Презентация " Основы дефектологии, методы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ"
презентация к уроку
Отчетная работа по курсу " Основы дефектологии. методы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kursy.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы организации специального воспитания и обучения. Обучение в коррекционных школах (школах-интернатах) для обучающихся с ОВЗ Интегрированное обучение( обучение лиц с ОВЗ в отдельном классе общеобразовательной школы или инклюзивное обучение) Надомное/ семейное обучение
Типы коррекционно- образовательных и воспитательных учреждений для детей и взрослых с ОВЗ I вид . Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей II вид . Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей . III вид . Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей. IV вид . Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей. V вид . Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией VI вид . Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата VII вид. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития VIII вид. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью . Кроме этого, существуют реабилитационные центры и профессиональные училища для детей и взрослых.
Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением развития. Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением развития – создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ, его разностороннего развития при усвоении ИП ППС, социальной адаптации с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Задачами ППС являются : 1 . Определение особых образовательных потребностей ребенка. 2 . Разработка и реализация индивидуальной программы(плана) для работы с ребенком и семьей. 3 . Осуществление преемственности коррекционной работы с образовательными областями АООП для обучающихся с ОВЗ. 4 . Обеспечение переход ребенка на другую ступень образования по достижении ребенком определенного возраста. В реализации ИП ППС принимают участие педагоги, имеющие дефектологическое образование (учителя-дефектологи, учителя-логопеды), педагоги-психологи и ассистенты, тьюторы .
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению : профилактика ; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации УО, педагогов, родителей; экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов УО).
Условия реализации принципа личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка с ОВЗ.
Противоречия между объективной и субъективной целями специального воспитания Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. Кроме того, при разработке реальной цели воспитания учитываются объективные закономерности развития человека, особенности культуры, быта, традиций, даже географическое расположение и климатические условия страны. Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Это происходит в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким они хотят вырастить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие.
Выход из противоречия- применение личностно-ориентированной модели обучения и воспитания . В личностно-ориентированной модели учитель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Задачи: - развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); - формирование начал личности (базис личностной культуры); - развитие индивидуальности ребенка. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).
Структура современных форм воспитания и обучения детей с нарушениями развития НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЯ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОЧНОЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ, ЭЛЕКТРОННОЕ) ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (СЕМЕЙНАЯ ФОРМА, САМООБРАЗОВАНИЕ) медицинское заключение Заключение ЦПМПК ИПР инвалида Приказ ОО Заключение ЦПМПК Приказ ОО ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ Заявление родителей
Профилактика нарушений психического и физического развития у детей Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей разного возраста играет комплексная система мер профилактики. Регулярные консультации и осмотры у педиатра стоят на первом месте. На втором – внимательность самих родителей, которые обязаны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его развитии не остались без пристального внимания. Педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи могут определить состояние психического и физического развития ребенка. Точный диагноз и категорию нарушения устанавливают благодаря диагностическим обследованиям. Профилактика нарушений развития заключается в использовании специальных медицинских, социальных, психологических и педагогических методик проверки ребенка. Эффективная профилактика включает: Отсутствие физических и психических травм у мамы во время беременности; Благоприятную среду для развития малыша; Отсутствие конфликтов в семье.
Коррекция нарушений психического и физического развития у детей В коррекции нарушений развития у детей принимают участие специалисты разного профиля: неврологи, педиатры, психологи, логопеды, психиатры и дефектологи. От взаимодействия этих специалистов, а также от методов, выбранных ими, зависит эффективность лечения детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. Перед выбором конкретной методики доктор диагностирует причину нарушения развития и его тип. Медикаментозное лечение основывается на иммуностимулирующих, противовоспалительных, противосудорожных, ноотропных и сосудистых средствах. Дополнительно могут применяться витамины. Детям с комплексными нарушениями развития назначают следующие виды реабилитации: сенсорные упражнения, коррекция психологического характера, коррекция логопедического типа, упражнения на релаксацию, лечебная гимнастика и физкультура, физиотерапия. Одним из важных этапов коррекции нарушений развития является индивидуальная учебная программа для ребенка. Она разрабатывается педагогами и психологами и основывается на художественных, хореографических и музыкальных занятиях. Также в ней присутствуют особые интеллектуальные упражнения .
Основные направления работы педагога по профилактике вторичных отклонений у детей . Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и др.). Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.
Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий. Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике вторичных отклонений: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и учебных учреждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания.
Основные направления по профилактике с семьей
Методы и педагогические приемы профилактики и коррекции вторичных отклонений у детей . Основным признаком личностно-ориентированного подхода в педагогике должно служить наличие у педагогов установки на активное, заинтересованное вслушивание в каждого ребенка, желание увидеть и учесть его индивидуальность и построить взаимодействие с детьми на основе базовых составляющих эффективной коммуникации. Педагог должен владеть методами, направленными на развитие: позитивного самовосприятия детей с одновременным уважением ценности другого человека; навыков сотрудничества, умение разрешать конфликтные ситуации ненасильственным путем; навыков эффективного самовыражения в гармоничном единстве вербальных и невербальных средств коммуникации.
Используемые источники: Альманах Института коррекционной педагогики http://alldef.ru Дефектология для вас http://defectus.ru Дефектология. проф http://www.defectologiya.pro/ Педагогическая библиотека http://pedlib.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок", раздел "Коррекционная педагогика" http://festival.1september.ru/special-education
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы работы по формированию самопознания личности в процессе изучения художественного произведения
Обмен опытом...
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы
Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы...
Презентация к выпускной работе "Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО «РЖД»
Задачи выпускной аттестационной работы:1) дать общую характеристику и классифицировать методы активного обучения;2) проанализировать особенности и виды лекционныхзанятий, применяемых в учебных центрах...
Методы и приемы работы по обучению чтению детей с интеллектуальными нарушениями.
предлагаю материал для учителей, работающих в классах или индивидуально с детьми, имеющими глубокую интеллектуальную недостаточность (глубоко умственно отсталые дети) по обучению их чтению. мето...
Применение интерактивных методов в профилактической работе с обучающимися в образовательном пространстве
В последние годы наблюдаются непрерывные изменения в общественном сознании. Учебные заведения должны стать одними из основных институтов, где происходит формирование зрелой личности, самостоятельной, ...
Методы и приемы работы с лексикой на разных этапах обучения письму на уроках английского языка
Самообразование...
«Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»
Вопрос выявления и поддержки одаренных детей актуален всегда и является продолжительным процессом, связанный с анализом развития конкретного ребенка....