Классный час "Когда чужая боль становится своей"
классный час
Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия,
посвященного трагедии в Беслане:
«Когда чужая боль становится своей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_chuzhaya_bol_stanovitsya_svoey.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«НЯНДОМСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия,
посвященного трагедии в Беслане:
«Когда чужая боль становится своей»
Автор-разработчик:
Вислых О. М., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ АО «Няндомский железнодорожный колледж».
Няндома, 2020
Цель мероприятия:
- формирование у обучающихся представления о трагедиях, к которым может привести терроризм.
Задачи:
- рассказать о трагических событиях в Беслане;
- вызвать осуждение терроризма;
- развить чувство сострадания и соучастия к жертвам терроризма.
Ход мероприятия
Руководитель учебной группы:
Слайд 1.
1 сентября 2020 года исполнилось 16 лет со дня страшной трагедии в Беслане, трагедии, которая произошла во время школьной торжественной линейки, посвященной «Дню знаний». Этот день для Беслана, Северной Осетии и всей страны навсегда останется датой одной из величайших трагедий. Этот ужас стал символом террора против детей в новейшей истории. Наш классный час «Когда чужая боль становится своей», посвящен этому событию.
Слайд 2.
1 ведущий:
1 сентября - праздник первого звонка, праздник белых фартуков и бантиков, звонкого детского смеха и огромных букетов, праздник взрослых и детей! В этот день все дороги ведут к школе. Нарядная детвора гордо шествует по улицам в ожидании новых учебных дней. Все, от первоклашки до выпускника, сделают очередной шаг по чудесной дороге знаний.
2 ведущий:
Ничто не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин… Время в Беслане остановилось. То, что весь мир наблюдал по телевидению с 1 по 3 сентября 2004 года, не поддается никакому описанию. Трагедия и горе разлились в Беслане на каждом метре.
Слайд 3.
1 ведущий:
Попробуем восстановить события этих дней. 1 сентября 2004 года группа вооружённых боевиков подъехала к зданию школы № 1 в Беслане. Стреляя в воздух, террористы загнали в здание школы более 1100 человек: детей, их родителей и родственников, а также сотрудников школы. Несколько террористов обошли школу со стороны Школьного переулка, чтобы отрезать людям путь к бегству. В заложниках оказалось много детей дошкольного возраста: из девяти бесланских детских садов четыре не работали из-за затянувшегося ремонта, вследствие чего многие родители привели с собой на линейку малышей.
Большинство заложников были загнаны в главный спортзал, тогда как остальные попали в тренажёрный зал, душевые и столовую. Террористы досконально знали план здания, что позволило произвести захват в течение нескольких минут. Загнав заложников в здание, террористы заставили всех сдать фото и видеоаппаратуру, а также мобильные телефоны, которые разбивали. Террористы были вооружены до зубов.
Слайд 4.
2 ведущий:
Следующим шагом захватчиков стало баррикадирование здания. Для этой цели они отобрали 20 мужчин и старшеклассников, которых заставили стаскивать стулья и парты к выходам и окнам. У входов и в коридорах были установлены самодельные взрывные устройства, в спортзале взрывчатка была разложена на стульях и подвешена на баскетбольные кольца и два троса, протянутые между ними. Заложникам было приказано говорить только на русском языке, и малейшие отклонения от приказа жестоко пресекались. Отец двоих детей, Руслан Бетрозов, попытался успокоить испуганных заложников на осетинском языке и был застрелен на виду у всех для всеобщего устрашения. Другой заложник, Вадим Боллоев, был тяжело ранен выстрелом за отказ опуститься на колени и позже скончался. Когда заложники начинали плакать или шуметь, террористы стреляли в потолок или выдёргивали из толпы заложника, независимо от возраста и пола, угрожая расстрелом. Подобные акции устрашения использовались на протяжении всего захвата наряду с издевательствами и оскорблениями.
Слайд 5.
1 ведущий:
Террористы начали озвучивать свои требования. Текст первого послания был таким: «Мы требуем на переговоры президента Республики Дзасохова, президента Ингушетии Зязикова, детского врача Рашайло. Если убьют любого из нас, расстреляем 50 человек, если ранят любого из нас, убьём 20 чел, если убьют из нас 5 человек, мы все взорвём. Если отключат свет, связь на минуту, мы расстреляем 10 человек».
Террористы ждали выполнения их требований. Они отказались пускать врача в здание и принимать предложенную им воду и пищу. К тому моменту заложники были вынуждены питаться лепестками принесённых ими цветов. Они мочили одежду в изредка приносимых помойных вёдрах, высасывая эту жидкость. Но даже при этом до многих вода просто не доходила.
2 ведущий:
Слайд 6.
Требования немедленного и безоговорочного освобождения заложников террористами были проигнорированы.
В 16 часов захваченную школу посетил бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, единственный, кому удалось вести переговоры с террористами лицом к лицу. Вот как он описал увиденное: «Когда меня провели в помещение спортзала, то, что я увидел, меня потрясло — весь зал был забит женщинами, детьми, стариками, которые сидели, лежали, стояли. В помещении была жуткая жара, дети были раздеты. По моим прикидкам, в здании школы находилось не менее 1000 заложников».
1 ведущий:
Через несколько часов после ухода Аушева террористы заметно ожесточились. Изначально выпускавшие заложников в туалет и приносившие вёдра с водой в спортзал, боевики отказали и в том, и другом, вынудив заложников пить собственную мочу. Жаркая погода, смрад и отсутствие вентиляции в зале ещё больше усугубляли состояние заложников: многие теряли сознание. На просьбы дать воды террористы отвечали, что она отравлена. Выбраться в туалет или душевую удавалось единицам.
2 ведущий:
Слайд 7.
К утру третьего дня заложники обессилели до такой степени, что уже плохо реагировали на угрозы террористов. Многие, особенно дети и больные сахарным диабетом, падали в обморок. Другие бредили и испытывали галлюцинации. В зале террористы перемонтировали взрывную цепь и произвели несколько выстрелов из гранатомётов по близлежащей территории. В 13:05 в спортзале последовательно произошли два мощных взрыва с интервалом примерно в полминуты, в результате чего произошло частичное обрушение крыши. Сразу после взрывов террористы открыли огонь по спасателям. После этого заложники начали выпрыгивать через окна и выбегать через входную дверь во двор школы. Террористы открыли по ним огонь, вследствие чего погибли 29 человек.
1 ведущий:
Слайд 8.
Оставшихся в живых людей боевики начали перегонять из спортзала в актовый зал и столовую, при этом многих заложников, неспособных самостоятельно передвигаться, террористы добили при помощи автоматов и гранат. Через пять минут после первых взрывов был отдан приказ приступить к операции по спасению заложников и обезвреживанию террористов. Снайперы открыли прицельный огонь на поражение террористов, прикрывая эвакуацию заложников. Носилок не хватало, поэтому местные жители изготавливали их из любого доступного материала, включая одеяла и переносные лестницы. Также не хватало машин «Скорой помощи», и бесланцы увозили пострадавших на собственных автомобилях в городскую больницу.
2 ведущий:
Слайд 9.
Прорыв бойцов ФСБ в здание был осуществлён с трёх направлений, но забаррикадированные окна не позволяли им проникнуть в здание более часа. В это время террористы вели по спортзалу автоматный и гранатомётный огонь из столовой, заставив заложников встать на окна в качестве «живого щита». В результате многие бойцы были вынуждены жертвовать собственными жизнями для спасения заложников. Операция по ликвидации террористов продлилась почти до полуночи.
1 ведущий:
Слайд 10, 11.
В результате теракта погибло 333 человека, из которых - 186 детей. В 66 семьях погибло от 2 до 6 человек, а 17 детей остались круглыми сиротами (родственники жертв, скончавшиеся в результате тяжелейшей психологической травмы, в эти цифры не входят).
Слайд 12, 13, 14, 15
Для оценки масштаба теракта достаточно сказать, что за четыре года Великой Отечественной войны Беслан потерял 357 мужчин на различных фронтах.
Также во время штурма здания погибли 10 сотрудников ФСБ — самое большое количество потерь в ходе одной операции за всю историю российского спецназа.
Просмотр видео 1.
- ведущий:
Кладбище в Беслане, на котором похоронены жертвы теракта называют “Детским”, “Школьным переулком”, а последний год уже официально именуют “Городом ангелов”. Из 266 могил 186 — детские. Есть еще одна — братская, где похоронены фрагменты тел, которые не удалось опознать. Дата смерти у всех одна — 3 сентября 2004 года.
1 ведущий:
“Город ангелов” находится неподалеку от аэропорта. Таксисты, узнав, что вы хотите посетить кладбище и первую школу, как правило, не назначают цену за проезд – можете заплатить, сколько считаете удобным. На кладбище нет ворот. На входной арке выбито: “Город ангелов”. У входа на кладбище – памятник «Древо скорби».
Слайд 16.
Семиметровая бронзовая композиция, четыре плачущих женщины и пятьдесят устремленных в небо ангелов, символизирует скорбь, всемирную солидарность с Бесланом и вечную память о жертвах теракта.
2 ведущий:
Фигурки ангелочков здесь повсюду: выставлены вдоль невысокой ограды, восседают на постаментах между могилами.
Надгробий столько, что красные мраморные плиты почти заходят за горизонт. У каждой могилы — бутылки с минеральной водой, которой так не хватало детям, ставшим заложниками террористов.
Слайд 17.
В 2011 году на месте заброшенной школы № 1 начали строить мемориальный комплекс. В центр спортивного зала школы погибшим до сих пор приносят бутылки с водой, поскольку заложники сильно страдали от жажды.
Слайд 18.
1 ведущий
3 сентября в 13:05, в ту минуту, когда в захваченной террористами школе прогремел первый взрыв, на территории России объявлена минута молчания.
Софья Кырпэ:
В небеса поднимались ангелы...
Все прекрасны, невинны, чисты.
Сколько звёзд тогда ярких попадало,
Маскируясь росой на цветы...
Вам, нежданно ушедшим так рано...
Уготован в раю уголок.
Наши общие дети Беслана,
Вы простите ли нас за тот рок?!.
И теперь близким нет утешения...
Им кровинок родных не вернуть...
И зачем даровалось рождение?..
Чтоб так скоро в мученьях уснуть?..
И застрянет вопрос глыбой каменной
И в глазах, и в сердцах у людей -
Вы нелепо ушли... И остались мы
С острой болью потери детей...
Распускаются листья зелёные...
И цветут ароматно сады...
И растут, трелью птиц вдохновлённые,
На полях и на клумбах цветы...
И умоет весна тёплым дождиком
Всё, что зеленью сочной взошло...
Только им... не гулять уж под зонтиком...
Им посмели обрезать крыло...
Вопреки вашим крыльям обрезанным -
Вы сумели взлететь... Чередой -
Люди шли... и несли вам, истерзанным,
На могилы бутылки с водой...
А преступникам нет оправдания!
Им гореть в адском, страшном огне! -
Кем задумано было заранее
Преградить вам дорогу к весне...
Рано радуетесь, мелкотварные!
Чистых душ урожай по нутру?..
Но нарушатся планы коварные -
Час придёт! И однажды к утру -
Возродятся ушедшие странники!..
Догуляют!.. Долюбят!.. Придут!..
Только... близкие в сердце израненном...
Пусть ДОБРО и ЛЮБОВЬ сберегут...
Рефлексия: синквейн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО...»
Цели классного часа: создание «социальной ситуации развития»,среды общения в микросоциуме; обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности;создание благоприятной образовате...
Методическая разработка классного часа "Человек отражается в своих поступках"
Классный час "Человек отражается в своих поступках" ставит следующие воспитательные задачи:· развивать умения «входить в положение других людей», понимать их чувства, мотивы поведения;·...
Классный час: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора Владимира Яковлевича Шаинского
Класснй час для студентов: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора Владимира Яковлевича Шаинского....
Открытый классный час " Я сам выбираю свой путь"
Урок-диспут-размышление, профилактика наркомании.Цель классного часа - помочь участникам урока самостоятельно сделать вывод:только полное исключение из своей жизни наркотиков позволит ЖИТЬ....
Методическая разработка классного часа по теме: "Цените свою жизнь"
Классный час по теме "Цените свою жизнь" проводится с целью создания условий для профилактики суицидального поведения среди обучающихся и формирования ценностного отношения к жизни....
Классный час на тему "Когда чужая боль становится своей» (посвящен 10-летию трагедии в Беслане)"
Цель мероприятия:- формирование у учащихся представления о трагедиях, к которым может привести терроризм.Задачи:- рассказать о трагических событиях в Беслане;- вызвать осуждение к терро...
Классный час "Афганистан болит в моей душе..."
Классный час "Афганистан болит в моей душе..." для учащихся 5-8 классов...