РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 02 Основы товароведения продовольственных товаров
рабочая программа
ОП 02 Основы товароведения продовольственных товаров для професии 43.01.09
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 02 Основы товароведения продовольственных товаров | 246.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса»
(ГБПОУ РХ ХКПТЭС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 02 Основы товароведения продовольственных товаров
2023
Булгакова А.С.
ОП.02. Основы товароведения продовольственных товаров: Рабочая программа учебной
дисциплины по профессии 43.01.09 Повар, кондитер – Абакан: ГБПОУ РХ ХКПТЭС,2023
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 5 10 |
| 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 по профессии Повар, кондитер, относящейся к укреплённой группе профессии, специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в профессиональный цикл, как обще профессиональная дисциплина.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
У1 проводить органолептическую оценку качества и безопасности продовольственных продуктов и сырья;
У2 оценивать условия и организовывать хранение продуктов и запасов с учетом требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП);
У3 оформлять учетно-отчетную документацию по расходу и хранению продуктов;
У4 осуществлять контроль хранения и расхода продуктов.
З 1 ассортимент, товароведные характеристики, требования к качеству, упаковке, транспортированию и реализации, условия и сроки хранения основных групп продовольственных товаров;
З 2 виды сопроводительной документации на различные группы продуктов;
З 3 методы контроля качества, безопасности пищевого сырья, продуктов;
З 4 современные способы обеспечения правильной сохранности запасов и расхода продуктов;
З 5 виды складских помещений и требования к ним;
З 4 правила оформления заказа на продукты со склада и приема продуктов, поступающих со склада и от поставщиков
Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций | ||
ОК 01* | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | ||
ОК 02* | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | ||
ОК.03* | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | ||
ОК.04* | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | ||
ОК.05* | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | ||
ОК.06* | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей применять стандарты антикоррупционного поведения. | ||
ОК.07* | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | ||
ОК.08* | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности | ||
ОК.09* | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | ||
ОК.10* | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | ||
ОК.11* | Использовать знания по финансовой грамотности планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | ||
Код ПК | |||
ПК 1.1*-1.4*, ПК 2.1*-2.8*, ПК 3.1*-3.6*, ПК 4.1*-4.5*, ПК 5.1*-5.5* |
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 90 | |
Самостоятельная работа | 10 | |
Объем учебной дисциплины | 80 | |
в том числе: | ||
теоретическое обучение | 56 | |
лабораторные занятия (если предусмотрено) | 24 | |
практические занятия (если предусмотрено) | - | |
Самостоятельная учебная работа (СУРО) | 10 | |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение |
Цели задачи, сущность, структура дисциплины. Основные понятия и термины товароведения продовольственных товаров. Состояние рынка продовольственных товаров. Региональные виды сырья и пищевых продуктов. | 2 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 |
Тема 1. Химический состав пищевых продуктов | Содержание учебного материала | ||
Энергетическая ценность пищевых продуктов | 2 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 | |
Тема 2. Классификация продовольственных товаров | Содержание учебного материала | 2 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 |
1. Классификация продовольственных товаров. Качество и безопасность продовольственных товаров. | |||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов; решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных производственных (профессиональных задач); подготовкасообщений | 2 | ||
Тема 3. Товароведная характеристика овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки | Содержание учебного материала | 6 2 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 |
| |||
| |||
Тематика лабораторных работ | 4 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 | |
Лабораторная работа 1. Изучение хозяйственно-ботанических сортов овощей и оценка качества по стандарту. Лабораторная работа 2. Изучение ассортимента плодов и оценка качества по стандарту Лабораторная работа 3. Изучение ассортимента нетрадиционных видов овощей и грибов и оценка качества по стандарту Лабораторная работа 4. Изучение ассортимента фруктов и оценка качества по стандарту | 1 1 1 1 | ||
Тема 4. Товароведная характеристика зерновых товаров | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 |
Характеристика зерна
| |||
Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к к качеству новых видов круп (булгур, киноа, кускус, амаранта, полба, саго) | 2 | ||
Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству новых видов бобовых (маш, нут, сорго, долихос). Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству новых видов макаронных изделий. | 2 | ||
Тематика лабораторных работ | 2 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 | |
Лабораторная работа 5. Ознакомление с ассортиментом круп и оценка качества по стандарту Лабораторная работа 6. Ознакомление с ассортиментом видов муки и оценка качества по стандарту Лабораторная работа 7. Ознакомление с ассортиментом хлебобулочных изделии и оценка качества по стандарту Лабораторная работа 8. Ознакомление с ассортиментом новых видов макаронных изделий и оценка качества по стандарту ТРК 1 | 1 1 1 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучение нормативных материалов; решение задач и упражнений по образцу; решение ситуационных производственных (профессиональных задач); подготовкасообщений | 2 | ||
Тема 5. Товароведная характеристика молочных товаров | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 |
1. Характеристика молока и молочных продуктов. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству молока и молочных продуктов. Кулинарное назначение молочных товаров. Условия и сроки хранения молочных товаров | |||
Тематика лабораторных работ | 2 | ||
Лабораторная работа 9 Оценка качества молока, сливок, сыров по стандарту. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся СУРО1. Изучение нормативных материалов ГОСТов на молочные товары | 2 | ||
Тема 6. Товароведная характеристика рыбы, рыбных продуктов | Содержание учебного материала | 6 2 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 |
Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству рыбы, рыбных продуктов. Кулинарное назначение рыбы, рыбных продуктов. Условия и сроки хранения рыбы и рыбных продуктов | |||
Ассортимент и характеристика, значение в питании общие требования к качеству редких экзотических видов рыбы, нерыбного водного сырья. | |||
Тематика лабораторных работ | 4 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 | |
Лабораторная работа 10 Оценка качества нескольких видов рыбы по органолептическим показателям. Лабораторная работа 11-12 Оценка качества рыбных консервов по органолептическим показателям тары, содержимого и герметичности. Расшифровка маркировки, указанной на упаковке. Оценка качества нерыбного водного сырья по органолептическим показателям. | 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся СУРО 2. Изучение Нормативных материалов ГОСТов на рыбу и рыбные товары | 2 | ||
Тема 7. Товароведная характеристика мяса и мясных продуктов | Содержание учебного материала | 6 2 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 |
Характеристика мяса и мясных продуктов
| |||
Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству мяса диких животных (Косуля, кабан, олень, лось) | |||
Тематика лабораторных работ | 2 | ||
Лабораторная работа 13 Органолептическая оценка качества мяса животных Лабораторная работа 14 Оценка качества мясных консервов по органолептическим показателям тары, содержимого и герметичности. Расшифровка маркировки, указанной на упаковке | 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся СУРО 3. подготовка сообщений по выбору «Субпродукты», «Мясо копчёности». | 2 | ||
Тема 8. Товароведная характеристика, яичных продуктов, пищевых жиров | Содержание учебного материала | 4 2 2 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 |
Характеристика яичных продуктов
| |||
Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к качеству пищевых жиров, кулинарное назначение. Условия, сроки хранения яичных продуктов, пищевых жиров | |||
Тематика лабораторных работ | 2 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 | |
Лабораторная работа 15. Определение вида и категории яиц по органолептическим показателям. Ознакомление с дефектами яиц. Установление допустимых и недопустимых дефектов.Ознакомление с ассортиментом и оценка качества пищевого жира по стандарту | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
СУРО 4. Изучение нормативных ГОСТов на пищевые жиры | |||
ТРК 1 | 2 | ||
Тема 9. Товароведная характеристика кондитерских и вкусовых товаров | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 |
| |||
Тематика лабораторных работ | 2 | ||
Лабораторная работа 16. Ознакомление с ассортиментом вкусовых товаров и оценка качества по стандарту | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ОК 1-7,9,10 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.8 ПК 3.1-3.6 ПК 4.1-4.5 ПК 5.1-5.5 | |
СУРО 5. Подготовка сообщении по выбору «Алкогольную напитки», «Безалкогольные напитки», «Ассортимент кондитерских товаров». | |||
Контроль за подготовкой СУРО | |||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего: | 90 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Товароведения продовольственных товаров», оснащенный:
учебным оборудованием (доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала, производственный стол, весы электронные, линейки, ножи и др.);
техническими средствами обучения (компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором);
наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
- Печатные издания
- Епифанова М.В. Товароведение продовольственных товаров: учеб. для студ. Учреждении сред. проф. образования / М.В. Епифанова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 208 с.
- Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач. проф. образования / З.П. Матюхина. - М.: Академия, 2013. – 336 с., [16] с. цв. ил.
- Электронные издания:
- http://zaita.ru/kachestvo/tovarovedenie-i-ekspertiza-kachestva-potrebitelskix-tovarov.html - товароведение и экспертиза качества продовольственных товаров
- СанПиН 2.3.2. 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. № 98. http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/
- СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2002 г. № 27 http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/
- СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – Режим доступа: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/9/9744/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Осваиваемые знания: | ||
Уметь | ||
У1 проводить органолептическую оценку качества и безопасности продовольственных продуктов и сырья; ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Уметь грамотно проводить органолептическую оценку качества и безопасности продовольственных продуктов и сырья; Распознавание сложных ситуации в различных контекстах, проведение анализа сложных ситуации при решении задач профессиональной деятельности; планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. | Текущий контроль при проведении: -устного опроса; -тестирования; -оценки результатов СУРО 1; ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР4 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: - письменных ответов, - тестирования. |
У2 оценивать условия и организовывать хранение продуктов и запасов с учетом требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП); ОК4Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | Уметь правильно оценивать условия и организовывать хранение продуктов и запасов с учетом требовании системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХААССП); Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач; Планирование профессиональной деятельности | Текущий контроль при проведении: -устного опроса; -тестирования; ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР4 Рубежный контроль: ТРК 1 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: - письменных ответов, - тестирования. |
У3 оформлять учетно-отчетную документацию по расходу и хранению продуктов; ОК4Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Уметь грамотно оформлять оформлятьучетно – отчетную документацию по расходу и хранению продуктов; участие в деловом общении для эфективного решения деловых задач; планирование профессиональной деятельности; применение средств информатизации и информационных технологии для реализации профессиональной деятельности | Текущий контроль при проведении: -устного опроса; -тестирования; ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8 Рубежный контроль: ТРК 1 |
У 4 осуществлять контроль хранения и расхода продуктов ОК9Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Уметь правильно осуществлять контроль хранения и расхода продуктов; Применение средств информатизации и информационных технологии для реализации профессиональной деятельности | Текущий контроль при проведении: -устного опроса; ЛР8 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: - письменных ответов, - тестирования. |
Знать | ||
З1 ассортимент, товароведные характеристики, требования к качеству, упаковке, транспортированию и реализации, условия и сроки хранения основных групп продовольственных товаров; | Знать ассортимент, товароведные характеристики, требования к качеству, упаковке, транспортированию и реализации, условия и сроки хранения основных групп продовольственных товаров | Текущий контроль при проведении: - письменного опроса Рубежный контроль: ТРК 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: - письменных ответов, - тестирования. |
З2 виды сопроводительной документации на различные группы продуктов; | Знать виды сопроводительной документации на различные группы продуктов; | Текущий контроль при проведении: - письменного опроса ЛР7, ЛР8 Рубежный контроль: ТРК 1 |
З3 методы контроля качества, безопасности пищевого сырья, продуктов; | Знать методы контроля качества, безопасности пищевого сырья, продуктов | Текущий контроль при проведении: - письменного опроса ЛР1, ЛР2, ЛР3, ЛР8 Рубежный контроль: ТРК 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде: - письменных ответов, - тестирования. |
З4 современные способы обеспечения правильной сохранности запасов и расхода продуктов; | Знать современные способы обеспечения правильной сохранности запасов и расхода продуктов; | Устный опрос |
З5 виды складских помещений и требования к ним; | Знать виды складских помещений и требования к ним; | Устный опрос |
З6 правила оформления заказа на продукты со склада и приема продуктов, поступающих со склада и от поставщиков | Знать правила оформления заказа на продукты со склада и приема продуктов, поступающих со склада и от поставщиков | Текущий контроль при проведении: - письменного опроса ЛР1 Рубежный контроль: ТРК 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...
Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы дошкольного образования"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫТеоретические основы дошкольного образованияПо специальности среднего профессионального образования050144 «Дошкольное образование»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...