ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
учебно-методический материал
В данном разделе представлены педагогичесике разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtoreferat_studencheskoy_konferentsii.docx | 16.51 КБ |
otchet_po_proizvodstennoy_praktike.docx | 18.46 КБ |
referat.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые члены комиссии! Представляю вашему вниманию работу по становлению гражданской идентичности у старших школьников посредством виртуальной экскурсии.
Выполнила студентка 41-пдо группы
Кудревич Виктория Артёмовна
Руководитель: Безнос Иван Александрович
В современной образовательной среде гражданская идентичность школьников является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания. Это имеет особую актуальность и значимость, поскольку гражданственность можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
Период школьного возраста благоприятен для воспитания гражданской идентичности, поскольку школьник стремится подражать взрослым. Школьникам присуща подражательность, внушаемость и эмоциональная отзывчивость. Именно школьный возраст открывает большие возможности для воспитания гражданина в самом широком спектре, в том числе и гражданского воспитания. Для этого существуют различные способы и методы, в том числе и виртуальные экскурсии. Методологические основы развития и воспитания гражданской идентичности личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Проблемы нравственного и гражданского воспитания школьников рассматривали исследователи В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.В. Якобсон и др. Большое значение для формирования гражданской идентичности школьника имеют все те формы и методы, которые используют педагоги в воспитательном процессе старших школьников.
В современной образовательной среде урочная и внеурочная деятельность регламентируется требованиям ФГОС соответствующей ступени. Старшие школьники имеют достаточно насыщенный график образовательной деятельности. Педагог не всегда имеет возможность посещать с ними экскурсии, музеи, или выставки. На помощь в этом случае приходят виртуальные экскурсии, которые в условиях цифровизации имеют практически безграничные возможности.
Цель работы: теоретически обосновать становление гражданской идентичности у старших школьников посредством виртуальной экскурсии.
Объект исследования: процесс становления гражданской идентичности у старших школьников посредством виртуальной экскурсии.
Предмет исследования: гражданская идентичность старших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ понятия гражданская идентичность.
2. Рассмотреть виртуальную экскурсию как способ формирования гражданской идентичности у старших школьников.
3. Описать организационно – педагогические условия становления гражданской идентичности у старших школьников посредством виртуальной экскурсии.
4. Предложить методические рекомендации по становлению гражданской идентичности у старших школьников посредством виртуальной экскурсии.
В работе представленны:
1. Анализ понятия гражданская идентичность.
2. Виртуальная экскурсия как способ формирования гражданской идентичности у старших школьников.
3. Организационно – педагогические условия становления гражданской идентичности у старших школьников посредством виртуальной экскурсии.
2.Методические рекомендации по становлению гражданской идентичности у старших школьников посредством виртуальной экскурсии.
В современной образовательной среде гражданская идентичность школьников является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания. Это имеет особую актуальность и значимость, поскольку гражданственность можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
Период школьного возраста благоприятен для воспитания гражданской идентичности, поскольку школьник стремится подражать взрослым. Именно школьный возраст открывает большие возможности для воспитания гражданина в самом широком спектре, в том числе и гражданского воспитания. Для этого существуют различные способы и методы, в том числе и виртуальные экскурсии.
Гражданское воспитание в школе является одним из видов многоплановой и масштабной деятельности. Оно включает в себя социальные, функциональные, организационные и другие аспекты деятельности. Данный процесс является системным и комплексным, в связи с чем, его необходимо реализовывать поэтапно и на основе нормативно действующих документов. Реализовать эту работу возможно благодаря специально запланированным виртуальным экскурсиям и при дальнейшем использовании иных продуктивных форм и методов работы в учебно – воспитательном процессе. В частности, дискуссия, рассказ, беседа, проектирование и др.
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ
по производственной практике
(по профилю специальности) обучающейся
ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»
41-пдо. группы
Кудревич Виктории Артëмовны
Я, Кудревич Виктория Артëмовна, в течение 2 недель 8 семестра 2023-2024 учебного года проходила производственную практику по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. Практика проходила в период с 25.03.2024г. по 06.04.2024г. Данная практика ПМ.01 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (туристско-краеведческая деятельность). МДК.01.01.Методика преподавания по программам дополнительного образования в избранной области деятельности (туристско-краеведческая деятельность). Производственная практика проходила на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» г. Черняховска.
Цель производственной практики - формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта; комплексное освоение обучающимися видов профессиональной деятельности, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности «Педагогика дополнительного образования».
Задачи:
1. формирование общих и профессиональных компетенций в рамках вида профессиональной деятельности «Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей»;
2. выработка у обучающихся необходимых умений и опыта практической работы.
В начале практики был проведен Инструктаж по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности , правилами внутреннего трудового распорядка для работников и обучающихся МАУ ДО «ДЮЦ» г. Черняховска. Познакомила руководитель практики от организации Елисеева А. И.
За время прохождения производственной практики мою проведены 4 занятия: «Питание туриста в походе», «Туристическое снаряжение. Групповое и личное снаряжение», «Штурм Кёнигсберга» и «Находчивый турист». На каждом занятии обучающиеся были активно вовлечены в образовательный процесс, были заинтересованы темой, с удовольствием слушали, отвечали на вопросы. Для закрепления материала в конце занятия проводились задания в парах, викторина, интерактивные игры.
Я посетила 4 занятия педагогов дополнительного образования по туристско-краеведческой направленности: «Юные туристы», «Моя малая Родина», «Путешественники» и Родина моя – история меня»
На этих занятиях обучающиеся с помощью виртуальной экскурсии побывали в походе, узнали историю своего родного края, научились работать с картой и компасом. Детям активно взаимодействовали с педагогами, давали обратную связь. Каждый ребенок после занятия пребывал в хорошем настроении.
Также мне удалось посетить занятия своих одногруппников. Каждый из них провёл очень интересные и познавательные занятия. Все обучающиеся активно взаимодействовали с педагогами и были вовлечены в процесс.
За время прохождения производственной практики я научилась правильно составлять конспект занятия. А так же получила опыт работы с детьми и научилась ставить цель и задачи работы и достигать их.
Трудностей при прохождении практики и оформлении документации не возникло. Проходить производственную практику мне понравилось. В дальнейшем надеюсь на то, что больше будет времени для взаимодействия с детьми. В будущем планирую продолжать работать с детьми.
Дата «06» апреля 2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»_______/Чентемирова В.В. /
М.П.
Руководитель базы практики _______________/Трофимова Е.А./
М.П.
(руководитель ОО)
Руководитель практики от организации (базы практики)______/Елисеева А.И./
Руководитель группы практикантов от колледжа__________/Кожевникова С.В./
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация
«Педагогический колледж»
Реферат
по дисциплине «Туристско-краеведческая деятельность»
по теме «Барклай де Толли»
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.03 Педагог дополнительного образования
Выполнила студентка группы 21 пдо: Кудревич Виктория Артёмовна _________________ Преподаватель: Флегель Елена Романовна _______________ Оценка_______________ «___»__________2022 | |
Черняховск,2022 Оглавление | |
Введение……………………………………………….……………….…..3 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Жизнь Барклая де Толли …………………………………….4 1.1 Происхождение и семья Барклая де Толли……………………….... 3-5 1.2. Военная служба……………………………………………………….5-6 1.3. Роль в Отечественной войне 1812 года…………………………......7-9 1.4. Послевоенное время……………………………………………….9-12 Заключение……………………………………………………………..12-13 Список использованной литературы………………………………………………………………..14 | |
ВВЕДЕНИЕ
Михаил Богданович Барклай-де-Толли (при рождении Михаэль Андреас Барклай де Толли, нем. Michael Andreas Barclay de Tolly, 16 (27) декабря 1761 - 14 (26) мая 1818) - выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814), военный министр, князь (с 1815), герой Отечественной войны 1812 года, полный кавалер ордена Святого Георгия.
Командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён М. И. Кутузовым. В заграничном походе русской армии 1813-1814 годов командовал объединённой русско-прусской армией в составе Богемской армии австрийского фельдмаршала князя Шварценберга.
В историю военного искусства, по мнению западных авторов, он вошёл как архитектор стратегии и тактики «выжженной земли» - отрезания основных войск противника от тыла, лишения их снабжения и организации в их тылу партизанской войны.
В российской истории он запомнился как полководец, который вынужденно совершал стратегическое отступление перед Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и за это несправедливо был подвергнут осуждению современников.
Цель исследования: определить вклад деятельности Барклая де Толли в положительный исход кампании 1812 г., тем самым доказать ошибочность представлений о Барклае как о посредственном и незадачливом генерале-иностранце, не способном к самостоятельным решениям и разумным стратегическим действиям.
Задачи исследования:
-выявить основные мероприятия, проведенные Барклаем де Толли на подготовительном этапе Отечественной войны;
- проанализировать стратегический план Барклая де Толли и выявить причины сложности его реализации по причине неопределенного официального статуса Барклая де Толли;
-рассмотреть причины, послужившие основанием для фактического устранения М.Б. Барклая де Толли от управления русскими войсками.
Глава I. Жизнь Барклая де Толли
1.1 Происхождение и семья Барклая де Толли
Происходит из бюргерской немецкой ганзейской семьи де Толли, являющейся ответвлением старинного дворянского шотландского рода Барклай с норманнскими корнями. Его предок, Питер Барклай де Толли (1600--1674), в середине XVII века переселился в Ригу после подавления Кромвелем сторонников обезглавленного короля Карла Стюарта в Шотландии. Дед Михаила Богдановича Вильгельм был бургомистром Риги.
Отец будущего полководца, Вейнгольд Готтард Барклай де Толли (нем. Weinhold Gottard Barclay de Tolly, 1734-1781; в российских источниках также указывается принятое им славянское имя Богдан), вышел в отставку поручиком российской армии, получив звание российского дворянина.
Мать будущего полководца Маргарита Елизавета фон Смиттен (нем. Margaretha Elisabeth von Smitten, 1733-1771) была дочерью местного священника, по другим источникам, происходила из семьи лифляндских помещиков. Сам Михаил Богданович в семейных хрониках называется по-немецки Михаэль-Андреас (нем. Michael Andreas). Супруга М. Б. Барклая - Агнета-Хелена, рожд. фон Смиттен (1770-1828).
Место и год рождения Михаэля-Андреаса Барклая-де-Толли до недавних пор считались достоверно установленными. В ранних и признанных источниках указывается, что он родился 16 (27) декабря 1761 года в поместье Памушис (лит. Pamuљis,), находившемся в той части края Земгале, которая в тот период входила в состав подвассального Речи Посполитой Курляндского герцогства, присоединённого к Российской империи после третьего раздела Польши (1795). Современные российские исследователи В. М. Безотосный и А. М. Горшман предприняли попытку обосновать более ранний год рождения - 1757. Сам Михаил Богданович писал, что родился он в Риге. В издании «Rigasche Biographien nebst einigen Familien-Nachrichten» (Riga, 1881) сообщается, что родился он в 1761 году в имении Луде Гросхоф (нем. Luhde-GroЯhoff) под Валкой (нем. Walk, городом, поделённым между Латвией и Эстонией (эстонская часть города называется Валга)). В 1760 году семья Барклая переехала в поместье Памушис, именно это поместье указывают многие авторы как место рождения будущего фельдмаршала.
1.2 Военная служба
Барклай-де-Толли действительную службу начал в рядах Псковского карабинерного полка в 1776, в 1778 был произведён в корнеты, и только через восемь лет - в следующий офицерский чин - поручика. Незнатное происхождение Барклая сказалось в его продвижении по службе, ему понадобилось более двадцати лет, чтобы достигнуть чина полковника. В 1786 г. переведён в Финляндский егерский корпус.
В 1788 году назначен генерал-адъютантом к генерал-поручику принцу Ангальт-Бернбургскому с производством в капитаны. Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791; в 1788 принимал участие в штурме Очакова, а в 1789 - в битве под Каушанами, при взятии Аккермана и Бендер).
В 1790 году переведён в финляндскую армию, в рядах которой участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 гг. По окончании шведской войны переведён в Санкт-Петербургский гренадерский полк. Участвовал в военных действиях 1794 г. с польскими повстанцами и за особые отличия, оказанные при взятии штурмом укреплений г. Вильна и при разгроме отряда Грабовского близ Гродно, награждён орденом св. Георгия 4-й ст. Произведённый затем в подполковники с переводом в Эстляндский егерский корпус, он был назначен командиром 1-го батальона, переименованного при воцарении Павла I в 4-й егерский полк. В 1798, уже в чине полковника, назначен шефом этого полка, за отличное состояние которого в 1799 г. произведён в генерал-майоры.
Барклай де-Толли участвовал в Аустерлицком сражении (1805 г.) В войне с Наполеоном 1806-1807 гг. командовал дивизией (с 1807), отличился в сражении при Прейсиш-Эйлау. Командуя арьергардом при отступлении российской армии к Ландсбергу и Прейсиш-Эйлау, дал возможность Беннигсену сосредоточиться на позиции у этого города, выдерживая у Гофа напор почти всей армии Наполеона. В сражении был ранен в правую руку с переломом кости и принуждён был удалиться из армии, получив, кроме других наград, чин генерал-лейтенанта.
В русско-шведской войне 1808-1809 гг. русские войска под командованием Барклая совершили переход через пролив Кваркен в зимнее время, чем заставили шведов вступить в переговоры и уступить Финляндию Российской империи. Михаил Богданович был произведён в марте 1809 г. в генералы от инфантерии и назначен главнокомандующим финляндской армии, генерал-губернатором новоприобретённой Финляндии; а при заключении мира награждён орденом Св. Александра Невского. В 1809 г. в Российской императорской армии насчитывался 61 генерал-лейтенант. В этом списке Барклай-де-Толли занимал 47-е место по старшинству производства. Когда государь пожаловал его в генералы от инфантерии, обойдёнными оказались 46 человек. Все они сочли себя незаслуженно обиженными, и тогда в высших армейских кругах начали возмущённо обсуждать «выскочку» Барклая, а некоторые даже в знак протеста подали прошение об отставке. До января 1810 г. Барклай оставался главнокомандующим русской армией в Финляндии.
С 20 января 1810 по сентябрь 1812 года - военный министр. Провёл большую работу по усилению армии. Руководил изданием «Учреждения для управления большой действующей армией», в котором определялись права и обязанности высших начальников и штат полевого штаба. Ввёл корпусную организацию войск и новые воинские уставы, добился усовершенствований в боевой подготовке и довольствии войск, увеличения численности армии и строительства новых крепостей.
1.3 Роль в Отечественной войне 1812 года
Оценка роли Барклая-де-Толли в войне 1812 года во многом определялась взглядами и влиянием при дворе «русской партии», видевшей в Барклае «немца» и требовавшей его смещения с поста главнокомандующего. Поместное дворянство было не в восторге от его тактики «выжженной земли», которую он вынужден был использовать в оборонительной войне с более сильной армией Наполеона.
В Отечественной войне 1812 года Барклай де Толли командовал 1-й Западной армией, размещённой на границе Российской империи в Литве. Под натиском превосходящих сил вынужденно отступал, проводя арьергардные бои под Витебском и в Смоленске. Под Смоленском в начале августа соединился со 2-й Западной армией П. И. Багратиона, который подчинился ему скорее добровольно, но скоро стал открыто обвинять Барклая в неспособности руководить войсками. Как позднее Барклай написал в журнале действий 1-й армии про свои отношения с Багратионом: «Я должен был льстить его самолюбию и уступать ему в разных случаях против собственного своего удостоверения, дабы произвести с большим успехом важнейшие предприятия». Вынужденное отступление вызвало недовольство в стране и армии. Характерным примером отношения в российском обществе к Барклаю являются слова в частном письме от 3 (15) сентября 1812 года:
«Барклай, ожидая отставки, поспешил сдать французам всё, что мог, и если бы имел время, то привёл бы Наполеона прямо в Москву. Да простит ему Бог, а мы долго не забудем его измены».
29 августа 1812 в командование всеми войсками вступил М. И. Кутузов. Барклай де Толли остался командующим 1-й Западной армии.
В Бородинском сражении он командовал правым крылом и центром русских войск, проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. Очевидцы утверждают, что генерал Барклай в этой битве намеренно подставлялся под огонь врага, не в силах выносить молчаливое осуждение армии и общества. До Бородина его войска отказывались приветствовать Барклая, считая его главным виновником поражений. Передают, что в день битвы под ним убито и ранено пять лошадей. Тем не менее он продолжал упрямо отстаивать необходимость стратегического отступления, на военном совете в Филях высказался за оставление Москвы. В личном письме жене от 11 (23) сентября (то есть после оставления Москвы) он написал:
«Чем бы дело ни кончилось, я всегда буду убеждён, что я делал всё необходимое для сохранения государства, и если у его величества ещё есть армия, способная угрожать врагу разгромом, то это моя заслуга. После многочисленных кровопролитных сражений, которыми я на каждом шагу задерживал врага и нанёс ему ощутимые потери, я передал армию князю Кутузову, когда он принял командование в таком состоянии, что она могла помериться силами со сколь угодно мощным врагом. Я её передал ему в ту минуту, когда я был исполнен самой твёрдой решимости ожидать на превосходной позиции атаку врага, и я был уверен, что отобью её. …Если в Бородинском сражении армия не была полностью и окончательно разбита - это моя заслуга, и убеждение в этом будет служить мне утешением до последней минуты жизни».
В том же письме Барклай признался о тяжёлой моральной обстановке вокруг себя. У него не сложились отношения с главнокомандующим Кутузовым, человеком совсем другого склада характера и поведения. После реорганизации армии Кутузовым генерал Барклай оказался в двусмысленном положении. Сохраняя формально пост, фактически он был отстранён от управления войсками. В конце сентября, получив отпуск, он отправился в Калугу, затем через Петербург поздней осенью прибыл в свою деревню в Лифляндии.
Барклай написал длинное письмо царю Александру I, в котором попытался изложить своё видение войны и причины отступления русских армий. В ответ он получил дружески расположенное письмо российского императора, в котором Александр признал правильность действий Барклая на посту командующего 1-й армией.
Все российские историки признают, что принципиальная стратегическая линия, намеченная Барклаем на начальном этапе Отечественной войны, не была изменена Кутузовым, и преемственность в командовании была сохранена.
1.4. Послевоенное время
С 4 февраля 1813 года - Барклай-де-Толли - командующий 3-й армией в Заграничном походе русской армии. После отставки прежнего командующего союзными силами Витгенштейна принял 25 мая 1813 года командование объединённой русско-прусской армией, как раз накануне временного перемирия с Наполеоном. После окончания перемирия эта армия вошла в состав Богемской армии союзников под командованием австрийского фельдмаршала Шварценберга.
Барклай успешно руководил войсками в сражениях под Торном, Кульмом, Лейпцигом, Парижем. За заслуги возведён в графское достоинство, после взятия Парижа получил 18 (30) марта 1814 года фельдмаршальский жезл. Барклай долго добивался нижних офицерских чинов, но всего за 7 лет проделал стремительный путь из генерал-майоров в фельдмаршалы.
29 марта 1814 года Наполеон отрёкся от трона, и война завершилась. Барклай по возвращении в Россию был назначен главнокомандующим 1-й армией, расквартированной в Польше.
Весной 1815 года Наполеон триумфально вернулся к власти. Барклай снова повёл армию в Европу, вступив в июне 1815 года в пределы Франции, но не успел принять участия в больших сражениях из-за скорого разгрома Наполеона под Ватерлоо. 30 августа 1815 года после блестяще проведённого смотра под Вертю, который порадовал царя Александра I порядком в армии, Барклай был возведён в княжеское достоинство. От союзников на князя Барклая пролился дождь из наград и орденов.
В начале 1818 года Барклай испросил позволения отправиться в Германию для лечения на минеральных водах, но, не доехав до места, скончался 14 (26) мая в возрасте 57 лет на мызе Штилитцен (Жиляйтшен; ныне пос. Нагорное Черняховского района Калининградской области России) в шести верстах от города Инстербург (ныне г. Черняховск).
30 мая его тело было доставлено в Ригу, где состоялась торжественная траурная церемония. Во дворе кирхи Св. Якоба состоялось отпевание и отдание воинских почестей - в присутствии священнослужителей всех конфессий и гражданской администрации города, а также военного гарнизона под командованием генерала И. Ф. Паскевича (позже фельдмаршала и князя Паскевича-Ериванского-Варшавского)
Прусский король Фридрих Вильгельм III выслал в Жиляйтшен почётный караул, который сопровождал траурный кортеж до самой русской границы.
Сердце Барклая-де-Толли было похоронено на небольшом возвышении в 300 метрах от мызы Штилитцен, а набальзамированный прах доставлен в фамильное имение Бекгоф (Лифляндия), в 1,5 км от нынешнего эстонского населённого пункта Йыгевесте и захоронен в семейной усыпальнице рядом с прахом ранее умершего сына.
Генерал Ермолов оставил такой отзыв о Барклае, своём непосредственном начальнике:
«Барклая де Толли долгое время невидная служба, скрывая в неизвестности, подчиняла порядку постепенного возвышения, стесняла надежды, смиряла честолюбие. Не принадлежа превосходством дарований к числу людей необыкновенных, он излишне скромно ценил хорошие свои способности и потому не имел к самому себе доверия, могущего открыть пути, от обыкновенного порядка не зависящие…
Неловкий у двора, не расположил к себе людей, близких государю; холодностию в обращении не снискал приязни равных, ни приверженности подчиненных…»
Хотя в пору отступления на начальном этапе Отечественной войны некоторые современники едва ли не рассматривали Барклая как предателя, позднее они оценили его заслуги. Великий А. С. Пушкин удостоил его стихотворением «Полководец», а также оставил такие строчки в ненаписанной 10-й главе «Евгения Онегина»:
В Петербурге, на Невском проспекте, в сквере перед Казанским собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. Оба монумента работы скульптора Б. И. Орловского были торжественно открыты 25 декабря 1837, в день празднования двадцать пятой годовщины изгнания французов из России.
Посетив мастерскую скульптора в марте 1836, Пушкин увидел изваяния обоих полководцев и ещё раз высказал свой взгляд на их роль в Отечественной войне выразительной строчкой стихотворения «Художнику»:
«Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов».
В 4-м номере своего «Современника» (ноябрь 1836) Пушкин, подвергнувшись критике за стихотворение «Полководец», помещает статью «Объяснение»:
«Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории. Его титло: спаситель России; его памятник: скала святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы ещё радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?
И мог ли Барклай де Толли совершить им начатое поприще? Мог ли он остановиться и предложить сражение у курганов Бородина? Мог ли он после ужасной битвы, где равен был неравный спор, отдать Москву Наполеону и стать в бездействии на равнинах Тарутинских? Нет! (Не говорю уже о превосходстве военного гения). Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром, деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы, и выжидая роковой минуты: ибо Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!
Заключение
В конце девятнадцатого столетия известный историк наполеоновских войн генерал В.И. Харкевич дал следующую оценку действиям Барклая де Толли: «Барклай не отличался блистательными способностями, но обладал многими драгоценными качествами полководца. Простой, ясный и практический ум его холодно оценивал обстановку и принимал соответствующие решения. Непоколебимая настойчивость в преследовании поставленной им цели не знала преград. Полное самообладание и спокойствие в самые тяжелые, решительные минуты были изумительны. На поле битвы он видел все и с неизменным хладнокровием распоряжался всем под самым сильным огнем. Патриот в лучшем смысле слова, он исполнял свой долг, никогда не думая о себе. Несправедливость современников часто бывает уделом великих людей, но немногие испытали на себе эту истину в такой степени, как Барклай». барклай полководец военный награда
Я думаю, что лучших слов для заключения своей работы не найти. В этих строчках так емко все отображено!
Барклай-де-Толли - великий человек своего времени, который видел своими глазами и переживал один из переломных моментов истории России и Западной Европы. Этот момент повлиял на все сферы человеческого бытия (политику, экономику, искусство, философию образование и т.д.) первой четверти 19 века, и во многом определил собой пути их развития в дальнейшем.
Безусловно, Барклай-де-Толли - выдающийся полководец, который делал все необходимое для сохранения государства, Отчизны, несмотря на мнение общественности, порой в корне неверное.
Список использованной литературы
1. Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг. // Российский архив : Сб. - М., студия «ТРИТЭ» Н. Михалкова, 1996г.
2. Харкевич В. И. Барклай де Толли в Отечественную войну после соединения армий под Смоленском. СПб., 1904 г.
3. Бантыш-Каменский, Д. Н. 41-й генерал-фельдмаршал князь Михаил Богданович Барклай де-Толли // Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. В 4-х частях. Репринтное воспроизведение издания 1840 года. - М.: Культура, 1991г.
4. Копылов Н. А. Барклай-де-Толли Михаил Богданович. Проект РВИО и ВГТРК «100 великих полководцев». Архивировано из первоисточника 4 июля 2013.
5. Советская военная энциклопедия / под ред. А. А. Гречко. - М.: Воениздат, 1976. - Т. 1. - 637 с. - (в 8-ми т).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений....
ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
- отчет по производственной практике;- реферат по дисциплине "Лечебная физическая культура и массаж"....
ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
- отчет по производственной практике;- реферат по дисциплине "Лечебная физическая культура и массаж"....
ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
отчет по производственной практике;- реферат по дисциплине "Лечебная физическая культура и массаж"....
ПМ 03. ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений
- отчет по производственной практике;-реферат по дисциплине " Лечебная физическая культура и массаж"...