Дорожная карта молодого специалиста
учебно-методический материал на тему
Классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства. Компетентность и квалификация не всех педагогов соответствуют современным образовательным требованиям. В педагогической среде не всегда активно используются современные образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №495 Московского района Санкт Петербурга
Принято Решением Педагогического Совета ГОУ СОШ № 495 Московского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 31 августа 2011 г. | Утверждаю Директор ГОУ СОШ № 495 Московского района Санкт-Петербурга _____________ Т.И. Назарова 31 августа 2011 г. |
Программа
« Повышение уровня компетентности классных руководителей
ГОУ школы № 495
Московского района Санкт - Петербурга
на 2011-2012 гг.»
Разработчик:
Председатель ШМО классных руководителей
Лебедева Н.М..
Санкт-Петербург
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Классный руководитель нередко ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Но чаще всего он это делает интуитивно, слабо осознано. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства. Компетентность и квалификация не всех педагогов соответствуют современным образовательным требованиям. В педагогической среде не всегда активно используются современные образовательные технологии, научно-методическая база воспитания, возможности участия общественных институтов в воспитании школьников. В связи с этим появляется необходимость повышения компетентности классных руководителей.
Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:
- его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
- его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
- его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.
Реализация повышения компетентности классных руководителей возможна по следующим каналам:
- через собственное, нестимулируемое извне, чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;
- через методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении;
- через обучение на курсах повышение квалификации;
-через применение в своей деятельности опыта школьных коллег.
В целях формирования нового поколения классных руководителей, отвечающих в своей работе современным методическим рекомендациям, разработана программа повышения квалификации классных руководителей. Данная программа «Повышение компетентности классных руководителей» предполагает реализацию комплекса действий, нацеленных на совершенствование организационно-методических механизмов функционирования эффективных воспитательных систем; формирование кадрового ресурса с высоким уровнем методической культуры воспитателя; разработку системы оценки качества воспитания с учетом социального заказа семьи, общества, государства.
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:
приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.
Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.
Международная Комиссия по образованию пришла к выводу, что будущий прогресс человечества в современных условиях будет зависеть не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности.
Рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда.
В отечественной педагогике, в обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков, Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова, С.Н.Чистякова и др.).
В настоящий период получает распространение следующее содержание компетентности как владения и обладания человеком соответствующего профессионализма, что включает его личностное отношение к предмету и содержанию деятельности.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств.
Педагогическая компетентность направлена на реализацию личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в вопросах своей профессиональной деятельности, максимально раскрывая свои личностные качества, адаптируясь к запросам современного образования.
Важное место в содержании компетентности отводится таким понятиям, как профессионализм – концентрированный показатель личностно-деятельностной сущности педагога, обусловленный мерой реализации его гражданской зрелости, ответственности и личностного долга.
По мнению исследователей, профессионализм педагога – это результат творческой деятельности личности, которая способна продуктивно, грамотно решать образовательные и воспитательные задачи.
Можно выделить следующие элементы педагогической компетентности:
специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемого предмета;
методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся;
социально-психологическая компетентность в сфере общения;
дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся.
Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:
его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.
Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства.
Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:
Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.
Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.
Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.
Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:
чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;
методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении (в том числе через приобретение учреждениями качественной методической литературы);
обучение на курсах повышения квалификации;
применение в своей деятельности опыта школьных коллег,
проведение мониторинговых исследований,
анализ воспитательной деятельности.
В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть несколько видов специальных компетентностей, которые отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.
Нормативно-правовая компетентность:
знание законодательства о современном образовании;
нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
умение применять правовую базу о защите детства;
применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.
Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:
овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;
разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);
обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;
разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;
проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.
Компетентность здоровьесбережения направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, разработку совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.
разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);
определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социоприродной среде;
овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;
подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.
Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени учащихся.
изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;
обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;
организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время;
разработка системы освоения детьми природной среды.
Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:
поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;
формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;
овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;
знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;
изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.
Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.
Одним из важных и самых трудных элементов в работе заместителя директора, руководителя ШМО, классного руководителя является анализ воспитательного процесса и его результатов. Анализ воспитательной работы – это не констатация: что-то сделано, что-то не успели сделать. Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе. Большую помощь в выявлении результатов воспитательной работы оказывает мониторинг.
Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в школе, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.
Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя, учащихся. Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.
Концептуальная модель мониторинга
Именно мониторинг на сегодняшний день является наиболее совершенным способом информационного обслуживания УВП. Организация мониторинга в школе стала возможной, т.к. за годы существования школы создана и стабильно функционирует информационная база, которая систематически пополняется и активно используется педагогическим коллективом.
Исходя из результатов мониторинга за прошлый учебный год, можно сделать следующие выводы об эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса:
В целом наблюдается повышение эффективности воспитательного процесса.
Выявляются проблемы, требующие принятия управленческих решений: о развитии самоуправления в коллективах, о путях формирования мотивации, о повышении уровня воспитанности, о дальнейшей работе по повышению профессионального мастерства педагогов.
Самыми сложными проблемами для классных руководителей являются умение анализировать воспитательную работу, умение проводить педагогическую диагностику, эффективность классных воспитательных мероприятий.
Требуется детальный анализ причин такого состояния воспитательного процесса на различных уровнях и составление программы дальнейшего развития воспитательной системы.
Поэтому огромное значение в работе ШМО играет хорошо организованная, продуманная диагностическая работа с педагогами, которая позволяет:
прогнозировать перспективы профессионального роста учителя;
видеть сильные и слабые стороны в работе с учителями с целью создания системы коррекции;
формировать педагогическую культуру и мастерство педагога;
способствовать росту и совершенствованию методической культуры педагога;
стимулировать качество деятельности МО школы.
Для того чтобы диагностические исследования были эффективны, ЗДВР и руководителю ШМО необходимо определить пакет диагностических методик. В своей работе мы используем следующие методики и диагностики:
методика изучения уровня профессионализма классных руководителей;
методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы классного руководителя;
диагностика изучения профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания;
диагностика успешности педагога;
диагностика изучения затруднений в деятельности классных руководителей;
Таких методик не должно быть много, но они должны быть использованы в течение 2-3 лет, что позволит увидеть динамику развития педагогического коллектива по определенным параметрам, позитивные изменения в работе.
Учить методике воспитательной работы можно на основе изучения уровня профессиональных затруднений тех людей, с которыми предстоит работать. Кроме профессиональных затруднений каждого классного руководителя, нужно знать и его сильные стороны, уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности, склонности и увлечения. Только тогда можно определить содержание и форму методической помощи, которая наиболее соответствует его способностям, опыту и навыкам. При этом выявляются положительные моменты в работе классных руководителей, которые мы используем в организации методической помощи, так как обобщение и распространение педагогического опыта – одна из форм воспитательной работы
Цель программы: создание условий для повышения квалификации классных руководителей.
Задачи:
· развитие потребности в приобретении необходимых умений и навыков, направленных на формирование компетентностной готовности педагогов к реализации деятельности классного руководителя;
· совершенствование системы мониторинга, в том числе критерии и индикаторы качества воспитательной работы в гимназии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы повышения квалификации классных руководителей:
Методическая работа с классными руководителями (педсовет, заседания ШМО классных руководителей);
«Мастер - классы» - открытые мероприятия, подготовленные членами проблемных, творческих групп. Использование передового опыта коллег.
Оценка уровня профессионального мастерства педагогов; подготовка и проведение конкурса: «Самый классный классный»
Организация работы классных руководителей по темам самообразования.
Повышение квалификации учителей с помощью Интернета.
Формирование электронной базы данных классных руководителей
Мониторинг собственной деятельности классным руководителями, самообобщение опыта и его оформление.
I. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ
Педагогический совет на тему
(ОКТЯБРЬ )
«РОЛЬ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА»
ЦЕЛЬ: проанализировать работу классных руководителей по формированию ученических коллективов, определить уровень развития классных коллективов на момент проведения педсовета и мотивировать деятельность педагогического коллектива гимназии по решению данной проблемы.
ЗАДАЧИ:
- научить определять уровень развития коллектива;
- ввести в систему воспитательной работы класса основные формы и методы организации коллектива;
- разработать принципы сотрудничества коллектива и личности.
Методическое объединение классных руководителей – одна из форм методической работы в гимназии, дающая широкие возможности для повышения уровня профессионального мастерства педагогов.
Методическое объединение классных руководителей
Цель и задачи работы
Цель: обеспечение методической поддержки профессиональной деятельности классных руководителей.
Задачи: совершенствование и повышение эффективности воспитательной работы в школе; помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса; повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей; оказание практической помощи педагогам в организации воспитательной работы с учащимися.
План работы методического объединения классных руководителей
№/п | Тема заседания | Сроки | Ответственные |
1 | Организационное заседание. Обсуждение основных направлений системы воспитательной работы школы. - Определение возможных диагностических исследований учащихся и классных коллективов. - Утверждение должностной инструкции и определение перечня нормативной документации классного руководителя. - Утверждение плана внеурочной деятельности школы и назначение ответственных на новый учебный год | сентябрь | Заместитель директора по воспитательной работе Руководитель методобъединения |
2 | «Планирование воспитательной работы в классе» «Воспитание толерантности» «Психолого-педагогические особенности организации воспитания на различных ступенях обучения» «Диагностика процесса воспитания» | 3-я неделя октября | Классные руководители Социальный педагог Психолог |
3 | “Формирование нравственности, гражданско-патриотической позиции, коммуникативной культуры учащихся”. Анализ диагностики классных коллективов. Новые воспитательные технологии. Обзор методической литературы | 3-я неделя декабря | Заместитель директора по безопасности жизнедеятельности Классные руководители Психолог |
4 | “Доверительные отношения как средство педагогической поддержки ребенка” (“круглый стол”). Обмен опытом по данной теме. Обзор дополнительной литературы | 3-я неделя февраля | Классные руководители |
5 | Заключительное заседание. Смотр-выставка “Портфолио” классов. Итоги работы за год. Примерное планирование на следующий учебный год | 3-я неделя апреля | Заместитель директора по воспитательной работе Руководитель методобъединения |
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА КОЛЛЕГ.
График открытых мероприятий
«Мастер-классы» |
1. | «Классный час в системе воспитательной работы классного руководителя» | октябрь |
2. | «Подготовка и проведение КТД» | ноябрь, декабрь |
3. | «Организация лектория для родителей» | январь |
4. | «Роль школьного музея в воспитательной работе с классом» | февраль, |
III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМАМ САМООБРАЗОВАНИЯ
Педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться.
Темы самообразования классных руководителей Нововаршавской гимназии разнообразны и соответствуют основным вопросам современного воспитания:
Начальная школа |
Ф.И.О. классного руководителя | Класс | Направления воспитательной работы в классе | Методическая тема по воспитательной работе |
Богачева А.А. | 1-А | Нравственно-эстетическое воспитание | Толерантность как способ общения в классном коллективе |
Болдырева С.В. | 1-Б | Нравственно-эстетическое воспитание | Воспитание коммуникативной культуры младших школьников |
Макарова В.Е. | 2-А | Нравственно-эстетическое воспитание | Толерантность как способ адаптации в классном коллективе |
Оськина Т.В. | 2-Б | Нравственно-эстетическое воспитание | Воспитание патриота и гражданина |
Тимошенко Н.В. | 2-В | Нравственно-эстетическое воспитание | Толерантность как способ адаптации в классном коллективе |
Тарунина О.А. | 3-А | Нравственно-эстетическое воспитание | Воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории Родины |
Малахова А.Д. | 3-Б | Нравственно-эстетическое воспитание | Воспитание нравственности у младших школьников |
Ильина Г.М. | 4-А | Нравственно-эстетическое воспитание | Использование этнокалендаря в воспитании толерантности в классном коллективе |
Лебедева Н.М. | 4-Б | Нравственно-эстетическое воспитание | Использование этнокалендаря в воспитании толерантности в классном коллективе |
Средняя школа |
Ф.И.О. классного руководителя | Класс | Направления воспитательной работы в классе | Методическая тема по воспитательной работе |
Хомякова Н.И. | 5-А | Нравственно-эстетическое воспитание | Проблемы социализации учащихся в средней школе |
Корчагина Т.В. | 5-Б | Нравственно-эстетическое воспитание | Проблемы социализации учащихся в средней школе |
Бутусова С.Д. | 6-А | Нравственно-эстетическое воспитание | Проблемы социализации учащихся в средней школе |
Егорова Н.И. | 6-Б | Туристско-краеведческое | Воспитание здорового образа жизни через спортивный туризм |
Киселева И.Ю. | 7-А | Нравственно-эстетическое воспитание | Нравственность в природе вещей…(жизненные ситуации в нравственном аспекте) на примере произведений русской литературы |
Докторова А.В. | 7-Б | Культурологическое | Социальное партнерство в вопросах воспитания учащихся |
Бударина | 8-А | Нравственное воспитание | Этические нормы во взаимоотношениях людей |
Маньякин И.В. | 8-Б | Гражданское, Туристско-краеведческое | Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности |
Лазарев М.В. | 9-А | Туристско-краеведческое | Воспитание здорового образа жизни через спортивный туризм |
Боровко Е.В. | 9-Б | Художественно-эстетическое | Развитие эстетического вкуса учащихся через театральное действо |
Краснова И.Ю. | 9-В | Спортивно-развивающее | Особенности переходного возраста подростков. |
Старшая школа |
Ф.И.О. классного руководителя | Класс | Направления воспитательной работы в классе | Методическая тема по воспитательной работе |
Латынцева Т.О. | 10-А | Историко-краеведческое Культурологическое | Воспитание гражданина средствами городской среды |
Белинская Е.С. | 11-А | Военно-патриотическое | Предупреждение и профилактика социальных рисков |
V. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТА
В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимой для педагога становится адресная индивидуализированная помощь, которая оказывается ему оперативно и направлена не столько на преодоление дефицита, связанного с недостатком знаний по актуальным вопросам обучения и воспитания, сколько обеспечивает поддержку в поиске и мобилизации собственных ресурсов для решения возникающих профессиональных проблем. Таким характеристикам соответствует виртуальное консультирование, т.е. консультирование педагога по интересующим вопросам, осуществляемое на базе информационно-коммуникационных технологий при помощи информационных ресурсов Интернета.
VI. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ БАЗЫ ДАННЫХ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
Начать процесс разработки программного обеспечения по формированию актуализированной электронной базы данных классных руководителей с внедрением системы их портфолио. База данных включает в себя информацию об обобщении и распространении передового педагогического опыта, собственных инновационных разработок, повышении квалификации, формирования электронную библиотеку методических разработок и материалов по организации воспитательной работы в классе и школе.
VI. МОНИТОРИНГ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ.
Особый путь повышения квалификации – консультирование деятельности и совместный анализ её реализации компетентными специалистами и самим классным руководителем, т.е определение уровня воспитательной компетенции классных руководителей по параметрам: ориентация в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию, технологические умения, (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий), умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным, педагога, индивидуальным интересам).
ВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в течение 2011-2012 учебного года. В реализации предполагается участие всех классных руководителей школы. Организатором и координатором реализации программы является заместитель директора школы по воспитательной работе. Данная программа может служить для классных руководителей средством для повышения собственной квалификации.
Развитие коммуникативной компетентности педагогов
(для педагогов, классных руководителей и школьных психологов)
Предлагаемая программа полностью соответствует требованиям к содержанию дополнительных образовательных программ. В ее основу лег проект развития образования «Наша новая школа». Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Содержание компетенций при разработке данной программы определялось видом профессиональной деятельности, а также профессиональными задачами, которые решают работники образования. По результатам освоения программы повышения квалификации у педагогов, классных руководителей и школьных психологов будут сформированы следующие компетенции: коммуникативная компетенция, рефлексивная компетенция, а также специальные компетенции, позволяющие педагогам решать реальные практические задачи.
2.2. Содержание программы повышения классификации
Современный этап развития образования предполагает освоение компетентностного подхода. Среди профессиональных компетентностей педагога одной из наиболее значимых является коммуникативная компетентность. Предлагаемая программа направлена на ознакомление с современными представлениями о психологии общения педагога, как с учащимися, так и коллегами. Она включает несколько модулей:
МОДУЛЬ I
Основные характеристики коммуникативной компетентности и особенности ее диагностики
Цель первого модуля программы - сформировать представление о коммуникативной компетентности и особенностях ее диагностики.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Секция | Семинар | Практическое занятие | Круглый стол |
1 | Современные подходы к понятию «компетентность в общении» | 4 | 2 | 2 |
2 | Структура компетентности в педагогическом общении | 4 | 2 | 2 |
3 | Особенности диагностики коммуникативной компетентности | 6 | 2 | 4 |
Итого | 14 | 4 | 4 | 4 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Тема №1. Современные подходы к понятию
«коммуникативная компетентность»
Общественные и межличностные отношения. Эмоциональная основа межличностных отношений. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Развитие общения в онтогенезе. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Деятельность и общение. Социальная природа деятельности. Деятельностный подход к анализу общения в отечественной психологии.
Тема №2. Структура компетентности в педагогическом общении
Различные точки зрения на структуру общения. Основные формы и феномены общения. Различные классификации видов общения. Воздействие в процессе общения. Информационный подход к анализу коммуникации. Особенности человеческой коммуникации. Виды коммуникации. Основные средства коммуникации. Понятие фасцинации. Причины возникновения коммуникативных барьеров. Вербальная коммуникация. Коммуникативные свойства человеческой речи.
Тема №3. Особенности диагностики коммуникативной компетентности
Современные средства диагностики. Стандартизированные и нестандартизированные средства диагностики. Видеотренинг как возможность осознания коммуникативных ресурсов.
Рекомендуемая литература:
Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Символический интеракционизм // Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 1999. С.111-115.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Теории диадического взаимодействия // Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 1999. С.126-135
Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1992.
Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1992. С.32-42.
Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.,1990.
Форма контроля: зачет.
МОДУЛЬ II
Общение в онтогенезе, возрастные особенности общения
Цель второго блока программы - сформировать представление о возрастной специфике общения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Лекция | Семинар | Практическое занятие | Круглый стол |
4 | Общение в онтогенезе | 6 | 2 | 2 | 0 | 2 |
5 | Особенности педагогического общения с дошкольниками | 6 | 2 | 2 | 2 | 0 |
6 | Общение с младшими школьниками, его специфика | 6 | 2 | 2 | 2 | 0 |
7 | Особенности общения с подростками | 6 | 2 | 2 | 2 | 0 |
8 | Юношеский возраст и специфика общения | 6 | 2 | 2 | 2 | 0 |
Всего часов | 30 | 10 | 10 | 8 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Тема №4. Общение в онтогенезе
Образовательные системы и развитие личности. Самоактуализация и самотрансценденция личности. Особенности изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах. Ученик в системе личных взаимоотношений. Потребность в общении. Основные системы отношений в школьных классах
Положение ученика в системе личных взаимоотношений. Взаимность выборов и удовлетворенность в общении. Как переживает ученик свои взаимоотношения с другими членами группы. Динамика личных взаимоотношений. Устойчивость личных взаимоотношений в различных экспериментальных ситуациях. Динамика отношения ученика к ученику.
Устойчивость положения, ученика. Что определяет положение ученика
в системе личных взаимоотношений. Обоснование детьми выбора партнера.
Тема №5. Особенности педагогического общения с дошкольниками
Психологические особенности дошкольного возраста. Общение между детьми. Педагог и взаимоотношения между детьми. Профессионально-педагогическое общение. Стили педагогического общения. Структура педагогических воздействий. Эффективное и неэффективное поощрение. Фронтальное и диадическое педагогическое общение.
Тема №6. Общение с младшими школьниками, его специфика
Положение ученика и успеваемость. Социально-психологическая наблюдательность педагога. Психологическая структура школьного класса. Понятие о структуре взаимоотношений. Структура личных взаимоотношений
и организационная, структура школьного класса.
Тема №7. Особенности педагогического общения с подростками
Специфика подросткового возраста. Педагогическое общение и межличностные ценности учащихся. Психология педагогической команды. Дидактическое общение. Методика анализа вербального взаимодействия. Структура вербального взаимодействия на занятиях.
Тема №6. Юношеский возраст и специфика педагогического общения
Психологические особенности юношеского возраста. Межличностные отношения и ценности юношей и девушек. Стратегии эффективного взаимодействия с учениками юношеского возраста.
Рекомендуемая литература:
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. Изд. второе, доп., испр. и пераб. - М.:Логос, 2004.
Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение, 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.
Маркова А.К. Психология труда учителя. М.; 1993.
Митина А.К. Учитель как личность и профессионал. М.; 1994.
Панфёров В.Н. Психология общения // Вопросы философии. 1972
Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.
Педагогика: Учебное пособие для Студенов пед. уч. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.; Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
Форма контроля: реферат по одной из тем модуля.
МОДУЛЬ III
Развитие компетентности в педагогическом общении
Цель третьего блока программы - сформировать компетентность в педагогическом общении.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Лекция | Семинар | Практическое занятие | Круглый стол |
9 | Методы активного социально-психологического обучения как средство развития коммуникативной компетентности | 8 | 2 | 2 | 4 | 0 |
10 | Стратегии эффективной коммуникации | 8 | 2 | 0 | 4 | 2 |
11 | Социальное влияние педагога: манипуляция и актуализация | 8 | 2 | 0 | 4 | 2 |
12 | Особенности невербальной коммуникации | 6 | 2 | 0 | 4 | 0 |
13 | Межличностная обратная связь в педагогическом общении | 6 | 0 | 0 | 4 | 2 |
14 | Публичное выступление в профессиональной деятельности педагога | 6 | 0 | 0 | 4 | 2 |
15 | Профессиональные аспекты коммуникативной компетентности педагога | 4 | 0 | 2 | 0 | 2 |
Всего часов | 46 | 8 | 4 | 24 | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Тема №9. Методы активного социально-психологического обучения как средство развития коммуникативной компетентности
Определение понятия «методы активного социально-психологического обучения» (МАСПО). Основные виды МАСПО. Характеристика основных подходов к понятию «тренинг». Виды тренинга. Преимущества и ограничения использования МАСПО в процессе обучения. Деловые и ролевые игры как средство развития компетентности в общении.
Тема №10. Стратегии эффективной коммуникации
Факторы, повышающие эффективность «убеждающей коммуникации». Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла. Характеристика основных подходов к эффективности процесса коммуникации (Куницина, Лабунская и др.).
Тема №11. Социальное влияние педагога: манипуляция и актуализация
Подход к взаимодействию в транзактном анализе Э.Берна. Типы взаимодействия. Исследование конфликта в социальной психологии. Конструктивный и деструктивный конфликт. Структура, функции, динамика конфликта. Стили разрешения конфликтов. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия. Схема Р.Бейлза. Теории «диадического взаимодействия»: использование математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров. Анализ категории взаимодействия в «символическом интеракционизме». Исследование взаимодействия в отечественной психологии. Деятельностный подход к анализу категории взаимодействия. Классификация форм совместной деятельности. Подходы к понятиям «манипуляция» и «актуализация» (Сидоренко, Доценко, Шостром).
Тема №12. Особенности невербальной коммуникации
Основные виды и системы невербальной коммуникации. Оптико-кинетическая система знаков. Основные положения кинетики. Культурная детерминированность использования оптико-кинетической системы. Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков. Пространственно-временная система организации коммуникативного процесса. Исследование форм пространственной организации общения Э. Холла. Основные сферы практического применения данных проксемики. Значение визуального контакта в коммуникативном процессе.
Тема №12. Межличностная обратная связь в педагогическом общении
Место и роль межличностного восприятия в процессе общения. Возможные подходы к взаимопознанию и взаимопониманию. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия). Роль эмпатии в процессе общения. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности», «новизны». Процесс стереотипизации. Эффект установки. Процесс формирования первого впечатления о человеке. Проблема точности межличностного восприятия. Понятие компетентности в общении. Практические средства повышения компетентности в общении. Различные формы социально-психологического тренинга. Феномен «обратной связи» в общении.
Рекомендуемая литература:
Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Символический интеракционизм // Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 1999. С.111-115.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Теории диадического взаимодействия // Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 1999. С.126-135
Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.
Гришина Н.В. Давайте договоримся. СПб., 1992.
Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер,1992. С. 13-32, С.142-152.
Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993
Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 1999.С.116-125.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1992. С.32-42.
Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.,1990.
Форма контроля: защита разработанных педагогами и психологами проектов.
2.3. Материально-техническая база – кафедра практической психологии Воронежского государственного педагогического университета.
2.4. В процессе реализации программы планируется использование таких активных методов социально-психологического обучения, как ролевые игры, интерактивные игры, подготовка проектов, видеотренинг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Размышления молодого специалиста
Хочется всем молодым специалистам сказать:«Возвращайтесь в свой родной город! Только в наших молодых и сильных руках он вновь сможет стать прекрасным и цветущим!»...
Проблема формирования речевого имиджа молодого специалиста как один из аспектов развития профессиональных компетенций
Преподавание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» выявило острую проблему, с которой сталкиваются будущие молодые специалисты: формирование речевого имиджа. Речевой имидж – особое речевое...
АНАЛИЗ ОБРАЗА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
В рамках дисциплины «Иностранный язык» мы решили провести работу со студентами старших курсов по анализу образа молодого специалиста в произведениях английской литературы 20 века. Свою работу мы ...
«РОЛЬ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
В ГБОУ СПО «Борский Губернский колледж» о техническом творчестве судят не только как о способе организации активного досуга учащихся, но и как о самом эффективном средстве развития интеллектуальных сп...
Становление молодого специалиста в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Нашей страны нужны современно образованные, нравственн...
Проект: «Проектно-исследовательская деятельность как стимул повышения компетенций молодых специалистов СПО» Номинация "Больше, чем профессия"
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь не...