«Агрессия в раннем возрасте. Пути преодоления»
учебно-методический материал
Данная работа поможет родителям и воспитателям справиться с агрессией у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_preodoleniya_agressii.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное развитие ребенка начинается еще с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития эмоциональных представлений. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции (радость, грусть), те более трудно им осознать, те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром [4].
Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают [1].
Одной из серьезных проблем, с которой часто сталкиваются родители детей раннего возраста является детская агрессивность.
Детская агрессия может быть эпизодической или проявляться как стойкое агрессивное поведение. Это нормальная и необходимая реакция ребенка, она нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми, добиваться целей. Агрессия переходит в насилие, когда ребенок не умеет ее выражать безопасным для окружающих способом. Чтобы агрессия не повторялась, определите ее причину, научите ребенка правильно выражать свои эмоции и создайте комфортную эмоциональную среду. Ситуация в группе усугубляется, когда агрессивные формы поведения перенимают другие дети. Чтобы это пресечь, боритесь с ситуацией подражания и помогайте детям быть более самостоятельными [2].
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
-эмоциональное отвержение ребенка родителями (отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);
-чрезмерная терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым; o суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
-авторитарное поведение родителей со стремлением к полному контролю;
-агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях – крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления;
-влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения);
-эмоциональное состояние и самочувствие педагогов, уровень их агрессивности, недостаток педагогической культуры;
-влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.
Рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением:
Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.
Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.
Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.
Если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу.
Примеры эффективных методов для устранения агрессии у детей:
- Когда ребенок чувствует раздражение, гнев, обиду, предложите ему нарисовать или вылепить из пластилина то, что он чувствует. Но при этом обязательно просите рассказать, что он делает и чувствует при этом. Скорее всего, что рассказ будет именно о настоящих причинах агрессии у ребенка. Заостряйте внимание малыша на чувствах, чтобы потом помочь ему их идентифицировать и контролировать самостоятельно. Отвлекая его внимание, вы не дадите разгореться скандалу и истерике [3].
- Сшейте подушечку и объявите, что это «мешок для злости». Попросите малыша бить ее, как только он будет раздражен, то есть складывать плохое в мешочек. Это обезопасит его от травматизма во время истерики, не даст бить и кидать посуду или вещи.
- Объясните, что в перспективе драчливость не выгодна ему лично. Если он побил сверстника, то тот не будет больше с ним играть. Если бьет взрослых, то они не захотят общаться с тем, кто делает им больно. В итоге, одному будет намного скучнее, чем в компании.
- Обязательно донести до ребенка правила поведения в доме и на улице. Например, «когда мы не деремся, с нами тоже не дерутся», «если мы не обижаем, то и нас не обидят», «игрушки можно брать, когда они свободны». Дети стремятся к порядку и указаниям, потому что самим им сложно. Так что используйте убеждение, словом и правилами.
- Хвалите чадо, если он прислушался к вашим наставлениям, но не используйте слово «хороший» (по наблюдениям психологов малыши на него не реагируют). Акцентируйте внимание на том, сколько удовольствия он вам доставил своей сдержанностью.
- Придумывайте совместные сказки, где он главный герой. Это поможет лучше понять чувства, как при рисовании и лепке. Применяя эффективные методы сказкотерапии, вы поможете ребенку понять, как нужно и ненужно себя вести.
- Оставляйте для ребенка в доступном месте бумагу или старые газеты, чтобы он мог их рвать. Предварительно объясните, что так вы узнаете о его гневе, а он ничего не поломает. Подобным по силе предложением считается топанье ногами или сильные вдохи-выдохи в момент приступа агрессии.
- Распознавать гнев можно научить с помощью плакатов или рисунков, которые сам малыш нарисует. Попросите изобразить разные эмоции и не убирайте рисунок. Договоритесь, что малыш может показывать вам на плакате то, что он чувствует. Это поможет предотвратить вспышки агрессии [5].
В работе с детьми, проявляющими агрессивное поведение, педагог может использовать в своей работе арт-технологии.
Упражнение «Кляксы». Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.
Ход работы: Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».
Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.).
Упражнение «Мелки - наперегонки»
Цель: Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Ход работы: Ребенку в разном темпе (медленно – быстро) предлагается делать штрихи на листе.
«Техника выдувания»
Подключение дыхательных упражнений всегда ведет к снижению и мышечного, и эмоционального напряжения. Педагог предлагает детям: Поставьте каплю краски на бумагу, возьмите трубочку и резко дуйте на каплю сверху, чтобы капля растеклась в разные стороны получилась звёздочка или цветок. Если дуть сбоку, можно выдуть красивые деревья или букеты цветов.
«Рисование мыльными пузырями».
Берём флакон с готовыми мыльными пузырями и добавляем немного гуаши любого цвета. Опускаем в раствор трубочку и дуем, чтобы получились пузыри. Затем берём лист бумаги и осторожно прикасаемся к мыльным пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются удивительные отпечатки.
Если ребенок совсем не проявляет агрессию, с огромной долей вероятности можно сказать, что ребенок подавляет эти эмоции. Родители рады – какой у них хороший ребенок! Но можно ли говорить о счастье ребенка, если он не может себя проявлять в полной мере и вынужден уже с такого раннего возраста играть роль, угодную родителям. Ребенок растет подавленным, неудовлетворенным и, не особо здоровым [6].
Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребёнка может и не коснуться.
И главное любить и понимать своего ребенка.
Список использованных источников
1.Выготский,Л.С. Педагогическая психология/ Л.С.Выготский.–М.:Изд.АСТ,2008. – 80 с.
2.Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/ В.Я.Зедгенидзе, Н.М.Стёпина. –М.:Знание,2004. – 91с.. –672с.
3.Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника и младшего школьника./А.В.Запорожец. – М.:Просвещение,2005.–145с.
4.Изотова,Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е.В.Никифорова. – М.: Академия,2004. – 452с.
5.Корниенко А. А. Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. -200с.
6.Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста// Вопросы психологии. 1961. № 3. С. 117-124.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"
Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще родители задумываются о раннем развитии ребенка. В этой ситуации музыкальные школы, в соответствии ...
Презентация к дипломной работе «Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста»
АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы объясняется необходимостью организации эфективного взаимодествия воспитателя и ребенка в образовательной деятельности. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, н...
Образовательная деятельность детей раннего возраста
Конспект занятий: "Лепка" группа раннего возраста. "Ёжик"(лепка)Цель: Развивать у детей интерес к лепке. Совершенств...
Образовательная деятельность с детьми раннего возраста Лепка "Зёрнышки для петушка"
Ход занятия.1. Организационный момент.Отгадайте, кто пришел, к нам в гости ? У нашего гостя есть гребешок, бородка, клюв и красивый хвост. А еще он по утрам всех будит, громко голосит: «Ку-ка-ре-ку!»....
Программа по логоритмике «Ладушки» (для детей с ОВЗ (инвалидностью) раннего возраста)
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием з...
"Использование фольклорных произведений с детьми раннего возраста"
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования....
Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»
Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»...