«О, молодые генералы своих судеб...»
методическая разработка

Олеся Шкуратова

Автор: Лисица Людмила Анатольевна, педагог-библиотекарь

Пояснительная записка: Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного героям Отечественной войны 1812 года, подготовлена педагогом-библиотекарем МБОУ Климовской СОШ № 3 Лисицей Людмилой Анатольевной.    Можно приурочить ко Дню воинской Славы России)

Цели:

Рассказать о героях войны 1812 года. Оценить значение победы русского народа в этой войне.

Воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории, чувство гордости за свою страну.

Задачи: Развивать познавательную активность, умение находить информацию.

Способствовать развитию коммуникативных навыков: выступать публично, выразительно читать стихи, исполнять песни.

Форма проведения: внеклассное мероприятие. 

Место проведения: специально оборудованное помещение

Участники: учащиеся 9-11 классов.

Оборудование: ноутбук,  проектор, экран, презентация, видеозапись песни «Гимн русскому воинству», музыкальное сопровождение. Выставка-галерея «Герои 1812 года».

Реквизит: канделябры, стол, чернильный набор, костюмы гусаров, платье женское 1-й половины 19 века, гитара.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_molodye.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

«О, молодые генералы своих судеб...»

Пояснительная записка: Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного героям Отечественной войны 1812 года, подготовлена педагогом-библиотекарем МБОУ Климовской СОШ № 3 Лисицей Людмилой Анатольевной.    Можно приурочить ко Дню воинской Славы России)

Цели: 

Рассказать о героях войны 1812 года. Оценить значение победы русского народа в этой войне.

Воспитывать чувство патриотизма, интерес к истории, чувство гордости за свою страну.

Задачи: Развивать познавательную активность, умение находить информацию.

Способствовать развитию коммуникативных навыков: выступать публично, выразительно читать стихи, исполнять песни.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.  

Место проведения: специально оборудованное помещение

Участники: учащиеся 9-11 классов.

Оборудование: ноутбук,  проектор, экран, презентация, видеозапись песни «Гимн русскому воинству», музыкальное сопровождение. Выставка-галерея «Герои 1812 года».

Реквизит: канделябры, стол, чернильный набор, костюмы гусаров, платье женское 1-й половины 19 века, гитара.

(Ход мероприятия)

 (слайд 1)

Библиотекарь: Отечественная война 1912 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Поистине стала всенародной, когда на борьбу с армией Наполеона встали люди всех сословий, чинов и званий. Поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, Татарин Николай Кудашев, турок Александр Кутайсов, крестьяне и дворяне, купцы и представители духовенства, казаки и «всякий простой люд»..Все они -верные сыны России. О подвиге и доблести этих героев мы будем сегодня вспоминать.

(видеозапись «Гимн русскому воинству. Бородинское поле»)

1-й ученик: Идя на подвиги,

Не алчут орденов,

Не бредят благодарностью державы,

Не узнают примерный вес чинов,

Достойных стать эквивалентом славы.

Идя на подвиги, не ведают о том,

Насколько щедрость Родины огромна,

И называют чрезвычайно скромно

Всё то, что станет подвигом потом.

В. Коротич «Герои России».

(слайд 2)

2-й ученик: По свидетельству современников, в момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах, как будто намеренно искал смерть. Под ним было убито 5 лошадей, рядом с ним погибли два его адьютанта.

О вождь несчастливый!..

Суров был жребий твой:

Всё в жертву ты принес земле тебе чужой.

Михаил Богданович Барклай-де Толли. Военную службу начал в 14 лет. Когда началась Отечественная война 1812 года, Барклай-де -Толли, как военный министр, стал главнокомандующим. Он взял на себя непосредственное командование самой большой из трех русских армий-1-й армией. Однако противостоять мощи наполеоновской армии не смог. Его войскам пришлось отступать до Смоленска, а затем и к Москве.

Приказ вызвал возмущение солдат и офицеров

1-й ученик: Приказ вызвал возмущение солдат и офицеров. Командующего обвинили в равнодушии к судьбам России и даже -в измене. Барклай -де -Толли тяжело переживал несправедливые обвинения и, по свидетельству современников, в день Бородинского сражения, искал смерти.

2-й ученик: По мнению А. С. Пушкина, Барклай-де-Толли - «одно из замечательнейших в нашей истории лиц». Он стал вторым после М. И. Кутузова полным кавалером ордена Св. Георгия .

(слайд 3)

Его имя четырежды выбито золотыми буквами на памятных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца

(Ведущие уходят).

(слайд 4)

(выходят другие ученики)

3-й ученик: Раевский, слава наших дней,
Хвала! Перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами!

Так писал о нем поэт В. А. Жуковский. Николай Николаевич Раевский! Герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии. После подвига под Салтановкой стал одним из популярнейших генералов русской армии. Борьба за батарею Раевского явилась одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения. Участник «Битвы народов» и взятия Парижа.
На его надгробной плите начертаны слова:
"Он был в Смоленске щит,
В Париже меч России".

(слайд 5)

4-й ученик: Старший сын генерала Александр Николаевич был другом А. Пушкина, который посвятил ему стихотворение «Демон». По делу декабристов его допрашивал Николай I. Александр отказался выдать своих друзей. А на укор царя, что своим отказом он нарушает присягу, ответил: «Честь, Ваше Величество, выше присяги».

3-й ученик: Младший сын Раевского Николай Николаевич-генерал-лейтенант. Отечественную войну сыновья генерала Раевского прошли вместе с отцом. Существует предание, что во время боя под Смоленском он взял их за руки, и они пошли навстречу неприятелю, увлекая за собой войска.

(слайд5) (звучит музыка из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово)

4 -й ученик:

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик… (М. Цветаева)

В начале 19 века в русской армии служили и достигли генеральского чина пять братьев Тучковых. Младший из них именовался по тогдашнему обыкновению Тучковым четвертым, Романтический красавец, склонен скорее к научным занятиям и литературе, он, тем не менее, еще подростком был зачислен в артиллерию — Тучковы испокон веку носили мундир!  

(слайд 6)

1-й ученик: Однажды, в одном из московских домов, Александр Тучков увидел женщину, без которой вскоре не представлял своей жизни. Маргарита Ласунская, тоже полюбила его. Но она была в браке, неудачном, мучительном…И когда она добилась развода, ее родители категорически отказали посватавшемуся Тучкову.  Только через 4 года им удалось пожениться. История этой любви могла бы лечь в основу большого романа.

2 ученик: Мы сегодня говорим о доблести и мужестве …, но …

Вот коляска у ступеней дома. Сейчас Маргарита сбежит по ним, чтобы поцеловать мужа на прощание-снова впереди военный поход. Но обомлевший Тучков увидит ее в мужском костюме. Никакие уговоры не помогли…она сопровождала мужа всюду, словно предчувствуя,

сколь недолгим окажется счастье.

(музыкальная заставка)

3-й ученик: Смерть догоняла Тучкова на Бородинском поле дважды. Ряды Ревельского полка редели на глазах, казалось, не было силы, способной поднять людей в контратаку. Александр схватил знамя: «Трусите, ребята? Так я один пойду!» и ринулся вперед! Но успел сделать только несколько шагов… Множество ядер и гранат шипящим облаком обрушилось на то место, где стоял Тучков. Солдаты попытались вынести любимого командира, но тут их всех накрыло ядро…

4-й ученик: Тремя часами позже у деревни Утица был смертельно ранен Тучков-первый. Когда его уносили с поля боя, он узнал о гибели младшего брата.

(Слайд 7)

1-й ученик: Маргарита поехала на поле боя искать тело мужа. Страшно представить, что пришлось увидеть молодой женщине, по какому адскому месиву шли ее ноги. Она нагибалась едва ли не каждому трупу, пытаясь различить дорогие черты. А в это время старец-монах о. Иосафам кропил тела убитых святой водой.

2-й ученик: Несколько дней ходила Маргарита по Бородинскому полю, словно не чувствую смрада разложения, собственными руками переворачивала окостеневшие тела, заглядывала в лица…Но найти смогла только правую руку мужа-узнала по рубиновому перстню. Она захоронила эту руку там, на поле Бородинском, точно в том месте, где, как указывали очевидцы, погиб Александр Тучков..

3-й ученик: Тоска гнала Маргариту на землю, спрятавшую ее дорогого Александра. Скоро на краю Бородинского поля выросла сторожка. (слайд 8)

(Ученица в старинном платье. Декорации: стол, подсвечник.)

Ученица: Письмо моему дорогому Александру. Дорогой мой, в руках моих твоя записка, помнишь: «Кто владеет моим сердцем, и кто волнует его? Прекрасная Маргарита!» Эти слова я уже много лет повторяю на вечерней молитве. Боже, лишь тебе суждено было знать, что готовит нам судьба. Почем она так несправедлива к нам? Всего лишь шесть лет счастья…зачем пережила тебя моя любовь? Сын наш Николенька стал для меня в эти страшные годы другом. Он лучше других понимал и разделял мое горе.

Я не знаю, ты жив или умер,

На земле тебя можно искать

Или только в вечерней думе

По усопшим светло горевать.

Всё тебе: и молитва дневная,

И бессонницы млеющий жар.

И стихов моих белая стая,

И очей моих синий пожар.

(слайд 8)

3-й ученик: В 1820 году, продав свои драгоценности, она поставила на месте гибели мужа небольшой храм Спаса Нерукотворного. Потянулись сюда вдовы со всех российских губерний помолиться за убиенных мужей.

Но судьба уготовила Маргарите еще один страшный удар. Сын Николенька умер от простуды. Похоронили его рядом с отцом в склепе под Спасским храмом.

4-й ученик: Маргарита оставила жизнь мирскую и стала основательницей, а затем игуменьей Спасо-Бородинского монастыря, приняв каноническое имя Мария. И еще…Интересно, что именно в Спасо-Бородинском монастыре стали печь хлеб для поминовения погибших, названный «Бородинским». Теперь этот вкус знают и любят по всей России. Такой, вот, символ любви, памяти, верности и самоотверженности – «Бородинский хлеб».

(музыка)

1-й ученик: А спустя сто лет после смерти Тучкова, юная Марина Цветаева влюбится в него по портрету и напишет свои знаменитые стихи: «Генералам двенадцатого года»

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса,

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след, —

Очаровательные франты

Минувших лет!

(песня из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово» Слова М. Цветаевой, музыка А. Петрова).

  (слайд 9)

2-й ученик: В его честь слагали хвалебные оды Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Вяземский, Баратынский. Гоголь читал ему своего «Ревизора». О ком идет речь? Не догадались? Тогда-добавим еще два слова: «поэт -партизан». Отважные и смелые герои в русской армии были всегда, но все же почему-то именно Денису Давыдову мы отдаем свои симпатии.  В чем секрет обаяния этого человека? Может быть в том, что имя героя-партизана неразрывно связано с интересным явлением дворянской жизни 19 века, имя которому – гусарство!

(кадр из фильма «Эскадрон гусар летучих»)

3-й ученик: Гусары-род войск, вид легкой кавалерии. Но не только! В мирной жизни гусаров узнавали по озорным проделкам, веселым пирушкам, дуэлям. В военное время-по отваге и подвигам! Подвиг – это всегда шаг за край.

Ученик в костюме гусара: «Я всегда был уверен, что в ремесле нашем тот только выполняет долг, который переступает за черту свою, не равняется духом, как плечами, в шеренге с товарищами, на все напрашивается и ни от чего не отказывается.»

4-й ученик: Денис Давыдов постоянно подтверждает свои слова делом. Придумывает себе новые испытания. Он мечтает о широкомасштабной партизанской войне, в успех которой никто не верит. На предложение главнокомандующего самому возглавить гусар- партизан, он отвечает дерзко, по- давыдовски.  

Ученик в костюме гусара: «Я бы стыдился, князь, предложить опасное предприятие и уступить исполнение этого предприятия другому».

1-й ученик: Что искал молодой офицер?  Славы, почета, наград? Едва ли. Дальные рейды в глубокий тыл противника, драматические эпизоды, когда от твоего решения зависит жизнь людей…Все это было для Дениса Давыдова тем живительным воздухом, без которого он задыхался. Жить иначе он просто не мог.

(песня «Я люблю кровавый бой». Исполняют учащиеся)

2-й ученик: Уйдя в отставку Денис Давыдов и в мирную жизнь перенес дух сражений. Повесив саблю на стену, и взяв в руки перо он в лихой гусарской атаке взял литературный Парнас. Казалось бы: Россия зачитывается стихами А. Пушкина, Жуковского, Вяземского, уже написано «Горе от ума». Что нового может сказать отставной офицер?  А ведь смог…

(Романс «Не пробуждай, не пробуждай…» сл. Д. Давыдова, муз А Журбина)

3-й ученик: «Утром вставив ногу в стремя,

Ах, какая благодать!

Ты в теперешнее время

Умудрился доскакать! (Я. Смеляков)

«Я генерал легкой кавалерии, то есть, существо, никогда не стареющее»-говорил он о себе. Возможно, в этих словах и заключается главный рецепт искусства жить и побеждать, который оставил нам Денис Давыдов.

Энергичная, заразительная музыка его таланта не постарела за два века. О нем пишут книги, его книги издаются сегодня десятками тысяч экземпляров, о нем снимают фильмы.

Библиотекарь: Будучи студенткой, я часто ходила в Эрмитаж и, входя в Военную галерею 1812 года, невольно испытывала волнение, т.к. оказывалась в священном месте: со стен из золоченых рам смотрят множество мужественных открытых лиц, генералов Отечественной войны 1812 года.  Портреты, а их более трехсот, созданы английским художником Д. Доу и русскими художниками В. Поляковым и В. Голике.  Их имена навечно вписаны в историю России (учащиеся называют имена героев войны 1812 года). Отечественная война 1812 года-это великое событие, о котором мы должны помнить. В этот год русские генералы и солдаты отстояли Россию, ликвидировали угрозу иноземного завоевания и обеспечили ее государственную независимость.

(музыка)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорожная карта молодого специалиста

Классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего...

Внеурочное мероприятие "Своя игра". Проверь свои знания по естествознанию!

Методическая разработка внеурочного мероприятия по естествознанию "Проверь свои знания по естествозвонанию!" в форме популярной телеигры "Своя игра".  Все вопросы демонстрируются на слайдах. ТСО:...

Консультация "Я люблю свой свой детский сад!"

Консультация для родителей группы яслей....

"В мире удивительных судеб" - о жизни и творчестве талантливого поэта Серебряного века Н.С. Гумилева.

Знакомство с биографией и творчеством поэта. Помочь студентам увидеть уникальность и многогранность личности поэта Гумилева....