Использование игр при обучении чтению на уроках английского языка в начальной школе
статья на тему

Мартыненко Наталья Петровна

Обучение чтению на английском языке, является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Многие учителя сталкиваются с прооблемой - как научить учеников читать, и в то же время, поддержать интерес к предмету, как сделать процесс обучения чтению интересным и занимательным. В возрасте 6-7 лет лучше усваивается тот материал, который вызывает интерес и имеет практическую значимость. В ходе своей профессиональной деятельности я нашла много приемов, позволяющих сделать процесс овладения чтением более увлекательным и эффективным. И один из этих приемов -это учение через игру. В своей статье я раскрыла значимость игры для младшего школьника и привела примеры игр, которые можно использовать для усвоения букв,транскрипции и правил чтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр при обучении чтению на уроках английского языка в начальной школе

Мартыненко Наталья Петровна

                             учитель английского языка ГБОУ гимназии №524 г. Санкт- Петербурга

                                                                            E-mail: natalya_martynenko_66@mail.ru

    Обучение чтению на английском языке, является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Знакомство с языком посредством чтения необходимо, так как это позволяет совершенствовать английский язык, расширять лексический запас, знакомиться с культурным наследием, иметь возможность знакомиться и наслаждаться чтением неадаптированной литературы в оригинале. Чтение и в современном мире является оптимальным способом передачи информации, и человек, свободно читающий и разбирающийся в качественной литературе, человек, свободно адаптирующийся в информационном потоке, имеет больше шансов к успешному развитию и расширению своих возможностей. Также, обучение чтению на английском языке, является прекрасным инструментом для развития устной речи, оттачивания навыков грамотного произношения и восприятия речи на слух.

    Следовательно, важно обучить школьников хорошему чтению на раннем этапе обучения. Как правило, многие учителя английского языка сталкиваются с рядом трудностей. Как научить детей начальной школы читать по-английски? Как поддержать мотивацию и интерес к предмету?

    В ходе своей профессиональной деятельности я нашла много приемов, позволяющих сделать процесс овладения алфавитом и правилами чтения более увлекательным и эффективным. Если преподнести учебный материал в ненавязчивой  и занимательной форме, то успех будет обеспечен. Все уроки должны быть эмоционально насыщены, тогда у детей возникнет постоянная мотивация к изучению английского языка, и они с нетерпением будут ожидать следующего урока. Важно, чтобы ребенок 8-9 лет стал на уроке активным участником, а для этого нужно, чтобы каждый ученик был главным действующим лицом на занятии, чувствовал себя свободно и комфортно. В этом возрасте усваивается лучше тот материал, который  вызывает интерес и имеет практическую значимость  для учащегося. Ребенок в этом возрасте живет в особом мире – мире игры и сказки. Обучение через игру и сказку, где ребенок является активным участником – вот способ эффективной работы.

   Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Эта особенность игры несет в себе большие возможности для управления процессом активизации учебно - познавательной  деятельности младших школьников. Игры комплексно воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную и другие стороны подрастающей личности.  Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках английского языка в начальной школе, огромно. В практике обучения учителя используют  лексические и грамматические игры, игры на внимание и игры, способствующие развитию памяти. Очень эффективно использовать игры для изучения букв английского алфавита и правилам чтения.

   За время работы с младшими школьниками, я собрала большое количество таких игр. И хотела бы поделиться с другими коллегами. Надеюсь, мой материал будет полезен для Вас и интересен Вашим ученикам. А обучение чтению пройдет с интересом и качественно.

   Как правило, обучение чтению начинается со знакомства с английскими звуками и знаками транскрипции. На таких уроках рекомендую использовать следующие игры.

Фонетические игры

Зоопарк

Цель:  тренировка произношения различных звуков.

Учитель произносит различные звуки, которые издают животные в зоопарке, дети повторяют. Например, тигры рычат [ r-r-r],  гуси шипят [ ∫ ], змея шипит [s]  и др.

                                             

Шлепни комара

Цель: тренировка произношения звуков, умение узнавать знаки транскрипции.

На доске учитель размещает карточки (можно изобразить в виде комара) со звуками, которые нужно запомнить или повторить. Выбирается один ученик, который будет шлепать комаров. Учитель или кто- нибудь  из учеников начинает «жужжать» т. е. произносить один из звуков. Остальные учащиеся подхватывают и «жужжат» до тех пор, пока ученик у доски не шлепнет этого «комара».

Бинго

Цель: умение различать знаки транскрипции на слух и соотносить их с графическим изображением.

Учитель готовит карточки со звуками (примерно 8-10 символов). Раздает их детям. Также учащимся выдаются жетоны, которыми дети будут накрывать звук. У учителя находятся такие же карточки , только разрезанные. Учитель берет одну из карточек и произносит звук, не показывая его изображение детям. Дети должны накрыть этот звук жетоном, если он есть на карточке. Тот ученик, кто первый накроет все звуки кричит «Bingo” и является победителем. Называть звуки может один из сильных учеников.

В лес за малиной

Цель: развитие фонематического слуха.

Учитель объявляет детям о том, что сегодня они идут в лес собирать малину.  Но в лесу живут пчелы. Пчелы жужжат так [ ∂]. В лесу много комаров. Комары жужжат так [z]. В лесу водятся неядовитые змеи. Они шипят так [ Ѳ]. Также в лесу водятся ядовитые змеи. Они шипят так [s]. Если вы услышите комаров , машем руками, прогоняем комаров. Если прилетят пчелы, вы должны спрятаться. Если услышим ядовитую змею, убегаем (топаем ногами). А если услышим неядовитую змею , собираем малину. Затем учитель произносит звуки . а дети выполняют действия. Кто неправильно услышал звук и выполнил действие, выбывают из игры.

Определи звук

Цель: дифференцирование долгих и кратких гласных звуков на слух.

После отработки правильного произношения пар (долгий- краткий) гласных звуков, предлагается детям поиграть в игру. Учитель произносит слова с данными звуками, а дети, изображая гармошку, показывают какой звук, долгий или краткий, слышится в слове.

                                            Игры с буквами

                                            Бинго

Проводится также, как и «Бинго» со звуками.

                                                   Назови буквы

Учитель имеет набор карточек с буквами английского алфавита.  Затем учитель приглашает ученика к доске и показывает ему 5 букв. Те учащиеся, которые назвали все буквы правильно и без пауз, выигрывают.

                                            5 букв

Учитель раздает учащимся по 5 карточек с буквами и предлагает внимательно их рассмотреть. Затем он называет букву, а те, у кого есть карточка с названной буквой, быстро ее поднимают и показывают остальным. Запоздавший не имеет права поднять карточку. Учитель проходит по рядам и забирает эти карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других останется без карточек.

                                              Определи букву в слове

Учитель раздает учащимся по 3-4 карточки с буквами. Затем показывает детям картинки с предметами знакомыми детям. Учащиеся, у которых есть карточка с  буквой, на которую начинается слово, поднимает ее. Учитель проходит между рядами и забирает карточки- правильные ответы. Выигрывает тот, кто раньше других остался без карточек.

                                            Соотнеси картинку с буквой

Учитель раздает учащимся по 2-4 карточки с картинками, на которых изображены известные им явления или предметы. Затем показывает букву и произносит ее. Учащиеся должны показать картинку, на которой изображены предметы, начинающиеся с этой буквы и назвать эти предметы по- английски.  Учитель может показывать буквы молча, или называть буквы, не показывая их.  Тот, кто дал правильный ответ получает очко.

                                                         Три слова

Учитель вызывает ученика и говорит ему три слова. Ученик должен быстро назвать первые буквы этих слов.

                                                          Алфавит

Учитель раздает учащимся карточки с буквами. По команде учащиеся должны выстроиться в алфавитном порядке. Причем карточки с буквами выдаются не все и не по порядку.

                                                          Хоровод – алфавит

Дети становятся в круг. Учитель показывает карточку с буквой. По команде, дети начинают передавать мяч по кругу, проговаривая алфавит до той буквы, которую показывает учитель. Затем они называют имя того ученика, у которого оказался мяч.

                                                          Запретная буква

Учитель показывает карточку с буквой. Дети начинают проговаривать алфавит. Букву, которую показывает учитель называть нельзя. Кто ошибется, выбывает из игры.

 

                      Игры на усвоения правил чтения

                                          Составь слово

Учитель раздает учащимся по нескольку карточек с буквами. Ученик, сидящий за первой партой, начинает игру. Он  берет одну из букв и выходит к доске, держа карточку так, чтобы ее видели все учащиеся. Затем ученик называет букву. За ним выходит ученик, сидящий за следующей партой с буквой, которая может быть продолжением слова. Если у него нет подходящей буквы, то слово должен продолжить ученик, сидящий за следующей партой  и  т. д. Тот, кто закончит слово, прочитает его и получает право начать другое слово. Использованные карточки возвращаются учителю. Выигрывает тот, кто принял участие в составлении большего количества слов. Игру можно усложнить, давая учащимся задания составить существительные с определениями.

                                               Найди 3 слова

Учитель пишет на доске или размещает несколько  карточек со словами. Затем учитель предлагает учащимся найти среди них три, в которых буква ( например, Aa)читается как звук [ æ ]. Также предлагаются слова с другими гласными буквами. Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.

                                  Игра на внимание

Предлагая вниманию учащихся несколько слов, учитель через 1-2 минуты закрывает эти слова и просит учащихся быстро назвать слова, в которых есть , например, звук [e]. Учащийся должен быстро назвать эти слова.

                                             Составь слово по картинке

Учитель раздает учащимся карточки с буквами. Затем учитель показывает картинку и просит детей составить это слово из букв. Пока дети составляют слово, учитель проходит между рядами и проверяет правильность составленных слов. За правильно составленное слово ученик получает жетон. Когда все слова будут составлены, учитель просит прочитать эти слова вслух. Выигрывает тот, кто наберет большее количество жетонов.

                                            Вставь пропущенную букву

Учитель пишет на доске слова или раздает детям карточки со словами, в которых пропущена буква. Затем учитель произносит, например, звук [æ] и просит учащихся вставить букву , соответствующую данному звуку в слове, где она пропущена.

                                           Подбери слова

Учитель раздает по 3-4 карточки со словами. Затем он произносит слово, а те ребята, у которых есть карточка со словами на это правило чтения, читают эти слова и затем отдают карточки учителю. Тот, кто неверно прочел слово, оставляет карточку у себя. Выигрывает тот, кто первым останется без карточек.

                                            Найди пару

На доске- слова, среди которых есть несколько рифмующихся пар. Учащиеся получают задание прочитать все слова и найти среди них рифмующиеся пары. Выигрывает тот. Кто сделает это быстрее.

                                        Найди слова

Учащимся предлагается найти в предложениях слова. в которых одна и та же буква читается по – разному. Выигрывает тот, кто быстрее найдет такие слова.

                                                                     Литература

  1. Артамонова Л. Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе. English, 2008.
  2. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М. : Просвещение, 1984.
  3. Маслыко Е. А. , Бабинская П. К., Будько А. Ф. и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка». Справ. Пособие, Высш. Шк. 1996.
  4. Сажнева М. А.  Игра как способ развития интереса к изучению иностранного языка. ИЯШ 2001.
  5. Риторина А. К. Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка. Начальная школа 1999. №5
  6. Николенко А. Н. Исчезновение интереса к изучению иностранных языков на начальном этапе как проблема дальнейшего обучения иностранным языкам. Начальная школа 2000 №5.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы обучения чтению на уроках английского языка младших школьников

распространение педагогического опыта на районном методическом объединении учителей иностранного языка...

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС, статья...

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

Игра на уроках английского языка в начальной школе

Роль обучающих игр на уроках английского языка в начальной школе....

Мастер-класс «Технология создания и использования лэпбука для введения и закрепления новой лексики на уроках английского языка в начальной школе»

Подготовка выступления студентки Слизкой Анастасии на региональном этапе Всероссийской олимпиады , на заседании кафедры практической подготовки...

Основные методики обучения технике чтения на уроках английского языка в начальной школе

Методика раннего обучения чтению имеет многовековую историю....