«Осень на ладошке»
методическая разработка
Тема занятия: «Осень на ладошке»
Цель: Формирование читательской компетенции, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности через совместную читательскую деятельность с педагогом-психологом.
Задачи:
- Освоить общекультурные навыки чтения и понимания текста;
- Овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой;
- Формировать умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
- Формировать умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы
Методы: загадки, анаграммы, поиск в тексте заданных слов,
Материал: раздаточный материал с упражнениями, листья из разноцветной бумаги.
Время: 25 -30 минут.
Ход урока:
I Основная часть:
В начале урока предлагается выбрать листики разного цвета. Какие эмоции вы испытываете при слове осень?
Затем им предлагается разгадать несколько загадок на внимание. 5 минут.
Как заведённый дождь идет,
И день тепла нам не приносит.
Печален листьев хоровод.
Все ясно: наступила… (осень).
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно … (листопад)
Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем… (гербарий)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый.
День пройдёт — он упадёт,
Его ветром унесёт.
Лист последний на заре
Сбросит клён наш в… (октябре)
Упражнение 1
Отгадайте зашифрованную загадку. Объясни. 7 минут.
3 ре | 14 пти | 23 сту | 19 по | 10 пыш | 16 к | 13 ссн, |
11 ных | 17 юг | 1 Все | 25 ла | 26 . | 7 тели | 22 на |
5 по | 21 тели | 8 кро | 27 .. | 15 цы | 28 ..! | 4 вья |
12 со | 6 жел | 18 у | 2 де | 24 пи | 20 ле | 9 ме |
Все деревья пожелтели
Кроме пышных сосен,
Птицы к югу полетели.
Наступила… (осень).
Упражнение 2
Разделитесь на пары по цветам листочков. Работа в парах найди все слова в строчках и обведи их. Что эти слова объединяет. 6 мин.
А М К Е Ю О С Е Н Ь К Т Р У Ф Э М К Б Я Л И С Т О П А Д Ф Ю Н Т
П Т А О Ш Ъ С В Л Е Д О С Т А В Л И Б Щ Э Р Н Ш П В Е Т Е Р З О В
И О З У А Б П Н И З Р О В Д О Ж Д Ь П У Р О Л Г Ь Н Г Т О В П В Ж
Д Е Л П Е Н У С Т Х О Л О Д П К У О В Н Г Т Ы Н Я Г Ш В ЕТ Е Р Ы
Ю З А М О Р О З О К Ж И В К О Л И Н А Л И Н Е Й П Р О Л Д А И Е
В О Н Ы К С П Я Ч К А Д О С Т Ь А В Н О Ъ З Л Т У М А Н О З Ц У В К .
__________________________________________________________
Упражнение 3
Вставь в таблицу пропущенные числа.6 минут.
На уроке учитель попросил каждого ученика назвать его любимый цвет.
Все ответы были записаны на доске: Сара – зеленый Варя – желтый Толя – синий Саша – желтый Катя – зеленый Рома – коричневый Жора – красный Лида – синий Тоня – красный Маша – зеленый Паша – красный Боря – коричневый Дима – синий Петя – синий Женя – желтый.
Затем учитель попросил учеников составить таблицу результатов.
ЦВЕТ | ЧИСЛО УЧЕНИКОВ КОТОРЫМ НРАВИТСЯ ЭТОТ ЦВЕТ |
Синий | 4 |
Коричневый | 2 |
Зеленый | 3 |
Красный | 3 |
Желтый | 3 |
Упражнение 3
Анаграмма. Продолжаем работать в парах, кто быстрее правильно прочитает текст и исправит ошибки. 7 минут.
Осень. Уходит ОСЕНЬ. Часто идут ДОЖДИ. На УЛИЦЕ дует сильный ХОЛОДНЫЙ ветер. ДЕТИ играют дома.
Анаграммы
1. ЛТАИПДСО (листопад).
2. ДЖЬОД (дождь).
3. НЕСГ (снег).
4. ОЖУЙРА (урожай).
5. ЕЯСТНЬБР (сентябрь).
6. АРМТ (март).
7. БКРОЯТЬ (октябрь).
8. НЯЬОБР (ноябрь).
- Какое слово лишнее?
(карточки с задание для каждого)
Упражнение 4
Расшифруй пословицу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
н | з | п | и | е | х | ь | м | а | с | д | б | р | о |
14 | 10 | 5 | 1 | 7 |
|
|
|
|
|
2 | 9 | 3 | 9 | 10 | 4 | 6 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | 4 | 8 | 9 |
|
|
|
|
3 | 14 | 11 | 12 | 5 | 13 | 4 | 6 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осень запасиха - зима подбериха.
Динамическая пауза: 5 минут.
Белым снегом всё одето - |
лето (зима) |
Ночью каждое оконце |
солнце (луна) |
Друг зверей и друг детей |
Бармалей (Айболит) |
Кукарекает спросонок |
поросёнок (петух) |
Высокий, длинноногий, |
олень (аист) |
Говорил учитель Ире, Что два больше, чем…
( чем 1)
Ты на птичку посмотри Ног у птицы ровно
(2 ноги)
Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно…
(4 лапы)
У Иринки и Оксанки Двухколесные есть…
(велосипеды)
И капризна, и упряма,
В детский сад не хочет...
(Не мама, а дочка)
Приём «Ложная альтернатива»
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или - или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать.
Например:
Сколько будет 8 и 4 : 11 или 12 ?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?
Столица России - Москва или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Сколько в минуте секунд - 10 или 100?
Понравились вам задания? Что необходимо для правильного ответа?
Упражнение 5
Работаем индивидуально, соедини стрелками пословицу. Расскажи как ты ее понимаешь.7 минут.
Осень пришла | да сыт |
Осень, осень, | сентябрь к столу подаёт |
Холоден сентябрь | октябрь капустой |
День прозевал | жди осени. |
Сентябрь пахнет яблоками | на дню погод восемь |
Упал с дерева лист | урожай потерял |
Август варит | зима – подбериха |
Осень – запасиха | урожай принесла |
(для каждого карточка)
Пословицы:
Осень пришла – урожай принесла.
Осень – запасиха, зима – подбериха.
Упал с дерева лист – жди осени.
День прозевал – урожай потерял.
Август варит, сентябрь к столу подаёт.
Холоден сентябрь, да сыт.
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь капустой.
Вечером дожди – утром грибов жди.
Осень, осень, на дню погод восемь.
Что вызвало затруднение при выполнении задания? Были ли пословицы которые вы слышали впервые?
Упражнение 6
Расшифруй пословицу.
14 | 10 | 5 | 1 | 7 |
|
|
|
|
|
2 | 9 | 3 | 9 | 10 | 4 | 6 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | 4 | 8 | 9 |
|
|
|
|
3 | 14 | 11 | 12 | 5 | 13 | 4 | 6 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осень запасиха - зима подбериха
Упражнение 7
Называем признаки осени, выбираем один из перечисленных признаков и встаем в круг берем листочки в ладошку ( передаем их по кругу ) .
Первый участник говорит, чем этот признак хорош, следующий, чем он плох и так се по кругу. 5 минут.
Приём «Хорошо-плохо»
Я вам предлагаю оставить эту же тему, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления. Берем листики в ладошку и встаем в круг.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций. В каких случаях можно посмотреть на ситуацию с разных сторон?
Рефлексия. Подведение итогов. 5 минут.
- Что запомнилось на уроке? О чём хотели бы рассказать дома?
-Что нам в этом помогло при выполнении заданий ?
-Что вам понравилось на уроке?
-Что нового вы узнали?
-Кому было трудно и почему?
Домашнее задание
Ответьте на вопросы
- Какая техника рекламируется?
- Как можно связаться с представителями этого магазина?
- Товары каких фирм рекламируются?
- Определите технику по характеристике данной в рекламе
- Как представители магазина привлекают внимание покупателей?
- Какой товар ты бы выбрал учитывая семейный бюджет?
резерв
- Осень – время уборки урожая, тогда людям приходится много трудиться. Давайте сейчас мы вспомним пословицы о труде. (Начало и конец пословиц написаны на карточках, ребята составляют пословицы).
1. Кто не работает … (тот не ест.)
2. Землю красит солнце, а … (человека – труд.)
3. Где труд, там и … (счастье.)
4. Делу время, а … (потехе час).
5. Откладывай безделье, да … (не откладывай дела.)
6. Не поклонясь до земли и … (грибка не поднимешь.)
7. Без труда … (не вытащишь и рыбки из пруда.)
8. Труд кормит, а … (лень портит.)
Задание: В тексте допущено две речевые ошибки. Найди их.
Ранним утром я иду в соседнюю берёзовую рощу. В соседней берёзовой роще хорошо и радостно в эту весеннюю пору! Сквозь листочки берёз падают на траву золотые лучики солнца. Звонко распевают птицы. Птиц песни разливаются по всей окрестности. В глубоком овраге журчит холодный ключ. Я сажусь на пенёк, достаю кружку. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!
Упражнение «Запрещенная цифра»на концентрацию и распределение внимания
Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4. Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребёнку повторить упражнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
14.10.21.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Все деревья пожелтели Кроме пышных сосен, Птицы к югу полетели. Наступила… (осень). 2
А М К Е Ю О С Е Н Ь К Т Р У Ф Э М К Б Я Л И С Т О П А Д Ф Ю Н Т П Т А О Ш Ъ С В Л Е Д О С Т А В Л И Б Щ Э Р Н Ш П В Е Т Е Р З О В И О З У А Б П Н И З Р О В Д О Ж Д Ь П У Р О Л Г Ь Н Г Т О В П В Ж Д Е Л П Е Н У С Т Х О Л О Д П К У О В Н Г Т Ы Н Я Г Ш В ЕТ Е Р Ы Ю З А М О Р О З О К Ж И В К О Л И Н А Л И Н Е Й П Р О Л Д А И Е В О Н Ы К С П Я Ч К А Д О С Т Ь А В Н О Ъ З Л Т У М А Н О З Ц У В К . 3
4 ЦВЕТ ЧИСЛО УЧЕНИКОВ КОТОРЫМ НРАВИТСЯ ЭТОТ ЦВЕТ Синий 4 Коричневый 2 Зеленый 3 Красный 3 Желтый 3 Сара – зеленый Варя – желтый Толя – синий Саша – желтый Катя – зеленый Рома – коричневый Жора – красный Лида – синий Тоня – красный Маша – зеленый Паша – красный Боря – коричневый Дима – синий Петя – синий Женя – желтый.
Осень. Уходит ОСЕНЬ. Часто идут ДОЖДИ. На УЛИЦЕ дует сильный ХОЛОДНЫЙ ветер. ДЕТИ играют дома. Анаграммы 1. ЛТАИПДСО (листопад). 2. ДЖЬОД (дождь). 3. НЕСГ (снег). 4. ОЖУЙРА (урожай). 5. ЕЯСТНЬБР (сентябрь). 6. АРМТ (март). 7. БКРОЯТЬ (октябрь). 8. НЯЬОБР (ноябрь). 5
Пословицы Осень пришла – урожай принесла. Осень – запасиха , зима – подбериха . Упал с дерева лист – жди осени. День прозевал – урожай потерял. Август варит, сентябрь к столу подаёт. Холоден сентябрь, да сыт. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь капустой. Вечером дожди – утром грибов жди. Осень, осень, на дню погод восемь. 6
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихи об осени Осенняя душа
Осень, грусть, ожидание покоя....
Занятие по авторской программе «Наши руки не для скуки» с использование нетрадиционных техник рисования ладошками «Ангелы счастья»
Конспект занятия с использование нетрадиционных техник рисования ладошками «Ангелы счастья»...
Информационная карта авторской программы смены летнего лагеря экологической направленности "Экология в ладошках"
Информационная карта авторской программы смены летнего лагеря экологической направленности "Экология в ладошках"...
Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.
Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.Тема: «Храбрый Петушок» (рисование ладошкой)Про...
Консультация для родителей "Вместо кисти ладошка.Возможности пальчикового рисования детей раннего возраста". 20.04.2023 г.
Детям до трёх лет еще трудно справляться с кисточкой для рисования. И мир красок и художественного творчества им могут открыть их собственные ладошки и пальчики. Это увлекательное занятие дарит ребёнк...