Программа по логоритмике «Ладушки» (для детей с ОВЗ (инвалидностью) раннего возраста)
рабочая программа на тему
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей с речевыми нарушениями происходят изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении пассивного и активного словарного запаса. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, ЗРР, дислалия, заикание, РАС. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмика – мощное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи детей с ОВЗ (инвалидностью).
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ladushki.docx | 72.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано:
Заведующий ОРдДиПсОУиФВ «Надежда»
________________Л.П. Шагина
«_____»___________2011г
ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара»
Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»
Программа по логоритмике
«Ладушки»
(для детей с ОВЗ (инвалидностью) раннего возраста)
Разработчики:
Гуменная С.В.
логопед I категории
Маркова Е.И.
музыкальный
руководитель I категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей с речевыми нарушениями происходят изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении пассивного и активного словарного запаса. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, ЗРР, дислалия, заикание, РАС. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмика – мощное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи детей с ОВЗ (инвалидностью).
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.
Программа «Ладушки» рассчитана на 2 года обучения для детей раннего возраста и содержит:
- задачи (коррекции нарушений речи, развития музыкальных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);
- тематические планы,
- учебно-тематические планы,
- ожидаемые результаты на каждый учебный год.
Логоритмические занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю длительностью 30 мин музыкальным руководителем, логопедом.
Цель данной программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Основные задачи программы:
- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей с ОВЗ раннего возраста ;
- создать оптимальные условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений;
- развитие музыкальных и творческих способностей детей, позволяющие достичь более высоких результатов развития речи, музыкальных способностей детей;
Базис данной программы.
Модифицированная программа «Ладушки» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
- «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»
Т. А. Ткаченко;
- Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
- Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
- Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
- «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
- Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся под музыку – тексты пропеваются.
- Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ЗАДАЧИ
- Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
- Проведение активной работы по организации детского коллектива.
- Осуществление коррекционной работы:
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;
- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
- научить правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развивать правильное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
- развивать зрительное, слуховое внимание, память.
- Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Неделя | Лексико-грамматическая тема | Название занятия | Количество занятий |
Сентябрь | 1 | Осень | «Осень» | 1 |
2 | Овощи | «Овощи» | 1 | |
3 | Овощи и фрукты | «Богатый урожай» | 1 | |
4 | Хлеб | «Каравай» | 1 | |
5 | Мои игрушки | «Городок игрушек» | 1 | |
Октябрь | 6 | Осенний лес | «Прогулка в осенний лес» | 1 |
7 | Домашние животные | «У кошки новоселье» | 1 | |
8 | Профессии | «Кем быть?» | 1 | |
9 | Перелетные птицы | «До свидания, птицы!» | 1 | |
Ноябрь | 10 | Одежда | «Одежда» | 1 |
11 | Дикие животные | «Лесные звери осенью» | 1 | |
12 | Посуда | «Посуда» | 1 | |
13 | Животные севера и юга | «В зоопарке» | 1 | |
Декабрь | 14 | Мебель | «Домик куклы Маши» | 1 |
15 | Зимующие птицы | «Снегири» | 1 | |
16 | Зима | « В гости к Снегурочке» | 1 | |
17 | Новый год | «Карнавал» | 1 | |
Январь | 18 19 | Каникулы | 1 | |
1 | ||||
20 | Комнатные растения | «Уголок природы» | 1 | |
21 | Библиотека | «Наши любимые сказки» | 1 | |
22 | Пожарная безопасность | «Кошкин дом» | 1 | |
Февраль | 23 | Наш край – Коми Республика | «Родной край» | 1 |
24 | ЗОЖ | «Мишкина малина» | 1 | |
25 | Рыбы | «Рыболовы» | 1 | |
26 | Армия | «Российская Армия» | 1 | |
Март | 27 | Весна | «Весна идёт!» | 1 |
28 | 8 марта. Семья | «Самая любимая мама» | 1 | |
29 | Домашние птицы | «Петушок и его семья» | 1 | |
30 | ОБЖ | «На лесном перекрестке» | 1 | |
31 | Строители | «Мы юные строители» | 1 | |
Апрель | 32 | Космос | «Полетим на ракете» | 1 |
33 | Транспорт | «Поиграем в поезд» | 1 | |
34 | Лес, парк | «В гости к радуге» | 1 | |
35 | Насекомые | «Муха-Цокотуха» | 1 | |
Май | 36 | Огород | «Посадим огород» | 1 |
37 | День Победы | «День Победы» | 1 | |
38 | Времена года | «Времена года» | 1 | |
39 | Лето | «Здравствуй, лето!» | 1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. «Осень»
- Закреплять знания детей об осени, как времени года.
- Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
- Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
- Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
2. «Овощи»
- Закрепить знания по теме.
- Закрепить представление о звуке [У] в пении вокализов.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
- Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.
- Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа.
3. «Богатый урожай»
- Закрепить знания детей об овощах и фруктах в дидактической игре.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У].
- Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
- Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
- Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.
4. «Каравай»
- Углубить знания детей о том, как пекут хлеб, о многообразии хлебобулочных изделий.
- Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
5. «Городок игрушек»
- Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки.
- Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [ИУ], [УИ].
- Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
- Развивать слуховое внимание.
6.«Прогулка в осенний лес»
- Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
- Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
- Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А – У - И], определять последний согласный звук в словах.
- Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
7. «У кошки новоселье»
- Уточнение артикуляции звука [О], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
- Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
- Развивать мимику детей и пантомимику.
- Воспитывать правильное речевое дыхание.
8. «Кем быть?»
- Закрепить знания детей о различных профессиях.
- Упражнять детей в выделении звука [О] в слогах и словах.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.
9.«До свидания, птицы!»
- Закреплять знания детей о перелетных птицах.
- Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
- Уточнить артикуляцию звуков [А – О – У - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].
- Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.
10.«Одежда»
- Систематизировать знания детей о различных видах одежды.
- Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
- Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.
11. «Лесные звери осенью»
- Закрепить знания детей по теме.
- Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
- Учить детей выделять звуки [Ы - И] из ряда гласных звуков.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
- Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
12. «Посуда»
- Систематизировать знания детей о различных видах посуды.
- Уточнить артикуляцию звуков [М – м’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
13. «В зоопарке»
- Расширить знания детей об обитателях зоопарка.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
- Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
- Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
14. «Домик куклы Маши»
- Закрепить знания детей по теме «Мебель».
- Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.
- Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
15. «Снегири»
- Закрепить знания детей по теме.
- Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
16. « В гости к Снегурочке»
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
- Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.
17. «Карнавал»
- Закрепить умение детей дифференцировать звуки [М - Н], выделять их из ряда согласных звуков.
- Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
18. 19. Каникулы
20. «Уголок природы»
- Расширить знания детей о комнатных растениях и о правилах ухода за ними.
- Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [А], [У], [И], [О].
- Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения.
- Развивать мелкую моторику пальце рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Воспитывать бережное отношение к природе, зеленым комнатным растениям.
21. «Наши любимые сказки»
- Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
- Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
- Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.
- Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений.
- Воспитывать любовь к книгам, чтению, стремление узнать больше нового.
22. «Кошкин дом»
- Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации «Пожарные».
- Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги.
- Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
- Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.
23. «Родной край»
- Закрепить знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре.
- Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
- Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
- Формирование длительного плавного ротового выдоха.
- Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, ее культуре.
24. «Полезные витамины»
- Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
- Уточнить артикуляцию звука [Д], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх.
- Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
- Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
25. «Рыболовы»
- Систематизировать знания детей о рыбах рек и морей.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [Т] в речевой игре «Самовар».
- Развивать правильное речевое и физиологическое дыхание.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных звуков в логопедических распевках и песнях.
26. « Российская Армия»
- Закреплять знания детей по данной теме.
- Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в оздоровительных и подвижных играх.
- Учить детей петь выразительно, слушать друг друга.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей.
27. «Весная идёт!»
- Закрепить знания детей о весне, ее приметах.
- Уточнить артикуляцию звука [Г], учить детей выделять этот звук из ряда согласных звуков.
- Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.
- Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.
- Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
28. «Самая любимая мама»
- Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с музыкой.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в речевых играх.
- Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
- Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
- Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.
29. «Петушок и его семья»
- Систематизировать у детей знания о домашних птицах.
- Учить детей определять позицию звука [Х] в словах.
- Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных комплексах упражнений.
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.
30. «На лесном перекрестке»
- Дать детям знания о правилах безопасности на дороге.
- Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Г] в пальчиковой игре «Круглый год».
- Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах.
- Развивать правильное речевое дыхание, длительный плавный выдох.
31. «Мы юные строители»
- Закрепить знания детей по теме.
- Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Х] в чистоговорках.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
32. «Полетим на ракете»
- Расширить знания детей о первом космонавте.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [С] в дыхательных играх.
- Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру.
- Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.
- Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных упражнений.
33. «Поиграем в поезд»
- Закрепить знания детей о различных видах транспорта.
- Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках.
- Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.
- Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.
34. «В гости к радуге»
- Закрепить умение детей дифференцировать звуки [С - З] в речевых и оздоровительных играх.
- Развивать слуховое внимание и память.
- Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
- Развивать певческие навыки детей, умение выразительно передавать характер песни.
35. «Муха-Цокотуха»
- Расширить знания детей о насекомых и среде их обитания.
- Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевание чистоговорок слоговых рядов с этим звуком.
- Формировать мелкую атаку голоса при произнесении гласных звуков [А – У - О] в логопедических распевках.
- Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.
- Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе, ее маленьким обитателям.
36. «Посадим огород»
- Закрепить знания детей о весенних работах на огороде.
- Закрепить артикуляцию звуков [П - Б] в речевых и пальчиковых играх.
- Формировать правильное речевое и диафрагмальное дыхание.
- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
37. «День Победы»
- Закрепить знания детей по теме.
- Закреплять правильную артикуляцию звуков [Ф - В] в дыхательных играх.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх, умение соблюдать правила игры.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.
38. «Времена года»
- Закрепить знания детей о временах года, их особенностях.
- Закрепить правильную артикуляцию звуков [С - З] в речевых играх, играх на развитие прослеживающей функции глаза.
- Закрепить умение детей выполнять различные виды ходьбы с перестроениями в 1, 2, 3 колонны.
- Развивать слуховое внимание и слуховую память.
- Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
39. «Здравствуй, лето!»
- Закрепить правильную артикуляцию звуков [К – Г - Х] в чистоговорках.
- Закреплять навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
- Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку.
- Развивать умения детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни, между фразами. Правильно произносить в словах гласные, определять направление мелодии.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированность знаний по лексическим темам.
- Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
- Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
- Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
- Улучшение результатов диагностик развития речи.
- Воспитание бережного отношения к природе, животным.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ЗАДАЧИ
- Диагностика неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
- Развитие коммуникативных навыков детей.
- Осуществление коррекционной работы:
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;
- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
- развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;
- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;
- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;
- развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;
- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;
- развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к традициям своего народа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Неделя | Лексико-грамматическая тема | Название занятия | Количество занятий |
Сентябрь | 1 | Осень | «Путешествие в осенний лес» | 1 |
2 | Родина | «Наша страна» | 1 | |
3 | Овощи и фрукты | «У бабушки в деревне» | 1 | |
4 | Хлеб | «Хлеб всему голова» | 1 | |
5 | Любимые игрушки | «Магазин игрушек» | 1 | |
Октябрь | 6 | Осенний лес | «Прогулка в осенний лес» | 1 |
7 | Домашние животные | «Поездка в Простоквашино» | 1 | |
8 | Профессии | «А что у вас?» | 1 | |
9 | Перелетные птицы | «Наши пернатые друзья» | 1 | |
Ноябрь | 10 | Одежда | «Сказка о Маше-растеряше» | 1 |
11 | Дикие животные | «Дикие животные наших лесов» | 1 | |
12 | Посуда | «Встреча с Федорой» | 1 | |
13 | Животные севера и юга | «Зоопарк» | 1 | |
Декабрь | 14 | Мебель | «В магазине мебели» | 1 |
15 | Зимующие птицы | «Птицы у кормушки» | 1 | |
16 | Зима | «В зимнем лесу» | 1 | |
17 | Новый год | «Новогодняя ярмарка» | 1 | |
Январь | 18 19 | Каникулы | 1 | |
1 | ||||
20 | Комнатные растения | «Зеленый уголок» | 1 | |
21 | Библиотека | «Путешествие по сказкам» | 1 | |
22 | Пожарная безопасность | «Мы пожарные» | 1 | |
Февраль | 23 | Наш край | «Коми край» | 1 |
24 | ЗОЖ | «Витаминная семья» | 1 | |
25 | Рыбы | «Аквариумные рыбки» | 1 | |
26 | Армия Спорт | «Крокодил Гена идет в Армию» | 1 | |
Март | 27 | Весна | «Прогулка по лесу» | 1 |
28 | 8 марта. Семья | «Мамины помощники» | 1 | |
29 | Домашние птицы | «Колечко» | 1 | |
30 | ОБЖ | «Спортсмены» | 1 | |
31 | Строители | «Строим дом» | 1 | |
Апрель | 32 | Космос | «Будем космонавтами» | 1 |
33 | День города | «Экскурсия по городу» | 1 | |
34 | Лес, парк | «Мир цветов» | 1 | |
35 | Насекомые | «Приключения Жука» | 1 | |
Май | 36 | Огородники | «Огородники» | 1 |
37 | День Победы | «День Победы» | 1 | |
38 | Времена года | «Ох и Ах!» | 1 | |
39 | Лето | «Здравствуй, лето!» | 1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. «Путешествие в осенний лес»
- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
- Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале стихотворений, песен, динамических упражнений.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать у детей чувство ритма, метра посредством речевых игр со звучащими жестами.
- Тренировать детей двигаться, сохраняя правильную осанку.
2. «Наша страна»
- Учить детей выполнять игровой самомассаж.
- Учить образовывать имена существительные в форме родит падежа единственного числа.
- Развивать память, умение размышлять, анализировать.
- Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
3. «Овощи и фрукты»
- Закрепить знания об овощах и фруктах.
- Учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом.
- Закреплять в речи правильное произношение звука [А].
- Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.
- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.
4. «Хлеб всему голова»
- Закреплять правильное произношение звука [У] в пении вокализов.
- Совершенствовать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Воспитывать у детей чувство любви к своей Родине, уважение к труду.
5. «Магазин игрушек»
- Закреплять артикуляции звуков [А - У] в звуковых играх.
- Развивать у детей чувство ритма, умение согласовывать движение со словами.
- Развивать мимику и пантомимику, умение импровизировать в движении.
- Вырабатывать навыки правильного речевого дыхания, укреплять голосовой аппарат с помощью фонопедических упражнений.
- Воспитывать у детей бережное отношение к своим игрушкам.
6. «Прогулка в осенний лес»
- Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах.
- Уточнить артикуляцию звука [И], пропевая звук в чистоговорках.
- Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса.
- Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию взгляда.
- Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
7. «Поездка в Простоквашино»
- Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
- Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх.
- Развивать зрительное внимание.
- Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу, умение детей ходить «змейкой».
8. «А что у вас?»
- Закреплять знания детей о профессиях.
- Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.
- Уточнить артикуляцию звука [П] в скороговорках, звуковых играх.
- Развивать у детей внимание, умение строиться в круг по ориентирам, определять направления направо, налево.
- Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.
9. «Наши пернатые друзья»
- Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [Н] посредством включения в занятие дидактических игр.
- Тренировать амблиопичный глаз, развивать зрительное внимание.
- Упражнять детей в ходьбе по кругу по одному и парами, следить за осанкой.
10. «Сказка о Маше-растеряше»
- Дать детям знания классификации одежды по сезону.
- Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.
- Уточнить артикуляцию звука [О], работать над пропеванием звука на вдохе.
- Совершенствовать технику ходьбы, бега, ориентирования в пространстве, развивать ловкость, зрительное внимание.
- Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.
11. «Дикие животные наших лесов»
- Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.
- Закрепить правильную артикуляцию звуков [А – У - О], учить детей пропевать эти звуки длительно и коротко.
- Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов.
- Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением.
- Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
12. «Встреча с Федорой»
- Закрепить знания детей о классификации посуды.
- Совершенствовать автоматизацию звука [Б] в пропевании логопедических рапевок.
- Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.
- Развивать правильное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство сострадания.
13. «Зоопарк»
- Закрепить у детей представление о животных разных стран.
- Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах.
- Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
- Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
- Тренировать у детей силу выдоха, умение правильно выполнять самомассаж.
14. «В магазине мебели»
- Закрепить знания детей по теме.
- Формирование правильной артикуляции звука [Т] в слоговых рядах.
- Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.
15. «Птицы у кормушки»
- Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках и потешках.
- Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.
- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
- Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года.
16. «В зимнем лесу»
- Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.
- Научить детей выполнять самомассаж лица, шеи.
- Развивать фонематический слух и слуховое внимание детей.
- Развивать умение детей импровизировать мелодии на заданную тему.
17. «Новогодний поезд»
- Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.
- Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах, распевках.
- Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
- Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений.
18, 19. Каникулы
20. «Зеленый уголок»
- Дать детям представление о многообразии комнатных растений.
- Закрепить правильную артикуляцию последовательности звуков [А – У – О - Ы] с помощью фонопедических упражнений.
- Формировать правильную голосоподачу и плавность речи.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их состояние.
21. «Путешествие по сказкам»
- Формировать правильное использование в речи простых и сложных предлогов.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в дыхательных и оздоровительных упражнениях.
- Развивать навыки правильного речевого дыхания.
- Развивать творческую активность детей, эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение.
- Воспитывать в детях доброе отношение к книгам, умение заботиться о них.
22. «Мы пожарные»
- Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о данной профессии.
- Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках.
- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
- Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен, стихотворений, танцев.
23. «Коми край!»
- Дать детям знания по данной теме.
- Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.
- Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
- Развивать коммуникативные способности детей.
- Воспитывать у детей любовь к своему краю, своим землякам, традициям, творчеству.
24. «Витаминная семья»
- Закрепить знания детей о ягодах и их пользе.
- Ввести активный словарь детей названия ягод, витаминов.
- Уточнить артикуляцию звука [Ф] в дыхательных и речевых упражнениях.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому питанию, образу жизни.
25. «Аквариумные рыбки»
- Дать детям представление о многообразии обитателей аквариума.
- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П - Б] в слоговых рядах и читоговорках.
- Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.
- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
- Воспитывать у детей чувство ответственности за своих питомцев.
26. «Крокодил Гена»
- Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме.
- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В - Ф] в слоговых рядах и логопедических распевках.
- Развивать речевое дыхание, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
27. Прогулка по весеннему лесу.
- Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в слоговых рядах и читоговорках.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
28. Мамины помощники.
- Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица.
- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С – с’] в дыхательных упражнениях.
- Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
- Воспитывать у детей уважение к маме, бабушке, сестре и другим представительницам прекрасного пола.
29. «Колечко»
- Закрепить знания детей о домашних птицах.
- Тренировать автоматизацию звуков [З - С] в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
- Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.
- Развивать ладовое чувство, чувство ритма в музицировании на детских музыкальных инструментах.
30. «Спортсмены»
- Закрепить знания детей о различных видах спорта.
- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [С - З] в слоговых рядах и чистоговорках.
- Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту интонирования мелодии.
- Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, выразительно двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями данный образ (имитация действий спортсменов в различных видах спорта).
31. «Будем космонавтами»
- Закреплять знания детей по теме.
- Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх.
- Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.
- Развивать интонационную выразительность речи, четкую дикцию.
32. «Экскурсия по городу»
- Закреплять знания детей о родном городе.
- Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в чистоговорках и потешках.
- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
- Развивать звуковысотный, тембровый, мелодический слух.
33. «Строим дом»
- Расширить словарный запас детей по теме (главным образом, глаголы).
- Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Ш - Ж] в слоговых рядах и логопедических распевках.
- Развивать двигательное внимание детей.
- Развивать коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
34. «Волшебный мир цветов»
- Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания.
- Закрепить умение дифференцировать [С - Ш] в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
- Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
- Развивать чувство ритма, метра, такта.
- Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края.
35. «Приключения Жука»
- Закрепить знания детей о насекомых и способах их передвижения.
- Закрепить умение дифференцировать [З - Ж] в слоговых рядах.
- Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами.
- Развивать координацию движений под музыку.
36. «Огородники»
- Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л – л’] в чистоговорках и потешках.
- Научить детей правильно сажать семена огородных растений.
- Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные по теме.
- Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании.
37. «День Победы»
- Закрепить знания детей по теме.
- Уточнить правильную артикуляцию звука [Ч] в дыхательных играх.
- Развивать силу и модуляцию голоса, мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
- Воспитывать у детей уважение к старшим, к истории своей страны.
38. «Ох и Ах!»
- Систематизировать знания детей о временах года.
- Закреплять правильную артикуляцию звука [Щ] в логопедических распевках, скороговорках.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни
39. «Здравствуй, лето!»
- Закреплять умение детей согласовывать числительные и существительные.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [Ц] в слоговых рядах, чистоговорках.
- Развивать слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие музыкального материала.
- Воспитывать у детей стремление хорошо учиться в школе, вести активный образ жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен
- Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
- Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
- Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
- Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
- Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
- Улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
ЛИТЕРАТУРА
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
- Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
- Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
- Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
- Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
- Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"
Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще родители задумываются о раннем развитии ребенка. В этой ситуации музыкальные школы, в соответствии ...
Презентация к дипломной работе «Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста»
АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы объясняется необходимостью организации эфективного взаимодествия воспитателя и ребенка в образовательной деятельности. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, н...
Образовательная деятельность детей раннего возраста
Конспект занятий: "Лепка" группа раннего возраста. "Ёжик"(лепка)Цель: Развивать у детей интерес к лепке. Совершенств...
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ
Информация об опыте Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в садик, ...
КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
КУРСОВАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИНКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Конспект игрового занятия для детей раннего возраста «В гостях у белочки»
· Психологические особенности детей данного возраста: ситуативность поведения (для них важно то, что происходит именно в данную минуту), предметный фетишизм (потрогать, повертеть, полизать и...