Коллективное творческое дело: «Создание сайта образовательного учреждения»
статья на тему

Научиться включать каждого воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в практическое использование приобретенных знаний и умений; в обмен опытом творения добра; в преодоление трудностей при выполнении задуманного; в борьбу со всем, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее… Воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой (общественно-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивной) заботе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd_statya.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Иванов Е.В. Коллективное творческое дело: «Создание сайта образовательного учреждения»

Иванов Е.В.

Коллективное творческое дело:
«Создание сайта образовательного учреждения»

  1. Создание образовательной среды

1.1 Общая забота

Научиться включать каждого воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в практическое использование приобретенных знаний и умений; в обмен опытом творения добра; в преодоление трудностей при выполнении задуманного; в борьбу со всем, что мешает добру и красоте утвердиться в нашей жизни; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее… Воспитывать – значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой (общественно-политической, трудовой, познавательной, художественной, спортивной) заботе.

1.2 Товарищество

Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.

Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность действий на общую радость и пользу, в которых нужно участвовать, чтобы улучшать окружающую жизнь и одновременно улучшать, совершенствовать себя как товарища других людей.

1.3 Единство мыслей и действий, воли и чувств

Развивать в единстве три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Формировать научные знания, убеждения, идеалы. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности. Развивать каждому гражданину нашего общества необходимые умения и способности, привычки и черты характера.

1.4 Единый коллектив

Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

Воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитания воспитанниками воспитателей. Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив — старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

1.5 Творчество, а не шаблон

Использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредствованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия. Воспитанники участвуют в творческом решении общих с воспитателями (вожатыми, педагогами, своими родными) жизненно важных практических задач.

Они – младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской заботе. Воспитатель воздействует на воспитанников и прямо – в личном общении, и опосредствованно – через самих воспитанников, через других воспитателей. Однако и прямое, и опосредствованное воздействие должно иметь прежде всего практическую направленность: что и как лучше сделать, чтобы улучшить жизнь – окружающую и своего коллектива?

Главное, чтобы были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?

Каждое дело – людям, иначе – зачем?

Каждое дело – творчески, иначе – зачем?

Наша цель – счастье людей!

Мы победим – иначе быть не может!

  1. Интернет-сайт

Сайт – познавательное и организаторское дело-обозрение, над всеми частями-страницами которого по очереди работают все члены коллектива.

Сайт создается с целью обмена опытом, впечатлениями, мнениями, предложениями внутри коллектива, а также для близких и далеких друзей. Может создаваться как по итогам целого периода жизни коллектива (например, к праздникам День Победы, 8 Марта, под Новый год, к дню рождения коллектива или его героя), так и после какого-то большого события (трудовой операции, похода, слета, фестиваля и др.).

Готовят страницы сайта творческие бригады (журналисты, литераторы, дизайнеры, web-мастеры, художники и т. п.), постоянные микроколлективы (например, творческие группы) или сводные объединения ребят.

На общем сборе-старте участников выбирается совет дела – редколлегия, в которую входят руководители всех творческих бригад, а также взрослые – редакторы, консультанты. На этом же сборе по предложениям бригад составляется план сайта, определяются способ и сроки работы (если сайт создается силами коллективов, находящихся далеко друг от друга, то они договариваются о плане, способе и сроках работы через электронные письма, совместные документы). Редколлегия принимает и сообщает участникам общие требования к оформлению материалов (формат страниц, оформление, текстовые шаблоны и т. д.).

План сайта представляет собой перечень частей (страниц, например, проекты по истории города, гидовской практике, краеведению, о здоровом образе жизни…), различных жанров (рассказ, сказка, повесть, репортаж, путевые заметки, мемуары, былина, поэма, басня, частушки, рисунок или серия рисунков, дружеские шаржи, серия загадок, песни, юмористический «толковый словарь», головоломки, ребусы, кроссворды и т. п.).

Возможные способы (варианты) создания сайта.

Каждая творческая бригада выбирает – по желанию или по жребию – одну из намеченных частей-страниц, придумывает тему (и название), составляет свою цепочку: кто-то начинает и передает на тот же срок (например, на день) следующему члену бригады для продолжения. Он, выполнив свою часть общей работы, передает третьему и т. д. Последний в цепочке завершает работу. Затем бригада собирается, обсуждает результат, оформляет работу и вручает ее редколлегии.

Одновременно трудятся все бригады, и каждая создает свою часть, вносит свой вклад в общее дело.

Можно составить круг (или кольцо) бригад, причем каждая устанавливает контакт со своими соседями справа и слева. Затем (по желанию или по жребию) каждая бригада получает одну из частей будущего сайта (количество частей совпадает с числом бригад) и придумывает тему, название и начало этой части, а затем передает для продолжения следующей бригаде (соседу справа), а сама получает от соседей слева придуманное ими начало другой части сайта и составляет продолжение, потом передает соседу справа для продолжения и получает от соседа слева третью часть, над которой поработали уже две бригады, и т. д. Таким образом, каждая бригада вносит свой вклад в каждую часть сайта.

Каждый этап, т. е. время работы бригад (от получения до передачи), может длиться, по предварительной договоренности, день или несколько дней. Передача материалов по кругу должна происходить в одно и то же время, чтобы ни одна бригада не задерживала другую. Когда к бригаде снова попадает та часть, которую она начинала (с дополнениями всех бригад), т. е. когда кольцо замыкается, материал окончательно дорабатывается и вручается редколлегии.

При подготовке сайта целесообразно раздать бригадам по кругу части-жанры так, чтобы чередовались задания прозаические и стихотворные, серьезные и юмористические.

После того, как сайт «вышел в свет», он читается и обсуждается всеми участниками работы, потом авторы знакомят с материалами журнала своих друзей – младших ребят, родителей, шефов, сверстников из параллельных классов и т. д. Он может быть затем передан в сеть школы или послан в подарок далеким друзьям.

  1. Выводы

Сайт – живая, яркая форма коллективной оценки, анализа и обобщения собственного опыта, извлечения уроков на будущее. При умелом педагогическом руководстве становится действенным средством развития логического мышления, находчивости, творческого воображения, письменной речи, расширения кругозора, эстетического воспитания, формирования умения работать сообща, укрепления товарищеских отношений в коллективе и между коллективами, между младшими и старшими, между ребятами и взрослыми.

Работа над сайтом строится как творческая забота каждого о своем коллективе, об успехе общего дела; как взаимная забота коллективов; как общая забота о своем классе, о близких и далеких людях.

Литература

  1. Баннов А.М., Гусакова Т.М., Кузнецова Н.М., Пирог Т.Г., Шилова О.Н. Intel «Обучение для будущего». Введение в информационные и образовательные технологии XXI века: учебн. пособие – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2010. – 176 стр.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: изд. «Педагогика», 1989 г.
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Том 2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

Страница  из


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"

Сценарий КТД можно использовать  при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....

Методические рекомендации для педагогов: "Подготовка и создание информационных материалов (пресс-релизов) для официального сайта профессионального образовательного учреждения"

В современном информационном пространстве PR-деятельность образовательного учреждения решает задачи формирования благожелательного отношения общественности  к образовательному учреждению с целью ...

Методическая разработка коллективного творческого дела посвящения в студенты «Гордись, первокурсник! Теперь ты студент АМК!»

Цели данной методической разработки:1. Сохранять и укреплять лучшие традиции колледжа, направленные на привитие любви, уважения к избранной профессии, гордости за свое учебное заведение.2. Помочь студ...

Содержание и организация коллективного творческого дела с детьми и подростками.

В презентации "Содержание и организация коллективного творческого дела с детьми и подростками" вы ознакомитесь с понятием КТД, его структурой, формой и примером КТД....

Методическая разработка "Формирование социально-ответственного профессионального самоопределения на основе коллективного творческого дела (КТД)"

Актуальность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления несоответствия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и...

Коллективное творческое дело, как основное направление досуговой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на семинар «Формирование социальных позиций с учетом психофизических особенностей у подростков с ОВЗ»...