Лекция по теме "Учебно – методический комплекспо учебным дисциплинам учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования"
план-конспект урока
Рассматриваются такие вопросы, как:
1. Что такое методическая деятельность?
2. Виды методической деятельности.
3. Виды методических умений.
4. И другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_1_vvodnaya_-_kp.pptx | 329.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методическая деятельность – это самостоятельный вид профессиональной деятельности учителя по проектированию , разработке, конструированию и исследованию средств обучения , позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу дисциплин. Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения. Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН). Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты, созданные в ходе методического проектирования и конструирования. Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов.
Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обусловливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим: ● анализ учебно-программной документации, методических комплексов; ● методический анализ учебного материала; ● планирование системы уроков теоретического и практического обучения; ● моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке; ● конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений; ● разработку методики обучения по предмету; ● разработку видов и форм контроля ЗУН; ● управление и оценку деятельности учащихся на уроке; ● проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.
Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений . Умение – это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико- методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы : 1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста. 2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы. 3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника. 4. Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации. 5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы; алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т. д. 6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач. 7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения. 8. Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся. 9. Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно- практической деятельности учащихся. 10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала : 1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа. 2. Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности. 3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции. 4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею. 5. Умение применять методы теоретического и производственного обучения. 6. Умение анализировать методические разработки. Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения : 1. Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике. 2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения. 3. Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.
Формы методической работы 1.Работа над единой методической темой. 2.Предметные методические объединения. 3.Творческие объединения. 4.Микрогруппы учителей. 5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение. 6.Психолого-педагогические семинары. 7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия). 8.Читательские и зрительские конференции. 9.Школы передового опыта. 10.Групповое наставничество. 11.Шефство. 12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности. 13.Открытые уроки с их самоанализом и анализом. 14.Формы активных занятий. 15.Индивидуальное наставничество . Методическая работа в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта; направленный на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства педагогов
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Законспектировать материал темы №1 Составить базу педагогической и методической литературы для учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (до 20 источников ). При оформлении базы литературы необходимо использовать ГОСТ 7.1-2003 . № 332-ст «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематический план ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционнно-развивающего образования
Календарно-тематический планпрофессионального модуля ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных кл...
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла
Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)
Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...
Методические рекомендации к производственной практике по профессиональному модулю ПМ 05 Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии
данные методические рекомендации адресованы преподавателям и студентам специальности 44.02.02 "Перподавание в начальных классах"...
Лекции 1-3 по Коррекционно-развивающей деятельности учителя начальных классов
Представлены лекции 1-3 по Психокоррекции...
Лекции 14-15, 16, 18-19 по Коррекционно-развивающей деятельности учителя начальных классов
Представлены лекции 14-15, 16, 18-19 по Психокоррекции...