Методические рекомендации по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью
материал

Капустина Галина Павловна

Методические рекомендации по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rek_suitsid_i_smertnost.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью

В период летнего отдыха у подростков значительно увеличивается объём свободного времени. При нахождении подростков без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.

1. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти подростков, их причины.

Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу -  в настоящее время в большинстве цивилизованных стран подростки чаще погибают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых.

Задача родителей сделать всё возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребёнка от несчастного случая.

Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:

- ожоги;

- падения с высоты;

- утопления;

- отравления;

- поражения электрическим током;

- дородно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а так же роллинг (катание на роликах).

На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в подростковом возрасте чаще всего является:

- отсутствие должностного надзора за подростками,

- неосторожное, неправильное поведение подростка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности подростков: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

2. Обучение подростков основам профилактики несчастных случаев

С учётом указанных причин, работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:

- создание безопасной среды пребывания подростка, обеспечение надзора,

- систематическое обучение подростков основам профилактики несчастных случаев.

Создание безопасной среды пребывания подростка предполагает:

  1. Организацию досуга подростка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;
  2. Ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для подростка опасных средств и веществ;
  3. Запрет на пребывание подростка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоёмах и т.п.);
  4. Обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями подростка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с подростком в течение дня с использованием электронных средств связи).

Систематическое обучение подростков основам профилактики несчастных случаев включает:

  1. Информирование подростка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а так же об условиях и способах избегания несчастных случаев;
  2. Регулярное инструктирование подростка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;
  3. Обучение подростка противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей;
  4. Обучение подростка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.

Основные условия проведения успешной профилактической работы с подростками:

  1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны перестать считать роковым зло, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у подростка навыки осмотрительного поведения.
  2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.
  3. Важно не развивать у подростка чувство робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!
  4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что нельзя делать.
  5. Особое внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений.
  6. Иногда бывает полезно рассказать подростку о несчастных случаях, происшедших с другими подростками. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принёс реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Подросток должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

3. Рекомендации по предупреждению несчастных случаев

Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждению, предотвращению.

 3.1. Ожоги

Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а так же в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом).

Для предупреждения ожогов:

- ограничьте доступ подростков к явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;

- запретите подросткам разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.

Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:

- защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), лёгким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;

- защищать глаза тёмными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазона А, В;

- избегать пребывания на открытых пространствах, где прямые солнечные лучи. Солнце самое активное и опасное в период с 12 до 16 часов.

- находиться на солнце (если подросток загорает в первый раз) можно не более 5-6 минут и 8-10 минут после образования загара;

- загорать лучше не лёжа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние часы и в вечерние;

- при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.

3.2. Падение с высоты

Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием подростков без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях.

Для предупреждения падения с высоты необходимо:

- информировать подростка об опасности играть на высотных помещениях;

- объяснить подробно правила пользования аттракционами.

3.3. Отравление

Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения подростка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а так же при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений.

Для предупреждения отравления необходимо:

- хранить ядовитые вещества и медикаменты в труднодоступном месте, в специально маркированной посуде;

- не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить подростку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.

3.4. Поражение электрическим током

Поражение электрическим током чаще наступает при нахождении подростков в запрещённых местах (стройках, промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.).

Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:

- проинформировать подростка об опасности проведения игр в запрещённых местах;

- объяснить подростку опасность прикосновения к электрическим проводам.

3.5. Утопление

Утопления происходят по причине купания в запрещённых местах, ныряния на глубину или неумения подростка плавать.

Для предупреждения утопления необходимо:

- разрешить купаться только в специально отведённых для этого местах;

- обеспечить его защитными средствами, если подросток не умеет плавать;

- напоминать подростку правила поведения на воде перед каждым посещением водоёма.

3.6. Роллинговый травматизм

Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью.

Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:

- выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надёжно поддерживать голеностопный сустав;

- приобрести обязательно наколенники, налокотники, напульсники и шлем. Это предупредит основные травмы. Требуйте их использования подростком;

- научить подростка правильно падать: вперёд на колени, а затем на руки;

- запретите кататься вблизи проезжей части;

- научить подростка избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным

3.7. Дорожно-транспортный травматизм

Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на мотоцикле и велосипеде.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

  • соблюдать неукоснительно САМИМ, а также научить подростка соблюдать правила дорожного движения;
  • проинформировать подростка о правильном переходе проезжей части (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств);
  • использовать при поездке в машине ремни безопасности;
  • научить подростка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Обязательно нужно использовать защитные шлемы.

Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге.

Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:

  • запрещать подросткам находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;
  • проинформировать подростка о переходе железнодорожных путей только в специально отведенных местах;
  • соблюдать САМИМ и требовать от подростка соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.

Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях – это средство спасения жизни и здоровья подростка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя детского дома»

Логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его для успеш...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Оформление буклета для родителей - средства информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников"

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов к учебно - методическому комплексу ПМ. 04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими и сотрудниками ДОО...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Специальность 43.02.06 «Сервис на транспорте»(по видам транспорта) Дисциплина/ОП.04 «Риски и страхования на транспорте»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОП.04 «Риски и страхования на транспорте»          О...

Методические рекомендации по работе со студентами "группы риска"

В работе представлен личный опыт педагога-психолога в системе СПО со студентами "группы риска"...