ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ первый год обучения
рабочая программа
Программа дополнительного образования по конструированию для дошкольников (первый год обучения) для воспитателей и педагогов дополнительного образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 950»
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол № ____ от «____» ________ 20___ года | «Утверждаю» Руководитель ГБОУ Школа № 950 Решетникова М.С.___________ печать Приказ № ____ от «____» ________ 20___ года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Направленность: техническая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год (72 часа)
Первый год обучения
Автор-составитель:
Кандрикова Ирина Викторовна,
воспитатель
Москва 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Пояснительная записка _______________________ стр.3
- Описание программы и её актуальность ______________ стр.3
- Цель и задачи программы _________________________ стр.7
- Содержание программы первого года обучения _______ стр.8
- Формы и методы работы ___________________________стр.9
- Формы и виды контроля __________________________ стр.11
Раздел 2.Тематический план и его содержание ___________ стр.12
Список литературы __________________________________ стр.34
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1 Описание программы и её актуальность
На сегодняшний день современное общество нуждается в социально активных, самостоятельных и творческих людях, способных к саморазвитию. В связи с этим инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Таким образом, главными задачами, стоящими сейчас перед педагогом в рамках ФГОС, являются формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также развитие творческой познавательной деятельности. И эти непростые задачи требуют создания особых условий обучения. Перед педагогом открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик и различных видов дидактического материала. Поэтому большое значение здесь можно отдать конструированию Детский современный конструктор – универсальное и многофункциональное средство, которое можно использовать в различных видах деятельности, тем самым осуществляя интегративные связи между образовательными областями.
Использование разнообразных видов конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Данная «Программа дополнительного образования по конструированию для дошкольников» предлагает использование образовательных конструкторов из различных материалов, отличающихся между собой назначением входящих в них деталей, их внешним видом и способом крепления между собой, что даёт неоспоримое превосходство в их использовании, так как ребенку – дошкольнику никогда не надоест заниматься созданием конструкций. Создавая постройки одной тематики (например. «Собака»), но из разных видов конструктора, дошкольник получает несколько продуктов своей деятельности, и он, ребёнок, получает возможность проанализировать , сравнить, сделать выводы.
Использование различных видов развивающих конструкторов в конструктивной деятельности ребенка- дошкольника обеспечивает как сложность, так и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования , незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно- деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры в рамках дополнительного образования.
Система познаний дошкольником окружающего мира через визуализацию своих построек, через конструирование направлена на развитие следующих процессов:
- Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
- Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
- Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с конструктором близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная «Программа дополнительного образования по конструированию для дошкольников» рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет и проводится в рамках дополнительного образования на бюджетной основе.
Тематика дополнительного образования конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 2 раза в неделю, 72 занятий в год.
Актуальность
Данная программа актуальна тем, что подготавливает почву для развития конструктивных, технических и даже дизайнерских способностей детей.
Конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а ,следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует самовыражению, расширяет кругозор, дает дошкольнику возможность живого позитивного общения со своими сверстниками, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности ребёнка, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование в процессе усвоения программы технически разнообразных видов конструкторов является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, что обеспечивает интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Новизна программы заключается в том, что позволяет ребятам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается мелкая моторика, развивается умение пользоваться инструкциями и рисунками, схемами, формируется логическое, творческое, проектное мышление.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие у дошкольников живого интереса к моделированию и конструированию на основе работы с разнообразными видами конструкторов.
Задачи:
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- обучать работе с разными видами конструкторов;
- развивать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- развивать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
- Воспитывать в детях дружелюбие, уважительное отношение друг к другу и формировать желание придти на помощь.
1.3 Содержание программы первого года обучения
1. Знакомство с различными видами конструкторов, с названиями их деталей , умение различать и называть их, экспериментирование с ними.
2. Знакомство детей с различными способами крепления деталей конструкторов.
3. Обучение детей рассматриванию предметов и образцов, анализу готовых построек и конструкций; выделение в разных конструкциях существенных признаков, группирование их по сходству основных признаков, по форме, размеру; развитие умения проявлять творчество и изобретательность в работе и планировать этапы создания постройки или конструкции.
4. Обучение детей работе индивидуально, коллективно и в паре.
5. Обучение умению мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.
6. Обучение анализу условий функционирования будущей конструкции.
7. Обучение детей конструированию по схеме, предложенной взрослым
8. Обучение конструированию по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.
9. Знакомство с понятием « ритм» , «ритмический рисунок» и «симметрия».
10. Обучение конструированию по замыслу и самостоятельному отбору материала и способов конструирования.
11. Развитие конструктивного воображения, мышления, памяти, внимания.
12. Развитие у детей монологической и диалогической речи, обучение дружескому общению в процессе создания построек и конструкций.
13. Развитие мелкой моторики и творческих способностей.
1.4 Формы и методы работы
Основная форма работы – с подгруппой детей в количестве 8-10 человек. В зависимости от тематики и цели занятия дети могут работать индивидуально, парами или коллективно. Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Методы и приёмы:
Наглядный - рассматривание на занятиях готовых построек и конструкций, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно -рецептивный – обследование деталей конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический - использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный - краткое описание и объяснение действий, сопровождение демонстрацией образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их.
В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дошкольники учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с простых конструкций, учить правильно соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, «геометрический паспорт» постройки, предварительно соотнося ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок действий по созданию конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяется правильность соединения деталей, сравнивается с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
1.5 Формы и виды контроля
Формы и виды контроля: текущий контроль проходит в виде опросов, педагогических наблюдений, фотовыставки детских работ. Итоговый контроль в конце учебного года в виде презентации изготовленных детьми построек.
Раздел 2
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Первый год обучения
№ | Тема | Оборудование | Кол-во часов | Поставленные задачи |
Сентябрь | ||||
1 | Ознакомление с деталями конструктора, с их названиями. | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
2 | «Гараж с одним въездом» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
3 | «Гараж с двумя въездами» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
4 | «Грузовик» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
5 | «Грузовик – рефрижератор» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
6 | «Мост для пешеходов» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
7 | «Красивый автомобильный мост» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
8 | «Детская горка» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
Октябрь | ||||
1 | «Робот» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
2 | «Собака» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
3 | «Ферма» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
4 | «Здание вокзала» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
5 | «Самолёт» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
6 | «Грузовой самолёт» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
7 | «Наш любимый детский сад» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
8 | По представлению «На улицах нашего города» | Деревянный конструктор «ТОМИК» | 1 |
|
Ноябрь | ||||
1-2 | «Красивые звёздочки» | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 2 |
|
3 | «Простой квадрат» плетение | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 1 |
|
4-5 | Плетение «Гирлянда» Конструкция «Колечко» | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 2 |
|
6 | Конструкция Плетение «Изнутри» | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 1 |
|
7 | Конструкция Плетение «Цепь» | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 1 |
|
8 | Конструкция «Рыбка» | Конструктор «СЛИМ-СЛАЙС» | 1 |
|
9 | Конструкция «Лошадка» | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 1 |
|
10 | Создание конструкций по замыслу | Конструктор «СЛИМ - СЛАЙС» | 1 |
|
Декабрь | ||||
1 | Конструкция «Колонна» | Конструктор «Геометрический» | 1 |
|
2 | Конструкция «Мотоцикл» | Конструктор «Геометрический» | 1 |
|
3 | Конструкция «Паровоз» | Конструктор «Геометрический» | 1 |
|
4 | Конструкция «Трактор» | Конструктор «Геометрический» | 1 |
|
5 | Конструкция «Самолёт» | Конструктор «Геометрический» | 1 |
|
6 | Конструкция «Звёзды» | Конструктор «Геометрический» | 1 |
|
7 | Конструкция «Красивые снежинки» | Конструктор «Геометрический» | 1 |
|
8 | По замыслу «Новогодняя сказка» | Конструктор «Геометрический» | 1 |
|
Январь | ||||
1 | Конструкция «Новогодняя ёлка» | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 1 |
|
2 | «Снежинки» | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 1 |
|
3 | Конструкция «Корзина для подарков» | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 1 |
|
4 | «Пингвин» | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 1 |
|
5 | «Олень» | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 1 |
|
6 | Свободная конструктивная деятельность «Новогодняя гирлянда» | Конструктор «СЛИМ- СЛАЙС» | 1 |
|
Февраль | ||||
1 | Конструкция «Лодка» | Конструктор KLIKKO «Чудо- треугольники» | 1 |
|
2 | Конструкция «Бумеранг» | Конструктор KLIKKO «Чудо- треугольники» | 1 |
|
3 | Конструкция «Трехколесный велосипед» | Конструктор KLIKKO «Чудо- квадраты» | 1 |
|
4 | Конструкция «Вагончик» | Конструктор KLIKKO «Чудо- квадраты» | 1 |
|
5 | По замыслу «Подарок для папы» | Конструктор KLIKKO «Чудо- квадраты» Конструктор KLIKKO «Чудо- треугольники» | 1 |
|
6 | Конструкция «Минитрактор» | Конструктор KLIKKO «Чудо- квадраты» | 1 |
|
7 | Моделирование по замыслу «Моя любимая игрушка» | Конструктор KLIKKO «Чудо- треугольники» Конструктор KLIKKO «Чудо- квадраты» | 1 |
|
8 | 1 | |||
Март | ||||
1 | Модель «Веселый удав» | Конструктор «BUNCHEMS» | 1 |
|
2 | Модель «Улитка» | Конструктор «BUNCHEMS» | 1 |
|
3 | Модель «Осьминожка» | Конструктор «BUNCHEMS» | 1 |
|
4 | Модель «Ваза с цветами для мамы» | Конструктор «BUNCHEMS» | 1 |
|
5 | Модель «Цыпленок» | Конструктор «BUNCHEMS» | 1 |
|
6 | Модель «Пчёлка» | Конструктор «BUNCHEMS» | 1 |
|
7 | Модель «Совушка- сова» | Конструктор «BUNCHEMS» | 1 |
|
8 | По замыслу Свободная конструктивная деятельность | Конструктор «BUNCHEMS» | 1 |
|
Апрель | ||||
1 | Конструкция «Пирамида» | Конструктор KLIKKO «Чудо- треугольники» | 1 |
|
2 | Конструкция «Малый космический корабль» | Конструктор KLIKKO «Чудо- треугольники» | 1 |
|
3 | Конструкция «Большой космический корабль» | Конструктор KLIKKO «Чудо- треугольники» | 1 |
|
4 | Конструкция «Катер» | Конструктор KLIKKO «Чудо- треугольники» | 1 |
|
5 | Конструкция «Трансформер» | Конструктор KLIKKO «Чудо- треугольники» | 1 |
|
6 | Конструкция «Садовая тачка» | Конструктор KLIKKO «Чудо- квадраты» | 1 |
|
7 | «Мы –фантазеры» Свободная конструктивная деятельность | Конструктор KLIKKO «Чудо- треугольники» Конструктор KLIKKO «Чудо- квадраты» | 1 |
|
8 | 1 | |||
Май | ||||
1 | Знакомство с новым видом конструктора, с его деталями и способом их крепления | Конструктор ENGINO Inventor Girls и ENGINO Pico Builds Industrial | 2 |
|
2 | ||||
3 | Конструкция «Самокат» | Конструктор ENGINO Inventor Girls | 1 |
|
4 | Конструкция «Уличный фонарь» | Конструктор ENGINO Inventor Girls | 1 |
|
5 | Конструкция «Гладильная доска» | Конструктор ENGINO Inventor Girls | 1 |
|
6 | Конструирование на свободную тему из разнообразных видов конструктора по выбору детей | Конструктор ENGINO Inventor Girls и ENGINO Pico Builds Industrial KLIKKO BUNCHEMS SLIM- SLICE «Томик» «Геометрический конструктор» | 3 |
|
7 | ||||
8 | ||||
ИТОГО: | 72 |
Список литературы:
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. Всероссийский учебно- методический центр образовательной робототехники. -М.:- полиграф.центр «Маска»,2013
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. –М.:ТЦ Сфера,2007.- 240 с.
- Лиштван З.В. Конструирование – Москва.- «Просвещение», 1981
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. -Москва: Издательский дом «Карапуз»,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Здоровье моей семьи" ЦДЮТТ
Программа "Здоровье моей семьи" разработана для дополнительного образования .Срок обучения 2 года (280 часов). Возраст обучающихся 12-16 лет. Программа модифицированая....
Рабочая (модифицированная) программа дополнительного образования детей по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ, ДШИ
Отсутствие министерской учебной программы по предмету "Музыкальный инструмент Фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб...
"Детская хореографическая миниатюра в школе". Программа дополнительного образования.
Данная программа адресована отделениям дополнительного образования в современой школе .Во все времена танцу отводилась определённая роль в образовании подрастающего поколения. ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык мордовского народа» 1 год обучения
Многоязычное образование рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений модернизации образования. Знание языков живущих в одном регионе народов воспитывает уважение к культуре , традиция...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Практическое вождение транспортных средств» (первый год обучения)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Практическое вождение транспортных средств»(первый год обучения)...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год
Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная. Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...