Программа учителя начальных классов _Одаренные дети_
рабочая программа

Веткина Анастасия Игоревна

Программа учителя начальных классов _Одаренные дети_

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchitelya_nachalnyh_klassov_odarennye_deti_.docx121.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №15» города Смоленска

(МБОУ «СШ №15»)

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №1

от «30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ «СШ №15»

_________С.Н.Колесникова

Приказ №63/3-од

30  августа 2022г.

Программа выявления интеллектуальных и творческих способностей обучающихся «Одарённые дети»

 

                        Составители: Веткина А.И.

  и учителя начальных классов

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе

  • Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа», (Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г.).
  •   Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Настоящая программа  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Актуальность программы

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих.

 Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.

Согласно учебному плану школы работают  кружки по интересам, футбольные, волейбольные,  другие спортивные секции.

Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады, областные и всероссийские  олимпиады по различным предметам и направлениям

Реализуемая цель: Создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие одарённых детей.

Одно из главных направлений работы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.

Задачи:

  • Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.
  • Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности.
  • Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  • Оказать педагогическую поддержку талантливым  детям  

Основные направления программы:

  • подготовка к участию в предметных олимпиадах;
  • исследовательская деятельность учащихся;
  • интеллектуальные и творческие конкурсы;

Основные виды деятельности учащихся

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в олимпиадах;
  • самостоятельная работа;
  • творческие работы

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность .
  • интеллектуальные марафоны

Отличительные особенности программы:

    Основные направления содержания деятельности - для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:

  • - информационно коммуникативные технологии;
  • - здоровьесберегающие технологии;
  • - технология развивающего обучения.   

      В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем, более сложные.

     Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Способы отслеживания результатов

- наблюдение за детьми в ходе работы

- проведение практических работ

- выполнение творческих работ

-участие в олимпиадах, участие в международном математическом  конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех»

Ожидаемые результаты:

  • - увеличение числа учащихся, занимающих призовые места в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня;
  • - повышение интереса учащихся к учебным предметам.
  • положительное изменение  качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;
  • рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Формирование универсальных учебных действий.

У обучающихся будут сформированы следующие УУД:

Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования универсальных учебных действий:

Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта,  умение устанавливать аналогии на предметном материале.

Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.

Предметные результаты

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

- усвоить основные базовые знания; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач, различного уровня сложности, учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

План работы

Содержание работы

Сроки

Результат

1

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

Сентябрь

Изучение и реализация

2

Составление списков мотивированных учащихся

Сентябрь

Списки

3

Планирование работы

Сентябрь

План

4

Составление карты одарённости детей:

  • тип одарённости
  • способности ребёнка
  • определение креативности обучающегося
  • экспертная оценка одарённости

Октябрь

Ноябрь

Карта одарённости

5

Еженедельные индивидуальные и групповые занятия

в течение года

7

Участие в конкурсах творческих работ

в течение года

Участие

8

Занятия во внеурочной деятельности.

в течение года

9

Участие в Международных олимпиадах по основам наук

Декабрь

Март

Призовые места

10

Школьная олимпиада для учащихся 1-4 классов

Февраль

Участие

11

Школьный конкурс исследовательских работ

Февраль

Исследовательские работы

12

Участие во всероссийских конкурсах:

  • «Русский медвежонок»
  • «Кенгуру»
  • «КИТ- компьютеры, информатика, технологии»
  •  «ЧИП»

Эффект тест

Ноябрь

Декабрь

Апрель

Январь

Февраль

Сертификаты

13

Участие в международных дистанционных конкурсах

Ноябрь

Сертификаты

14

Подведение итогов

Май

Анализ работы

Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в трёх направлениях:

  1. Знакомство учителя с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
  2. Выявление одаренных детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей.
  3.  Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время через: кружки, секции, клубы по интересам с учетом индивидуальных особенностей  обучающихся,  работу психолога с учащимися.

Этапы работы по выявлению и развитию  способностей детей

I  этап 

Сбор информации от родителей, детей, педагогов о достижениях  обучающихся в какой-либо деятельности:

1. Анкетирование родителей «Чем любит заниматься ваш ребёнок?»,

2.Анкетирование учащихся по выявлению интересов «Твой любимый предмет в школе».

3. Анализ особых успехов и достижений учащихся по предметам. 

II этап 

Индивидуальная оценка возможностей ребенка

  1. Диагностика потенциальных возможностей детей совместно с психологической службой в школе.
  2. Диагностика потенциальных возможностей детей педагогом в классе
  3.  Создание банка данных по талантливым и одаренным детям.

III этап.

Создание программы развития способностей обучающихся

  1. Вовлечение в кружковую, внеурочную деятельность.
  2. Создание условий для участия детей  в различного вида конкурсах, олимпиадах, выставках и т.п.

Диагностические этапы одаренности

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет несколько  этапов:

  1. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
  2. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений, сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
  3. Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
  4. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
  5. Оценка работ, достижений, школьной успеваемости;
  6. Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов

Анкетирование родителей

 Тест-опросник, определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности

Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные  «да» — 1 очко; отрицательные «нет»  — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

- Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

- Меняет ли он свои интересы, наклонности?

- Любит ли рисовать воображаемые предметы?

- Любит ли рисовать абстрактные картинки?

- Любит ли фантастические истории?

- Сочиняет ли рассказы или стихи?

- Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

- Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

- Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

- Боится ли темноты?

- Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

- Считал ли это слово понятным без разъяснений?

- Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

- Был ли удачен этот замысел?

- Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

- Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

- Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

- Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

- Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

- Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

- Любит ли читать книжки без иллюстраций?

- Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

- Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

Шкала результатов:

От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.

От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то заинтересован.

От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

          Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

Оцените своего ребенка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребенок способен:

- Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

- Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

- Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения (находчивость, изобретательность).

- Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

- Демонстрировать неожиданные, оригинальные, но полезные варианты решения какой-либо проблемы (оригинальность).

- Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).

- Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:

35-28 баллов — высокий уровень креативности; 27-17 — средний; 16-0 — низкий.

Не относитесь слишком серьезно к полученным результатам, так как жизнь вносит свои коррективы и ребенок еще может измениться.

Диагностические методики выявления интеллектуальных и творческих способностей

Методика «Исключение лишнего»

Шкалы: уровень развития мышления (способность к обобщению, выделению существенных признаков)

Назначение теста

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.

I . Предметный вариант
Описание теста

Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция к тесту

«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь и  испытуемый решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают:  номер карточки; название предмета, который испытуемый исключил; слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три; объяснения; все вопросы, которые ему были заданы; его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых.

II. Словесный вариант
Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 10-11 лет.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
  6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
  8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
  11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
  13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

Число баллов

Характеристика решения задач

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

объединяемых в одну группу предметов (слов);

«лишнего» предмета (слова).

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;

для обозначения «лишнего» предмета (слова).

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

объединяемых в одну группу предметов (слов);

«лишнего» предмета (слова).

То же, но с помощью исследователя для обозначения:

предметов (слов) объединенных в одну группу;

«лишнего» предмета (слова).

Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:

предметов (слов) объединенных в одну группу;

«лишнего» предмета (слова)

Уровни: 10 баллов — очень высокий; 8–9 баллов — высокий; 4–7 баллов — средний; 2–3 балла — низкий; 0–1 балл — очень низкий.

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Источники
  • Исключение лишнего/ Альманах психологических тестов. М., 1995, С.143-152.

              Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн)

Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта:

а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения;

б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности.

Процедура проведения методики:

Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Задание состоит из двух частей:

1) выкладывание последовательности событий картинок;

2) устный рассказ по ним.

После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки.

Выводы об уровне развития

Высокий– ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа.

Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.

Низкий– если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа; по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ. Составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу,  каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа; - на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

В отечественной психологической практике данная методика предложена Н.А.Бернштейном (С. Л. Рубинштейн, 1979). Аналогичное по содержанию задание входит и в тест измерения интеллекта Д.Векслера.

Методика «Сравнение понятий»

Шкалы: характер развития операций сравнения, анализа и синтеза

Назначение теста

Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтезав мышлении детей и подростков.

Инструкция к тесту

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?»  Испытуемого необходимо направлять  на поиск возможно большего количества черт сходства и различия между парными словами.   Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.

Тестовый материал.

  1. Утро – вечер.
  2. Яблоко – вишня.
  3. Корова – лошадь.
  4. Лев – собака.
  5. Летчик – танкист.
  6. Ворона – воробей.
  7. Лыжи- коньки.
  8. Молоко – вода.
  9. Трамвай – автобус.
  10. Золото – серебро.
  11. Река – озеро.
  12. Сани – телега.
  13. Велосипед – мотоцикл.
  14. Воробей – курица.
  15. Собака – кошка.
  16. Дуб – береза.
  17. Ворона – рыба.
  18. Сказка – песня.
  19. Лев – тигр.
  20. Картина – портрет.
  21. Поезд – самолет.
  22. Лошадь – всадник.
  23. Обман – ошибка.
  24. Кошка – яблоко.
  25. Ботинок – карандаш.
  26. Голод – жажда.
Оценка результатов теста

Уровни:   Высокий  – школьник назвал более 12 черт сходства и отличия, средний  – от 12-8 черт, менее 8 черт – низкий.

Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве – сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия. 

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют ослабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба» - слова, у которых трудно найти общее. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать. Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Источники   Методика “Сравнение понятий”/ Альманах психологических тестов – М., 1995.С.134-135.

Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо)

Креативность  по Торренсу (от лат. creatio - созидание) - это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат. Фигурный тест Е.Торренса  предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.    

 Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:

Субтест

  1. «Нарисуйте картинку».

 Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

стимульный материал к тесту торенса на креативность   

 Субтест 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумайте название к каждому рисунку.стимульный материал к тесту торенса на креативность

Субтест 3.«Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

стимульный материал к тесту торенса на креативность

Обработка результатов.

Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

Ключ к тесту Торренса.

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

  • при создании которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения;
  •  представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название;
  • осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3.Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4.Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1.Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2.Оценивается рисунок, а не название.

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

Субтест 1— оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Субтест 2— обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.

1.Цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.

2.Буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).

3.Цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.

4.Буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).

5.Цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.

6.Ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7.Цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш).

8. Цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9. Цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10. Цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия»— выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка»,  «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

0баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.

1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ  равен 0 баллов.

2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:

1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисуно

2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.

4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Интерпретация результатов теста Торренса.

Просуммируйте  баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию»  и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.

Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:

30 — плохо

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

>70 — отлично

На основе вышеупомянутых критериев и показателей были определены уровни сформированности творческих умений младших школьников: высокий,  хороший средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется беглостью мышления и определяется высоким числом ответов, а так же гибкостью творческого мышления, способностью к быстрому переключению и определяется числом групп данных ответов и своеобразием мышления, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответов.  (>70 — отлично)

Хороший уровень характеризуется хорошим количеством генерируемых ответов, хорошему темпу при выполнении тех или иных задач,  выше среднего, чуть медленным темпом переключения внимания с одного на другое задание. (66—70 — выше нормы)

Средний уровень характеризуется средним количеством генерируемых ответов, среднему темпу при выполнении тех или иных задач, более медленным темпом переключения внимания с одного на другое задание, и средним показателем оригинальных ответов. (40—60 — норма 61—65 — несколько выше нормы)

Низкий уровень младших школьников характеризуется низкой продуктивностью генерирование идей, медленным переключением с одной задачи на другую, малым числом групп данных ответов и низким уровнем своеобразных решений поставленных задач.  (30—34— ниже нормы)

   Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов 

Классы

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

1-2

9,0(1,2)

7,5 (1,7)

10,3 (2,9)

22,4 (8,8)

3-4

8,9 (1,6)

7,6 (1,6)

9,7 (3,6)

31,7 (15,2)

Литература:

1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973.

 2. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.

3. Вопросы психологии способностей школьников /Под ред. Крутецкого В.А. — М.,1964

4.. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М.,1991.

5. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

6. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1993. '

7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.

8. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

9. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — М., 1993.

10. Обухова Л. Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском

возрасте. — М., 1995.

11. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.,1981.

 12. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.П. Ступеньки к творчеству. — М., 1987.

                                          Интернет-ресурсы:

13. http://psylist.net/praktikum/

14. http://www.loiro.ru/files/pages/page_160_0543.doc 

15. http://www.studfiles.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Основы цветоведения" с программой кружковых занятий "Волшебные краски" для профессиональной переподготовки учителей начальных классов

Здесь представлены материалы по цветоведению, основы цветовой грамотности, растяжки тона, смешения, спектральный анализ, нюансные и контрастные упражнения, использование колористики при выполнении пей...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА на межаттестационный период учителя начальных классов Петровой Ирины Петровны

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатик...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

         На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальн...

Выступление на МО учителей начальных классов.Тема: "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения. Рекомендации учителям"

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Пакет контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ПМ 04.МДК 04. 01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ПМ 04 МДК04.01по специальности 44.02.02«Преподавание в начальных классах» ...

Лекция по теме "Учебно – методический комплекспо учебным дисциплинам учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования"

Рассматриваются такие вопросы, как:1. Что такое методическая деятельность?2. Виды методической деятельности.3. Виды методических умений.4. И другое....