Воспитательная функция внеурочной деятельности по физической культуре
статья
Материал предназначен для лекций, выступлений, рефератов в среднем профессиональном образовании. В данном материале раскрываются воспитательные задачи внеурочной деятельности по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитательная функция ВД по физической культуре | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ В ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С введением ФГОС в современном образовании пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача школы состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать в социуме, предметной области, способствовать воспитанию и развитию личности ученика.
Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями,
навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности.
Великая ценность образования – это не знания, а действия.
Герберт Спенсер, англ. философ, социолог, педагог
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Задачи, содержание и организация внеурочной работы обусловлены целью и общими задачами физического воспитания подрастающего поколения. Возможность, вовлечь в систематические занятия физической культурой и спортом как можно большего числа учащихся, является одной из приоритетных задач внеурочной деятельности школы. Формирование умения и привычки самостоятельно использовать доступные средства физического воспитания в повседневной жизни с целью собственного физического совершенствования и оздоровления. Задачи направлены на освоение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, на воспитание дисциплинированности, взаимопонимания и бесконфликтности в общении, доброжелательного отношения к окружающим. Одна из задач внеурочной деятельности – это выбор спортивной специализации и достижение в избранном виде спорта результативности в соответствии с возрастом.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению – это обучение учащихся бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего возраста. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи со снижением процента здоровых детей. Это и неблагоприятная экологическая среда, и снижение уровня жизни, и нервно – психические нагрузки и незнание основ здорового образа жизни. А отсутствие личных приоритетов здоровья способствует распространению в детской среде различных негативных форм поведения (курения, алкоголизма, наркомании).
Повышенная двигательная активность – это биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные возможности сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной, опорно – двигательной и других систем, приводят к повышению уровня окислительных и восстановительных процессов, способствуют, увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям среды, повышают сопротивляемость организма.
Особенно большое значение физические упражнения имеют в жизнедеятельности растущего организма. Оптимальная двигательная активность учащихся способствует улучшению их здоровья, бодрому физическому и нравственному самочувствию, повышает жизнестойкость по отношению к разного рода нагрузкам и стрессам, содействует разумному переходу от умственного труда к физическому, положительно влияет на успеваемость, стимулирует творческую активность учащихся.
Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы. В соответствии с желаниями, учащимся предоставляется возможность выбора вида занятий. При этом необходимо учитывать психические особенности детей, занятия с ними должны носить познавательный характер и хорошую эмоциональную окраску, быть разнообразными и интересными. С этой целью нужно шире использовать в занятиях всевозможные формы подвижных и спортивных игр.
1. Значение спортивно-оздоровительного направления в системе дополнительного образования сегодня возрастает.
Оно выполняет ряд основных задач:
· Образовательная – т.е. дополнительная подготовка в интересующем школьника виде спорта
· Коррекционно-развивающая – позволяет развить физические и творческие способности ребенка, а так же исправить некоторые отклонения в его развитии
· Воспитательная – спортивно-оздоровительная деятельность оказывает большое влияние на формирование навыков жизни в коллективе, одновременно воспитывая лидерские качества
2. Рассмотрим одну из форм внеурочной спортивной деятельности – спортивную секцию:
· Всем известно, что занятие в спортивной секции играет большую роль в формировании физического здоровья; повышает выносливость и сопротивление организма внешней среде, укрепляет растущий организм учащегося
· Но занятия в секции также влияют на формирование духовного здоровья ребенка
Остановимся подробнее на примере работы секции спортивных игр (волейбола, баскетбола):
В основе секции волейбола и баскетбола лежит коллективная игра, которая является важным средством воздействия на ребенка.
Спортивная деятельность – это не только способ оздоровления ребенка, но и активная форма проявления отношений в коллективе:
· Важно, чтобы каждый, кто занимается в секции, нашел себя в коллективе, чувствовал себя необходимым для членов команды
· Занятия дают возможность ребенку испытать «ситуацию успеха»; научиться само утверждаться положительным способом, воспитать в себе лидерские качества (не всегда ребенок может раскрыться на уроке, а занятия в секции дают возможность реализовать свои способности, повысить самооценку через любимый вид деятельности)
· Любая коллективная игра предусматривает соблюдение определенных правил, умение работать в команде, не теряя при этом свою индивидуальность
· Систематические занятия в секции способствуют выработки внутренней дисциплины ребят, помогая в организации учебной деятельности, формирует активную жизненную позицию
Для любого ученика важен предметный результат его деятельности, поэтому большую роль в формировании личности играют спортивные соревнования, которые являются для ребенка ярким событием. Участвуя в них, он совершает для себя поступок, проявляет полученные на занятиях умения и навыки, взрослеет, развивается, приобретает опыт побед и поражений.
ВЫВОД:
Внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А. Сухомлинский:
«Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….»
Занятия в секции, общение вне урока помогают наладить взаимоотношение: учитель-ученик (общение становится доверительным, ребенок открыт для диалога и у преподавателя появляется возможность более эффективно помочь в решении его проблем).
Значение внеурочной спортивной деятельности в формировании физического и духовного (нравственного) здоровья учащегося велико:
· Уверенность, приобретенная в спорте, - это уверенность в формировании собственной жизни
· Спорт – это преодоление, когда ребенок одерживает победу над собой, над своими слабостями, это и победа педагога. К этому надо стремиться.
ВЫВОДЫ:
1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС ООО.
2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально
отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а действия».
«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь.
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность преподавателя физической культуры.
Методическая работа....
Консультация для воспитателей Тема: «Роль воспитателя на образовательной деятельности по физической культуре»
Консультация для воспитателей...
Доклад на тему: «Инновационная деятельность преподавателя физической культуры»
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в ц...
Воспитательная и внеурочная деятельность
Воспитательная и внеурочная деятельность...
Воспитательная и внеурочная деятельность
Воспитательная и внеурочная деятельность...
Воспитательная и внеурочная деятельность
Конкурс профессионального мастерства среди обучающихся по профессиям 23.01.03 «Автомеханик», 23.01.06. «Машинист дорожных и строительных машин», 35.01.13 «Тракторист-маши...
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Труд преподавателя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), зн...