Занятие по сказкотерапии "Сказка про Ежика Витю"
план-конспект занятия
Занятия рассчитаны как для нормативно развивающихся детей, так и могут быть адаптированы для детей с проблемами развития путем сокращения списка упражнений и упрощения заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zyanyatie_po_skazkoterapii.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по сказкотерапии «Сказка про ежика Витю»
Материалы и оборудование: аппликаторы Кузнецова; шелковый шарф, картонные круги или спортивные «подушки»; мелкие бусинки, пуговицы, палочки; аудиозапись песни «Дружба крепкая» В. Шаинского.
Ход занятия
1. Упражнение «Ласковый дождик»
Цель: активизировать детей, позитивно настроить на совместную работу в группе; снять телесные зажимы.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поприветствуем друг друга с игрой „Ласковый дождик“.
Все становятся друг за другом и, двигаясь по кругу, делают массаж плеч, спины идущего впереди. Затем направление движения меняется, и игра повторяется. Направление можно менять несколько раз.
2. Упражнение «Дорожки»
Цель: развивать тактильные ощущения, учить детей чувствовать свое тело.
«Сегодня нам предстоит долгая прогулка, а для этого нам надо выбрать дорогу, по которой мы пойдем».
Ведущий демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них.
«Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего волшебной силой, которая поднимается от ступеней и заполняет все его тело.
Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется шарф или аналогичный кусок ткани).
Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются кольца или спортивные „подушечки“). Но эта дорога дает идущему по ней больше силы, чем первая.
Третья дорога – самая трудная. Она колючая и болезненная (раскладываются аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.
Закончив путь, садитесь на пол и расслабляйтесь».
Дети по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь выбрал.
«Сказка про ежика Витю»
В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.
3. Упражнение «Колючий ежик»
Цель: реализовать потребность детей в возможности проявления агрессии, снимающей у них мышечные зажимы.
Дети превращаются в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда все неприятели разбегутся, ежи остаются в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке. Упражнение повторить несколько раз.
– Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой колючкой, как ты? – говорила Вите лиса.
– Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой, – бурчал медведь.
– Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь, – пищал зайка.
– У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте – и те поют лучше тебя, – напевал ему прямо в ухо соловей.
4. Упражнение «Зайцы, медведи, лисы, соловьи»
Цель: развивать умение изображать при помощи жестов, мимики разных животных, формировать навыки креативности.
Ведущий называет то одно, то другое животное или птицу, а дети выполняют характерные для него движения, «любуются» собой.
– «Зайцы» – легко скачут;
– «Медведи» – медленно переваливаются, изображая тяжелую походку;
– «Лисы» – крадутся за добычей;
– «Соловьи» – порхают, легко махая крылышками.
Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?» – плакал он. Маленькие слезки ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку.
5. Упражнение «Печаль»
Цель: учить ребенка понимать свои эмоции и правильно их выражать, преодолевать собственные внутренние барьеры.
Дети изображают эмоцию «печаль» – лица печальные, глаза грустные, уголки губ опущены. Дети ладонью круговыми движениями мягко гладят себя по груди, успокаивают.
Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть не заболел.
6. Упражнение «Закончи фразу»
Цель: активизировать и обогащать словарный запас детей, совершенствовать навыки связной речи, развивать самореф лексию.
Детям предлагается изобразить маленького ежика и проговорить: «Да, я маленький – но я…» (добрый, сильный и т. д.).
Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак.
7. Упражнение «Кто больше соберет»
Цель: развивать моторную ловкость, дать возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки, тренировать в изменении характера движений.
Дети собирают мелкие игрушки, детали, фишки, палочки и т. п., но с условием: а) только правой рукой, б) только левой рукой; в) пальцами ног, г) сжав пальцы в кулак.
Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику стало очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький», – подумал он.
8. Упражнение «Страх чужого»
Цель: отрабатывать навыки общения с разными людьми, понимать эмоции других людей; развивать умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим невербальным способом.
Ведущий исполняет роль «чужого», все дети – «ежики». Сначала раздаются раскаты грома в записи. Затем ведущий кричит низким страшным голосом: «У-у-у! Зачем вы здесь?» Дети изображают страх, а затем по очереди встают и гордо выпрямляются, как бы победив свой страх.
Но, несмотря на страх, Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.
Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться за куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался, пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела.
9. Упражнение «Боль»
Цель: формировать навыки невербального выражения эмоций; учиться задерживать внимание на своих ощущениях.
Детям предстоит показать, как они ощущают боль (без слов).
Когда ежик, наконец, добрался до старой сосны, там его ждала лиса.
– Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг, – сказала лиса.
10. Упражнение «Настоящий друг»
Цель: учить детей находить в своем товарище положительные черты характера, подбирать слова для передачи этих качеств.
Дети разбиваются на пары. Им предлагается полоса препятствий: пройтись по тропинке через лес, через кусты, обогнуть яму, перебраться через поваленное дерево, переплыть на лодке озеро и т. д. Но все это надо сделать вместе, не разрывая рук, как настоящие друзья, которые друг друга не бросают.
С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.
Ведь настоящий друг – это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг – это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.
11. Упражнение «Марш»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с музыкой маршевого характера, способствовать повышению уровня самооценки и уверенности в себе.
Дети выбирают себе «друга» и встают в пары. Под песню «Дружба крепкая» они гордо обходят зал, крепко держась за руки.
«На этом наше сказочное путешествие заканчивается.
Мы с вами опять выбираем себе дорогу домой» (раскладываются три варианта). Дети выбирают, а ведущий наблюдает за их выбором.
Вопросы для обсуждения (обсуждение проходит в группе или индивидуально):
1. За что было обидно ежику, почему он плакал?
2. Что изменилось в жизни ежика?
3. Кто такой настоящий друг, по мнению ежика? А как считаешь ты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее профориентационное занятие «Ежик в тумане»
Развивающее профориентационное занятие«Ежик в тумане» Задачи: Ø Оказывать первичную помощь в выборе профессиональных предпочтений, наиболее отвечающих ин...
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях
Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...
Конспект "Изготовление ежика из ниток"
Семейка ежиков . В 4 классе с недавних пор живут ёжики,но не в живом уголке ,а на лесной полянке. Когда мы с ребятами услышали информацию о том,что ежики занесены в Красную книгу Кировской...
Открытое занятие по теме «Оконцовка кабеля витая пара» по МДК.03.01 Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры
План занятия по МДК.03.01 Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры...
Открытое занятие на тему :"Осенние ежики"
Цель: развитие художественного воображение детей...
ПРофилактическое мероприятие по профилактике курения "Семь шагов ежика в будущее без тумана"
профилактика курения...