Логопедическая мастерская для студентов «Научно-методические подходы к развитию артикуляционных навыков у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Минина Лилия Александровна

Цель: повышение педагогической компетентности «будущих» педагогов в вопросе развития артикуляционных навыков у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya_masterskaya_dlya_studentov.doc200.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №90»

муниципального образования г. Братска

Логопедическая мастерская для студентов  
«Научно-методические подходы к развитию артикуляционных

навыков у детей дошкольного возраста».

                                                       

                                                             Подготовила: Минина Лилия Александровна,

                                                                                                                        учитель-логопед

г. Братск, 2024

Цель: повышение педагогической компетентности «будущих» педагогов в вопросе развития артикуляционных навыков у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить «будущих» педагогов с особенностями и правилами проведения артикуляционной гимнастики с детьми разной возрастной группы в ДОУ.

2. Формировать знания по применению артикуляционной гимнастики на практике.

Ход консультации-практикума:

Слайд 1

- Добрый день. Тема моей консультации-практикума – «Развитие артикуляционных навыков у детей дошкольного возраста».

Слайд 2

Теоретическая часть.

- Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно - важнейшие цели, которые стоят перед учителями-логопедами, воспитателями и родителями. По мнению многих исследователей детской речи, своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Такая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. 

- Грамотная речь характеризуется правильным произношением звуков, которое обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата и для этого необходимо развивать у детей артикуляционные навыки, т.е. нужно научить их выполнять артикуляционную гимнастику.

Слайд 3

- Вопросами развития артикуляционных навыков у детей раннего и дошкольного возраста занимались многие отечественные теоретики и практики: Михаил Ефимович Хватцев, Ольга Владимировна Правдина, Роза Евгеньевна Левина, Фёдор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева Е.Ф. Архипова, А.В. Запорожец и другие.

Слайд 4

- Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

- Вы спросите: «А зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

- Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними), когда произносим звуки. У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

- Поэтому, на современном этапе методикой проведения артикуляционной гимнастики должен овладеть уже каждый «будущий» педагог!

Слайд 5

Что такое артикуляционная гимнастика?

- Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов.

Основная цель артикуляционной гимнастики — это выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений. Так, детям двух, трёх, четырёх лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Слайд 7

Артикуляционную гимнастику можно разделить на 2 вида упражнений:

- статистические - связанные с удержанием определённой артикуляционной позы («Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка»);

- динамические - требующие многократного повторения одного и того же вида движений («Часики», «Качели», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье»).

Слайд 8

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения ОАА.

2 группа упражнений – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, задне-язычных).

3 группа упражнений – специфические упражнения направлены на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упражнений на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков. 

Слайд 9

Как надо проводить артикуляционную гимнастику?

- Артикуляционную гимнастику проводит учитель-логопед. Однако перед педагогом тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать артикуляционные упражнения и на своих занятиях. Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику. На основании советов учителя-логопеда он может составить комплекс упражнений, учитывая индивидуальные особенности детей. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.

Работа организуется следующим образом:

1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение выполняет каждый ребёнок по очереди, а воспитатель проверяет правильность выполнения.

4. Упражнение выполняют все дети одновременно.

Инструкция к упражнению должна быть короткой и понятной ребёнку:

  • Улыбнись
  • Покажи зубы,
  • Приоткрой рот,
  • Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Слайд 10

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день;

- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА выполняется сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки;

- Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений;

- АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА сначала выполняется медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп гимнастики увеличивается;

- Комплекс АРТИКУЛЯЦИОННОЙГИМНАСТИКИ постепенно усложняется и расширяется за счёт новых упражнений;

- Каждое упражнение выполняется от 5до15 раз;

Слайд 11

- Количество повторений упражнений возрастает параллельно с увеличением темпа движений;

- Выполняется АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА под счёт или под музыку;

- Выполняется АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА как индивидуально, так и со всей группой или небольшими подгруппами.

- Важна личная гигиена: чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые руки и у ребёнка, и у взрослого.

Слайд 12

- Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.  Одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например, упражнение «трубочка» – придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)

- Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут разными.

Детям младшей группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, птенчики, змейка, часики, качели (динамические упражнения).

В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.

В старшей и подготовительной группе уже идёт работа по формированию артикуляторной моторики.

В старшей группе вводится понятие – спинка языка. Следим за плавностью, легкостью,

переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.

В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков.

Слайд 13

Практическая часть.

- В младшей и средней группах при знакомстве детей дошкольного возраста с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами) можно использовать «Сказки Весёлого Язычка», в старшей и подготовительной группах - авторские сказки Т. В. Рожковой «Божья коровка», «Загадочная бабочка», «Невоспитанный мышонок». (показ картотеки артикуляционных сказок). Можно также использовать стихи, загадки, считалки.

Слайд 14

- Предлагаю Вам немного поиграть и выполнить артикуляционную гимнастику.

Упражнение «Назови и покажи артикуляционное упражнение» (участники вытягивают камешек с картинкой, называют артикуляционное упражнение и показывают его).
Слайд 15

Сказка Весёлого Язычка «Домашняя»

(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Язык в ротике живёт.

Никогда не устаёт.

(Широко открывать рот и максимально высовывать язык изо рта.)

Очень любит чистоту

В домике своем - во рту.

(Рот закрыть и массировать указательным пальцем круговую мышцу рта, проводя вокруг губ.)

Двери шире открывает:

Воздух свежий он впускает.

(Открывать и закрывать рот).

И пока он убирает

Домик свой не запирает.

(Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек.)

А теперь наш Язычок

Моет нёбо-потолок.

(Максимально открыть рот. Проводить широким языком по нёбу вперёд-назад.)

Время даром не теряет:

Губы-двери вытирает.

(Рот открыть и не закрывать. Сделать язык широким. «Обнять» языком всю верхнюю губу, облизать её, убирая язык вглубь рта.)

Моет двери он вторые –

Наши зубы. Ротик шире.

(Рот держать широко открытым. Облизывать языком верхние и нижние зубы с внутренней и внешней стороны.)

Чистит стены. Это щёки.

Взял щетинистые щётки.

(Губы сомкнуть. Зубы разомкнуть. Проводить языком по внутренней стороне щек, массируя их.)

Слайд 16

Артикуляционная считалочка

(для детей старшего дошкольного возраста)

Раз – мы ротик открываем,

Будто кошечки зеваем.

Открывать широко рот и закрывать его.

Два – подуем в дудочки,

губки, словно трубочки.

Тянуть губки хоботком.

Три - на губки посмотри, улыбаемся на три.

Широко улыбаться, растянув губы.

На четыре – ротик шире.

Барабаним на «четыре».

Держать рот широко раскрытым, стучать по внутренней поверхности верхних резцов, произнося «Д-Д-Д».

Пять – откроем рот опять, нужно губку облизать.

Рот открыть, улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю губу, при этом стараться обнять языком всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта, рот не закрывать.

Шесть - почистим наше нёбо,

Нёбо чистым было чтобы.

Рот широко открыть. Проводить широким языком вперед-назад по нёбу. Рот не закрывать.

Семь – мы будем звонко цокать.

Так стучит копытцем лошадь.

Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к небу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку.

Восемь - к нам приходит осень.

Вырос гриб на счете «восемь».

Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

Девять – сделай-ка гармошку, поиграй на ней немножко.

Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к небу и не отрывать его. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку.

Десять – можно поболтать,

Поболтать и не устать.

Широко открыть рот. Болтать языком, проводя им по верхней губе – «бл-бл»..

Слайд 17

Вывод.

- Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как развитый артикуляционный навык – основа хорошей дикции. Чем раньше будет начата работа по развитию артикуляционных навыков, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребёнка в дошкольном возрасте. 

Слайд 18

Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам консультации-практикума предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. 

Пример: сегодня я узнал(а)… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.

Слайд 19

Итог консультации-практикума.

- Благодарю Вас за активное участие в консультации-практикуме.

Педагоги получают буклет и комплексы по проведению артикуляционной гимнастики на каждую возрастную группу (младший, средний, старший/подготовительный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Восприятие музыки как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Курсовой проектпо профессиональному модулю организация различных видов детской деятельности  и общения детей...

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в сво...

"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством методики Карла Орфа"

Выступление из опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста по системе Карла Орфа....

Самообразование Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».

МБДОУ «Детский сад №8»СамообразованиеТема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».Вос...

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста

Картотека включает игры на развтие речевого внимания, на развитие артикуляционного аппарата, на втоматизацию звуков и смену силы голоса для детей разных возрастных групп....