ОП.12 Этика и деонтология в сестринском деле
учебно-методическое пособие
История развития и возникновения профессии
План лекции:
- Основные вехи развития сестринского дела.
- Развитие сестринского дела в России.
- Роль Флоренс Найтингейл в формирования сестринского дела.
- Развитие сестринского дела в советский период.
- Основные современные направления развития сестринского дела.
- Фундаментальные понятия философии сестринского дела.
- Принципы философии сестринского дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИИ | 43.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕКЦИЯ №1
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИИ
План лекции:
- Основные вехи развития сестринского дела.
- Развитие сестринского дела в России.
- Роль Флоренс Найтингейл в формирования сестринского дела.
- Развитие сестринского дела в советский период.
- Основные современные направления развития сестринского дела.
- Фундаментальные понятия философии сестринского дела.
- Принципы философии сестринского дела.
1.Основные вехи развития сестринского дела.
Чувство любви к ближнему во все века было присуще человеку. Причем, женщине в большей степени, чем мужчине, приходилось ухаживать за больными.
У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники, исключение составляли лишь женщины, занимающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным. Акушерки занимались также лечением женских болезней и даже были свахами. Отдельную группу составляли женщины-врачи, занимавшиеся также женскими болезнями. Многие из женщин-врачей и акушерок состояли на государственной службе. Но особенно развито акушерское дело было в Древнем Риме. Здесь акушерки не только оказывали помощь во время родов, но и ухаживали за роженицами и младенцами.
В Афинах и Риме заболевших бедняков и раненных в сражениях воинов лечили в домах богатых граждан, где уход за ними осуществляли женщины. Однако в полном объеме развитие дела ухода за больными получило только с распространением христианства. Ученики Иисуса Христа - апостолы - не только проповедовали христианское учение, но и исцеляли больных. При церквях и монастырях стали возникать богадельни, или «диаконии», предназначенные вначале для больных монахов и монахинь, а позже и для всех больных. Уход за больными в этих заведениях считался еще у первых христиан богоугодным делом, ему посвящали себя почти все члены общины, но, в основном, женщин.
К XI веку относится создание во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными. В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.
В 1235 г. Елизавета была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община «елизаветинок» - из пожелавших последовать ее примеру. В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное время - и за мужчинами, нуждающимися в медицинской помощи. Много сделала община и для больных проказой.
Христианская благотворительность в средние века в католических странах выражалась и в создании различных светских и духовных рыцарских орденов, члены которых считали основной своей целью уход за больными
Много сделали по уходу за больными и сестры ордена, так называемые «госпитальерки». В ведении этих сестер находились крупные госпитали - Святого Людовика в Париже, а также в других городах Франции.
В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. Задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. «Служительницы бедных» старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными беседами, чтением и наставлениями.
В Германии общины сестер милосердия были созданы еще в 1808 г. В Италии сестры милосердия появились лишь в 1821 г. Их главной задачей был уход за заразными больными, которых не принимали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, имеющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были назначены врачами.
К середине столетия в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия.
Начиная с середины XIX века католические монахини и протестантские диаконисы оказывали медицинскую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий.
2.Развитие сестринского дела в России.
В 1763 г. известный русский просветитель И. И. Бецкой предложил создать в России систему учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей-подкидышей. Идею одобрила императрица Екатерина II. Она издала манифест о создании в Москве воспитательного дома на благотворительной основе и первой внесла 100 тыс. рублей.
В 1803 г. в Петербурге и Москве на средства воспитательных домов были учреждены две больницы для бедных по 200 коек каждая, с целью «оказывать безвозмездно врачебное пособие всякого состояния, пола и возраста и всякой нации бедным и неимущим больным, судя по роду и степени болезни: или оставляя больных для лечения в больнице, или надзирая над приходящими ежедневно за советом и лекарствами». В 1828 г. после смерти императрицы эти больницы в ее честь были названы Мариинскими.
В этом же году 12 мая в Москве и 30 августа в Санкт-Петербурге «для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов» были официально открыты вдовьи дома. Их учреждение стало выдающимся актом благотворительности не только в России. Санкт-Петербургский вдовий дом включал:
1) отделение для малолетних детей;
2) сиротское отделение для дворянских детей;
3) дом призрения больных девиц благородного звания;
4) приют для детей, родители которых пострадали от наводнений 1824 г.;
5) приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры 1831 г.;
6) училище для детей-сирот военнослужащих.
Идея организации систематического ухода за больными специально обученным для этих целей персоналом вдовьего дома принадлежит императрице Марии Федоровне. Сердобольные вдовы оставили о себе добрую славу на поприще милосердия и ухода за больными. Особой страницей истории сердоболия в нашей стране является их подвиг при оказании помощи раненым во время Крымской войны 1853-1856 гг.
Общины сестер милосердия. Организация ухода за больными в нашей стране тесно связана с деятельностью общин сестер милосердия. Как упоминалось, в 1844 г. в мире насчитывалось 56 общин сестер милосердия, из которых 35 были организованы в Германии, 6 - в России (Санкт-Петербурге, Выборге, Саратове, Риге, Таллинне, Хельсинки) и по 1-3 общины в других странах.
Первые такие структуры в нашей стране создавались по линии частной благотворительности. В марте 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России православная община сестер милосердия (с 1873 г. - Свято-Троицкая община сестер милосердия в честь существующей при общине церкви Святой Троицы). В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Прежде чем получить звание сестры милосердия женщины должны были отработать в общине в течение года. Процедура зачисления в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в сердобольные вдовы.
По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами - говорилось в Уставе, - принадлежит общине».
Существовала община на благотворительные средства. В 50-е годы община переживала трудный период - хозяйство пришло в расстройство, ухудшилась дисциплина сестер, встал вопрос об ее закрытии. Однако с 1859 г., когда общину возглавила Е. А. Кублицкая, ее деятельность стала возрождаться.
Профессиональная подготовка сестер милосердия включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии круг их обязанностей был существенно расширен. Помимо работы в отделениях общины, сестры милосердия бескорыстно осуществляли уход за больными в малоимущих и бедных семьях.
В разные годы в общине в качестве преподавателей-консультантов работали известные врачи: Н. Ф. Арендт, В. Л. Грубер, Н. Ф. Здекауер, Н. И. Пирогов, Е. В. Павлов, В. Е. Экк, первая женщина-врач Н. П. Суслова.
Покровская община сестер милосердия была учреждена в 1859 г. в Петербурге Великой княгиней Александрой Петровной. Согласно уставу (1861 г.) целью общины являлось «попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей».
В 1866 г. княгиня Н. Б. Шаховская создала общину сестер милосердия «Утоли моя печали» (название иконы Божией Матери). При общине, созданной при тюремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Впоследствии община стала самой крупной в России, в 1877 г. она насчитывала 250 сестер милосердия.
Особое место в деятельности первых общин сестер милосердия занимает Крестовоздвиженская община, которая была учреждена в Петербурге в самом начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны (день создания общины - 5 ноября 1854 г. совпал с православным праздником Воздвижения Креста Господня - символа христианской веры). Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Помощь раненым силами сестер милосердия этой общины явилась прообразом деятельности будущего Общества Красного Креста.
Проанализировав опыт первых общин сестер милосердия, можно отметить, что принципиальных отличий в их деятельности не было. Неизменными качествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству.
В 1854 г. во время Крымской войны началась осада Севастополя. К началу 1856 г. на театре военных действий уже трудились более 200 сестер милосердия из Крестовоздвиженской общины.
В своем письме 6 декабря 1854 г. Н. И. Пирогов писал: «Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестер Елены Павловны, числом до тридцати, и принялась ревностно за дело; если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомнения, много пользы».
«Так поставили упущенный госпиталь на ноги, что теперь не узнаешь. Отдали вместе смотрителя под следствие, завели контрольные дежурства сестер». Не случайно Е. М. Бакунина, отмечая эту работу сестер милосердия, говорила о них как о «ходатайницах» за интересы больных и раненых.
Н. И. Пирогов разделил сестер на несколько групп и разработал для каждой группы инструкции, регламентирующие их деятельность. Группа перевязочных сестер несла суточное дежурство в отделениях госпиталей, помогала врачам при перевязках и операциях, наблюдала за чистотой палат, палатные сестры, осуществляющие уход за ранеными и больными, сестры – аптекарши, сестры- хозяйки.
Одной из выдающихся сестер общины являлась Екатерина Бакуниа, выступившая как прекрасный организатор.
К борьбе с госпитальными казнокрадами, обворовывавшими больных и раненых, много усилий приложила Е. П. Карцева, приехавшая в Крым в 1855г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер.
За самоотверженный уход за ранеными и больными 158 участниц Крымской войны были награждены медалями "За оборону Севастополя" и позолоченным крестом.
Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны (1853 - 1856 г.) является Даша Севастопольская (Михайлова), первая российская сестра милосердия, безвозмездно помогавшая страдальцам, применявшая для перевязки ран обычный уксус, как средство дезинфекции.
3.Роль Ф. Найтингейл в формирования сестринского дела.
5 ноября 1854 г. в расположение войск союзных армий в Константинополь прибыли из Англии 38 сиделок во главе с мисс Флоренс Найтингейл; в то время в английских госпиталях, по разным сведениям, находилось до 3 000 раненых. Сестры-сиделки были размещены в барачном госпитале (в Скутари, Турция) и выполняли различную работу в зависимости от необходимости и умения.
Мисс Найтингейл не только пожертвовала свои сбережения на устройство кофейни в Инкермане, но и помогала в устройстве читален, организации чтений для матросов, писала также письма за солдат, заботилась о том, чтобы их денежные переводы отправлялись на родину, занималась устройством бань, прачечных, больничных кухонь, чем способствовала снижению смертности и санитарных потерь в английской армии. В конце 1855 г. Ф. Найтингейл вернулась в Англию, организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестер милосердия. 26 июня 1860 г. она открыла в Лондоне в госпитале Сент-Томас первую в мире школу для подготовки сестер милосердия.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ
«Я, торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство:
Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики. С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе».
В своих «Записках об уходе» Ф. Найтингейл дала определение сестринского дела, показала его отличие от врачебного дела, она создала модель сестринского дела, т. е. теорию, которую преподавали в первых сестринских школах Европы и Америки.
Имя Ф. Найтингейл стало символом милосердия. Она является основоположницей сестринского дела в мире.
Каждые 2 года Международный комитет Красного Креста присуждает в день ее рождения (12 мая) 50 медалей ее имени. Это высшая награда для медицинских сестер, активистов Красного Креста.
Таким образом, в отечественной литературе подчеркивается, что Крестовоздвиженская община заслуженно является первым в мире медицинским формированием, ее деятельность осуществлялась по четкой системе, предложенной гениальным хирургом Н. И. Пироговым. По сути дела, на полях сражений Крымской войны зарождались основные принципы военно-полевой хирургии, хорошо продуманная система этапного лечения и эвакуации раненых.
Российское общество Красного Креста. В войнах и стихийных бедствиях конца XIX - первой половины XX века помощь раненым силами сестер милосердия явилась предпосылкой к организации Общества Красного Креста. Его основоположник - гражданин Швейцарии Анри Дюнан - писал, что мысль о посещении полей сражений и об организации международной, частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их звания и национальности, появилась у него отчасти под влиянием деятельности во время Крымской войны княгини Елены Павловны, Н.И.Пирогова и сестер Крестовоздвиженской общины.
25 - 27 июля 1859 г. А. Дюнан был свидетелем битвы при Сольферино в Италии войск Наполеона III с австрийской армией. Таких кровавых сражений Европа не знала со времени битвы при Ватерлоо. После битвы на поле боя остались 23 тыс. раненых, которым никто не оказывал медицинскую помощь.
В августе 1863 г. в Берлине на Международном конгрессе по статистике (на секции сравнительной статистики и состояния здоровья и смерти среди солдат и простого населения) были одобрены доклады Дюнана и голландского лейб-медика Бастинга по организации добровольных санитарных отрядов во всех странах.
В октябре этого же года в Женеве открылась Международная конференция, в которой приняли участие представители 14 стран. Здесь было принято решение, в котором говорилось, что каждая страна должна иметь комитет, который в случае войны должен организовать помощь санитарным службам вооруженных сил. Был создан и Международный комитет по оказанию помощи раненым.
22 августа 1864 г. в Женеве представители 16 государств заключили уже международный договор о помощи раненым во время войн - Женевскую конвенцию. Позднее к этому соглашению присоединились еще 26 стран, в том числе и Россия. Отличительным знаком организации стал герб Женевы как центра духовного единения стран-участниц: красный крест на белом флаге.
1866 г. явился новым этапом в развитии дела женского ухода за больными и в России. По инициативе лейб-хирурга И. А. Нерановича и доктора Ф. Я. Кареля стали предприниматься шаги для создания Общества Красного Креста. 3 мая 1867 г. в Государственном совете бы утвержден устав общества, получившего название «Российское общество попечения о больных и раненых воинах». В 1879 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста.
Общество приняло на себя функции по подготовке опытного санитарного персонала для нужд военного времени, организации госпиталей на фронте, по сбору пожертвований и оказанию материальной помощи раненым и больным. В его деятельности на разных этапах активно участвовали многие выдающиеся медики - Н. И. Пирогов, Н.В.Склифосовский, С. П. Боткин, С. И. Спасокукоцкий, Н. А. Вельяминов, Н. Н. Бурденко и др.
Все общины сестер милосердия находились в ведении Общества Красного Креста.
Существовавшие при общинах школы сестер милосердия имели двухгодичный, а некоторые - полуторагодичный срок обучения.
Программа школы включала следующие предметы:
1) анатомия и физиология – 30 - 40 часов;
2) гигиена - 20 часов;
3) общая и частная патология - 42 часа;
4) общий уход за больными - 30 часов;
5) рецептура - 10 часов;
6) детские болезни - 22 часа;
7) кожные и венерические болезни - 20 часов;
8) общая хирургия - 24 часа;
9) десмургия и учение об асептике - 24 часа;
10) уход за хирургическими больными - 18 часов;
11) женские болезни - 12 часов;
12) глазные болезни - 12 часов;
13) массаж -24 часа;
14) богословие.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. сестры милосердия заслужили прекрасные отзывы о своей работе в госпиталях. За годы войны в стране было подготовлено более 3000 сестер, 1100 из которых самоотверженно трудились в госпиталях, лазаретах, на транспортных поездах и судах. 55 сестер милосердия погибли на театре военных действий. Среди них находилась и баронесса Ю. П. Вревская. Пройдя необходимую подготовку по уходу за больными и ранеными и вложив собственные средства в организацию санитарного отряда, баронесса вместе с другими сестрами санитарного отряда Свято-Троицкой общины в июне 1877 г. прибыла на фронт. Здесь она работала наравне со всеми и умерла от сыпного тифа.
Первая мировая война вызвала в России взрыв патриотизма. К 1912 г. в 109 общинах было только 3442 сестры милосердия, а требовались десятки тысяч. Как и в русско-японскую войну, началась массовая подготовка сестер милосердия на краткосрочных двухмесячных курсах. В конце 1914 г. в России было уже 150 школ при общинах Общества Красного Креста, где обучались более 10 тыс. учащихся.
4.Развитие сестринского дела в советский период.
После октябрьских событий 1917 г. Российское общество Красного Креста было упразднено, а все имущество этой общественной организации было объявлено государственной собственностью. Позднее был организован советский Красный Крест.
27 декабря 1919 г. были утверждены положения «О курсах красных сестер» и «О курсах красных санитарок». На курсы принимались коммунистки и сочувствующие им из среды рабочих, имеющие рекомендацию партийных органов. По окончании двухмесячного обучения, сдачи экзаменов и получения свидетельства сестры направлялись на фронт. По своим правам красные сестры приравнивались к сестрам милосердия лечебных учреждений Военного ведомства.
В период гражданской войны в Красной Армии служили 66 тыс. женщин, в том числе 10 тыс. сестер милосердия. Они составляли 2% от всех военнослужащих и самоотверженно работали в госпиталях, санитарных поездах, врачебно-питательных пунктах, банно-прачечных отрядах.
В 1922 г., в год образования СССР, Общество Красного Креста было реорганизовано в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП).
В период Великой Отечественной войны потребность в медицинских сестрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому были приняты меры по ускоренной подготовке специалистов со средним медицинским образованием. Только за первые 6 месяцев войны Обществом Красного Креста было подготовлено 106 тыс. медсестер и 100 тыс. сандружинниц. А за весь период войны организации Красного Креста подготовили более 280 тыс. медицинских сестер, около 500 тыс. сандружинниц и 36 тыс. санитарок.
Необходимо отметить, что именно медицинские работники со средним специальным образованием (медицинские сестры, акушерки, фельдшера, фармацевты и др.) обеспечили в тылу и на территориях страны, освобожденной от фашистских захватчиков, проведение основных противоэпидемических и лечебных мероприятий.
В рядах Советской Армии дорогами войны прошли 200 тыс. врачей, 300 тыс. медсестер и более 500 тыс. сандружинниц. Под огнем врага, рискуя жизнью, они оказывали помощь раненым, выносили их с поля боя (Екатерина Демина, Саша Серебровская, В. Кащеева, Наталья Качуевская, Валерия Грановская).
Судьбы и подвиги многих сестер сходны. Все они на полях сражений и в мирные дни, не щадя себя, стремились облегчить страдания человека, главным в их жизни было человеколюбие. К 1995 г. Международный комитет Красного Креста наградил 46 женщин нашей страны медалью имени Флоренс Найтингейл. Эта медаль присуждается медицинским сестрам за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным как в военное, так и в мирное время.
Медицинские сестры находились ближе к больным и раненым, именно они чаще находились на поле боя. Поэтому не случайно среди медицинских работников, удостоенных высшей правительственной награды - звания Героя Советского Союза - было больше медицинских сестер, чем врачей.
5.Основные современные направления развития сестринского дела.
Состояние сестринского движения в России на современном этапе (конец XX - начало XXI века). Социально-экономические реформы, начавшиеся в стране в конце 80-х годов, потребовали реорганизации системы оказания медицинской помощи населению.
Система обучения, определение функциональных обязанностей медицинской сестры, разработка стандартов качества ее работы должны определяться положением ВОЗ о том, что сестринское дело является самостоятельной дисциплиной. Сестринский уход за больными рассматривается как организованный многоплановый процесс, направленный на личность, с ее физическими и психосоциальными проблемами. Такой подход к сестринскому делу, принятый в развитых странах мира, требует и подготовки специалистов особого уровня - медицинских сестер с высшим образованием.
5 ноября 1997 г. постановлением Правительства была одобрена «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», в соответствии с которой развитие первичной медико-санитарой помощи (ПМСП) является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи.
Сегодня здравоохранению нужна медицинская сестра, которая является не только хорошим исполнителем профессиональных обязанностей, но и творческой личностью, которая бы учитывала психологические особенности больного и даже домашнюю обстановку и отношения в семье.
Предпосылками реформы сестринского дела, его развития, являются:
- негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения;
- ухудшение состояния здоровья населения;
- хронизация патологических процессов в организме;
- распространение новых заболеваний, таких как ВИЧ;
- увеличение стоимости медицинских услуг.
Постепенно снижается обеспеченность лечебно-профилактических учреждений сестринским персоналом.
Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции «Новые сестры для новой России» была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу.
К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, ВСО).
Сущность реформы заключается в осуществлении необходимых изменений в кадровой политике на основе научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом, возрождению категории младшего медицинского персонала, организации новых видов помощи, связанных не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья
Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:
1. Формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли средних медицинских работников, совершенствование системы управления.
2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели отражаются основные принципы первичной медико-социальной помощи (ПМСП). Еще сегодня действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из составляющих элементов является роль медсестры как помощника врача с крайне ограниченной профессиональной самостоятельностью.
3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических, профессиональных подходов, способных удовлетворить потребность населения в доступной медицинской помощи.
4. Усиление профилактической направленности здравоохранения.
5. Проведение системных преобразований в сестринском деле - в области образования, научных исследованиях, практическом здравоохранении, содействие в создании и развитие профессиональных сестринских ассоциаций.
6. Повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального, обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.
Подготовку специалистов сестринского дела и внедрение сестринского процесса в лечебно-профилактические учреждения относят к первоочередным задачам органов здравоохранения. Для рационального и эффективного использования имеющегося кадрового потенциала важное значение в сложившейся ситуации приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.
В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации разработана Государственная программа развития сестринского дела. Программа была разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года №390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации».
Задачи реформирования сестринского дела определяются установленными направлениями развития профессии, а именно:
- повышение роли сестер в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев и т.д.;
- обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными, расширение участия сестринского персонала в новых формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и др.;
- в связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интенсивности лечебно-диагностического процесса, важное значение приобретает профилизация деятельности и рациональное использование сестринского персонала. Возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающей мониторинг состояния пациентов, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента;
- сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре и распространение практики ведения планов сестринского ухода и документирование деятельности сестер.
Главной целью реформы сестринского образования является подготовка совершенно нового поколения специалистов, хорошо знающих свое дело, ориентированных на достижение высоких результатов в охране здоровья населения, воспитанных в духе лучших традиций и достижений отечественной и мировой культуры, способных работать в условиях рыночной экономики и демократического общества.
6.Фундаментальные понятия философии сестринского дела.
Философия (от греч. люблю и мудрость, любовь к мудрости) – это форма духовной деятельности человека, в которой находят свое отражение вопросы целостной картины мира, положения человека в мире, отношений между человеком и миром в результате этого взаимодействия. Из философии мы заимствуем формы мышления, другие философские категории (причина, сущность и т. д), без которых не может обойтись ни одна наука.
Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.
На I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, состоявшейся 27 июля - 14 августа 1993 года в Голицино, вводятся новые термины и понятия в сестринское дело. Согласно международной договоренности, философия сестринского дела базируется на четырех основных понятиях:
1. Пациент.
2. Сестра, сестринское дело.
3. Окружающая среда.
4. Здоровье.
Пациент - человек, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его.
Сестра - специалист с профессиональным образованием, разделяющая философию сестринского дела и имеющая право на сестринскую работу.
Сестринское дело - часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.
Окружающая среда - совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, в которых протекает жизнедеятельность человека.
Здоровье - динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации, средство жизни.
7.Принципы философии сестринского дела в России.
Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.
Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.
Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы с пациентом.
Основные компоненты философии сестринского дела. Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем):
- говорить правду;
- делать добро;
- не причинять вреда;
- уважать обязательства других;
- держать слово;
- быть преданной;
- уважать право пациента на самостоятельность.
Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т.е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами):
- профессионализм;
- здоровье;
- здоровая окружающая среда;
- независимость;
- человеческое достоинство;
- забота (уход).
Философия сестринского дела определяет и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра - добродетели, определяющие что является добром, а что злом в людях: знание; умение; сострадание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конференция"Этика и деонтология фармацевта"
Материалы данного урока интересны не только преподавтелям и студентам.но и просто читателям...
Рабочая программа "Биомедицинская этика и деонтология. Ответственность медицинского работника при нарушении этических норм. Профилактика нарушений»
Целью реализации учебного предмета программы это совершенствование и получение новой компетенции в области этического образования и культуры этического мышления, необходимой для профессиональной деяте...
"Этика и деонтология медицинского работника"
Медицинская этика во все времена преследует общечеловеческие принципы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью - стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку. Медицинска...
этика и деонтология в медицине
открытый классный час...
Выпускная квалификационная работа Тема: «Фармацевтическая этика и деонтология, техника личных продаж в аптеке» Специальность 060301 Фармация
Актуальность данного исследования обусловлена требованиями соблюдения этических норм, содержащихся в основе фармацевтической этики и деонтологии, с одной стороны, и недостаточной разработанностью проб...
«Медицинская этика и деонтология в работе медицинской сестры»
Каждый из нас хотя бы раз находился в больнице или обращался в поликлинику, и впечатление о лечебном учреждении зависело не только от того, какое лечение было проведено, но и от того, как нас встретил...
Медицинская этика и деонтология в работе отделений терапевтической помощи.
В самых распространенных в клинической медицине терапевтических отделениях, как правило, находятся больные самого различного профиля - с заболеваниями ССС, ЖКТ, органов дыхания, почек. Нередко их боле...