истории 7 класс
олимпиадные задания
по истории 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_istorii_7_klass_zadpniya.doc | 47 КБ |
klyuchi_k_olimpiade_po_istorii_7_klass.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Второй, муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2023/2024 учебного года. 7 класс
Максимальная оценка – 40 баллов. Время на подготовку – 2 академических часа.
Выполните тестовые задания.
1.Определите центры образования Древнерусского государства: (1балл)
1) Владимир и Москва
2) Москва и Киев
3) Новгород и Киев
4) Тверь и Новгород
2.Челобитной в XII в. называли: (1 балл)
1) любовное послание
2) донос
3) письмо с просьбами, обращенными к правителю, представителю власти
4) деловое письмо
3.Наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов содержались: (1 балл)
1) в «Повести временных лет»
2) в «Домострое»
3) в «Русской правде»
4) в новгородских берестяных грамотах
4.Событие, изображенное на картине И.Е. Репина «Царь Иван Грозный убивает своего сына», произошло: (1балл)
1) в 1578 г.
2) в 1580 г.
3) в 1581 г.
4) в 1584 г.
5.Из предложенного списка выберите современников: (2 балла)
1) Александр Невский
2) Евпатий Коловрат
3) Чингисхан
4) хан Батый
5) Андрей Рублев
6) Фридрих II
6.Из предложенного списка выберите социальные предпосылки образования единого Российского централизованного государства в XV – начале XVI в.: (2 балла)
1) потребность служилого дворянства в могущественном и богатом князе, раздающем поместья за службу
2) частичное преодоление натуральности в сельскохозяйственном производстве
3) потребность горожан в сильной княжеской власти, способной ограничить произвол феодалов, создать условия для обмена товарами, обеспечить независимость страны
4) углубление процесса отделения ремесла от сельского хозяйства
5) превращение Московского княжества в общенациональный центр освободительной борьбы
6) потребность феодалов в закреплении рабочих рук
По какому принципу построены ряды? Дайте краткий ответ.
7. 1223, 1240, 1380, 1480 (2 балла)
Ответ:_________________________________________________________
8. Ростовское княжество, Новгород, Тверское княжество, Вятская земля (2 балла)
Ответ:_________________________________________________________
Что или кто является лишним в ряду? Ответ кратко обоснуйте.
9. Устав, полуустав, орнамент, скоропись. (2 балла)
Ответ:________________________________________________________
10.Великий князь Московский Дмитрий Иванович, Гаврило Алексич, Пересвет, воевода Дмитрий Михайлович Боброк. (2 балла)
Ответ:_______________________________________________________________
Расставьте в хронологическом порядке события:
11. (2 балла)
1) Создание первого русского свода законов «Русская правда»
2) принятие христианства на Руси
3) Любечский съезд князей
4) Убийство князя Игоря
12. (2 балла)
1) Династическая война в Московской Руси
2) принятие свода законов Российского государства (Судебника)
3) завершение объединения русских земель вокруг Москвы
4) к границам Московского государства подошли войска Тамерлана.
13.Сотнесите события и имена: (2 балла)
1) Основание Троице-Сергиева монастыря а) Юрий Долгорукий
2) Покорение Сибири б) Иван Федоров
3) Взятие Казани в) Сергий Радонежский
4) Первое упоминание о Москве г) Иван IV
д) Ермак Тимофеевич
1 | 2 | 3 | 4 |
14. Соотнесите термины и определения: (2 балла)
1) Десятина а) ханская грамота подвластным правителям и церковным
иерархам на определенные права
2) Лествица б) повинность, которую несли жители Российского государства в
пользу государя
3) Посадник в) налог, взимавшийся в пользу церкви
4) Ярлык г) система престолонаследия, по которой престол передавался от
старшего брата к младшему, а после прекращения поколения –
старшим племянникам последнего
д) глава городского управления, назначавшийся князем или
избиравшийся на вече
1 | 2 | 3 | 4 |
15.Заполните пропуски в тексте, слова запишите в таблице. (6 баллов)
После гибели князя Юрия Даниловича в 1325 году московский стол унаследовал его младший брат Иван. Человек хитрый и честолюбивый он воспользовался случаем, чтобы начать борьбу с главным противником Москвы (1)______. Там было поднято восстание против (2)________. Взбешенный хан направил на Русь войско, во главе которого встал московский князь.
Иван Данилович добился от хана Узбека прав самому собирать (3)______. В истории князь получил прозвище 4)_______. Дружба с Ордой принесла мир на московскую землю, поэтому летописцы называли время правления князя Ивана (5,6)____ .
1 | 2 | 3 | 4 | 5,6 |
16.Прочтите текст и ответьте на вопросы. (9 баллов)
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра.
Бога ради, не ленитесь, молю вас; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию…
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели…
Прочитав эту грамотку, постарайтесь на всякие добрые дела, славя Бога со святыми его. Смерти, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет.
1) Как называется документ, из которого приведен данный фрагмент?
2) Когда он был написан и кто его автор?
3) Что вам известно об авторе документа? Что полезно знать нашим современникам из данного документа?
Предварительный просмотр:
Материалы к проверке заданий. 7 класс.
Максимальная оценка – 40 баллов
Время на подготовку - 2 учебных часа
Оценка тестовых заданий
№ задания | Ответ | Оценка в баллах |
1 | 3) | 1 |
2 | 3) | 1 |
3 | 2) | 1 |
4 | 3) | 1 |
5 | 1), 2), 4), 6) | 2 |
6 | 1), 3), 6) | 3 |
7 | Борьба с монголо-татарами | 2 |
8 | Территории, присоединенные к московскому государству при Иване III | 2 |
9 | Орнамент, остальное - типы письма | 2 |
10 | Гаврило Алексич, остальные – участники Куликовской битвы | 2 |
11 | 4), 2), 1),3) | 2 |
12 | 4), 1), 2), 3) | 2 |
13 | 1)-в); 2)-д); 3)-г); 4-а) | 2 балла |
14 | 1)-в); 2)-г); 3)-д); 4)-а) | 2 балла |
Всего за тестовые задания | 25 баллов |
15. Заполнить пропуски в тексте. Пропущены слова:
1) Твери; 2) ордынцев (монголо-татар); 3) дань; 4) Калита; 5,6) великая тишина
Каждое правильно вставленное слово оценивается одним баллом, всего за задание 6 баллов.
16. Задание на анализ документа. (9 баллов)
1) «Поучения». Владимир Мономах. 2 балла.
2) Первая четверть XII века (первая половина XII века) 2 балла.
3) Правил в 1113 – 1125 гг. Внук Ярослав Мудрого, свое прозвище получил по материнской линии, так как приходился внуком византийскому императору Константину IX Мономаху. Это был талантливый, широко образованный человек. Он прославился как талантливый полководец, защитник русской земли от врагов. Организовал несколько удачных походов на половцев, в результате чего половцы потерпели сокрушительное поражение. Пользовался большим авторитетом за мудрость, справедливость. За годы правления Владимира Мономаха на Руси установились порядок и покой. 3 балла.
Размышления о значении документа для современников оцениваются дополнительно 2 баллами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Техника исполнения и история возникновения венского вальса»
Цель проведения мастер-класса: Поделиться с педагогами-хореографами опытом работы в подготовке пар и соло для исполнения классического венского вальса. Задачи: Расширить информационный бага...
Урок повторения по истории России 18 век в 7 классе
Урок повторения в 7 классе по истории России. С помощью данной разработки вы можете повторить материал начиная с правления Петра 1 и до Екатерины Великой. Задания для повторения очень интересные...
План-конспект по истории 5 класс "Военные походы фараонов"
План-конспект по истории 5 класс "Военные походы фараонов"...
открытый урок по истории средних веков. 6 класс.Тема: "Научные открытия и изобретения." учитель : Шашкова Алла Геннадьевна.
Урок изучения нового материала с использованием современных образовательных технологий....
Работа с текстами на уроках истории и обществознания 5-7 классах
Данная статья поможет учителю истории и обществознания 5-7 классов в работе с письменными историческими источниками на уроках .Предлагается, как продуктивный метод работы с текстами, где учащиеся само...
Работа с текстами на уроках истории и обществознания 5-7 классах
Данная статья поможет учителю истории и обществознания 5-7 классов в работе с письменными историческими источниками на уроках .Предлагается, как продуктивный метод работы с текстами, где учащиеся само...