Психологическая игра-тренинг «Конфликт: эффективные способы его решения»
план-конспект занятия

Екатерина Александровна Щеклеина

Профилактика бесконфликтного поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-trening_po_konfliktu.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая игра-тренинг

«Конфликт: эффективные способы его решения»

Цель: профилактика бесконфликтного поведения.

Задачи:

- актуализировать знаний, учащихся о конфликте;

- ознакомление с эффективными вариантами общения;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

Предполагаемый результат

В ходе занятия учащиеся должны усвоить понятие «конфликт».

В результате занятия дети познакомятся с правилами предотвращения конфликта, у них будут сформированы представления о конструктивных способах разрешения конфликта, которые помогут им в нашем сложном современном мире находить выход из проблемных ситуаций.

Результатом является и то, что дети учатся проявлять уважительное отношение к собеседнику, принимать и в некоторых случаях соглашаться с мнением другого.

Мероприятие направлено на развитие связной устной речи, познавательной активности и психических процессов учащихся.

Занятие построено таким образом, что дети имеют возможность общаться, рассуждать, высказывать своё мнение.

#1042;водная часть

Знакомство «моё любимое» ...

Все участники стоят в кругу. Игру начинает ведущий-психолог. Он называет своё имя и то, что он больше всего любит. Затем второй игрок также называет своё имя и то, что он любит. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выскажутся на данную тему.

Упражнение «Улыбнитесь как….

Психолог предлагает детям улыбнуться как:

- солнышко;

- кот на солнышке;

- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;

- вас похвалили родители;

- вам помог ваш лучший друг;

- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.

Результат – чувство радости и расслабления.

Упражнение «Отгадай слово»

Психолог предлагает детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.

(Крик, оскорбления, несправедливость, фырканье, ложь, игнорирование, кидание, толкание).

Психолог помогает детям.

Затем психолог предлагает детям проверить – правы они или нет, и предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их. Получится слово «конфликт».

- Как вы думаете, какая у нас с вами цель занятия, если тема «Конфликты? (ответы детей).

- А что вы знаете о конфликте?

- Сейчас мы это узнаем, выполнив упражнение, которое называется «Моё представление о конфликте».

#1054;сновная часть

Упражнение «Мое представление о конфликте»

Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта.

Психолог предлагает на листе А4 нарисовать рисунок на тему «Моё представление о конфликте». После выполнения работы психолог предлагает по очереди рассказать, что он нарисовал.

Обсуждение:

- Какие ощущения были у вас во время рисования?

- Понравился ли вам рисунок?

Информационное сообщение «Конфликт»

Слово «конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, т.е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека, нетерпимость к мнениям других, эгоизм, склонность к сплетням, расхождение мнений и желаний.

Упражнение «Австралийский дождь»

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам, повторять движения:

- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Но ребята, каждый конфликт можно предотвратить и решить всё мирным путём, вы согласны со мной?

Упражнение «Ящик недоразумений»

Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.

Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.

1-я ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.

2-я ситуация. Идёт урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? ».

- Какая реакция учителя на слова Сергея?

- Как бы вы сделали в этой ситуации?

3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала всё, словно смерч пронёсся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».

- Какова реакция девушки?

- Как бы вы сделали на месте мамы?

4-я ситуация. Мальчик дерётся со всеми ребятами в классе. Как решить эту ситуацию?

Упражнение «Правда или ложь?»
(атмосфера открытости, групповая сплочённость)

Цель: Игра усиливает групповую сплочённость и создаёт атмосферу открытости.
Подготовка
Члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.
1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трёх фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Вывод: В жизни много конфликтных ситуаций и выходов из их тоже много, но, чтобы оставаться добрым, вежливым, воспитанным человеком нужно использовать эффективные методы – без драк и оскорблений.

#1072;ключительная часть

Рефлексия

Упражнение «Шляпы»

Психолог каждому ребёнку раздает шляпу определенного цвета: красную, желтую и синюю.

Те, у кого желтая шляпа отвечают на вопрос – достигнута ли цель сегодняшнего занятия, докажите?

Красная шляпа отвечают на вопрос - какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?

Синяя шляпа – какое упражнение запомнилось больше всего?

Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас подойдите к столу и выберите смайлик и приклейте его на ватман, с каким настроением вы уходите с нашего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты и способы их устранения.

Учебная дисциплина - Управление персоналом...

Методы психологической защиты в конфликте

Методы психологической защиты в конфликте...

«Интеллектуальная разминка, как эффективный способ вхождения студентов в языковую среду и формирование положительной учебной мотивации на уроках иностранного языка»

В статье содержаться материал, рассказывающий о способах вхождения студентов, в языковую среду,а так же  способы формирования положительной мотивации на уроках иностранного языка....

Информационная встреча "Семейные конфликты и пути их решений"

Данную методическую разработку можно применять социальному педагогу, психологу при работе с социально-неблагополучными семьями....

Презентация на тему: Конфликты и способы их разрешения.

Презентация на тему: Конфликты и способы их разрешения....

Эффективные способы формирования педагогом психологического климата в студенческой группе

Создание благоприятного социально –психологического климата в группе, как одна из современных форм работы с молодежью....

Проект по теме: «Конфликты и пути их решения»

Проект по теме: «Конфликты и пути их решения»...