Дети с ОВЗ: ограничены здоровьем или родителями?
статья

Калинина Ирина Анатольевна

Статья раскрывает проблемы и трудности, которые испытывают родители, имеющие особенного ребенка. Они значительно отличаются от повседневных забот обычной среднестатистической семьи. Особенный ребенок превращает семью в особенную, вследствие колоссальной психологической нагрузки, которую несут члены семьи аномального ребенка. Рекомендуется не закрывать, а социализировать ребенка в общество, не зависимо от особенностей здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_uvz.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ОВЗ: ограничены здоровьем или родителями?

«Не жди, что твой ребенок

будет таким, как ты или таким, как ты хочешь.

Помоги ему стать не тобой, а собой»

Я. Корчак

Рождение ребенка с нарушениями развития всегда является стрессом для семьи. В поддержке и помощи нуждается не только сам ребенок, но и его родители.

В ГНадымском профессиональном колледж» уже не первый год применяется практика работы с детьми, имеющими ограничения по состоянию здоровья. В самом начале этого непростого пути педагоги столкнулись с рядом проблем, возникших, в том числе, и у родителей. Хотелось бы рассмотреть некоторые из них.

Социальная изоляция семьи. В семье появился ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Внимание родителей в основном направлено на поиск клиник и средств медицинской реабилитации. Конечно, это правильное решение. Однако, нам пришлось столкнуться с тем, что дети к пяти годам не могут найти приемлемые для них способы общения с окружающими. В беседе с родителями выясняется, что они «почти не гуляли на детских площадках с другими детьми», перестали ходить в гости и приглашать гостей к себе, предпочитали гулять в одиночестве. Таким образом, скрывая ребенка от общества, родители невольно обрекают его на более сложный путь социализации. Приходя к нам в Центр, таким детям сложно оторваться от родителей, общение со сверстниками носит конфликтный характер, осложняется процесс адаптации.

Что можно порекомендовать родителям в таком случае? Ответ один – расширять круг общения малыша. Жизнь ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как и любого другого ребенка, не ограничивается только семьей. Однако, можно понять и опасения родителей: на площадке на их ребенка будут обращать слишком много внимания, другие дети могут его ударить, возможны насмешки. Здесь хочется отметить, что дети до 4-5 лет, как правило, не заостряют внимание на различия в развитии. Это мы, взрослые, ограничиваем их. Становится востребованным и модным такое направление в образовании как инклюзия (обучение и воспитание детей с отклонениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования). Не стоит отказываться и от такого метода вхождения в общество.

На основе того, о чем мы говорили выше, можно обозначить еще одну проблему. Это гиперопека детей со стороны родителей. Проще говоря, это чрезмерная забота о ребенке. Все мамы и папы любят своих детей, но иногда эта любовь переходит в тотальное оберегание. Помимо своей опеки многие родители хотят такого же отношения к детям и от специалистов Центра. Чрезмерно оберегая своих детей от действия среды, взрослые оказывают «медвежью услугу» своим детям: не сталкиваясь с препятствиями на пути ребенок не научится их обходить, не научится самостоятельно принимать пищу, если взрослые не дают ложку, не научится застегивать пуговицы или молнию, если это за него делает взрослый. Постепенно ребенок поймет: «Зачем что-то делать самому, если это могут сделать за тебя?» Родителям кажется, что они помогают ребенку и облегчают ему жизнь. На самом деле родители лишают свое чадо возможности познавать мир на доступном ему уровне, совершать «детские» ошибки.

Как помочь родителям справиться с постоянным чувством тревоги за ребенка? Прежде всего, необходимо объективно оценивать ситуацию, представляют ли те или иные обстоятельства реальную опасность для ребенка. Если родители решили, что их ребенок будет посещать дошкольное учреждение или центр реабилитации, то не стоит искать в работе персонала только ошибки. Находясь в группе своих сверстников, ребенок учится нормам и правилам, принятым в обществе (кушать за общим столом, соблюдать правила личной гигиены, находить конструктивные способы общения и пр.). Он понимает, что есть другие взрослые. С ними тоже надо учиться взаимодействовать, уметь донести свои потребности, обозначить желаемое. Рядом нет мамы или папы. Малыш остался один в другом месте с чужими людьми. Выполнять его пожелания некому, т.к. зачастую взрослые элементарно не могут понять его желаний. А чтобы такого не происходило ребенку желательно давать немного свободы и самостоятельности, но под присмотром.

Воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как и любого ребенка, непросто. Меняется ритм и темп жизни, изменяются обстоятельства. Соответственно растет и ребенок. Родители привыкают к определенному распорядку жизни. И вдруг в один момент понимают, что с их ребенком происходит что-то непонятное. Он становится вспыльчив, раздражителен или наоборот плаксив, метеозависим, пропадает интерес к любимым вещам. В этом нет ничего необычного. Просто наступил другой возрастной период. Зачастую нам приходится сталкиваться с тем, что родители живут одним днем и не задумываются о далеких перспективах. Возможность адаптации к условиям социума, самообслуживание ребенка, приспособление к инфраструктуре города не кажутся родителям наиболее актуальными вопросами на определенных возрастных этапах. Однако, именно в эти периоды, а чаще всего это дошкольный возраст, закладываются базовые структуры личности ребенка, полоролевая идентификация и др. Выдающийся советский психолог Л. С Выготский говорил о том, что обучение ведет за собой развитие. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья основные механизмы развития остаются теми же, что и у ребенка без ограничений по здоровью. Родителям необходимо дать своему ребенку те базовые умения и навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться сам, в своей самостоятельной жизни. Хотелось бы подчеркнуть, что мы не говорим о действиях, которые требуют длительного сосредоточения внимания или сложных вычислений. Мы подразумеваем такие действия как способность обратиться за помощью при затруднениях, умение использовать объекты инфраструктуры по их прямому назначению, способность оценить свое состояние и пр.

С появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья для родителей первоочередной задачей становится всестороннее изучение поставленного диагноза. Родители изучают все доступные источники информации. С одной стороны – это расширяет представления родителей о том или ином заболевании, о методах реабилитации. С другой стороны – они отказываются от проверенных и действенных методов, помогающих ребенку развиваться. Часто приходится слышать от родителей о том, что ребенку не подходят коллективные игры. Лучше было бы, чтобы педагог занимался только с их ребенком и только теми методами, которыми мама или бабушка занимаются с ним дома. Ведь родители лучше знают, как должен развиваться их ребенок. Давайте подумаем над этим вопросом вместе. Мы нисколько не уменьшаем значимость осведомленности родителей, однако в образовательных организациях, в том числе системы дополнительного образования, работают люди, которые специально учатся этому делу. Ведь, согласитесь, не все мамы и папы имеют специальное или коррекционное образование. Многие взрослые совсем далеки от педагогики. В мире разработаны специальные программы, методы и приемы воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты, работающие с такими детьми, придерживаются взглядов определенных теорий, основанных на долгосрочных исследованиях, а не на бытовом субъективном опыте. Если родителям непонятна та или иная методика, они всегда могут узнать все тонкости и специфику занятий у наших специалистов. Необходимо помнить, что любому ребенку, прежде всего, нужна любовь мамы и папы.

Исполнитель: Калинина Ирина Анатольевна , преподаватель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Ростове-на-Дону

           Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребено...

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ

СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ...

Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...

Дневник учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

Дневник разработан для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, является отчетным документном по учебной практике УП 01. В результате выполнения заданий и заполнения рабоче...