительного образования – женщины.

Необходимым условием успешного развития системы дополнительного образования детей является обеспечение высокого профессионального уровня кадрового потенциала. В течение 5 последних лет стабильно держится высокий образовательный ценз педагогических работников – свыше 60% имеют высшее образование. Не менее 30% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, таков же процент педагогов, имеющих первую квалификационную категорию, что говорит о высоком профессиональном уровне педагогов.

Таблица №5.

Всего педагогических работников

Имеют высшее образование

Имеют высшую квалификационную

категорию

Имеют

1 квалификационную

категорию

всего

% от общего числа

всего

% от общего числа

всего

% от общего числа

2007

1584

988

62,4

441

27,8

406

25,6

2008

1613

970

60,1

519

32

421

26

2009

1884

1174

62,3

625

33

489

26

2010

1550

1008

65

498

32

458

30

2011

1452

913

62,8

458

31,5

460

32

Тем не менее, есть и определённые проблемы, связанные со спецификой дополнительного образования. Лишь 63% педагогических работников имеют педагогическое образование. Почти 40% педагогов являются специалистами в той или иной области (вокал, хореография, живопись и др.), но не имеют педагогического образования, и им крайне важны знания по педагогике, общей и возрастной психологии, методике. Понимая это, педагоги дополнительного образования постоянно совершенствуют своё профессиональное мастерство. Помимо планового повышения квалификации, реализуемого в нашем регионе через модульную систему, самой распространенной формой повышения профессионального уровня педагогов являются методические объединения по всем направлениям образовательной деятельности, созданных при Центре непрерывного образования Калининградского областного института развития образования. Особое внимание уделяется именно таким специалистам, с которыми проводятся семинары, открытые занятия, мастер-классы, в т.ч. и по указанным направлениям. В числе таких обучающих мероприятий можно выделить семинары по инновационными образовательным технологиям, которые проводят к.п.н. М.Н.Зыкова, Д.Г.Токмаков, мастер-класс по технике батика финалистки областного конкурса «Сердце отдаю детям» Н.А.Коротковой, ДДТ г.Полесска, мастер-класс по использованию информационных технологий в работе музыкальных студий Э.В.Кононович, лауреата областного конкурса «Учитель года-2010», семинар по ритмопластике с применением игровых методов с детьми 4-5 лет, который провела Г.Л. Гришина, лауреат областного конкурса «Сердце отдаю детям» 2011 года, ЦРТДиЮ г.Советска и другие.

Заключение

За последние годы сложились и стабильно работают методические объединения руководителей детских вокальных, хореографических коллективов, студий изобразительного и декоративно-прикладного творчества, эффективно действует ассоциация руководителей детских фольклорных коллективов. Участники методических объединений не только повышают своё педагогическое мастерство, но ведут большую работу по подготовке и проведению областных мероприятий с учащимися, фестивалей, выставок, праздников, система проведение которых также сложилась в регионе. В числе таких мероприятий областной ежегодный фестиваль творчества учащихся «Звёзды Балтики», собравший в 2010-2011 году более 5 тысяч участников на разных этапах. Фестиваль проходил в виде конкурсов по 5 номинациям: «Академическая музыка», «Эстрадная музыка», «Хореография», «Фольклор», «Изобразительное искусство». Во всех номинациях принимали участие детские творческие коллективы общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования в возрасте от 7 до 17 лет.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1-ФЗ от 10 июля 1992 г. (в редакции от 13 января 1996 г. №12-ФЗ, от 16 ноября 1997 г. №144-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ).

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. – Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. №1340-р

3. Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)» – Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. №1432-р

4. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». – Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. №7.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 1995 г. №233 (с изм. и доп. от 2005 г.)

6. Алфёрова, Л.В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения. Практическое пособие / Л.В. Алфёрова. - Аркти, 2006. – 245 с.

7. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учебное пособие / Под общ. ред. Д.А. Панкова. – М.: Новое знание, 2004. – 409 с.

8. Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций на 2008-2010 годы. – Утверждена приказом Министра образования и науки Российской федерации от 16 октября 2007 года №283

9. Атаманчук, Г.В Теория государственного управления. Курс лекций / Г.В.Атаманчук. - М.: Юридическая литература, 2000. - 489 с.

10. Атаманчук, Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы / Г.В. Атаманчук. - М.: НПО-Экономика, 2000. - 512 с.

11. Беляков, С.А. Лекции по экономике образования / С.А.Беляков. – М.: ГУ – ВШЭ, 2002. – 338 с.

12. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Канд. диссерт. /В.А. Березина. - М., 2002. – 38 с.

13. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В.А. Березина // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2006. - №3. – С. 17-19.

14. Беспалько, В.П. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. / В.П. Беспалько // Мир образования. – 2006. - №2. С. 31-36.

15. Билялова, Г.Н. Педагогическая система как показатель результативности деятельности учреждения дополнительного образования / Г.Н. Билялова // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2005. – С. 31-32.

16. Бруднов, А. К. Проблема качества как основная задача становления и развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации / А.К. Бруднов // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2005. – 289 с.

17.
Буйлова, Л. Н. Особенности анализа дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Проблемы современного образования. – 2007. – № 51. – С. 200-208.

18. Воробьёва, И.В. Профессиональная подготовка кадров как условие результативного функционирования учреждения дополнительного образования детей / И.В. Воробьёва // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 2005. – С. 75-77.



Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

по производственной практике (по профилю специальности) обучающейся

ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»

41-пдо группы Шелунц Лиды Карменовны

База практики. МАОУ «Привольненская СОШ»

Сроки практики. 20 ноября по 2 декабря

Цель и задачи практики, ее результат.

Цель – формирование общих и профессиональных компетенций, комплексное освоение обучающимися видов профессиональной деятельности, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности.

Задачи:

-Приобретение опыта по преподаванию в одной из областей дополнительного образования детей туристско-краеведческой деятельности;

-Выработка у обучающихся необходимых умений и опыта пракической работы.

В начале практики был проведен Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также с правилами внутреннего трудового распорядка. Инструктаж проведен руководителем практики от организации Скрыпник Н.Е.

Виды работ, выполненные в период производственной практики (по профилю специальности):

Перечень и тематика разработанных (проведенных) мероприятий:

«Юный турист»

«Наш родной край»

«Калининградская область»

«Портфель экскурсовода».

  1. Краткий анализ посещенных (просмотренных) занятий:

Тема: «По одежке встречают…» и «Русский народный костюм».

Цель: Познакомить обучающихся элементами традиционного русского народного костюма 19-20 века.

Задачи:

Образовательные

Продолжать рассказывать детям об истории создания русского костюма, предназначение и роли в жизни человека

Познакомить с основными элементами традиционного русского народного костюма Тюменского края 19-20 века.

Оформить на основе заготовки, сарафан в русском стиле, с элементами аппликации

Повторить традиционные народные игры и заклички.

Развивающие

Развивать познавательный интерес к традиционной культуре своего народа.

Развивать мелкую моторику рук.

Способствовать развитию творческих способностей и быть заинтересованными к созданию красивых вещей.

Воспитательные

Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к традициям своего народа,

Формировать у обучающихся трудолюбие, аккуратность, ответственность.

Воспитывать, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в декоративно-прикладном и музыкальном творчестве народа.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Материалы и инструменты, элементы костюмов женского и мужского, рубаха, пояс - тканный и плетеный, сарафан, гайтан, фартук, налобная повязка, фотографии, иллюстрации.

  1. Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе производственной (по профилю специальности) практики :

За время прохождения производственной практики я научилась:

-находить и использовать информацию, необходимую для подготовки к занятиям;

-определять цели и задачи занятий в избранной области деятельности;

разрабатывать планы, конспекты, сценарии занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики области дополнительного образования детей;

-педагогически обоснованно выбирать и реализовывать разные формы, методы, приемы обучения и воспитания при работе с одновозрастным и (или) разновозрастным объединением детей по интересам в избранной области деятельности, в том числе с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся и группы детей;

демонстрировать способы, приемы деятельности в избранной области дополнительного образования детей;

-стимулировать познавательную активность на занятии, создавать условия для развития мотивации детей к избранной области деятельности;

создавать на занятии условия для самопознания и самосовершенствования;

выявлять и поддерживать одарённых в избранной области детей и детей;

работать с детьми, имеющими отклонения в развитии, девиантное поведение;

-проводить педагогическое наблюдение за занимающимися;

-устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми и родителями (лицами, их заменяющими);

  1. Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время учебной практики:

-Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

  1. Трудности, возникшие в ходе практики:

Трудностей не возникло.

Дата «02» декабря 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»_________/ Гозман Т.М. /

М.П.

Руководитель практики от организации (базы практики)_______/_______________/

М.П. (директор образовательной организации)

Руководитель практики от организации (базы практики)________/ _____________/

(методист от базы практики)

Руководитель группы практикантов от Колледжа ____________/Мележик О.И./

(руководитель группы практикантов)



Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

по производственной практике

(по профилю специальности) обучающейся

ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»

41-пдо. группы Шелунц Лиды Карменовны

Я, Шелунц Лида Карменовна, в течение 2 недель 8 семестра 2023-2024 учебного года проходила производственную практику по специальности Педагогика дополнительного образования. Практика проходила в период с #1075;. по #1075;. Данная практика ПМ.01 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (туристско-краеведческая деятельность). МДК.#1052;етодика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности (туристско-краеведческая деятельность). Производственная практика проходила на базе муниципального автономного образовательного учреждения Привольненская СОШ.

Цель производственной практики - формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта; комплексное освоение обучающимися видов профессиональной деятельности, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности «Педагогика дополнительного образования».

Задачи:

1. формирование общих и профессиональных компетенций в рамках вида профессиональной деятельности «Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей»;

2. выработка у обучающихся необходимых умений и опыта практической работы.

В начале практики был проведен Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности , правилами внутреннего трудового распорядка для работников и обучающихся МАОУ Привольненская СОШ познакомила руководитель практики от организации Шнаркевич М. Н.

За время прохождения производственной практики мою проведены 4 занятия. Первое занятие называлось «Путешествие в страну пионерии». Практическим заданием данного занятия для закрепления изученного материала была викторина. Второе занятие – «Оказание первой медицинской помощи» Обучающиеся с помощью работы в группах применили на практике полученные знания.

Третье занятие было на тему «Готовность к защите Родины». Обучающиеся в группах рисовали плакат на тему «Готов к труду и обороне».

Четвертое занятие – «Мудрость великого философа Калининградской области Иммануила Канта»

Я посетила 4 занятия педагогов дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности: «Довоенный Кёнигсберг», «Восточная Пруссия. История и происхождение», «Кёнигсберг-Калининград» и «Как говорил Ю. А. Гагарин: «Поехали!».

На этих занятиях обучающиеся с помощью виртуальной экскурсии побывали в космосе, рисовали свою Вселенную, работая в группе отмечали на карте территорию Восточной Пруссии. Детям активно взаимодействовали с педагогами, давали обратную связь. Каждый ребенок после занятия пребывал в хорошем настроении.

За время прохождения производственной практики я научилась правильно составлять конспект занятия. А так же получила опыт работы с детьми и научилась ставить цель и задачи работы и достигать их.

Трудностей при прохождении практики и оформлении документации не возникло. Проходить производственную практику мне понравилось. В дальнейшем надеюсь на то, что больше будет времени для взаимодействия с детьми. В будущем планирую продолжать работать с детьми.

Дата «06» апреля 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»_______/Чентемирова В.В. /

М.П.

Руководитель базы практики _______________/Суворова Л.Д./

М.П.

(руководитель ОО)

Руководитель практики от организации (базы практики)______/Шнаркевич М.Н./

Руководитель группы практикантов от колледжа__________/Кожевникова С.В./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....

ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

- отчет по производственной практике;- реферат по дисциплине "Лечебная физическая культура и массаж"....

ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

- отчет по производственной практике;- реферат по дисциплине "Лечебная физическая культура и массаж"....

ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

отчет по производственной практике;- реферат по дисциплине "Лечебная физическая культура и массаж"....

ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

- отчет по производственной практике;-реферат по дисциплине " Лечебная физическая культура и массаж"...

ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

В данном разделе представлены педагогичесике разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....